По показателю общего интеллекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По показателю общего интеллекта



Степень генетического

Коэффициент внутрипарной

сходства

корреляции

сравниваемых людей

по обобщенным

по данным работ,

данным работ до

проведенных в

1963 г.

1978-

1980 гг.

п,

/•

п,

r

I, Генетически идентичные

 

 

Один и тот же индивид,

0,87

тестированный дважды

МЗ близнецы, выросшие

1082,

0,87

0,86

вместе

МЗ близнецы, разлученные

0,75

II. Генетически связанные

 

 

друг с другом

ДЗ близнецы, выросшие

0,53

0,62

вместе:

однополые пары

разнополые пары

0,53

0,62

сиблинги, выросшие вместе

0,49

0,34

сиблинги, выросшие врозь

0,40

Ребенок, выросший с био-

0,50

0,35

логическими родителями,

и один из родителей

Ребенок, выросший в прием- 63

0,45

0,31

ной семье, и один из его

биологических родителей

III. Генетически не связанные

 

друг с другом

Приемные сиблинги

0,23

0,25

Приемный ребенок и один

0,20

0,15

из родителей-усыновителей

Супруги между собой

0,44

0,29

Незнакомые люди

-0,01

ство по интеллекту самое низкое (0,15-0,25). Исключение составляет

сходство супругов между собой, но это — особый феномен ассорта-

тивности, т.е. избирательного подбора супружеских пар (гл. V, VIII), а

не результат совместной среды.

 

Наконец, результаты третьего обобщения, опубликованного в то

же время, что и предыдущие, но более детального [207] можно для

наглядности представить так, как это сделано на рис. 9.2.

Читатель сам может оценить многие моменты, заключенные в табл.

9.1 и на рис. 9.2. Генетико-математический анализ этого материала,

осуществленный методом подбора моделей, показал, что генетичес-

кие влияния определяют 45% вариативности по интеллекту, а влия-

ния общей среды имеют разный вес в разных группах: больше всего

ее вклад — в выборке близнецов (37%), затем — сиблингов (24%),

родителей и детей (20%), двоюродных родственников (11%) [363].

Популяционная вариативность признака формируется во взаимо-

действии генотипов и сред (см. основную формулу генетики количе-

ственных признаков, гл. VIII), поэтому можно предположить, что су-

щественные социальные, экономические и другие изменения в жиз-

ни общества могут повлечь за собой и изменения в соотношении

генетических и средовых детерминант в изменчивости интеллекта.

С этой точки зрения очень интересно недавнее норвежское исследо-

вание близнецов-мужчин, служащих в норвежской армии [420; цит.

по: 363]. У 757 пар МЗ и 1093 пар ДЗ близнецов, которые были разде-

лены на когорты по годам рождения с 1930 по 1960, оценивался ши-

рокий спектр интеллектуальных способностей. За это время, особен-

но после Второй мировой войны, в Норвегии произошли большие

перемены и социальной и общеобразовательной политике в сторону

расширения гражданских прав и возможностей для учебы. Результаты

генетического анализа таковы: в целом по выборке внутрипарные кор-

реляции МЗ и ДЗ близнецов — соответственно 0,83 и 0,51; среди ро-

дившихся в 1931 — 1935 гг., перед войной, эти величины равны 0,84 и

0,51; для родившихся после войны и, следовательно, росших в суще-

ственно иных условиях корреляции практически такие же: 0,83 и 0,51.

В результате оценки наследуемости оказались несколько выше тех,

которые получают обычно: h2 = 2 (rМЗ — rДЗ) = 0,64 (как правило, они

колеблются вокруг 0,50). Возможно, это отражает действие каких-то

факторов, специфичных для Норвегии, но нам сейчас важно обра-

тить внимание на то, что изменения (даже существенные) социаль-

ной среды воспитания, находящиеся в пределах экологической адек-

ватности для человека, не меняют зависимость вариативности интел-

лекта от вариативности генотипов в данной популяции.

Как уже отмечалось, одним из наиболее надежных эксперимен-

тальных (точнее, квазиэкспериментальных) приемов психогенетики

является исследование разлученных МЗ близнецов, поскольку в этом

случае исследователь имеет близкую к критическому эксперименту

ситуацию: два человека с идентичной наследственностью воспитаны

в разных условиях, и, следовательно, обнаруживаемое между ними

сходство не может быть объяснено общей средой.

Сводка результатов, имеющихся сегодня по разлученным МЗ близ-

нецам, приведена в работе Т. Бушара [206]. Всего было проведено пять

 

 

Таблица 9.2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.36.10 (0.006 с.)