Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Два подхода к анализу связей между
ГЕНОТИПОМ И ФЕНОТИПОМ Между генотипом и фенотипом нет неопосредованной зависимо- сти. Между геном и первичным биохимическим проявлением его дей- ствия (например, синтезом какого-либо белка), с одной стороны, и влиянием этого гена на поведение — с другой, прямого соответствия не существует. Влияние генов на поведение имеет опосредованный характер. В той мере, в какой индивидуальные различия в психике и поведении передаются по наследству, они представляют собой ре- зультат сложнейших биохимических процессов. Непосредственное био- химическое проявление гена и его влияние на психологические осо- бенности разделены «горным хребтом» промежуточных биомолеку- лярных событий. Для изучения зависимости между геном (или генотипом) и поведе- нием (или фенотипом) исследователи располагают двумя подходами. Разница этих подходов определяется начальной точкой движения: пер- вый подход предполагает движение от фенотипа к генотипу, второй — от генотипа к фенотипу. Отправляясь от наблюдаемого (от фенотипа), исследователь должен прежде всего удостовериться в том, что анали- зируемый признак действительно подвержен влиянию со стороны дан- ного гена, и только затем переходить к изучению последнего. В рамках этого подхода сначала изучаются законы передачи анализируемого признака по наследству, затем картируют* ген, детерминирующий развитие этого признака, а потом изучают генный продукт (белок). Второй подход предполагает противоположное направление дви- жения — от гена (генов) к фенотипу. Данная аналитическая стратегия заключается в локализации изучаемого гена, определении его струк- туры и описании его нуклеотидов. Знание последовательности нукле- отидов на участке ДНК, функция которого неизвестна, позволяет сделать вывод о последовательности аминокислот в белке, за синтез которого этот участок отвечает. Зная такую последовательность, мож- но синтезировать искомый белок, а затем ввести его животному с целью изучения его функций. Инъекция «чужого» белка вызывает об- разование у животного специфических антител, которые дают воз- можность выяснить, в клетках какого типа производится изучаемый белок и какова его функция. Более того, зная нуклеотидную структуру
гена, ответственного за производство изучаемого белка, исследова- тель может вызвать искусственные мутации гена. Изменив структуру данного белка, можно изучать изменения в фенотипе, вызываемые такими мутациями. Психогенетика как наука, развивающаяся на стыке генетики и психологии, характеризуется двойственностью своих исследовательс-
* Картирование — составление генетических карт хромосом.
5* 67 ких задач: они пересекаются с задачами собственно генетическими и собственно психологическими. Конечной целью генетического иссле- дования человеческого организма, общей с целями генетических ис- следований других живых организмов, является идентификация гена (генов), ответственного за формирование тех или иных поведенчес- ких признаков, его положения на хромосомной карте и описание гена и его продуктов. Отсутствие продуктов этого гена — носителя опреде- ленного поведенческого признака — в организме человека или обна- ружение корреляции между мутацией гена и анализируемым призна- ком служат свидетельством того, что найденный ген вовлечен в фор- мирование и(или) проявление анализируемого признака. После того как ген картирован и его продукт описан, изучение белка, синтез которого контролируется исследуемым геном, может привести к пониманию физиологического механизма изучаемого при- знака. Исследование физиологического механизма признака, в свою очередь, может помочь разработке профилактических программ (как биологических, так и небиологических), целью которых является уменьшение или полная остановка неблагоприятного влияния бел- ков, синтезируемых в результате вредоносных мутаций исследуемого гена. В конце концов, поняв систему, в которую вовлечен изучаемый ген, исследователи, возможно, смогут разработать программы, по- зволяющие заменять вредоносные аллели-мутанты новыми, «здоро- выми» вариантами гена. Конечной целью психологического исследования является понима- ние этиологии и структуры анализируемого признака, обнаружение факторов, влияющих на его индивидуальное развитие, и тех характе-
ристик среды (культурной, социальной, групповой, семейной или индивидуальной), которые позволяют влиять на развитие, а также макро- и микрофункционирование данного признака. Психогенетические исследования подчиняются обеим целям, изу- чая генотип и среду в их непрерывном взаимодействии, объединяя в себе методологию и инструментарий обеих наук.
* * *
Изменчивость, межиндивидуальная вариативность — неизбежная форма существования живых организмов. Она формируется в резуль- тате взаимодействия наследственных и средовых факторов, комбина- ция которых уникальна для каждого живого организма. Общие закономерности наследования признаков систематизиро- ваны в рамках хромосомной теории наследственности, центральные понятия которой — «хромосома», «генотип», «ген» и «аллель». Продуктом реализации данного генотипа в данной среде является фенотип — наблюдаемые морфологические, физиологические, пси-
хологические характеристики организма. Фенотипы не наследуются, а формируются в течение жизни в результате взаимодействия геноти- па и среды. Одним из центральных понятий при описании этого взаи- модействия служит понятие «норма (диапазон) реакции». Г л а в а I I
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.8.34 (0.013 с.) |