Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подходы к психологии личностиСтр 1 из 3Следующая ⇒
В настоящее время сложился целый ряд подходов к пониманию личности: 1) биогенетический; 2) социогенетический; 3) персоногенетический. В соответствии с биогенетическим подходом развитие личности представляет собой развертывание генетической программы конкретного ч-ка. Этот подход изучает развитие ч-ка как индивида, обладающего определенными человеческими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга и др.). С точки зрения социогенетического подхода личность представляет собой продукт культурно-исторического развития, поэтому в рамках данного подхода изучают процессы социализации ч-ка (освоение им соц.норм и ролей, приобретение соц.установок и ценностных ориентаций, форм-е соц. и национального х-ра ч-ка как члена определенного общества). В зарубежной психологии возникла отрасль, к-ая занимается изучением личности, получившая называние «персонология» (от англ. persona -- личность). Благодаря этой отрасли и возник третий подход в понимании личности - персоногенетический. В центре внимания этого подхода стоят проблемы активности, самосознания и творчества личности, форм-я человеческого ``Я'', борьбы мотивов, воспитания индивид. х-ра и способностей, самореализации, поиска смысла жизни. В рамках персоногенетического подхода выделяют след. психологические теории. К зарубежным теориям личности относят психодинамические, бихевиористские, когнитивные, гуманистические, ролевые, экзистенциальные. Среди отечественных теорий личности можно выделить теорию А.Ф.Лазурского об экзо- и эндопсихике, теорию отношений В.Н.Мясищева, теорию установки Д.Н.Узнадзе, диспозиционную теорию личности В.Я.Ядова, структуру личности К.К.Платонова, теорию индивидуальности Б.Г.Ананьева. Все психологические теории позволяют говорить о личности не только как об индивидуальном, но и как о типичном социально-психологическом явлении.
4. Проблема соотношения понятий «индивид», «субъект», «личность», «индивидуальность». В психологической науке существует несколько понятий для обозначения ч-ка: индивид, личность, субъект, индивидуальность. 1. Ч-к как индивид. В понятии ч-ка как индивида обычно выражаются 2 основных признака:
1) ч-к как своеобразный представитель др.живых существ, отличающийся от животных и являющийся продуктом фило-и онтогенетического развития, носитель видовых черт; 2) отдельный представитель человеческой общности, использующий орудия, знаки и через них овладевающий собственным поведением и психическими процессами. Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают ч-ка как существо своеобразное. Наиболее общими хар-ми индивида яв-ся: целостность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окр. средой; активность. В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного ч-ка со всеми присущими ему особенностями. 2. Ч-к как личность. Это конкретный ч-к, являющийся представителем определенного общества, определенной соц.группы, занимающийся конкретным видом д-ти, осознающий свое отношение к окр. и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями.В личности выделяется ее общественная сущность. Вне общества, вне соц. и профессиональной группы ч-к не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т.е. создает ч-ка природа, а формирует его общество.Сущностная характеристика личности и ее основные особенности определяются: а) содержанием мировоззрения ч-ка, т. е. сложившейся у него системой убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, к-ые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций; б) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества. Целостность мировоззрения нарушается, если личность руководствуется или находится под влиянием противоречивых интересов, носителем к-ых она вдруг оказывается в силу различного рода социальных обстоятельств; в) степенью осознанности человеком своего места в обществе. Очень часто бывает, что ч-к слишком долго не может в силу разного рода обстоятельств найти своего места в обществе, что не позволяет его мировоззрению окончательно оформиться и эффективно проявляться; г) содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью. Будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересы личности при своей слабой оформленности или узости очень сильно ограничивают мировоззрение ч-ка;
д) спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств. Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношения ее разнообразных качеств могут сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении. 3. Ч-к как субъект. Ч-к всегда яв-ся субъектом (участником, исполнителем) исторического и общественного процесса в целом, субъектом конкретной д-ти, в частности, источником познания и преобразования объективной действительности. Сама же д-ть при этом выступает формой активности ч-ка, позволяющей ему совершенствовать окр.мир и самого себя. 4. Человек как индивидуальность. Индивидуальность - не есть что-то над- или сверхличностное. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не похожей на окружающих. Индивидуален каждый ч-к, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других - малозаметно. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере и сразу во всех сферах психической д-ти. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее. Она яв-ся постоянным объектом исследования при изучении каждой конкретной личности.
5. Структурный и системно-структурный подходы к исследованию личности. В изучении личности условно выделяют 3 периода: философско-литературный, клинический и экспериментальный. В философско-литературном периоде, начало к-го уходит в глубокую древность, в центре внимания находилась проблема изучения нравственной и социальной природы ч-ка и ее внешних проявлений в поступках и поведении. Понятие «личность» трактовалось широко. В его содержание включались биологические и социальные особенности, поведение, культура и многое др.. Клинический период, начало к-ого определяется первым десятилетием XIX в., связан с проявлением интереса к проблеме личности со стороны врачей-психиатров. Экспериментальный период зародился в начале XX в. и связан с именами ученых, как А.Ф.Лазурский, Г.Олпорт, Р.Кеттел и др. Ученые пытались с позиций собирательского подхода выяснить количество свойств, которые присущи личности. Естественно, при таком подходе трудно было понять сущность личности, представляющей единое целое. Зарождающаяся в начале XX в. наука психодиагностика потребовала нового подхода к изучению личности, использовавшего «язык описания». Им стал структурный подход. Суть - подхода состоит в том, что ученые, изучая св-ва личности, объединяли их в группы, называемые подструктурами личности. Структурный подход к исследованию личности позволял измерять так называемые универсальные базовые свойства и давал возможность прогнозировать поведение ч-ка в максимально широком классе возможных ситуаций. В качестве примера структурного подхода можно назвать 16-факторную модель личности, предложенную Р. Кеттелом. В этой модели представлены основные группы полярных свойств личности, отражающие степень их развития, по результатам изучения к-ых могут быть определены реальные свойства личности. В отечественной психологии значительный вклад в развитие проблемы личности на основе системно-структурного подхода внесли С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев,
А.В.Петровский, К.К.Платонов, Л.И.Божович и многие др.. Суть их подхода заключается в том, что личность рассматривается не как сов-ть отдельных психических процессов, а ее д-ть не как сов-ть отдельных действий и операций, а как нек-е целостное образование, включающее в "себя множество характеристик и элементов, объединенных определенными связями. Причем под структурой понимается не только ее строение, но и сложные развивающиеся взаимосвязи между отдельными ее компонентами, свойствами, функциями.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.005 с.) |