Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Норма реакции и диапазон реакции
Еще два понятия, овладение которыми чрезвычайно важно для правильного понимания отношений между генотипом и фенотипом, — это «норма реакции» и «диапазон реакции». Семантические поля этих
двух понятий близки, однако между ними существуют весьма значи- мые различия. Описывая далее взаимоотношения между этими поня- тиями, мы сначала остановимся на том, что является для них общим, а затем — на их отличительных признаках. Общее в понятиях нормы и диапазона реакции заключается в сле- дующем. Нормой (диапазоном) реакции данного генотипа называется система, описывающая множество фенотипов, существование кото- рых потенциально возможно в том случае, если данный генотип будет находиться во взаимодействии с определенными средами. Понятия и нормы, и диапазона реакции предполагают, что каждый генотип ас- социируется с определенным, характерным для него, рядом феноти- пов, формирующихся в разных средах. Упрощенно понятие нормы (диапазона) реакции можно представить следующим образом: Каждому генотипу соответствует своя определенная норма (диа- пазон) реакции. Различия в понятиях нормы и диапазона реакции состоят в следу- ющем. Рассмотрим гипотетический пример, касающийся фенотипи- ческого признака, который отражает какие-то специфические спо- собности. Предположим, существует 4 генотипа (1, 2, 3, 4), и все эти генотипы могут быть одновременно помещены в разные типы сред, отличающиеся друг от друга по уровню разнообразия и обогащеннос- ти. Схематически эта ситуация отражена на рис. 5а. По оси абсцисс отложены «уровни» среды, а по оси ординат — условные фенотипи- ческие значения. Согласно рисунку, в обедненной среде разброс фе- нотипических значений относительно мал, и четыре генотипа прояв-
Рис. 1.5. Схематическое изображение зависимости фенотипических зна- чений от типов генотипа и среды, в которой данный генотип развивается. а— Схематическая иллюстрация понятия «диапазон реакции» (ДР). Диапазон реакции обозначает разницу между фенотипическими значениями определенного генотипа в разных типах сред [по: Gottesman, 1963]. б — Схематическая иллюстрация понятия «норма реакции». Один и тот же генотип (Генотип5 и Генотип6) в разной среде дает разные
фенотипы. ляются в фенотипах, мало отличающихся друг от друга. Разброс фе- нотипических значений существенно возрастает в типичной среде и достигает максимума в среде обогащенной. Разница между значения- ми данного генотипа в обедненной и обогащенной средах называется диапазоном реакции этого генотипа. Обратите внимание: понятие диапазона реакции подразумевает сохранение рангов фенотипических значений генотипов в разных сре- довых условиях. Например, Генотип1 ассоциируется с низкими фено- типическими значениями и в обедненной, и в обогащенной средах, в то время как Генотип4 является наиболее «процветающим» в любой среде. Соответственно, диапазон реакции Генотипа1 — наименьший,
а диапазон реакции Генотипа4 — наибольший. Иными словами, ос- новным допущением при интерпретации понятия «диапазон реакции» служит следующее предположение: существующие генотипы отлича- ются друг от друга таким образом, что фенотипические преимуще- ства каждого из этих генотипов постоянны, а фенотипические разли- чия, ассоциируемые с каждым из генотипов, становятся все более заметны по мере того, как среда становится все более благоприятной для развития данного фенотипического признака. Если взять в каче- стве примера математические способности, то носители Генотипа4 будут демонстрировать наивысшие значения как в обедненной, так и в обогащенной среде, причем чем благоприятнее среда, тем выше уровень математических достижений. Напротив, носители Генотипа1 будут иметь наименьшие фенотипические значения в любой среде, а фенотипические изменения, характеризующие этот фенотип при пе- реходе из одних средовых условий в другие, будут незначительны. Добавим к изучаемым нами генотипам два новых — Генотип5 и Генотип6 (рис. 1.5б). Оказывается, что поведение этих двух генотипов в разных средах не соответствует ожиданиям о сохранении ранговых мест фенотипических выражений разных генотипов в варьирующих средовых условиях. Как показано на рис. 1.5б, максимальное феноти- пическое значение Генотипа5 наблюдается в типичной среде, в то время
как обогащенная среда не является благоприятной для этого геноти- па — его фенотипическое значение уменьшается. В качестве возмож- ной иллюстрации данного феномена может быть использован хорошо известный из психологии развития факт: излишняя когнитивная сти- муляция многих (но не всех) младенцев часто приводит не к оптими- зации, а к расстройству их познавательной деятельности. Генотип6, напротив, на переход от обедненной к типичной среде никак не реагирует, его фенотипическое значение остается неизмен- ным. Однако ситуация существенно меняется при изменении средо- вых условий на обогащенные: фенотипическое значение Генотипа6 резко и линейно возрастает. Примером подобной ситуации может слу- жить развитие музыкальных способностей, поскольку ребенок, осно- вываясь на своих природных задатках, должен овладеть мастерством, для обучения которому ему необходимо находиться в обогащенной среде, в то время как и обедненная, и типичная среды таких условий не дают. Таким образом, несколько упрощая ситуацию, можно сказать, что понятие нормы реакции — более общее понятие, поскольку, ис- пользуя его, исследователь не должен делать никаких предположений о сохранении рангов фенотипов в разных средах. Для понятия же ди- апазона реакции допущение об определенном ранговом порядке фе- нотипов (и, соответственно, генотипов) в контексте разных средовых условий является критическим. В силу большей широты понятия нормы реакции далее в учебнике будет использоваться именно это понятие.
5-1432 65 Сегодня мы не располагаем аналитическими средствами, которые позволили бы нам предположить, что произойдет с индивидуумом, являющимся носителем определенного генотипа, если он будет по- мещен в среду, отличающуюся от любой предыдущей; поэтому опре- деление нормы реакции — задача экспериментальная. Каким образом норма реакции генотипа определяется в эксперименте? С этой целью генетически одинаковые организмы помещаются в разные среды, а фенотипы, развивающиеся в результате взаимодействия генотипа и различных сред, тщательно измеряются и описываются. В процессе генетического экспериментирования исследователь старается выделить для анализа ограниченное количество генов, детерминирующих оп- ределенные признаки. Исследователь также старается застраховаться от случайных влияний среды, работая в максимально контролируе- мых условиях. Понятно, что этот тип эксперимента возможен только с растениями или животными. Задача определения набора сред, приводящих к проявлению од- ного и того же генотипа в разных фенотипах у человека (или опреде- ление нормы реакции данного генотипа), чрезвычайно сложна. Для изучения нормы реакции необходимо некоторое количество генети- чески идентичных особей, т.е. необходимы группы идентичных близ- нецов (пятерняшек, шестерняшек или, того лучше, двадцатерняшек), родители которых согласились бы разлучить детей при рождении и растить их в разных средовых условиях. Биологически задача создания генетически идентичных человеческих организмов очень трудна, но осуществима; с точки же зрения этики такой эксперимент в цивили- зованном обществе принципиально невозможен.
Не менее сложна задача определения параметров среды, существен- ных для развития изучаемого признака человека. Например, что являет- ся оптимальной средой для формирования интеллектуальной активнос- ти ребенка? Или уже: что в семейной среде стимулирует интеллектуаль- ную активность ребенка — количество книг, наличие компьютера или чтение сказок перед сном? Решая данные задачи, психогенетика нахо- дится в прямом и непосредственном контакте с психологией и, более того, зависит от нее, поскольку именно из психологии психогенетика должна получать сведения о том, какие конкретные средовые условия существенны для развития того или иного психологического признака. «Норма реакции» является понятием по своей природе интерак- ционистским, т.е. подчеркивающим идею взаимодействия вовлечен- ных в развитие факторов генотипа и среды. Конкретный фенотип пред- ставляет собой реализацию конкретного генотипа в конкретных сре- довых условиях в соответствии с его нормой реакции, и процесс этого взаимодействия чрезвычайно сложен. Любое искусственное расчлене- ние и квалификация генотипических и средовых влияний на форми- рующийся организм является его упрощением, и это необходимо по- мнить при интерпретации психогенетических данных.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.021 с.) |