Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
П. Э. Шлендер В. М. Маслова си. Подгаецкий↑ Стр 1 из 26Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
П.Э. ШЛЕНДЕР В.М. МАСЛОВА СИ. ПОДГАЕЦКИЙ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям Москва ВУЗОВСКИЙ УЧЕБНИК • ВЗФЭИ 2004 1. Содержание Введение.................................................................................................3
Лекция 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ...................................................................4 1.1. Проблемы, задачи и опасности жизнедеятельности (4). 1.2. Объекты, принципы и направления безопасности жизнедеятельности (9)
Лекция 2. СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК - СРЕДА ОБИТАНИЯ»...........13 2.1. Составляющие системы «человек — среда обитания» (13). 2.2. Основы физиологии труда и рациональные условия деятельности (22). 2.3. Безопасность быта и потребительских услуг (26)
Лекция 3. ТЕХНОГЕННЫЕ ОПАСНОСТИ И ЗАЩИТА ОТ НИХ…...31 3.1. Общая характеристика техногенных опасностей (31). 3.2. Безопасность технических средств и технологических процессов (34). 3.3. Обеспечение безопасности по факторам вредности (37). 3.4. Применение экобиозащитной техники (42)
Лекция 4. БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ...........46 4.1. Чрезвычайные ситуации и их классификация (46). 4.2. Выявление и оценка обстановки при чрезвычайной ситуации (48). 4.3. Защита населения в чрезвычайных ситуациях (52). 4.4. Функционирование объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций (56). 4.5. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций (58)
Лекция 5. АНТРОПОГЕННЫЕ ОПАСНОСТИ И ЗАЩИТА ОТ НИХ ………………..62 5.1. Человеческий фактор в обеспечении безопасности в системе «человек — машина» (62). 5.2. Обучение операторов технических систем по безопасности жизнедеятельности (68)
Лекция 6. УПРАВЛЕНИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ............................. …………………….73 6.1. Организация государственной системы безопасности жизнедеятельности (73). 6.2. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности (74). 6.3. Правовые и организационные основы расследования, учета и анализа несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, пожаров, катастроф и стихийных бедствий (83). 6.4. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности (87)
Лекция 7. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ............................92 7.1. Объект и предмет экономической безопасности (92). 7.2. Основные угрозы экономической безопасности (97). 7.3. Государственная деятельность по обеспечению экономической безопасности (99)
Лекция 8. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ..................................................103 8.1. Международные организации, занимающиеся вопросами безопасности жизнедеятельности (103). 8.2. Основные международные конвенции и соглашения в области обеспечения безопасности жизнедеятельности (108). 8.3. Двусторонние и многосторонние международные соглашения (110)
ВВЕДЕНИЕ Безопасность жизнедеятельности направлена на обеспечение благоприятных условий жизни людей, их деятельности, защиту человека и окружающей его среды от воздействия внешних, внутренних и опасных факторов. Интенсивное использование природных ресурсов, внедрение достижений научно-технического прогресса сопровождается распространением различных природных, биологических, техногенных, экологических и других опасностей. Потенциальная опасность является универсальным свойством в процессе взаимодействия человека со средой обитания. К опасным и вредным факторам естественного происхождения прибавились многочисленные факторы антропогенного происхождения, связанные с производственной, хозяйственной деятельностью людей. Существенную угрозу представляют военные приготовления и защитные меры от посягательств извне. Высокими темпами растут техногенные опасности, сопровождающиеся увеличением числа и повышением уровня опасных и вредных факторов производственной среды. Негативные изменения природной среды обитания, стихийные бедствия, катастрофы, аварии требуют специальной подготовки населения, работников предприятий к борьбе с последствиями чрезвычайных ситуаций. Все большие опасения вызывает наращивание производственных выбросов в атмосферу, биосферу, загрязнения водных ресурсов, нерациональное использование земель, хищническое уничтожение лесов, что может привести к экологической катастрофе. Поэтому предметом изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» являются вопросы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой его обитания и защиты населения от опасностей в чрезвычайных ситуациях. Структура учебного пособия соответствует по содержанию требованиям Программы по дисциплине и охватывает широкий круг проблем безопасности жизнедеятельности. Пособие предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений экономических специальностей; достаточно подробно изложены: теоретические основы безопасности жизнедеятельности; составляющие системы «человек — среда обитания»; основы физиологии и рациональные условия жизнедеятельности; безопасность быта и потребительских услуг; средства обеспечения безопасности технологических и производственных процессов; организация защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций; воздействие на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов; структура и механизм функционирования системы управления безопасностью жизнедеятельности; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; основные угрозы экономической безопасности; международные организации, занимающиеся вопросами безопасности жизнедеятельности и направления сотрудничества в данной области. Учебное пособие написано авторским коллективом кафедры «Экономика и социология труда» Всероссийского заочного финансово-экономического института под общей редакцией кандидата экономических наук, профессора П.Э. Шлендера.
ЛЕКЦИЯ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. ПРОБЛЕМЫ, ЗАДАЧИ И ОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Исторический путь, пройденный человечеством, свидетельствует о том, что потребность обеспечения безопасности жизнедеятельности относится к числу основных мотивов деятельности людей и сообществ. Именно стремление к безопасности обусловило и объединение наших предков в сообщества, и формирование армий, служб охраны порядка и борьбы со стихийными бедствиями. Проблема устойчивого развития общества и его безопасности волновала человечество всегда. И чем дальше развивалось человечество, тем острее становилась эта проблема для цивилизации в целом, тем больше внимания приходилось уделять безопасности личности, общества, цивилизации. Бурное развитие науки и техники в XX в. привело к радикальным переменам в производстве, мировом товарообмене, быстрому перемещению финансовых средств и технических идей, что породило немало проблем глобального масштаба. Глобальные проблемы, будь то взаимоотношения между странами мирового сообщества и природой, решение вопросов ресурсо-обеспеченности, безопасности жизни на Земле, касаются всего человечества. Современная эпоха развития человечества свидетельствует о растущей взаимозависимости всех стран и регионов в пределах всей планеты, о необходимости более широкого международного сотрудничества. По своему характеру глобальные проблемы различны, но их главной целью неизменно остается обеспечение безопасности развития человечества. К числу глобальных проблем относятся следующие: 1. сохранение мира на Земле; 2. экологическая проблема, связанная с разрушением природной среды;
Локальные и мировые войны унесли многие миллионы жизней на Земле. Трагичными для человечества могут стать войны с применением обычного оружия, не говоря о ядерном. Человечество наконец осознало, что ядерная война может привести к гибели цивилизации, жизни на Земле. Применение современного оружия чревато гибелью сотен миллионов человеческих жизней, разрушением природных ландшафтов. Огромную опасность для человечества представляют экологические катастрофы. Взаимоотношения между людьми и природой, окружающей средой весьма многогранны и проявляются практически во всех отраслях материального производства. Загрязнение окружающей среды ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, существование растительного и животного мира, чистоту водных ресурсов и воздушного пространства, целостность озонового слоя. Интенсивная эксплуатация природных ресурсов подвела мир к такой грани, за которой наращивание темпов без обеспечения адекватного ресурсосбережения и ресурсовосполнения ведет к необратимым последствиям, результатом которых может стать экономическая катастрофа. Безоглядная вырубка лесов (прогнозируется ежегодная потеря тропических лесов на площади около 7,5 млн га), ежегодные лесные пожары по вине человека уничтожают много миллионов гектаров лесных массивов; опустынивание земли (до 35% суши находится под угрозой опустынивания), загрязнение почвы, воды, воздуха наносят огромный экологический вред окружающей среде. Так, ежегодно в атмосферу выбрасывается около 145 млн т двуокиси серы, 250 млн т пыли. За последнее столетие концентрация двуокиси углерода в атмосфере повысилась примерно на 15%, а к середине XXI в. может удвоиться, что может стать одной из причин «парникового эффекта», который приведет к таянию снегов, ледников и затоплению значительной части суши. В результате загрязнения почвы и воздуха каждый час с лица Земли исчезает один биологический вид. Это означает, что к 2010— 2015 г. Земля может потерять до 15—20% населяющих ее видов. В мировой океан ежегодно попадает до 10 млн т нефтепродуктов, а количество радиоактивных соединений даже не поддается учету. Демографические проблемы также носят глобальный характер и являются источником опасностей. Бесконтрольный, ускоренный рост населения Земли в XX в. вызвал усиление опасности для биосферы Земли. Причинами ускоренного роста численности населения являются прежде всего успехи медицины, обеспечившие увеличение продолжительности жизни, а также боязнь депопуляции нации, или государства в случае сокращения населения. Одновременно с увеличением продолжительности жизни в ряде регионов мира рождаемость продолжала оставаться на высоком уровне: 40 человек на 1000 человек населения в год и более. Высокий уровень прироста населения характерен для стран Юго-Восточной Азии, Индии, Китая, Ближнего и Среднего Востока, Центральной Америки, Африки. О численности населения Земли свидетельствуют следующие статистические данные:
1840г 1930г 1962г 1975г 1987г 1999г Численность населения, 1 2 3 4 5 6 млрд человек
Период прироста, 500 000 90 32 13 12 12 лет/1 млрд человек Как видим, за все предыдущие века к 1900 г. численность населения Земли достигла 1 млрд человек; в течение XX в. численность населения возросла в 6 раз и к 2000 г. составила 6 млрд человек, а к 2050 г. может достичь 12 млрд человек. Годовой прирост населения в мире составлял: в 50-х годах — 50 млн человек, в 80-х — 84 млн, а в 90-х — 96 млн человек. Причинами демографической опасности являются увеличение продолжительности жизни и процесс старения человечества. Если к началу XIX в. средняя продолжительность жизни человека была 35—40 лет, то к концу XX в. уже 60-63 года. Демографы предсказывают, что в XXI в. продолжительность жизни будет увеличиваться еще быстрее. Демографический взрыв вызывает усиление опасности для биосферы Земли. В доиндустриальную эпоху площади эксплуатируемых земель составляли менее 5% территории суши, на которых человек использовал не более 20% биоты. В результате общая антропогенная доля потребления продукции не превышала 1%. В современных условиях ее доля на порядок выше. Продовольственная проблема состоит в том, что география производства продовольствия не совпадает с географией его потребления. Продовольственная проблема — это проблема не столько ресурсная, сколько, с одной стороны, социально-экономическая и политическая, а с другой — природообеспечивающая (засуха, неурожай и др.). К обострению продовольственной проблемы приводят также нарушение хозяйственных связей и несовершенство аграрных отношений. Продовольственная проблема проявляется в дефиците продуктов питания, в низкой калорийности, в нехватке витаминов и белков животного происхождения. От недоедания и голода ежегодно в мире умирают 14—18 млн человек, или 24 человека в минуту, из которых 18 — дети в возрасте до пяти лет. Демографическая и продовольственная проблемы связаны как между собой, так и с охраной окружающей среды и экологией. Экономические и социальные проблемы как в отдельных странах, так и в целых регионах мира привели к росту глобальных угроз. Эксплуатация природных ресурсов подвела мир к такой грани, за которой их наращивание ведет к необратимым последствиям. Мировое сообщество разделилось на две части: привилегированные и примыкающие к ним богатые развитые государства с населением около 1 млрд человек и остальные непривилегированные страны, население которых превысило 5 млрд человек. На долю богатых стран приходится свыше 70% мирового совокупного общественного продукта. Один житель развитых стран потребляет за свою жизнь в 20-30 раз больше ресурсов планеты, чем житель бедных стран. Развитые страны стремятся обеспечить стабильность в мире за счет укрепления своего господствующего положения и деградации непривилегированного меньшинства. В современных условиях развитые страны эксплуатируют ресурсы других народов во имя собственного обогащения и благополучия, используя при этом в основном нестандартные методы и средства. Среди них можно выделить получение доступа к природным богатствам слаборазвитых стран на договорной основе; духовно-нравственное порабощение через средства массовой информации, псевдокультуры. Энергетическая и сырьевая проблемы связаны с ограниченностью запасов органических и минеральных ресурсов. Эти проблемы уже приобрели всеобъемлющий характер, так как ограниченность дешевых запасов полезных ископаемых ставит человечество перед необходимостью жесткой экономии сырья и энергии, использования новых ресурсосберегающих технологий. По оценкам специалистов, залежей нефти и газа при существующих темпах их потребления хватит лишь на 50—70 лет, а каменного угля — примерно на 300 лет. По мере сокращения запасов энергоресурсов обостряются проблемы их распределения и соответственно отношения между странами — производителями и странами — импортерами нефти, газа и других энергоносителей. За последние 100 лет потребление ресурсов возросло не менее чем на два порядка. В настоящее время потребление выражается следующими цифрами: на каждого человека добывается и выращивается примерно 20 т сырья, которое с помощью энергии мощностью 22,5 кВт и 800 т воды перерабатывается в продукты, идущие на прямое потребление, массой 2 т. Примерно 0,9 первоначально добытого сырья в процессе технологической переработки, как и основная масса воды, уходит в прямые отходы: из 2 т конечного продукта не менее 1 т выбрасывается. При этом огромное количество ресурсов расходуется на непроизводительные нужды. Так, военно-промышленный комплекс потребляет значительную часть полезных ископаемых, использует до 500 тыс. км суши, около 40 млн человек проходят службу в армиях и службах безопасности, около 100 млн человек трудятся на военных предприятиях и в военных министерствах и обслуживающих их центрах. Информационные проблемы возникли сравнительно недавно. В целях овладения и управления умами и действиями всего населения Земли и отдельных регионов путем информационно-психологического и энергоинформационного воздействия в США разработана глобальная космическая система «TELEDESIK», с помощью которой возможно облучение одновременно всей планеты или отдельных регионов. Посредством передаваемой со спутников информации и модулированных излучений будет реализована информационная агрессия: внедрение вирусов в компьютерные программы, выведение из строя различных систем управления, воздействие на психофизиологическое и эмоциональное состояние людей. Для этих же целей может использоваться мировая информационная система Интернет. Обладатель информационных средств воздействия может стать властелином мира путем бескровного захвата управления всеми политическими, экономическими, военными процессами на Земле. Сегодня одной из главных опасностей становится борьба за возможность единоличного управления информационными потоками. Проблема здоровья человека и человечества связана с выживанием. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. На естественное состояние организма человека влияют внутренние и внешние факторы. К основным внутренним факторам относятся следующие: биологические; окружающая среда, экология; поведение и микросоциальная среда; служба здоровья. Внешние факторы — это воздействия естественной природной среды; воздействия антропогенной, техногенной среды, нарушение экологического равновесия; производственная среда; воздействия социального характера; воздействия поведенческого характера. Все названные проблемы человечества теснейшим образом взаимосвязаны. При этом какие-то из них важны исключительно, другие — менее. Так, по степени опасности для человечества, а значит, самого существования жизни на Земле, проблему мира, предотвращения глобальной ядерной войны без преувеличения можно назвать проблемой номер один. На второе место условно можно поставить экологическую проблему, так как дальнейшее пренебрежительное отношение к природе также грозит существованию цивилизации на планете. Взаимозависимость мирового сообщества не только порождает противоречия, их обострения, но и вызывает необходимость искать защиту от возникающих опасностей и угроз. Осознание проблемы выживания привело мировое сообщество к пониманию проблемы безопасности как интегративного феномена, вбирающего в себя все виды безопасности — «военную, экологическую, экономическую, продовольственную и т.д.». Обеспечение безопасности жизнедеятельности базируется на деятельности людей, общества, государства, мирового сообщества народов по изучению, выявлению, предупреждению, ослаблению, устранению, ликвидации и отражению угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных и духовных ценностей, нанести ущерб, закрыть пути для выживания и развития. Проблемы выживания человечества требуют активизацию усилий в области безопасности. Этому процессу соответствуют следующие объективные предпосылки: • настоятельная потребность людей, социальных групп, обществ, государств, мирового сообщества в системе безопасности для сохранения и развития самих себя, а также соответствующих жизненно важных объектов и ценностей; • нарастающая уязвимость людей и жизненно важных объектов без создания единой системы безопасности; • глобальность различного рода угроз при массовости направлений негативного воздействия и др.
Одна из важнейших задач безопасности жизнедеятельности — разработка оптимальной структуры системы безопасности, обоснование ее целей и задач, места и роли основных компонентов, их взаимодействия. Главным объектом безопасности жизнедеятельности является человечество, включающее государства, общества и личности, а предметом — их деятельность по обеспечению безопасности своей жизнедеятельности и безопасности природных условий жизни. Основными задачами безопасности жизнедеятельности являются следующие: • получение знаний о процессах обеспечения безопасности в различных сферах жизнедеятельности человека и человечества; • выявление взаимосвязей между отдельными направлениями безопасности; • разработка концепций, программ и предложений по обеспечению комплексной безопасности жизнедеятельности; • выявление закономерностей и тенденций, обоснование показателей и критериев устойчивого, безопасного развития человека и человечества.
Структуру безопасности жизнедеятельности можно представить в виде схемы (рис. 1.1).
В современной учебной литературе, монографиях даются различные определения понятия «безопасность жизнедеятельности». На наш взгляд, наиболее точное определение дано в книге В.И. Ярочкина «Секьюритология — наука о безопасности жизнедеятельности»: «Безопасность — это состояние защищенности личности, общества, государства от внешних и внутренних опасностей и угроз, базирующееся на деятельности людей, общества, государства, мирового сообщества народов по выявлению, «изучению», предупреждению, ослаблению, устранению, «ликвидации» и отражению опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый, «недопустимый объективно и субъективно» ущерб, закрыть путь для выживания и развития». В Законе РФ «О безопасности» понятие «безопасность» трактуется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз». Человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Опасности по своей природе вероятностны, «т. е. случайны», потенциальны, «т. е. скрыты», перманентны, «т. е. постоянны, непрерывны» и тотальны, «т. е. всеобщи, всеобъемлющи». Следовательно, нет на Земле человека, которому не угрожают опасности. Реализуясь в пространстве и времени, опасности причиняют вред здоровью человека, который проявляется в нервных потрясениях, травмах, болезнях, инвалидностях и летальных исходах. Опасности угрожают не только отдельному человеку, но и обществу и государству в целом. Опасности и угрозы являются непременными спутниками человеческого сообщества на всех этапах его становления и развития. Опасности — это возможные или реальные явления, события и процессы, способные нанести вред человеку, социальной группе, народу, обществу, государству, человеческому сообществу и Земле или даже уничтожить их; нанести ущерб их благополучию, разрушить материальные, духовные или природные ценности, вызвать деградацию, закрыть путь к развитию. Опасность может выступать в различных формах: в виде намерений, планов, подготовки действий и самих действий, направленных на уничтожение, ограбление, подчинение, закабаление, ослабление, уничтожение объектов безопасности. Отдельной формой опасности выступает риск — возможная опасность неудачи предпринимаемых действий или сами действия, связанные с такой опасностью. Угроза — это опасность на стадии перехода из возможности в действительность, высказанное намерение или демонстрация готовности одних субъектов нанести ущерб другим. Угроза всегда носит предметный характер, наполнена конкретным содержанием и в случае четко выраженного опасного состояния часто приобретает конкретную правовую характеристику. Источником формирования угрозы безопасности является многообразие внутренних и внешних противоречий общественного развития в стране и на международной арене в разных сферах человеческой деятельности. В связи с многообразием опасностей, угроз и источников их возникновения требуется их классификация. По происхождению различают шесть групп опасностей: природные, техногенные, антропогенные, экологические, социальные и биологические. По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на пять групп: механические, физические, химические, биологические и психофизиологические. По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на импульсивные и кумулятивные. По локализации различают опасности, связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом. По вызываемым последствиям: утомление, заболевание, травмы, аварии, пожары, летальные исходы и т. д. По наносимому ущербу, социальный, технический, экологический, экономический. Сферы проявления опасностей: бытовая, спортивная, дорожно-транспортная, производственная, военная и др. По структуре опасности делятся на простые и производные, порождаемые взаимодействием простых. По реализуемой энергии опасности делятся на активные и пассивные. Угрозы могут быть классифицированы по: объектам — человек, общество, государство; направлениям — экономические, социальные, политические, информационные и др.; величине ущерба — предельный, значительный, незначительный; вероятности возникновения — весьма вероятные, вероятные, маловероятные; причинам появления — стихийные, преднамеренные. По иерархическому принципу угрозы мог быть: межпланетные, ноосферные «глобальные», региональные межгосударственные, государственные «национальные», региональные внутригосударственные, местные «локальные», личностные. Все рассмотренные опасности и угрозы глобального уровня являются внешними по отношению к объектам безопасности, расположенных ниже иерархических уровней: регионального, государственного, общественного и индивидуального. К внутренним опасностям и угрозам нижних иерархических уровней относят следующие: • региональные и национальные социальные взрывы и конфликты; • голод, распространение болезней, деградация людей; • нарастание насилия, терроризма, преступности, наркомании, Таким образом, безопасность жизнедеятельности есть одна из всеобщих, коренных, первейших и ведущих потребностей и закономерностей развития человека, общества, государства, человечества. ВЫВОДЫ Проблемы безопасности жизнедеятельности касаются всего человечества. Они могут быть глобальными, межгосударственными, внутригосударственными и личностными. Для снятия проблем безопасности решается целый комплекс задач, позволяющих защитить мировое сообщество и личность от опасностей и угроз. Объектами безопасности могут выступать: человек, общество, международное сообщество, природная среда, техносфера. При этом безопасность следует рассматривать с системных позиций, позволяющих изучать ее на основе определенных методов, принципов и процедур. Представляя многообразие угроз и опасностей, выделяют основные направления безопасности жизнедеятельности, среди которых: безопасность ноосферы, региональная безопасность, геополитическая безопасность, военная и экономическая, экологическая и демографическая безопасности и др. Вопросы для самопроверки 1. Назовите основные проблемы безопасности развития человечества. 1.Какие задачи решает безопасность жизнедеятельности? 2.Дайте определение понятия «безопасность жизнедеятельности». 3.Что представляют собой опасности и угрозы жизнедеятельности? 4.Что является объектом безопасности жизнедеятельности? 5.Какие основные принципы заложены в основу безопасности жизнедеятельности? 6.Назовите основные направления безопасности жизнедеятельности.
ЛЕКЦИЯ 2 Шкала интенсивности шума
Гидросфера — это совокупность всех вод Земли: материковых (глубинных, почвенных, поверхностных), океанических, атмосферных. Гидросфера находится в непосредственной зависимости от состояния литосферы (подземные воды), атмосферы (парообразная влага) и живого вещества биосферы, поскольку является их обязательным компонентом. Главная роль воды состоит в том, что она является средой и источником водорода для полноценного протекания жизненных процессов. Практически все органические вещества биосферы представляют собой продукт фотосинтеза, при котором растения используют световую энергию для соединения двуокиси углерода с водой. Без воды фотосинтез — процесс, которому обязана вся жизнь нашей планеты, — происходить не может. Вода — единственный источник кислорода, выделяемый в атмосферу при фотосинтезе. Вода составляет 89-90% массы растений и 75% массы животных. В составе человеческого тела 65% воды. Нарушение водного баланса ведет к серьезным сдвигам в организме человека. Ученые считают, что в среднем человеку нужно 2,5 л воды в сутки, при этом 1 л приходится на питьевую. Из общего количества воды на Земле пресная вода составляет немногим более 2% общего объема гидросферы, или примерно 28,25 млн км3. Россия по ресурсам поверхностных вод занимает ведущее место в мире. В целом на одного российского жителя приходится 31,9 тыс. м3 пресной воды в год.' Человечеству не угрожает недостаток воды. Ему грозит нечто худшее — недостаток чистой воды. Проблема недостатка пресной воды возникла по следующим основным причинам: 1) интенсивное увеличение потребностей в воде в связи 2) загрязнение водоемов промышленными и бытовыми стоками. На производство 1 т стали, например, расходуется 250 м3, меди — 500 м3 (рис. 2.1). В 90-х годах XX в. антропогенное загрязнение природных вод приняло глобальный характер: результатом его стало существенное сокращение доступных эксплуатационных ресурсов пресной воды на Земле. Основными источниками загрязнения являются промышленные и коммунальные канализационные стоки, смыв с полей части почвы, содержащей различные агрохимикаты, дренажные воды систем орошения, стоки животноводческих ферм и т. д. Среди загрязнителей воды наибольшую опасность представляют фенолы, нефть и нефтепродукты, соли тяжелых металлов, радионуклиды, пестициды и другие органические яды, биогенная органика, насыщенная бактериями, минеральные удобрения. Общая масса основных антропогенных загрязнителей гидросферы достигла 15 млрд т в год. В настоящее время состояние водных источников (подземных и поверхностных), систем централизованного водоснабжения не гарантирует требуемого качества питьевой воды, а в ряде регионов (низовья Волги, Южный Урал, Кузбасс, некоторые территории Севера) достигло уровня, опасного для здоровья населения. Вода обладает чрезвычайно ценными свойствами — непрерывное самовозобновление под влиянием солнечной радиации и самоочищение, когда загрязненная вода перемешивается со всей ее массой и в дальнейшем происходят минерализация органических веществ и отмирание внесенных бактерий. Агентами самоочищения являются бактерии, грибы и водоросли. Установлено, что в ходе бактериального самоочищения через 24 ч остается не более 50% бактерий, через 96 ч — 0,5%. Однако для обеспечения самоочищения загрязненных вод необходимо их многократное разбавление чистой водой. При сильном загрязнении необходимы специальные методы и средства для улучшения качества воды, очистка загрязнений, поступающих со сточными водами, с отходами сельскохозяйственного производства. Биосфера — область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. В биосфере живые организмы и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную динамическую систему. Все объекты живого мира можно разделить на растительные и животные. Велика роль в жизни человека растительности, которая представляет собой необходимую среду жизни людей. Отрицательное влияние растительности по сравнению с приносимой ею пользой незначительно. Так, некоторые виды диких растений растут в качестве сорняков на обрабатываемых землях и пастбищах. В отдельных местах приходится бороться с зарастанием водоемов, каналов. Иногда массовое развитие водной растительности вызывает появление летних заморов рыбы в озерах. Большое влияние на рост и развитие растений оказывают промышленные выбросы. Попадая в атмосферный воздух, они оседают на растения, в результате чего их рост может замедляться в 2 раза, а иногда и больше. Некоторые промышленные выбросы обладают высокой токсичностью и вызывают засыхание растений. Установлено, что в районах размещения предприятий цветной металлургии урожайность пшеницы ниже на 40—50%, а содержание белка в ней — на 25-35%. Нередки факты уничтожения и порчи растений, которые ничем нельзя оправдать. Это, к примеру, массовое загрязнение сенокосных угодий, пастбищ, участков завезенными промышленными отходами, различным мусором. Тяжелые последствия для растений оставляют массовые сборы цветов, неорганизованные посещения и отдых на лоне природы. Особую ценность в составе разнообразного растительного мира представляет собой лес. По масштабам территорий, занятых лесами, Россия занимает особое, уникальное положение в мире: при площади около 1690 млн га на ее территории находится 1/5 всех лесов мира и 1/2 мировых хвойных лесов. Лес оказывает благотворное влияние на все компоненты биосферы: очищает воздух; создает места обитания животных; защищает почву от эрозии; задерживает осадки (уменьшает поверхностный сток); создает благоприятный микроклимат для сельскохозяйственных растений; закрепляет пески; препятствует загрязнению вод. Располагая 21% лесов планеты, Россия вносит лишь около 7% в суммарный выброс углекислого газа, занимая по этой позиции третье, после США и Китая, место в мире. В США эти показатели составляют 6 и 23%. Администрация США в ближайшем будущем надеется изменить соотношение не столько за счет сокращения выбросов и перестройки своей экономики посредством перехода с углеводородных видов топлива на другие источники энергии, сколько путем увеличения площади зеленых насаждений и, соответственно, поглощения углекислого газа. Заманчивой для США представляется возможность на законных основаниях (в рамках международного права) купить у России часть ее квот на выбросы, иными словами, часть ее доли в загрязнении атмосферы планеты парниковыми газами. Самый страшный враг леса — огонь. В 90-х годах XX в. на территории России ежегодно возникало до 30 тыс. пожаров, охватывающих 2 млн га. Главная причина лесных пожаров — небрежное обращение человека с огнем: по данным мировой статистики, 95% лесных пожаров происходит по вине людей. На пожарищах и вырубках вместо ценных хвойных пород вырастает малоценный лес — осинники. Таких лесов тол
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.231.160 (0.016 с.) |