Два подхода к анализу связей между 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Два подхода к анализу связей между



ГЕНОТИПОМ И ФЕНОТИПОМ

Между генотипом и фенотипом нет неопосредованной зависимо-

сти. Между геном и первичным биохимическим проявлением его дей-

ствия (например, синтезом какого-либо белка), с одной стороны, и

влиянием этого гена на поведение — с другой, прямого соответствия

не существует. Влияние генов на поведение имеет опосредованный

характер. В той мере, в какой индивидуальные различия в психике и

поведении передаются по наследству, они представляют собой ре-

зультат сложнейших биохимических процессов. Непосредственное био-

химическое проявление гена и его влияние на психологические осо-

бенности разделены «горным хребтом» промежуточных биомолеку-

лярных событий.

Для изучения зависимости между геном (или генотипом) и поведе-

нием (или фенотипом) исследователи располагают двумя подходами.

Разница этих подходов определяется начальной точкой движения: пер-

вый подход предполагает движение от фенотипа к генотипу, второй —

от генотипа к фенотипу. Отправляясь от наблюдаемого (от фенотипа),

исследователь должен прежде всего удостовериться в том, что анали-

зируемый признак действительно подвержен влиянию со стороны дан-

ного гена, и только затем переходить к изучению последнего. В рамках

этого подхода сначала изучаются законы передачи анализируемого

признака по наследству, затем картируют* ген, детерминирующий

развитие этого признака, а потом изучают генный продукт (белок).

Второй подход предполагает противоположное направление дви-

жения — от гена (генов) к фенотипу. Данная аналитическая стратегия

заключается в локализации изучаемого гена, определении его струк-

туры и описании его нуклеотидов. Знание последовательности нукле-

отидов на участке ДНК, функция которого неизвестна, позволяет

сделать вывод о последовательности аминокислот в белке, за синтез

которого этот участок отвечает. Зная такую последовательность, мож-

но синтезировать искомый белок, а затем ввести его животному с

целью изучения его функций. Инъекция «чужого» белка вызывает об-

разование у животного специфических антител, которые дают воз-

можность выяснить, в клетках какого типа производится изучаемый

белок и какова его функция. Более того, зная нуклеотидную структуру

гена, ответственного за производство изучаемого белка, исследова-

тель может вызвать искусственные мутации гена. Изменив структуру

данного белка, можно изучать изменения в фенотипе, вызываемые

такими мутациями.

Психогенетика как наука, развивающаяся на стыке генетики и

психологии, характеризуется двойственностью своих исследовательс-

 

* Картирование — составление генетических карт хромосом.

 

5* 67

ких задач: они пересекаются с задачами собственно генетическими и

собственно психологическими. Конечной целью генетического иссле-

дования человеческого организма, общей с целями генетических ис-

следований других живых организмов, является идентификация гена

(генов), ответственного за формирование тех или иных поведенчес-

ких признаков, его положения на хромосомной карте и описание гена

и его продуктов. Отсутствие продуктов этого гена — носителя опреде-

ленного поведенческого признака — в организме человека или обна-

ружение корреляции между мутацией гена и анализируемым призна-

ком служат свидетельством того, что найденный ген вовлечен в фор-

мирование и(или) проявление анализируемого признака.

После того как ген картирован и его продукт описан, изучение

белка, синтез которого контролируется исследуемым геном, может

привести к пониманию физиологического механизма изучаемого при-

знака. Исследование физиологического механизма признака, в свою

очередь, может помочь разработке профилактических программ (как

биологических, так и небиологических), целью которых является

уменьшение или полная остановка неблагоприятного влияния бел-

ков, синтезируемых в результате вредоносных мутаций исследуемого

гена. В конце концов, поняв систему, в которую вовлечен изучаемый

ген, исследователи, возможно, смогут разработать программы, по-

зволяющие заменять вредоносные аллели-мутанты новыми, «здоро-

выми» вариантами гена.

Конечной целью психологического исследования является понима-

ние этиологии и структуры анализируемого признака, обнаружение

факторов, влияющих на его индивидуальное развитие, и тех характе-

ристик среды (культурной, социальной, групповой, семейной или

индивидуальной), которые позволяют влиять на развитие, а также

макро- и микрофункционирование данного признака.

Психогенетические исследования подчиняются обеим целям, изу-

чая генотип и среду в их непрерывном взаимодействии, объединяя в

себе методологию и инструментарий обеих наук.

 

* * *

 

Изменчивость, межиндивидуальная вариативность — неизбежная

форма существования живых организмов. Она формируется в резуль-

тате взаимодействия наследственных и средовых факторов, комбина-

ция которых уникальна для каждого живого организма.

Общие закономерности наследования признаков систематизиро-

ваны в рамках хромосомной теории наследственности, центральные

понятия которой — «хромосома», «генотип», «ген» и «аллель».

Продуктом реализации данного генотипа в данной среде является

фенотип — наблюдаемые морфологические, физиологические, пси-

 

хологические характеристики организма. Фенотипы не наследуются,

а формируются в течение жизни в результате взаимодействия геноти-

па и среды. Одним из центральных понятий при описании этого взаи-

модействия служит понятие «норма (диапазон) реакции».

Г л а в а I I



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.8.34 (0.013 с.)