Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Влияний и генотип-средовых эффектов
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Индивидуум (носитель генотипа) существует не в вакууме, а сре- ди подобных ему индивидуумов. Кроме того, сам генотип не спрятан, как Кащеева смерть, за семью замками на конце иголки, а чрезвы- чайно открыт и крайне чувствителен к любому оказываемому на него влиянию. Изучение генотипа невозможно и неадекватно без изучения среды, в которой он находится. Генетические исследования заметно выигрывают, когда в них используются хорошо отлаженные психоло- гические методики, оценивающие характеристики среды. Подобным же образом психологические и педагогические исследования средо- вых условий, влияющих на формирование тех или иных поведенчес- ких признаков, выигрывают от использования накопленных психоге- нетикой знаний о том, как функционирует генотип, что такое норма реакции и каковы пределы пластичности генотипа. Время противопо- ставления «двух факторов» — генов и среды — осталось позади. Сегод- ня мы знаем достаточно для того, чтобы без тени сомнений утверж- дать: формирующаяся индивидуальность не делится на то, что в ней от среды, и на то, что — от генотипа. Развитие по сути своей является процессом переплетения и взаимодействия генов и среды, развитие и есть их взаимодействие. В контексте психогенетического изучения средовых особенностей чрезвычайно важны три момента.
Во-первых, генетические исследования постоянно указывают на критическую роль средовых факторов в формировании психологичес- ких различий между людьми. Многочисленные психогенетические ра- боты нагляднейшим образом показали, сколь важна роль генетичес- ких факторов для объяснения межиндивидуальной вариативности по самым разным признакам. В некоторых случаях (например, для вариа- тивности* показателей интеллекта) генетические влияния объясня- ют 50% фенотипической изменчивости, Чем, однако, объясняются остальные 50%? Ответ на этот вопрос очень прост: в большинстве своем за оставшиеся 50% отвечает среда, точнее особенности среды, в которой развиваются и живут носители генотипов. Во-вторых, в контексте генетики количественных признаков по- нятие среды определяется намного шире, чем в психологии. Согласно этому определению, понятие «среда» включает все типы средовых
влияний — общесемейные, индивидуальные и любые другие (вклю- чая ее физические и физиологические компоненты, пренатальные условия, диету, болезни раннего детства и т.д.), в то время как в психо- логии средовые условия обычно приравниваются только к социально- экономическим и психологическим условиям взросления ребенка. В-третьих, психогенетика концентрирует свои усилия на вопросе о том, что есть (в данный момент в данной популяции), а не на вопросе о том, что может произойти. Например, высокие значения коэффициента наследуемости, полученного при изучении межинди- видуальной вариативности по росту, констатирует тот факт, что в данное время в данной популяции дисперсия роста объясняется в ос- новном генетическими различиями между членами данной популя- ции (что есть). Однако определенное средовое вмешательство (на- пример, изменение питания и увеличение количества витаминов в рационе) может оказать влияние на формирование межиндивидуаль- ных различий в популяции по такому высоконаследуемому признаку, как рост (что может произойти). Считается, что именно такие средо- вые изменения привели к увеличению среднего роста в современных европейских популяциях по сравнению с аналогичными оценками, полученными, например, в начале XX в. Индивидуальные же разли- чия по росту внутри каждого поколения находятся под жестким гене- тическим контролем. При изучении генотипа в его средовом контексте исследователи выделяют два класса влияний - влияния среды и генотип-средовые вли- яния, т.е. совместные, сопряженные влияния среды и генотипа.
* В данном учебнике понятия «изменчивость» (подробнее о ней — в гл. I) и «вариативность» используются как синонимы. Тем не менее авторы отдают пред- почтение словосочетаниям «фенотипическая изменчивость», «генотипическая из- менчивость», но «средовая вариативность». Напомним, что статистическим экви- валентом понятия изменчивости является понятие дисперсии.
Для психолога одним из наиболее интересных аспектов психоге- нетики является ее способность дать надежную информацию о нали-
чии и степени средовых влияний на формирование исследуемого при- знака. Психогенетические исследования могут не только определить, влияет ли среда на развитие и проявление этого признака (и если да, то в какой степени), но и указать конкретный класс средовых влия- ний, в котором надо искать определенный содержательный фактор, являющийся критической средовой переменной для анализируемого признака. Например, психогенетическое исследование может опреде- лить, что популяционная изменчивость по интеллекту зависит от об- щесемейной среды, и тем самым направить исследовательскую рабо- ту психологов на поиск конкретных компонентов именно этой среды (например, социально-экономических характеристик семьи), значи- мых для формирования интеллекта. В рамках теоретической психоге- нетической модели исследователи выделяют два основных типа сре- довых влияний: общие и индивидуальные. Термином общая среда (синонимы - общесемейная, межсемейная, систематическая, семейная, разделенная; чаще всего обозначается символом Е— shared или Ес—common, общая) описываются типы сре- довых влияний, одинаковых для членов изучаемых пар родственни- ков (родители—дети, сиблинг—сиблинг и т.д.). Выделяют два класса общих средовых влияний: (1) общесемейная среда, характеристики которой различны в разных семьях, но едины для всех членов одной семьи (социоэкономический статус семьи, уровень образования ро- дителей, жилищные условия, исповедуемая семьей религия и т.п.); и (2) семейная среда, общая для конкретных пар членов данной се- мьи (близнецовая среда, среда сиблингов, родительско-детская среда и т.д.); это — среда, общая только для членов данной диады (напри- мер, школьная среда близнецов, обучающихся в одном классе, будет общей для близнецов, но не для родительско-детских пар). Термином «индивидуальная среда» (синонимы — внутрисемейная, уникальная, специфическая, различающаяся, неразделенная, случай- ная; чаще всего обозначается EN — nonshared, т.е. среда, не являюща- яся единообразной для всех членов семьи) описываются типы среды, различные у разных членов одной семьи. Индивидуальные средовые характеристики — это набор тех средовых условий, влияния которых делают членов одной семьи непохожими друг на друга. Например, как ни стараются родители сиблингов относиться к ним одинаково объек- тивно, этого никогда не случается. Индивидуальная среда включает широкий спектр разных характеристик, начиная от разнообразия пре- натальных условий и кончая социально-психологическими особенно- стями среды, специфическими для данного индивида. Примерами та- ких средовых влияний могут служить характеристики круга друзей и рабочей обстановки, которые, как правило, не единообразны, спе- цифичны для каждого члена семьи.
Некоторые исследователи предлагают более детальную класси- фикацию сред и разделяют общие и индивидуальные средовые влия- ния на (1) систематические (повторяющиеся, долгосрочные; приме- рами систематических общесемейных влияний могут служить зара- ботная плата родителей, а индивидуальных систематических влияний — школьная среда ребенка или постоянное общение с близ- ким другом) и (2) случайные (краткосрочные; пример случайных
общесемейных средовых воздействий — смерть члена семьи, а слу- чайных индивидуально-средовых влияний - болезнь или встреча с интересным человеком)*. Эти теоретически выделенные типы средовых влияний представ- лены в центральной модели генетики количественных признаков в терминах компонентов фенотипической дисперсии. Далее мы пока- жем, как сопоставление разного типа родственных корреляций по- зволяет выделять разные компоненты среды. Однако некоторые сре- довые влияния (например, систематические и несистематические эффекты) в рамках центральной модели разделить нельзя. Для их изу- чения традиционную (классическую) модель разложения фенотипи- ческой дисперсии, в состав которой входят только латентные пере- менные, необходимо модифицировать с тем, чтобы включать в нее измеряемые переменные (подробнее об этом в гл. VIII). Ученые давно осознали тот факт, что псевдодихотомическое раз- деление факторов, значимых для формирования индивидуальности, на те, которые «от генов», и те, которые «от среды», является искус- ственным и упрощенным. Помимо двух главных составляющих фено- типической дисперсии — генетической и средовой — существует не- сколько факторов, возникающих в результате взаимодействия (или совместных действий) среды и генов, и часто этим факторам принад- лежит весьма существенная роль. При описании гено-средовых эффек- тов выделяются три разных класса явлений: генотип-средовые корре- ляции (ГС-корреляции), или ковариации; генотип-средовые взаимо- действия (ГС-взаимодействия); ассортативность. Средовые влияния, переживаемые человеком, часто не случай- ны, а, напротив, коррелируют с особенностями его генотипа или даже вызываются ими. Это явление было многократно описано. Смысл генотип-средовой корреляции хорошо передает утверждение «каждо- му по способностям». Теоретически предполагается, что если среда достаточно разнообразна и общество предоставляет человеку возмож- ность выбора, каждый выбирает и получает среду, коррелирующую (положительно или отрицательно) с его генетически обусловленной индивидуальностью. (Например, человек с генетически заданным
* Надо иметь в виду, что термином «случайный» обозначается не причина возникновения данного события, а распределение данного обстоятельства в попу- ляции по закону случайных чисел.
медленным индивидуальным темпом едва ли выберет профессию, в которой деятельность требует высокой скорости.) Позитивная ГС-корреляция характеризует ситуацию двойного пре- имущества для носителя определенного генотипа. Так, дети компози- тора Иоганна Себастьяна Баха, будучи наследственно музыкально одаренными, выросли в обогащенной музыкальной среде, поскольку отец посвящал много времени их музыкальным занятиям. Семья мате- матиков Бернулли примечательна не только наследственной матема- тической одаренностью, но и, как следствие ее, «математизирован- ной» средой (см. гл. VII). Негативная ГС-корреляция отражает ситуацию регрессии к попу- ляционному среднему, т.е. тенденцию к снижению фенотипического значения признака, например, у потомков по сравнению с родителя- ми из-за реакции среды на их генетическую индивидуальность (под- робнее о ГС-корреляциях см. гл. VIII). В целом ГС-корреляция отражает феномен неслучайного рас- пределения сред между различными генотипами. «Хороший генотип» обычно получает и «хорошую среду»; «плохой» может выбрать адек- ватную себе, но объективно «плохую» среду. Понятно, что этот фено- мен может искажать оценку наследуемости: в случае положительной корреляции, когда и генотип, и среда действуют в одном направле- нии, она может быть завышена, в случае отрицательной, наоборот, занижена. Это — существенная помеха в исследованиях, которая дол- жна, по возможности, контролироваться, ГС-взаимодействие следует четко отличать от ГС-корреля- ции. Подобное взаимодействие ничего общего с идеей распре- деления «каждому по способно- стям» не имеет. Оно отражает непосредственный акт совмес- тного действия, совместного влияния генов и средовых фак- торов на фенотип. ГС-взаимо- действие описывает генетичес- кий контроль чувствительности к средовым различиям и обна- Рис. 6.1. Взаимодействие генотипа и руживается в том, что один и среды (по Cooper a. Zubek, 1958). тот же генотип в разных средах Среднее число ошибок при решении ла- даст разные фенотипы (а раз- биринтной задачи «умными» и ные генотипы в одной и той «глупыми» крысами, выращенными в же среде тоже получат разное обедненной, нормальной и обогащенной средах. фенотипическое выражение) (рис. 6.1). В этих экспериментах при помощи направленного отбора были выведе- ны линии «умных» (быстро обучающихся) и «глупых» (обучающихся медлен- но) крыс. В стандартной («нормальной») среде «глупые» делали в среднем на 50 ошибок больше, чем «умные». Однако в обедненной среде эта разница исчезала: количество ошибок у обеих линий становилось одинаковым, при- чем «умные» резко «глупели»; в обогащенной же среде, наоборот, «умнели» «глупые» —у них количество ошибок резко сокращалось. Обратим внимание на то, что реакция на плохую среду выше у «умных»; создание же более бла- гоприятных условий сильнее сказывалось на обучаемости «глупых» крыс. (Вспомним понятие «норма реакции», — гл. I.)
Понятно, что у человека экспериментально исследовать ГС-взаи- модействие невозможно. Но примером может служить генетическая сопротивляемость какому-либо заболеванию. Люди, генетически склон- ные к заболеванию, не проявляют симптомов заболевания только до тех пор, пока их среда обитания свободна от патогенов. И наоборот, генетически устойчивые к заболеванию индивидуумы не проявляют симптомов заболевания даже при наличии патогена в их среде. Иначе говоря, изменение среды внесением в нее патогена оказывает весьма разные (порой, трагически разные) влияния на фенотипы индивиду- умов, генетически склонных и генетически устойчивых к заболеванию. Ассортативностью называется неслучайное заключение браков на основе сходства по любым факторам. О ней уже шла речь в гл. V как об одном из факторов, меняющих частоты генотипов в популяциях. Исследователи, применяющие метод семьи (см. далее и гл. VII) для анализа психологических признаков, часто ссылаются на этот фено- мен. Мерой ассортативности принято считать корреляцию между суп- ругами. В большинстве современных обществ браки заключаются на основе вза- имного интереса и привязанности будущих супругов друг к другу, что подра- зумевает сходство супругов по ряду фенотипических признаков, например по интеллекту, интересам, увлечениям и т.д. Высокая положительная ассорта - тивность была обнаружена у таких признаков, как уровень образования, рели- гиозные и политические установки, социально-экономическое положение. Умеренная ассортативность установлена для физических показателей и ког- нитивных характеристик, например когнитивных стилевых особенностей и спе- циальных способностей. Исследования также продемонстрировали, что личностные качества и особенности темперамента не являются значимым критерием при подборе спутника жизни: корреляции между этими признаками у супругов достаточно низки. Однако до сих пор нет исследований, в которых были бы выявлены отрицательные корреляции между супругами по какому-либо (физическому или психологическому) признаку. Ассортативность может искажать оценки влияния как генетичес- ких, так и средовых составляющих фенотипической дисперсии и по- тому должна учитываться во многих генетико-математических моде-
лях, точнее, в любых моделях, где она может занижать или завышать оценки искомых параметров. Важно помнить, что ассортативность не может интерпретироваться как побочная переменная, поскольку, стро- го говоря, переменной не является. В психогенетических моделях ас- сортативность представлена в качестве определенного коэффициента [44], искажающего истинную фенотипическую корреляцию в парах родитель-ребенок. Статистически контролировать ассортативность можно только в условиях использования комбинированных психоге- нетических моделей, т.е. в квазиэкспериментальных исследованиях, объединяющих несколько методов психогенетики (например, близ- нецовый и семейный). Например, тенденция заключать браки с теми, кто близок нам по уровню интеллекта, давно была подмечена как в экспериментальных работах, так и в житейских наблюдениях. В среднем корреляция супругов по IQ составляет примерно 0,30-0,40. Такое сходство вовсе не означает, что мы подбираем жизненных партнеров по результатам выполнения интеллектуальных тестов. Эта корреляция определяется и интеллектуальной близостью будущих суп- ругов, и тем, что общение с интеллектуально равным партнером психологи- чески комфортно, и массой других обстоятельств. Однако, независимо от механизма ассортативности, в результате заключения браков между людьми, похожими по уровню интеллектуальных способностей, в зачатии нового орга- низма принимают участие генотипы, сходство которых выше того, которое определяется законом случайных чисел. Данная закономерность особенно важна на концах распределения оценок познавательных способностей, по- скольку было отмечено, что ассортативность проявляется ярче как среди ода- ренных, так и среди интеллектуально отсталых людей. В группе с низкими образованием и интеллектом Т.Д. Думитрашку получила очень высокую ас- сортативность по интеллекту (r = 0,68) и никаких корреляций по темперамен- ту, когнитивному стилю, креативности [53; 54]. В подобных случаях ассорта- тивность увеличивает вероятность того, что произойдет «удвоение» наследу- емой генной информации и, соответственно, потомок таких родителей унаследует двойную дозу генов, предрасполагающих к фенотипу, носителями которого являются его родители. В последние 5-10 лет психогенетики обнаружили три весьма нео- жиданных явления: (а) у детей, растущих в одной семье, среда фор- мирует скорее различия, чем сходства; (б) многие психологические инструменты (опросники, данные, полученные методом наблюдения, и пр.), используемые для измерения характеристик среды, показыва- ют неожиданно высокий уровень генетического контроля, и (в) при разложении фенотипической дисперсии подавляющего большинства психологических признаков, изучаемых психогенетикой, роль обще- семейной среды оказывается незначительной. Все это дает возмож- ность сформулировать гипотезу о том, что люди создают или находят определенные средовые условия, соответствующие их генотипам, а не являются пассивными «жертвами» своих генов или «доставшейся» им среды. Иными словами, индивидуальный генотип оказывается «конструктором» индивидуальной среды. Эти данные позволили аме-
риканской исследовательнице С. Скарр сформулировать концепцию, получившую образное обозначение «генотип —> среда», т.е. путь от генотипа к среде, обратный привычному «влиянию среды на индиви- дуальность» [396]. О продуктивности такого подхода речь пойдет далее. В соответствии с этими тремя наблюдениями и построена данная глава. Во-первых, мы рассмотрим основные результаты изучения об- щей семейной среды; во-вторых, уделим особое внимание анализу на- ходок, полученных в исследованиях индивидуальной среды; в-третьих, проанализируем феномен ГС-корреляции, описывая те особенности среды индивидуальности, которые коррелируют с ее генотипом; и, наконец, более детально познакомим с понятием ГС-взаимодействия, или феноменом так называемой чувствительности к среде. ТИПОЛОГИЯ СРЕДОВЫХ ВЛИЯНИЙ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.146 с.) |