Пассивная ГС-корреляция для вариансы IQ приемных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пассивная ГС-корреляция для вариансы IQ приемных



И родных детей в Колорадском исследовании

Измерение

Возраст Вариансы 1Q

Варианса,

(годы)

у детей

обуслов-

приемны родных ленная пассивной

х

ГС-корреляцией

Бейли, умственное

134,6

151,3

11,0

развитие

Бейли, умственное

216,1

256,0

15,6

развитие

Стенфорд-Бине, IQ 3

196,0

201,6

2,8

Стенфорд-Бине, IQ 4

139,2

141,6

1,7

все сиблинги имеют в среднем 50% общих генов, эта тенденция не может

быть следствием генетических причин. Среди многих гипотез, выдвигавшихся

для ее объяснения, наиболее вероятными являются, очевидно, психологичес-

кие, предполагающие снижение количества и качества общения ребенка со

взрослыми и — особенно при малых интервалах между рождениями — ухуд-

шение речевой среды ребенка [53]. Последнее недавно получило свое экс-

периментальное подтверждение [150]; обедненная речевая среда становит-

ся причиной отставания в речевом и, как следствие, интеллектуальном разви-

тии ребенка.

Не будем забывать при этом, что термин «интеллект» здесь упот-

ребляется только в том значении, которое закреплено за тестами ин-

теллекта и, главным образом, за его суммарной оценкой.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕРБАЛЬНОГО

И НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Следующим шагом в анализе интеллектуальных способностей стала

попытка выяснить, нет ли закономерной динамики генотип-средо-

вых соотношений в изменчивости оценок, получаемых по отдельным

субтестам. Естественной гипотезой было предположение о том, что

невербальные, т.е. «свободные от влияния культуры», характеристики

окажутся под большим влиянием факторов генотипа, чем вербальные.

Обобщения некоторых работ [322] показали, что устойчивых за-

кономерностей здесь нет. В четырех работах одна и та же когнитивная

способность (вербальная, пространственная и др.) могла занимать

совсем разные ранговые места по выраженности генотипических вли-

яний — от первого до четвертого места.

Те же результаты были получены при сопоставлении 10 исследо-

ваний, включавших измерения первичных способностей по Терстону:

 

вербальных, пространственных, числовых. Однако авторы отмечают,

что относительно большие различия во внутрипарном сходстве МЗ и

ДЗ близнецов (и следовательно, больший коэффициент наследуемос-

ти) обнаруживают группа пространственных тестов, словарный запас

и рассуждение.

Большая генетическая обусловленность вербальных тестов — факт

неожиданный, но повторяющийся в разных работах. В работе Р. Пло-

мина [355J суммированы некоторые данные [см. также 132]. В Норвеж-

ском исследовании взрослых близнецов (по 40 пар МЗ и ДЗ близне-

цов, тест Векслера) по вербальному IQ корреляция МЗ rмз = 0,88,

rдз = 0,42, откуда h2 = 2(0,88 - 0,42) = 0,92; по невербальному:

rмз = 0,79, rдз = 0,51, следовательно, h 2 = 0,56. В шведском лонгитюд-

ном исследовании близнецов 12 и 18 лет вербальные тесты обнаружи-

ли большую генетическую обусловленность, чем невербальные в 18 лет

(h2 = 0,70 и h2 = 0,50 соответственно), причем с возрастом наследуе-

мость повышается особенно отчетливо именно для вербальных спо-

собностей (с 0,20 в 12 лет до 0,70 в 18 лет).

В более раннем шведском исследовании [294], охватившем боль-

шие группы МЗ (269 пар) и ДЗ близнецов (532 пары), результаты

оказались теми же: наследуемость вербального интеллекта 0,34; не-

вербального — 0,22. Хотя здесь в целом оценки наследуемости ниже

обычно получаемых, все же вариативность вербальных способностей

обнаруживает большую зависимость от факторов генотипа.

Выяснилось также, что, вопреки ожиданиям, невербальные спо-

собности более чувствительны к влияниям среды. Оригинальную экс-

периментальную модель для проверки этого предположения исполь-

зовала Е. Уилсон [цит. по: 132]. В тех семьях, в которых были и дети-

близнецы, и их одиночнорожденные сиблинги, она образовала пары,

состоящие только из сиблингов, и пары, состоящие из одного близ-

неца и сиблинга.

Оказалось, что в парах сиблинг Х сиблинг и МЗ близнец Х сиб-

линг сходство по общему и вербальному интеллекту примерно оди-

наковое, а по невербальному — во втором типе пар ниже, чем в

первом. Можно предположить, что причина этого кроется в специ-

фической среде МЗ близнецов, поскольку количество общих генов у

членов всех пар в среднем одинаково — 50%. Иными словами, невер-

бальный интеллект более чувствителен к каким-то особенностям близ-

нецовой среды.

Чем можно объяснить парадоксальный факт большей генетической

обусловленности вербального интеллекта, пока неясно. Возможно, прав

А. Дженсен, полагая, что вес генетического компонента в вариативно-

сти любого теста отражает удельный вес в этом тесте фактора «g», т.е.

фактора общего интеллекта [296]. Эти исследования еще впереди.

Систематических исследований отдельных когнитивных функций —

внимания, памяти и т.д. — практически нет, хотя они поддаются го-

 

раздо более четкому, чем интеллект, определению и, соответствен-

но, более адекватной диагностике. Это должно было бы сделать их

более удобным объектом психогенетического изучения; однако ре-

ально они исследуются лишь постольку, поскольку включены в раз-

личные тестовые батареи.

Тем не менее некоторые обобщения есть. Одно из них — в табл. 9.7.

Таблица 9.7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.221.121 (0.065 с.)