Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составляющие системы «человек - среда обитания»

Поиск

Среда обитания человека — это совокупность объек­тов, явлений и факторов окружающей (природной и искусствен­ной) среды, определяющая условия его жизнедеятельности. Одна из целей, стоящих перед данной системой, — безопасность, т. е. ненанесение ущерба здоровью человека. Достижение безо­пасности системы «человек — среда обитания» возможно только в том случае, если будут системно учтены особенности каждого элемента, входящего в эту систему.

В понятие «среда обитания» входят все элементы природной, производственной, городской и бытовой среды, т. е. все то, что окружает человека и общество в целом.

Природная среда — это факторы чисто естественного или при-родно-антропогенного системного происхождения. К этим фак­торам относят: энергетическое состояние среды; химический и динамический характер атмосферы, водный компонент; физи­ческий, химический и механический характер поверхности земли; состав биологической части экологических систем; плотность насе­ления и взаимовлияние самих людей и т. д. Природная среда — это сложное и разнообразное сочетание и взаимодействие лито­сферы, атмосферы, гидросферы и биосферы в целом.

Литосфера — это внешняя сфера «твердой» земли, образованная осадочными и базальтовыми породами. Основная масса организ­мов, обитающих в литосфере, сосредоточена в почвенном слое, глубина которого не превышает нескольких метров.

Атмосфера — это газообразная оболочка планеты, состоящая из смеси различных газов, водяных паров и пыли. Главными составными частями атмосферы являются азот, кислород, аргон, углекислый газ.

С появлением промышленности и транспорта возникла про­блема сохранения чистоты атмосферы.

Загрязнение атмосферы имеет естественное и искусственное происхождение.

Среди естественных факторов выделяют:

а) внезапное загрязнение воздуха космической пылью и кос­мическим излучением;

б) земное загрязнение атмосферы при извержении вулканов,
выветривании горных пород, пыльных бурях, лесных пожарах,
возникающих от ударов молний, выносе морских солей.

На долю естественных факторов в конце XX в. приходилось 75% общего загрязнения атмосферы. Остальные 25% — результат деятельности человека.

Искусственное загрязнение атмосферы разделяют на радиоак­тивное, электромагнитное, шумовое, дисперсное и газообразное, а также по отраслям промышленности и видам технологических процессов.

Главными и наиболее опасными источниками загрязнения атмосферы являются промышленные, транспортные и бытовые выбросы. Ниже представлены наиболее массовые загрязнители, выбрасываемые всеми техногенными источниками в атмосферу Земли (90-е годы XX в.):

Загрязнители млн т/год

Твердые частицы дыма и промышленная пыль 580

Окислы углерода 360

Летучие углеводороды и другая органика 320

Окислы серы 160

Окислы азота 110

Соединения фосфора 18

Сероводород 10

Аммиак 8

Хлор 1

Фтористый водород 1

 

Определяющую роль в загрязнении атмосферы играет сжига­ние ископаемого топлива (уголь, нефть). За счет газов антропогенного (возникающие в результате деятельности человека) происхождения образуются кислотные осадки и смог. Кислотные осадки — серная и азотная кислоты, образующиеся при растворении в воде диоксидов серы и азота и выпадающие на поверхность земли вместе с дождем, туманом, снегом или пылью. Из-за попадания кислотных осадков в озера нередко происходит гибель рыб или всего животного мира. Они также могут вызывать повреждения листвы, а часто и гибель растений, ускорять коррозию металлов и разрушение зданий. Большей частью кислотные дожди наблюдаются в районах с развитой промышленностью. Хотя капельки воды довольно быстро удаляются из атмосферы, все же они успевают рас­пространиться на сотни километров от производящих выбросы теплостанций, промышленных предприятий и т. д. Среди вредных веществ, содержащихся в воздухе крупных городов, имеется большая группа обладающих канцерогенной активностью.

Исследования канцерогенных веществ, содержащихся в воз­душной среде, показывают, что возникновение онкологических заболеваний у людей происходит, в частности, от постоянного воздействия небольших доз канцерогенов в течение длительного времени.

В атмосферном воздухе, и в первую очередь в воздухе промыш­ленных центров и городов, в результате сложных химических реакций смеси газов (главным образом окислов азота и углеводо­родов, содержащихся в выхлопных газах автомобилей), протека­ющих в нижних его слоях под действием солнечного света, образуются различные вещества, скапливающиеся в ядовитый туман. Такой ядовитый туман получил название «смог». Его воз­никновению способствуют определенные метеорологические усло­вия: отсутствие ветра и дождя, а также температурная инверсия. Во время смога ухудшается самочувствие людей, резко увели­чивается число легочных и сердечно-сосудистых заболеваний, возникают эпидемии гриппа.

Одним из наиболее вредных компонентов смога является озон (О3), оказывающий губительное воздействие на легкие и слизис­тые оболочки человека, а также на растительность.

С антропогенными изменениями атмосферы связано и разру­шение озонового слоя, который является защитным экраном от ультрафиолетового излучения. Особенно быстро процесс разру­шения озонового слоя происходит над полюсами планеты, где появились так называемые озоновые дыры. В 1987 г. зарегистриро­вана расширяющаяся год от года озоновая дыра над Антарктикой, менее значительное аналогичное образование обнаружено в Арктике. Ученые считают, что одной из причин истощения озонового слоя является применение хлорфторуглеродов (фреонов), которые широко используются в виде аэрозолей, дореагентов, пенообразователей, растворителей и т. д. и в быту, и на производстве.

Быстрыми темпами растет содержание в атмосфере углекис­лого газа и метана. Эти газы обусловливают «парниковый эффект». Они пропускают солнечный свет, но частично задерживают теп­ловое излучение, испускаемое поверхностью Земли. За последние 100 лет концентрация в атмосфере углекислого газа выросла на 25%, а метана — на 100%. Это явление сопровождалось глобаль­ным повышением температуры. На Земле средняя температура в 2000 г. повысилась на 1,2 °С, а в ближайшие 50 лет предполага­ется ее повышение на 2—5 °С по сравнению с доиндустриальной эпохой. Потепление может привести к интенсивному таянию ледников и повышению на 0,5—1,5 м уровня Мирового океана, при этом окажутся затопленными многие густонаселенные прибрежные районы. Однако при общем увеличении количества осадков в центральных районах материков климат может стать более засушливым. Так, в 80—90-х годах XX в. в Африке и Северной Америке участились катастрофические засухи, которые связывают с глобальным потеплением.

В конце XX в. огромную опасность стало представлять радио­активное и химическое загрязнение атмосферы в результате деятельности человека. Все острее заявляет о себе проблема скла­дирования и хранения радиоактивных отходов военной промыш­ленности и атомных электростанций, хранения химического оружия. Следует учитывать, что загрязняющие вещества, перено­симые воздушными потоками на большие расстояния, создают опасность загрязнения территорий не только принимающей страны, но и других стран.

Распространенным видом физического воздействия на атмос­феру в городах и крупных поселках является шум, возникающий при работе транспортных средств, оборудования промышленных и бытовых предприятий, вентиляционных и газотурбинных уста­новок, реактивных самолетов при взлете и посадке. Уровень шума в 20—30 дБ (величину звуковых давлений измеряют в децибелах (дБ)), практически безвредных для человека, и является естественным шумовым фоном (табл. 2.1). У людей, живущих и работающих в неблагоприятных акустических условиях (80 дБ и более), имеются признаки изменения функционального состо­яния центральной нервной и сердечно-сосудистой систем.

Из сказанного выше ясно, какое большое значение приобре­тают работы по очистке воздуха и его охране от вредных воздей­ствий. Этими вопросами занимаются во всех странах с развитой промышленностью: издаются специальные законы, принимаются постановления местными органами власти.

 

Таблица 2.1

Шкала интенсивности шума

 

Виды шума Величина звуковых давлений, дБ
Уличное движение небольшой интенсивности 40-50
Автомобильное движение на автостраде 60-70
Движение товарного поезда  
Работа дробильной машины Работа пресса Работа мотора реактивного самолета   Уровень шума свыше 80 вреден для слуха

Гидросфера — это совокупность всех вод Земли: материковых (глубинных, почвенных, поверхностных), океанических, атмо­сферных.

Гидросфера находится в непосредственной зависимости от состояния литосферы (подземные воды), атмосферы (парообраз­ная влага) и живого вещества биосферы, поскольку является их обязательным компонентом.

Главная роль воды состоит в том, что она является средой и источником водорода для полноценного протекания жизнен­ных процессов. Практически все органические вещества биосферы представляют собой продукт фотосинтеза, при котором растения используют световую энергию для соединения двуокиси углерода с водой. Без воды фотосинтез — процесс, которому обязана вся жизнь нашей планеты, — происходить не может. Вода — единственный источник кислорода, выделяемый в атмосферу при фотосинтезе. Вода составляет 89-90% массы растений и 75% массы животных. В составе человеческого тела 65% воды. Нарушение водного баланса ведет к серьезным сдвигам в организме человека. Ученые считают, что в среднем человеку нужно 2,5 л воды в сутки, при этом 1 л приходится на питьевую.

Из общего количества воды на Земле пресная вода составляет немногим более 2% общего объема гидросферы, или примерно 28,25 млн км3.

Россия по ресурсам поверхностных вод занимает ведущее ме­сто в мире. В целом на одного российского жителя приходится 31,9 тыс. м3 пресной воды в год.'

Человечеству не угрожает недостаток воды. Ему грозит нечто худшее — недостаток чистой воды.

Проблема недостатка пресной воды возникла по следующим основным причинам:

1) интенсивное увеличение потребностей в воде в связи
с быстрым ростом народонаселения планеты и развитием отраслей
деятельности, требующих огромных затрат водных ресурсов;

2) загрязнение водоемов промышленными и бытовыми стоками.
Потребности в чистой, пресной воде с каждым годом растут.

На производство 1 т стали, например, расходуется 250 м3, меди — 500 м3 (рис. 2.1).

В 90-х годах XX в. антропогенное загрязнение природных вод приняло глобальный характер: результатом его стало существен­ное сокращение доступных эксплуатационных ресурсов пресной воды на Земле.

Основными источниками загрязнения являются промышлен­ные и коммунальные канализационные стоки, смыв с полей части почвы, содержащей различные агрохимикаты, дренажные воды систем орошения, стоки животноводческих ферм и т. д.

Среди загрязнителей воды наибольшую опасность представ­ляют фенолы, нефть и нефтепродукты, соли тяжелых металлов, радионуклиды, пестициды и другие органические яды, биогенная органика, насыщенная бактериями, минеральные удобрения. Общая масса основных антропогенных загрязнителей гидросферы достигла 15 млрд т в год.

В настоящее время состояние водных источников (подземных и поверхностных), систем централизованного водоснабжения не гарантирует требуемого качества питьевой воды, а в ряде регионов (низовья Волги, Южный Урал, Кузбасс, некоторые территории Севера) достигло уровня, опасного для здоровья населения.

Вода обладает чрезвычайно ценными свойствами — непре­рывное самовозобновление под влиянием солнечной радиации и самоочищение, когда загрязненная вода перемешивается со всей ее массой и в дальнейшем происходят минерализация органи­ческих веществ и отмирание внесенных бактерий. Агентами само­очищения являются бактерии, грибы и водоросли. Установлено, что в ходе бактериального самоочищения через 24 ч остается не более 50% бактерий, через 96 ч — 0,5%. Однако для обеспече­ния самоочищения загрязненных вод необходимо их многократное разбавление чистой водой. При сильном загрязнении необхо­димы специальные методы и средства для улучшения качества воды, очистка загрязнений, поступающих со сточными водами, с отходами сельскохозяйственного производства.

Биосфера — область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. В биосфере живые организмы и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную динамическую систему.

Все объекты живого мира можно разделить на растительные и животные.

Велика роль в жизни человека растительности, которая пред­ставляет собой необходимую среду жизни людей. Отрицательное влияние растительности по сравнению с приносимой ею пользой незначительно. Так, некоторые виды диких растений растут в каче­стве сорняков на обрабатываемых землях и пастбищах. В отдельных местах приходится бороться с зарастанием водоемов, каналов. Иногда массовое развитие водной растительности вызывает появление летних заморов рыбы в озерах.

Большое влияние на рост и развитие растений оказывают промышленные выбросы. Попадая в атмосферный воздух, они оседают на растения, в результате чего их рост может замедляться в 2 раза, а иногда и больше. Некоторые промышленные выбросы обладают высокой токсичностью и вызывают засыхание растений. Установлено, что в районах размещения предприятий цветной металлургии урожайность пшеницы ниже на 40—50%, а содер­жание белка в ней — на 25-35%. Нередки факты уничтожения и порчи растений, которые ничем нельзя оправдать. Это, к примеру, массовое загрязнение сенокосных угодий, пастбищ, участков завезенными промышленными отходами, различным мусором. Тяжелые последствия для растений оставляют массовые сборы цветов, неорганизованные посещения и отдых на лоне природы.

Особую ценность в составе разнообразного растительного мира представляет собой лес. По масштабам территорий, занятых лесами, Россия занимает особое, уникальное положение в мире: при площади около 1690 млн га на ее территории находится 1/5 всех лесов мира и 1/2 мировых хвойных лесов. Лес оказывает благотворное влияние на все компоненты биосферы: очищает воздух; создает места обитания животных; защищает почву от эрозии; задерживает осадки (уменьшает поверхностный сток); создает благоприятный микроклимат для сельскохозяйственных растений; закрепляет пески; препятствует загрязнению вод.

Располагая 21% лесов планеты, Россия вносит лишь около 7% в суммарный выброс углекислого газа, занимая по этой позиции третье, после США и Китая, место в мире. В США эти показа­тели составляют 6 и 23%. Администрация США в ближайшем будущем надеется изменить соотношение не столько за счет со­кращения выбросов и перестройки своей экономики посредством перехода с углеводородных видов топлива на другие источники энергии, сколько путем увеличения площади зеленых насаждений и, соответственно, поглощения углекислого газа. Заманчивой для США представляется возможность на законных основаниях (в рамках международного права) купить у России часть ее квот на выбросы, иными словами, часть ее доли в загрязнении атмосферы планеты парниковыми газами.

Самый страшный враг леса — огонь. В 90-х годах XX в. на территории России ежегодно возникало до 30 тыс. пожаров, охватывающих 2 млн га. Главная причина лесных пожаров — небрежное обращение человека с огнем: по данным мировой статистики, 95% лесных пожаров происходит по вине людей. На пожарищах и вырубках вместо ценных хвойных пород вырастает малоценный лес — осинники. Таких лесов только в Европейской части России насчитывается около 40 млн га.

Большой ущерб лесным ресурсам наносят переувлажнение почвы, подтопление в результате строительства ГЭС (особенно в равнинной местности), водохранилищ, шоссейных и железных дорог и т. д. По этим причинам гибнут леса практически во всех областях и регионах России. Выбросы промышленными предпри­ятиями в атмосферу, воду, почву различных химических соеди­нений (SO2, радионуклиды и др.) вызывают угнетение и гибель деревьев, кустарников.

Одно из тревожных явлений последних лет — усыхание лесов. Это новый вид разрушений, ведущий к нарушению всех внутри-экосистемных связей и к гибели лесной экосистемы. Начало забо­левания леса связывают с угнетающим действием промышленного загрязнения окружающей среды (это — кислотные дожди, токсические вещества, содержащиеся в воздухе, например двуокись серы, окислы азота, озон, ионы тяжелых металлов или алюминия, органические соединения свинца), а также влиянием климати­ческих факторов. На ослабленных деревьях значительно увели­чивается число насекомых-паразитов, в результате чего болезнь усугубляется, больных деревьев становится больше. Возрастает опасность лесных пожаров, учащаются ветровалы в лесу, ухуд­шается качество древесины. Экосистема начинает деградировать и в конце концов погибает.

Животный мир представляет собой важную часть биосферы нашей планеты. Животные, которых, по данным ученых, насчи­тывается сегодня более 1,8 млн видов, являются потребителями органического вещества, создаваемого растениями из неоргани­ческого за счет солнечной энергии.

Питаясь растениями и друг другом, животные участвуют в био­логическом круговороте веществ, а также в круговороте веществ планеты. Отсюда их роль в развитии и жизни природы велика и разнообразна. При участии животных формируется химический состав подземных и грунтовых вод, возникает особая приземная атмосфера. Участвуя в круговороте веществ в природе, влияя на состояние и развитие других ее компонентов, животные играют важную роль в жизни биосферы и особенно в поддержании «сис­темы динамического равновесия» в живой природе. Огромную роль играют животные в жизни человека. Многие из них — сельско­хозяйственные животные, пушные звери, рыба, разнообразная дичь и т. д. — являются важными источниками питания и техни­ческого сырья как для кустарного, так и промышленного производства. Животные служат объектом научных исследований, в том числе медицинских. На многих видах животных проверяют действенность лекарств, вакцин, токсичность химических соеди­нений, ход хирургических операций, что позволяет расширить знания о заболеваниях человека.

Сокращение большинства видов живых организмов связано с вовлечением все большей части территории земли в активную хозяйственную деятельность: распашка полей, прокладывание дорог, расширение территории поселков и городов. Численность животных сокращается в связи со все более частым посещением людьми прежде необжитых, безлюдных районов тундры, тайги, зоны высокогорий и пустынь.

Тревога по поводу сокращения численности и полного потреб­ления многих видов не надумана. С начала XVII по конец XX в. с лица Земли исчезло 68 видов млекопитающих, 130 видов птиц, 28 видов рептилий, 6 видов рыбы и 6 видов амфибий*. В Между­народную Красную книгу внесено 687 видов и 207 подвидов по­звоночных животных, над которыми нависла угроза исчезновения.

Большую часть времени активной жизнедеятельности человека занимает целенаправленная профессиональная работа, осущест­вляемая в условиях производственной среды, которая при несоблю­дении принятых нормативных требований может неблагоприятно повлиять на его работоспособность и здоровье.

Производственная среда — это часть среды обитания человека, включающая природно-климатические факторы и факторы, связан­ные с профессиональной деятельностью (шум, вибрация, токсичные пары, газы, пыль, ионизирующие излучения и др.), называемые вредными и опасными. Опасными принято считать факторы, спо­собные при определенных условиях вызывать острое нарушение здоровья и гибель организма; вредными — факторы, отрицательно влияющие на работоспособность или вызывающие професси­ональные заболевания и другие неблагоприятные последствия.

Опасные и вредные факторы подразделяются на:

• химические — возникающие от действия токсических ве­ществ, способных оказывать неблагоприятное воздействие на организм;

• физические, причиной которых могут быть шум, вибрация и другие виды колебательных воздействий, неионизирующие и ионизирующие излучения, климатические параметры (температура, влажность и подвижность воздуха), атмос­ферное давление, уровень освещенности;

• биологические, вызываемые патогенными микробными препаратами, биологическими пестицидами и др.

К вредным (или неблагоприятным) факторам относятся:

1) физические (статические и динамические) перегрузки — подъем и перенос тяжестей, неудобное положение тела, длительное давление на кожу, суставы, мышцы и кости;

2) физиологические — недостаточная двигательная активность (гипокинезия);

3) нервно-психические перегрузки — умственное перенапря­жение, эмоциональные перегрузки, перенапряжение анализаторов.

Трудовая деятельность человека и производственная среда постоянно меняются в процессе интенсивного использования продуктов научно-технического прогресса и осуществления широких социально-экономических преобразований.

 

Интенсивный рост городов в XX в., концентрация основной массы населения на территориях, насыщенных промышленными предприятиями, транспортными магистралями, жилыми домами, породили целый ряд проблем, в том числе и общую проблему безопасности человека. В городах, особенно в крупных, сосредо­точен целый ряд таких экологически опасных промышленных производств, как металлургическое, машиностроительное, хими­ческое, нефтеперерабатывающее, целлюлозно-бумажное, а также объекты энергетики, неотъемлемой частью которых являются: мощные выбросы в окружающую среду отходов; тепловое электро­магнитное, шумовое загрязнение; потенциальная опасность крупномасштабных техногенных аварий и т. п.

В современных крупных городах России состояние окружа­ющей среды — климата, атмосферы воздуха, водных ресурсов, ландшафтов — в сильной степени зависит от антропогенных нагрузок. На состояние городской среды оказывает влияние ряд техногенных факторов. Самые мощные из них — это отходы про­мышленного производства, поступающие во внешнюю среду: газы, дым, стоки и т. д. Ниже представлены города России (по убыва­ющей), наиболее загрязняющие воздушный бассейн страны.

 

 

Города Выброс в атмосферу,
  тыс. т/год
Норильск  
Новокузнецк  
Магнитогорск  
Череповец  
Липецк  
Нижний Тагил  
Омск  
Ангарск  
Орск  
Челябинск  
Москва  
Новочеркасск  
Уфа  
Новокуйбышевск  
Мончегорск  
Красноярск  
Новосибирск  
Грозный  
Никель  
Кириши  

 

Потенциальная опасность аварийных ситуаций с выливом (выбросом) ядовитых веществ на использующих их предприятиях и транспорте существует всегда. В силу ряда техногенных причин в последние годы наметилась тенденция увеличения количества аварийных ситуаций на химически опасных объектах. Еще большую опасность представляют объекты по хранению и уничтожению химического оружия из-за высокой токсичности отравляющих веществ, особенно в тех случаях, когда они расположены вблизи крупных населенных пунктов. Например, арсенал по хранению химического оружия (зарин, зоман, ви-газы — всего 7 тыс. т) в пос. Леонидовка Пензенской области находится всего в несколь­ких километрах от двух городов (Пенза и Заречный) с общим населением 600 тыс. человек.

В случае аварий на химических предприятиях в окружающую среду выливается или выбрасывается значительное количество используемых ими сильнодействующих ядовитых веществ. Образующееся облако их паров распространяется в атмосфере на большие расстояния, создавая зону заражения с концентрацией ядовитых веществ в приземном слое атмосферы, опасной для жизни людей. Аналогичная ситуация может сложиться на объек­тах по хранению или уничтожению химического оружия.

В Москве находится около 100 объектов повышенного хими­ческого риска, на которых повседневно ведется работа с большим количеством опасных химических веществ. Часть из них, например хранилища хлора и хлорирующие станции водоподготовки, явля­ются потенциальной угрозой не только району размещения, но и всему городу. Кроме того, ежедневно происходит разгрузка 20— 40 вагонов со взрывоопасными веществами. Такая же примерно обстановка потенциальной химической опасности существует и в других крупных городах страны. В Москве также существует дополнительная потенциальная радиационная (9 атомных реакторов) и бактериологическая опасность (несколько десятков лабораторий со сверхопасными штаммами).

Территория городской среды подразделяется на районы сели­тебные (жилье) и внеселитебные.

В селитебных районах помимо жилых домов располагаются учреждения культурно-бытового назначения и коммунального обслуживания, территории для отдыха. Во внеселитебных районах сконцентрированы промышленные предприятия, объекты служб, дорожного хозяйства и т. д.

Из всех городских территорий особую опасность для насе­ления представляют те, где сосредоточены транспортные магист­рали, гаражи, автостоянки. Наиболее насыщены в транспортном отношении магистральные улицы, которые в городах составляют в среднем 20—30% общей протяженности всех улиц и проездов и где концентрируются до 60-80% всего автомобильного транс­порта.

В настоящее время автомобильный транспорт стал наиболее опасным для человека. Его жертвами становятся не только води­тели и пассажиры, но и пешеходы. За последние 5 лет в России в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) пострадало 1,2 млн человек, погибли 182 тыс., многие стали инвалидами. Социально-экономический ущерб от ДТП в России за 2000 г. представлен на рис. 2.2. Большинство подобных происшествий случались в «рисковых» регионах, среди которых первыми традиционно числятся Китай, Индия, страны Латинской Америки. Не стали исключением и Великобритания, Франция, Испания, Италия, США, Россия.

 

 

Рис. 2.2. Социально-экономический ущерб от ДТП в России за 2000 г. (по данным ГУ ГИБДД России)

 

В 1996 г. в Ростовской области на неохраняемом железнодорожном переезде между станциями «Мокрый Батай» и «Конармейская» произошло столкновение поезда с автобусом, перевозившим школьников. В резуль­тате аварии пострадали 39 человек, в том числе 21 погиб, 19 из них — школьники.

При перемещении железнодорожным транспортом также воз­можны аварии и катастрофы, связанные с крушениями, пожарами, повреждениями линий электропередачи и др. Количество желез­нодорожных катастроф за последнее время возросло. Поезда сталкиваются между собой или с наземным транспортом на пере­ездах, сходят с рельсов, загораются. Причины — изношенность путей и подвижного состава, отделка вагонов легковоспламеняемыми материалами, использование систем управления движением не отвечающих современным требованиям, пренебрежение прави­лами безопасности.

В течение нескольких последних лет эпидемия катастроф на железной дороге постигла даже европейские страны (например Великобританию), ранее считавшиеся самыми благополучными в отношении транспортной безопасности.

Россия и другие страны постсоветского пространства не стали исключением.

В 1989 г. на территории Башкирии произошла самая крупная за все годы существования СССР железнодорожная катастрофа, явившаяся следствием трагического сочетания целого ряда обстоятельств. Два пассажирских поезда — Новосибирск-Адлер (20 вагонов) и Адлер-Новосибирск (17 вагонов), следующих в расходящихся направлениях, в 23 ч 10 мин оказались в зоне скопившейся на местности углеводоро-довоздушной смеси, образовавшейся в результате истечения нефтепро­дуктов из разорвавшейся трубы продуктопровода Западная Сибирь-Урал—Поволжье. Предположительно из-за токоприемника локомотива возник пожар и произошел объемный взрыв, энергия которого, по рас­четным данным, соответствовала энергии взрыва тротила массой около 300 т.

Воздушной ударной волной от поездов было оторвано и сброшено под откос 11 вагонов (5 — одного и 6 — другого), из которых 7 полностью сгорели. Остальные 26 вагонов обгорели снаружи и полностью выгорели изнутри. В поездах предположительно следовало 1284 человека, свыше 780 из них погибли.

Для уменьшения риска при пользовании железнодорожным транспортом необходимо соблюдать основные правила и меры безопасности.

В крупных городах железнодорожный транспорт представлен метрополитеном, который также является транспортным сред­ством повышенной опасности. Уменьшить риск для здоровья и жизни при пользовании метрополитеном поможет соблюдение правил, перечень которых вывешен в каждом вагоне поезда.

Катастрофа, которая произошла в 1995 г. в бакинском метро, — круп­нейшая за всю вековую историю мировой подземки. До этого самой страшной катастрофой такого рода считался пожар в парижском метро в 1902 г., когда в деревянных вагонах заживо сгорело 80 человек. И вот в Баку, почти 100 лет спустя, в век, казалось бы, надежной техники, количество жертв увеличилось почти в 4 раза.

Обеспечение безопасности полетов является основной пробле­мой с момента возникновения авиации, так как отказ двигателя летательного аппарата практически всегда приводит к катастрофе. Ежегодно в мире происходит в среднем 60 авиакатастроф, из которых 35 связаны с гибелью всех пассажиров и экипажа. Вместе с тем риск погибнуть в авиационной катастрофе в 15—20 раз ниже риска попасть под машину.

Безопасность полетов зависит прежде всего от надежности самолетов и профессионализма экипажа и диспетчеров. Однако и пассажиры должны соблюдать определенные правила безопас­ности.

При пользовании водным транспортом также существует угроза безопасности человека. Основными причинами гибели людей являются столкновения судов, их опрокидывания, пожары на судах, получение пробоин и посадки судов на грунт.

Катастрофы крупных пассажирских судов, становятся наиболее громкими и запоминаются сразу и надолго. Однако «Титаник», «Адмирал Нахимов», «Эстония» — это лишь несколько трагических эпизодов из бесконечной вереницы морских и речных катастроф. В 1912 г. суперлайнер «Титаник» из порта Саутгемптона (Великобри­тания) взял курс на Америку. На четвертые сутки плавания произошла трагедия — столкновение судна с айсбергом. На состоявшемся в Лондо­не судебном заседании виновником катастрофы был признан капитан Эдвард Смит. Так комиссия нашла самое простое объяснение трагедии. Со временем были пересмотрены взгляды на непотопляемость су­дов, их оснащение спасательными средствами, разработаны и приняты нормативы, регламентирующие плавание в особо сложных условиях. Проекты даже тех судов, которые к моменту принятия новых нормативов уже собрались на стапелях, были пересмотрены, с тем чтобы устранить ошибки, допущенные при строительстве «Титаника».

Памятная катастрофа суперлайнера «Адмирал Нахимов» 31 августа 1986 г., унесшего на дно Черного моря людей, всколыхнула обществен­ность. Лишь после этой трагедии было обращено внимание на то, что суда, находящиеся в эксплуатации, не соответствуют элементарным требованиям безопасности. Судно «Адмирал Нахимов» было получено после Великой Отечественной войны по репарации (в счет возмещения убытков проигравшей стороной победителю). С тех пор лайнер безна­дежно устарел, но не подвергался сколько-нибудь серьезной реставрации, а средства спасения на нем оставались и вовсе допотопными. Эксперты несколько раз признавали его непригодным для эксплуатации, но Минморфлот и черноморское пароходство упрямо игнорировали этот факт из экономических соображений.

Морской паром «Эстония», прозванный эстонским «Титаником», отличался от «Нахимова» своей сверхсовременной конструкцией, в чем, как оказалось, и таилась его погибель. Он был построен по принципу наибольшей экономичности. Таким образом, большинство уроков «Титаника» были проигнорированы в слепом уповании на современные материалы, машины, приборы, европейскую выучку экипажа.

В корпусе судов этого типа скрыто сплошное полое пространство, называемое грузовой палубой, служащее для быстрой одновременной погрузки большого количества автомобилей. Если туда попадает пусть даже сравнительно небольшое количество воды, то, перекатываясь внутри, она нарушит равновесие судна, и оно быстро перевернется, не оставив времени даже для спуска шлюпок. Это и случилось с «Эстонией», затонув­шей 28 сентября 1994 г. Итог погони за экономностью — около тысячи жертв.

Ежегодно в России гибнет на воде 14-15 тыс. человек. Во многих случаях число пострадавших могло быть значительно меньше, если бы люди соблюдали правила безопасности и умели оказать первую помощь утопающему. Любой водоем — это место повышенной опасности. Поэтому при купании в открытом водоеме необходимо, неукоснительно выполнять общие меры безопасности на воде.

В списке чрезвычайных ситуаций лидирующую позицию по частоте возникновения и величине наносимого материального ущерба занимают пожары. Одновременно и количество челове­ческих жертв остается чрезвычайно большим, несмотря на то, что пожары занимают первую позицию в ряду чрезвычайных собы­тий, способы борьбы с которыми и предохранения от которых ] разрабатываются тщательно и планомерно.

В 1977 г. произошел пожар в гостинице «Россия», вследствие которого погибло 42 человека. Многих жертв удалось бы избежать, если бы, во-первых, в гостинице была система оповещения, а во-вторых, персонал (не говоря уже о постояльцах) умел действовать в случае чрезвычайной ситуации. Только дисциплинированные японцы в той ситуации оказались на высоте: набросив на лицо обильно смоченные полотенца, они легли на пол, дожидаясь, когда их позовут пожарные. А вот россиянам за не­знание азов безопасности приходилось платить по самому большому счету. В 1991 г. пожар в гостинице «Ленинградская» в Санкт-Петербурге унес 16 жизней.

Ни один год не обходится без нескольких взрывов и пожаров на шахтах: горит и взрывается метан, а на угледобывающих шахтах — его смесь с угольной пылью.

Пожары и взрывы стали страшной традицией на шахтах Китая, Индии, Украины, России.

Аварии на таком специфическом виде транспорта, как газо­проводы, нефтепроводы, продуктопроводы, бывают самые серьезные: ведь по их трубам под большим давлением «путешествуют» раз­нообразные горючие, взрывоопасные, токсичные вещества. Чаще всего аварии происходят из-за изношенности трубопровода или ошибок при его конструировании, строительстве или эксплуатации. Бывает и так, что причиной утечки опасных веществ становится вольное или невольное вмешательство посторонних людей.

Аварии на трубопроводе далеко не всегда заканчиваются «всего лишь» уничтожением природной среды, часто они влекут за собой гибель людей.

Зеленые насаждения в городской зоне обогащают воздух кисло­родом, способствуют рассеиванию вредных веществ и поглощают их, снижают в летнее время уровень уличного шума. Согласно рекомендациям экологов и медиков в идеальной для жизне­деятельности зоне строения не должны занимать более 50%, а асфальтированные и покрытые камнем пространства — более 30% благоустроенных площадей (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Озеленение городских территорий в гор



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 988; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.22 (0.013 с.)