Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Источники различий в индивидуальной среде
(«ПРИРОДА СРЕДЫ») Несмотря на то что первое исследование на эту тему было опуб- ликовано лишь около 10 лет назад, сегодня, в результате проведения нескольких исследований, выполненных с помощью разных психоге- нетических методов, собрано значительное количество информации, указывающей на то, что разнообразие средовых характеристик в зна- чительной мере объясняется генотипическим разнообразием живущих в этих средах людей. Большинство средовых характеристик, изучаемых в рамках данного блока исследований, составляют параметры общей (разделенной) семейной среды [357]. Каким же образом характерис- тики семейной среды испытывают генетические влияния? Выделяют- ся три разных источника таких влияний. Во-первых, многие параметры среды представляют собой субъек- тивные оценки (данные испытуемыми) того, как они воспринимают тот или иной показатель среды. Ясно, что субъективное восприятие характеристик среды может опосредоваться характеристиками чело- века, в формирование которых вовлечен и его генотип, т.е. реально оно может быть проекцией собственного «Я» на компоненты среды. Например, людям, отличающимся гиперсензитивностью и подозри- тельностью, свойственно приписывать поведению других людей не- дружелюбные мотивы, хотя объективно оно совершенно нейтрально. В этом случае та переменная, которая должна считаться характерис- тикой среды (недружелюбное поведение других людей), реально не- сет на себе отпечаток личности,человека-эксперта, а не субъектов оцениваемого поведения. Иначе говоря, в этом случае речь идет о генетических влияниях не на формирование объективно существую- щих особенностей среды, а на их субъективную оценку экспертами. Эта проблема разрешима, если заключения о среде делаются нейт- ральным (независимым) по отношению к данной среде исследовате- лем по набору пунктов, одинаковых для всех сравниваемых сред (на- пример, все семьи в каком-то исследовании сравниваются независи- мыми наблюдателями по одним и тем же параметрам). Во-вторых, в тех показателях, которые свободны от субъективно- сти экспертных оценок, генетические факторы могут влиять на фор- мирование индивидуальной среды через субъективные модели среды,
индивидуализацию эмоциональных откликов и т.д., т.е. всех тех осо- бенностей среды, в которые включена генетическая индивидуальность человека. Например, некоторые люди ведут себя таким образом, что их поведение постоянно вовлекает их в цепочку конфликтов, приво- дит к разводу в семье, потере работы или разрыву с друзьями. Такое событие, как развод, само по себе не наследуемо, однако приводят к разводу определенные типы поведения, и индивидуальные различия по ним могут объясняться генотипическими влияниями. Другими сло-
вами, вероятнее всего, существуют генетически детерминированные индивидуальные особенности, приводящие человека к выбору (не обязательно осознанному!) определенных средовых условий, кото- рые, в свою очередь, становятся факторами развития тех или иных психологических черт. В-третьих, то, что сегодня известно о ГС-корреляциях, позволяет исследователям формулировать гипотезу, согласно которой средовые факторы возникновения различных психопатологий тоже опосреду- ются генетически, Так, например, психопатологическое расстройство личности одного из родителей обычно связывается с конфликтнос- тью в семье и агрессивным поведением этого родителя по отношению к детям. Такие характеристики в совокупности создают определенную семейную среду, которая уже сама по себе служит фактором риска для развития психопатологических расстройств у детей, воспитываю- щихся в такой семье. Однако в том случае, если расстройство лично- сти одного из родителей имеет генетическое происхождение, с опре- деленной вероятностью дети этого родителя унаследуют соответству- ющие гены. Как в таких случаях определить, что же является фактором риска для ребенка — семейная среда, генотип, унаследованный от больного родителя, или и то, и другое? Результаты генетических ис- следований показывают, что, даже в том случае, когда действие сре- довых факторов риска имеет действительно угрожающий характер, определенная доля этого риска является генетической по своему про- исхождению. Центральный вопрос в таких ситуациях — не что пер-
вично и что вторично, а каким образом взаимодействие этих двух факторов ведет к повреждению нормального механизма развития ре- бенка и формированию психопатологий. И еще одно замечание. Возникновение ГС-корреляции — под- линный продукт взаимодействия генотипа и среды. Иными словами, ГС-корреляция может отражать влияния как среды на индивидуаль- ность, так и индивидуальности на среду. «Развести» эти два типа эф- фектов хотя и очень трудно, но возможно — при использовании лон- гитюдного метода или статистического моделирования гено-средо- вых взаимодействий. Приведем несколько иллюстраций. Начнем с данных, полученных методом наблюдения. В одном из психогенетических исследований сре- довых показателей по ДОМу, проведенных методом приемных детей [210], корреляции в группах приемных и биологических сиблингов подсчитывались дважды: первый раз — когда дети были годовалыми, а второй раз — когда им исполнилось по два года. Как в первом, так и во втором возрастных срезах корреляции по ДОМу между родными сиблингами были значительно выше, чем между сводными (0,58 и 0,57 для родных по сравнению с 0,35 и 0,40 для приемных), свиде- тельствуя о наличии генетического компонента в фенотипической дисперсии по этому признаку.
В других исследованиях, также основывавшихся на методе наблю- дения, изучались характеристики взаимодействия между матерью и ребенком. Использовался как близнецовый метод [328, 329], так и метод приемных детей [243]. Результаты также показали присутствие генетической составляющей в фенотипической дисперсии, описыва- ющей индивидуальные различия в материнских стилях взаимодействия с ребенком. В близнецовом исследовании интеракции, инициирован- ные матерью, и интеракции, инициатором которых был ребенок, кодировались с видеопленки и анализировались по отдельности как интеракции двух разных типов. Величина генетической составляющей была значительно выше для взаимодействий, инициируемых ребен- ком, что закономерно, так как в данном исследовании близнецами были дети, а не родители. Это наблюдение позволило сделать вывод о том, что психогенетические методы успешно обнаруживают только те генетические влияния на поведение родителей, которые отражают генетически детерминируемые поведенческие различия у их детей. Если бы аналогичное исследование было проведено с родителями-близне- цами (например, исследование стилей взаимодействия родителей-близ- нецов с их младенцами), то результаты были бы, скорее всего, обрат- ными, т.е. генетические составляющие были бы более значительны для интеракций, инициируемых родителями, и менее значительны для интеракций, которые начинают младенцы. В упоминавшейся программе «Уникальная Среда и Развитие Под- ростков (УСРП)» сравнивались шесть групп сиблингов подросткового возраста (МЗ и ДЗ близнецы, родные братья и сестры в полных семь- ях, полусиблинги, имеющие только одного общего родителя, и при- емные сиблинги). Интеракции в парах родителей и детей (т.е. 4 интер- акции для каждой семьи: папа — сиблинг 1, папа — сиблинг 2, мама — сиблинг 1 и мама — сиблинг 2), направленные на разрешение конф- ликта, возникшего между членами диады, были записаны на видео- пленку (результаты исследования см. в табл. 6.3). Значимые коэффици- енты наследуемости были найдены для всех показателей, однако их значения были выше для интеракций, инициированных подростка- ми, и ниже- для интеракций, начатых родителями. В течение последних нескольких лет психогенетика накопила дан- ные о характеристиках среды, сведения о которых были собраны ме- тодом опроса. Кстати сказать, большинство психогенетических ис- следований среды проводится с применением именно опросников, и только очень немногие исследователи используют другие психоло- гические методы (например, метод наблюдения). Опросники, посколь- ку они основаны на субъективном восприятии характеристик среды, абсорбируют генетическую изменчивость, объясняющую индивиду- альные различия респондентов в восприятии одних и тех же средовых параметров.
Таблица 6.3
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.166.200.255 (0.017 с.) |