Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выявление профессиональных установок подростков на этапе выбора профессии↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Среди этапов профессионального развития, представленных в предыдущей главе, этап выбора профессии имеет, пожалуй, наиболее важное значение — в силу того, что он задает как бы «мелодию» для всего дальнейшего профессионального пути. Существует достаточно много психологических исследований, посвященных ситуации выбора профессии и имеющих в своей основе разные стратегии определения готовности решать задачи профессионального развития. Например, В.В. Чебышева, О.И. Галкина и Л.М. Злобин выделяют две возможные ситуации профессионального выбора и описывают их следующим образом. Для одних подростков выбор профессии выражает собой осуществление в плане решений достаточно сформированных интересов и способностей, для других, при отсутствии у них определенных профессиональных интересов и способностей, выбор профессии представляет собой возможность проверить свои силы, накопить трудовой опыт, чтобы потом сделать более обоснованный профессиональный выбор (Чебышева В.В., Галкина О.И., Злобин Л.М., 1959). Аналогичный подход, хорошо обеспеченный дифференциальными критериями, реализован в исследованиях В. Джайде. Он выделяет следующие типы профессионального выбора: первый тип характеризуется повышенной зависимостью подростка от обстоятельств жизни, неопределенностью собственных желаний и их непостоянством, в целом — пассивностью, второй тип — при достаточной решительности и самостоятельности имеются лишь мало дифференцированные склонности, третий тип — подросток в состоянии сам сделать выбор профессии, который соответствовал бы его склонностям и способностям, достаточно выраженным (Jaide W., 1966). Похожие основания — при ориентации на выделение типологий — усматриваются в подходе, который осуществляют Ф. Седлак, X. Бройер, Б. Зовинец, которые дают следующие характеристики разным типам подростков, выбирающих профессию: первый тип — безразличный, меркантильный, второй — нерешительный, фантазирующий, третий — послушный, безответственный, четвертый — целеустремленный, уверенный (Sedlak F., Brauer Ch., Sowi-netz В., 1984). Достаточно синтетический характер имеет типология проблемных ситуаций профессионального выбора, предложенная Е.Л. Климовым, где выделяются следующие типы: первый тип — низкая самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана, неумение выделить у себя профессионально значимые качества; второй тип — заниженная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана; третий тип — заниженная самооценка, яркие интересы, затруднения в построении профессионального плана, высокая требовательность к себе; четвертый тип — завышенная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана, ориентация на материальный статус; пятый тип — завышенная самооценка, выраженные склонности, затруднения в построении профессионального плана, конфликт между желаемой профессией и возможностями ею овладеть (Климов Е.А.,1976). В этом же ключе рассматриваются финальные этапы профконсультационных ситуаций Г.Ф. Корольковой. Она выделяет четыре «казуса»: первый — в конце диагностического этапа профконсультации выбор профессии учеником сделан в соответствии с его личными качествами, второй — в конце диагностического этапа остается некоторое несоответствие между выбираемой областью деятельности и интересами и склонностями, либо ученик недостаточно информирован о мире профессий и о своих качествах, третий — остается резкое несоответствие между профессией, которую ученик выбирает, и его склонностями и интересами, четвертый — в конце диагностического этапа выбор не сделан, и нет активной позиции в отношении своего профессионального будущего (Королькова Г.Ф.,1975). Очень перспективными представляются те подходы, в которых делается акцент на эмоциональных состояниях подростка, находящегося в ситуации профессионального выбора. Так, например, П. Скавран особенное внимание обращает на те случаи, когда подросток обращается в профессиональную консультацию в силу своего страха перед выбором профессии и желания переложить собственную ответственность на другого (Skawran P.R., 1964). При этом и сам профконсультационный диалог строится в том ключе, что надо не столько выявить те или иные устойчивые психологические характеристики, важные для будущей профессии, сколько работать с актуальными страхами и опасениями подростка. В исследованиях X. Томэ и В. Джайде показано, что при профессиональном выборе у подростков могут возникать определенные отрицательные эмоциональные состояния, в частности состояния брошенности, растерянности, принуждения, обусловливающие стремление уйти от решения проблемы профессионального выбора, откладывая его на неопределенное время или перекладывая ответственность на консультанта. Не на эмоциях, а на когнитивных процессах, участвующих в локальной ситуации профессионального выбора, делается акцент в типологии профессионального выбора Кнефелькампа и Слепецки. Эта типология строится при использовании двух параметров, широко использующихся в настоящее время в экспериментальных работах по структуре интеллекта: первый из них — выраженность когнитивного стиля, в соответствии с которым человек склонен или не склонен вступать в конфликт при решении важных вопросов, второй — уровень когнитивного развития, определяющий степень последовательности в реализации различных стратегий. Пересечение этих двух параметров — при значительной выраженности либо одного, либо другого полюса — дает различные типы «отклонений» профессионального выбора, в соответствии с которыми подросток может быть квалифицирован как «бесконфликтный приверженец», «бесконфликтный меняльщик», «обороняющийся и избегающий» или «перестраховщик» (Berger R, von Orelli С., 1982). Опираясь на все эти исследования ситуации профессионального выбора, можно констатировать, что при профессиональной консультации подросток реализует три типа установок: на профконсультанта, на конкретно специфическую задачу профессионального выбора и на профессиональное будущее в целом. Что касается установок на специфическую ситуацию профессионального выбора, они в отличие от других установок, очень часто совсем упускаются из внимания. Между тем, именно эти установки обусловливают в большой степени ход всего профессионального развития. Проблема надежного выявления профессиональных установок действительно является и очень важной, и очень сложной. Осуществляется подобное выявление, как правило, на основании профконсультационной беседы, но наиболее интересные результаты для выявления механизмов профессиональных установок и условий их формирования получены при использовании стандартизованных тестов, построенных на основе той или иной теоретической модели профессионального выбора. Так, получила широкое распространение методика, предложенная Дж. Крайтсом (Crites J., 1974) — «Шкала зрелости профессиональных установок» («Maturity of Vocational Attituds Scale»), По своей структуре она ориентирована на выявление 5 типов установок, таких как; уверенность и решительность в профессиональном выборе — нерешительность (этот тип установок представлен, например, следующим пунктом: «Я пребываю в нерешительности относительно своего профессионального выбора»); беззаботность и материальная обеспеченность —- эгоцентризм и материальные интересы («Профессия важна лишь постольку, поскольку позволяет зарабатывать деньги»); самостоятельность и активность — зависимость («Я буду следовать тем советам о выборе профессии, которые мне дают родители»); реализм и готовность к компромиссам — социальный престиж («Если профессия уже выбрана, то больше думать об этом нечего»); информированность и рациональность — боязнь («Чтобы правильно выбрать профессию, надо хорошо знать себя»). Эти установки репрезентируются отдельными шкалами, которые объединяются в интегративной шкале зрелости профессиональных установок. Теоретической основой опросника послужила модель профессионального развития, предложенная Д. Сьюпером (Super D., 1957) и Дж. Крайтсом, в которой профессиональное развитие рассматривается как проходящее ряд специфических в отношении возраста этапов, в каждом из которых требуется адекватное решение профессиональных задач. Эта и сделанные на ее основе методики обладают достаточно хорошими показателями валидности (на основе связей показателей профессиональных установок с показателями зрелости Я-концепции, уровня профессиональных знаний, наличия опыта практической трудовой деятельности и т.д.), но из-за динамичности профессиональных установок в возрасте 14—16 лет показатели ретестовой надежности достаточно низкие. В нашем исследовании внутренних детерминант профессионального выбора мы опирались именно на понятие профессиональных установок. В результате этого исследования был получен не только интересный экспериментальный материал (о зависимости от профессиональных установок степени связанности профессиональных намерений и профессиональных интересов), но и разработана методика для выявления индивидуально-психологических особенностей подростков, проявляющихся в ситуации профессионального выбора, т.е. методика выявления профессиональных установок. При этом был выбран компромиссный вариант типа методики: созданная методика может быть использована и в рамках структурированного интервью (что рекомендуется и в ориентации на что строится дальнейшее изложение), и как стандартизованный тест. На предварительном этапе исследования участвовало 40 человек, которыми были подростки, обратившиеся — сами или по настоянию родителей — в профконсультационную службу за помощью в решении вопроса о профессиональном выборе. В ходе свободной беседы с ними — о их профессиональном развитии, о восприятии ими ситуации выбора профессии и об отношении к ситуации профконсультационной беседы — фиксировались все их высказывания на эту тематику. Отправной кодификационной сеткой служила схема, отражающая общее представление о протекании процесса профессионального выбора и имеющая следующие ориентиры: что является основным предметом оценивания (определенная задача профессионального становления)? На чем делается основной акцент проблемности решения профессиональной задачи (внешние, обусловленные социальными обстоятельствами, факторы или внутренние, обусловленные личностными качествами)? На кого направлена адресация акцента проблемности (на самого себя или на других)? В результате профконсультационных бесед с этими подростками был сформирован базовый список высказываний о профессиональной карьере и профессиональном выборе, состоящий из 103 высказываний и представляющий разнообразные оценки подростков различных аспектов этих процессов. На следующем этапе данный список предлагался другим подросткам для субъективного шкалирования. Эта выборка включала 66 подростков, которые должны были оценивать степень соответствия каждого высказывания их психологическому состоянию в настоящее время. Для этого была использована шкала, включающая шесть степеней соответствия каждому высказыванию: от позиции «в полной степени мне соответствует» — до «совершенно мне не соответствует». Эти результаты были проведены через процедуру кластерного анализа, в результате чего высказывания были сгруппированы в следующие кластеры (ниже приведены только самые характерные для определенного кластера высказывания): 1. «Самостоятельность», здесь оказались сгруппированы высказывания, характеризующие ответственность и автономию подростка в решении профессиональной задачи выбора профессии: «Для меня чрезвычайно важно решить вопрос о выборе профессии самостоятельно», «Я в состоянии самостоятельно принимать ответственные решения о своей будущей профессии», «Я решу самостоятельно, какую профессию выбрать», «Для меня очень желательно как можно скорее приобрести социальную независимость». 2. «Подверженность эмоциональным влияниям» — включает высказывания, характеризующие ориентацию на эмоциональный контекст принятия решения: «Мне кажется, что можно попробовать себя в нескольких профессиях и выбрать ту, которая больше понравится», «Определенно стоит рискнуть, даже если мало шансов на успех, и выбрать очень привлекательную профессию», «Я с большим вниманием прислушиваюсь к каждому совету о моем профессиональном выборе». 3. «Надежды на профессиональную перспективу» — включает высказывания, характеризующие оптимизм в отношении профессионального будущего: «У меня есть конкретные цели, которые я смогу реализовать в будущей профессии», «Я часто думаю о целях, которые связаны исключительно с профессиональным трудом», «Нет сомнений, что в моем профессиональном становлении мне будет сопутствовать счастье и удача», «Я выберу профессию более оптимально, чем большинство моих одноклассников», «Выбрав профессию, я ее не сменю, даже из-за очень выгодных предложений», «Мой профессиональный выбор будет окончательным, раз и навсегда», «Я в состоянии многое в себе менять, чтобы соответствовать будущей профессии», «Моя профессиональная карьера, вероятно, потребует от меня отказываться от многого личного». 4. «Легкомысленность профессионального выбора» — включает высказывания, характеризующие отсутствие четких критериев профессионального выбора: «Мне кажется, что профессиональный выбор чаще делается случайно, чем в силу личных стараний», «Считаю, что не надо надолго загадывать свое профессиональное будущее, главное — достижение ближайших жизненных задач», «В выборе профессии я полагаюсь в первую очередь на интуицию». 5. «Ориентация на предполагаемые неудачи» — включает высказывания, характеризующие пессимистический прогноз профессионального будущего: «Когда я думаю о будущей профессии, часто представляю свои возможные неудачи», «Мне кажется, что все мои старания оптимально выбрать профессию бесполезны», «Вполне вероятно, что мне достанется или плохая специальность, или плохое место работы», «Мне бы очень помогло, если бы выбор профессии можно было отложить на некоторое время», «Полагаю, если бы не разного рода внешние неприятности, то человек не делал бы ошибок на своем профессиональном пути». 6. «Ощущение растерянности» — включает высказывания, характеризующие стратегию смены критериев оценки деятельности по ходу ее выполнения: «В выборе профессии мне крайне не хватает собственной решительности», «Временами я ругаю себя за излишнюю нерешительность в выборе профессии», «Совершенно не знаю, какими критериями мне руководствоваться в выборе профессии», «Совершенно не знаю, с чего мне начать свой профессиональный путь», «В профессиональном выборе я чувствую беспомощность, и мне нужна чья-либо поддержка и руководство», «Боюсь, я не сумею с первого раза выбрать профессию правильно», «Мне очень досадно, что приходится отвергать некоторые профессии, которые кажутся недостижимыми», «У меня значительно больше способностей, чем упорства». 7. «Переживание эмоционального конфликта» — включает высказывания, характеризующие стремление к уходу из эмоционально неприятной ситуации: «Иногда хочется махнуть рукой и не думать о выборе профессии», «Я ощущаю несвободу, когда думаю о своем профессиональном выборе». 8. «Идеализация своего профессионального будущего» — включает высказывания, характеризующие несколько нереальные надежды на свое профессиональное будущее: «Полагаю, что мне обязательно должна достаться не просто хорошая профессия, а такая, которая позволит проявиться моей индивидуальности», «В будущей профессии мне хотелось бы делать что-нибудь исключительное», «Считаю, что мне необходим такой план, который позволит мне выбрать профессию абсолютно верно», «Главное в моей будущей профессии — добиться личных достижений», «Что бы ни потребовала от меня моя будущая профессия, я не откажусь от теперешних увлечений». 9. «Основательность профессионального выбора» — включает высказывания, характеризующие рациональный подход к проблеме профессионального выбора: «Даже если профессия уже выбрана, стоит еще и еще раз подумать на эту тему», «Выбор профессии не должен делаться под влиянием эмоций», «Уже сейчас мне стоит предпринимать конкретные шаги к будущей профессии, а не ограничиваться лишь обдумыванием положения», «В любом случае, если есть возможность учиться дальше, не следует торопиться идти работать», «Я совсем не тороплюсь любой ценой приобрести позицию взрослого», «Считаю, что работа имеет в жизни человека первостепенное значение», «Считаю, если кто-то неудовлетворен профессией, то он сам в этом виноват», «Для меня очень важно найти человека, который передал бы мне секреты профессионального мастерства». 10. «Ощущение собственной неспособности» — включает высказывания, характеризующие заниженную самооценку профессионально важных способностей и профессиональных интересов: «Совсем нет уверенности, что моих сил и способностей хватит для решения профессиональных задач», «Я мечтаю о такой профессии, которой, я знаю не смогу овладеть», «Из-за моего невезения мне может не повезти и с выбором профессии», «Делая профессиональный выбор, я надеюсь именно на везение».
[1] См.: ТарЭ Г. Законы подражания. СПб, 1890, Личность и толпа. Очерки по социальной психологии. СПб., 1903 [2] См.: Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1896 [3] См.: Мак- Дугалл У. Основные проблемы социальной психологии. М., 1916 [4] См.: Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989 [5] См.: Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982 [6] См.: Берн Э. Игры, в которые играют люди. С. 234 [7] Обзор зарубежных исследований по психологии конфликта см.: Иностранная психология. 1993. Т. 1. № 2 [8] См.: Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. М, 1992 [9] См.: Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М., 1995; Юридическая конфликтология. М., 1995; Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. М., 1990, см. также. Deutsch М. The resolution of conflict. New Haven. L., 1973 [10] Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972. С. 513 [11] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. С. 249 [12] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. С. 213-214
[13] Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979г. С. 5. [14] Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1979. С. 97 [15] Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.,1971.С. 29
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.249 (0.009 с.) |