И детьми (первое тестирование и повторное — через 10 лет) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И детьми (первое тестирование и повторное — через 10 лет)



Сравниваемые пары

Биологически

Биологически

не связанные

связанные

О. х ус. М. х ус. О. x

М. х

Б.м. х

род.

род.

отд.

реб.

Родитель и ребенок в первом

 

 

тестировании

Векслер/Векслер

0,19

0,13

0,29

0,04

0,36

Бета/Векслер

0,08

0,10

0,09

0,14

0,23

Родитель в первом тестирова-

 

 

нии и ребенок — во втором

Векслер/Векслер

0,10

0,05

0,32

0,14

0,39

Бета/Векслер

0,07

-0,02

0,26

0,19

0,26

Векслер/Бета

0,15

0,07

0,16

-0,01

0,78

Бета/Бета

0,08

-0,02

0,20

0,21

0,33

Количество пар

248-257 242-248 90-93 87-90 (а)

Примечание. О., М. — отец и мать (усыновители); ус. — их приемные дети; род. —

их родные дети (т.е. в той же семье); Б.м. — биологическая мать отданного на

воспитание ребенка. Буква (а) означает, что родители тестировались разными ме-

тодами: 21 человек — по Векслеру, 199-200 — по Бета.

 

15* 227

матерями, чем с приемными родителями (сравните два первых и са-

мый правый столбцы), причем это сходство сохраняется в ряду лет,

когда дети вырастают (см. результаты второго тестирования). А ведь

эти матери имели контакты со своими детьми только в первые дни их

жизни!

В данном исследовании сопоставлялось и сходство IQ сиблингов —

биологических и приемных. Оказалось, что в первом тестировании,

когда дети были маленькими, корреляция в парах приемных сиблин-

гов равна 0,11; приемные сиблинги с родными детьми своих усыно-

вителей имели корреляцию 0,20; а родные между собой r = 0,27;

во втором тестировании соответствующие корреляции были равны

r= — 0,09; 0,05; 0,24. Иными словами, сходство по интеллекту прием-

ных детей и между собой, и с родными детьми своих усыновителей

падает до нуля, в то время как корреляции родных сиблингов оста-

ются примерно теми же.

Генетико-математическая обработка полученных результатов дала

оценку наследуемости, равную 0,78. Это — наследуемость в узком смыс-

ле, ее аддитивная часть (см. гл. I и IV), в отличие, например, от оце-

нок, получаемых методом разлученных МЗ близнецов, где аддитив-

ный и доминантный компоненты объединены и дают меру наследуе-

мости в широком смысле, говорящую о причинах популяционной

изменчивости. Дж. Лоэлин, И. Хорн и Л. Виллерман отмечают также,

что генетические влияния на вариативность IQ с возрастом увеличи-

ваются, и считают возрастную динамику генотип-средовых соотно-

шений одной из главных задач психогенетических исследований. В ка-

честве второй задачи, решению которой могут помочь исследования

приемных детей, они называют выяснение дифференцированных вли-

яний семейной среды на интеллектуальное развитие членов семьи [321].

Второе крупное исследование приемных детей — Колорадский

проект. Он тоже реализуется по полной схеме метода, включающей

диагностику детей, их приемных и биологических родителей. Начался

он в 1974 г. как большое лонгитюдное, мультивариативное исследова-

ние, с минимизацией селективного размещения детей по семьям-

усыновительницам и параллельной оценкой тех же параметров в кон-

трольной группе обычных семей, подобранных в соответствии с экс-

периментальной группой. В программу была включена детальная оценка

семейной среды.

В начале исследования участвовали 245 семей-усыновительниц и

245 биологических семей, детей тестировали в возрасте 1 года, 2, 3 и

4 лет (к возрасту 4 года осталось 183 и 166 семей соответственно).

Планировалось исследовать этих детей по крайней мере до 16 лет,

когда они смогут работать с теми же тестами, с которыми работали их

родители за 15 лет до того (кроме биологических матерей тестирова-

лись 20% биологических отцов отданных детей). У детей и родителей

оценивался широкий спектр когнитивных и личностных черт, инте-

 

ресы и специальные способности, поведенческие проблемы, упот-

ребление алкоголя и других средств и т.д.; были получены и разнооб-

разные дополнительные сведения: рукость, предпочтения в еде, ис-

тория семьи и т.д. При помощи видеосъемки регистрировали общение

детей с родителями и между собой.

Генетико-математический анализ полученных результатов дал сле-

дующие оценки компонентов дисперсии IQ: доля наследственных

факторов повышается с 0,08 в 1 год до 0,22 в 4 года, но доминирует

средовая составляющая: 0,90 в 1 год и 0,74 — в 4 года.

Эти результаты могут быть дополнены сопоставлением сходства в

парах приемных сиблингов и в парах родных. В целом внутрипарное

сходство у первых существенно ниже, чем у вторых (14 корреляций

из 21). Например, сходство по интеллектуальному развитию в 1 и 2 года

между родными сиблингами оценивается корреляцией, равной 0,37 и

0,42, между приемными — 0,03 и 0,12; по обобщенным вербальным

характеристикам в 3 года 0,11 и -0,05, в 4 года 0,42 и 0,17 и т.д.

В целом, несмотря на некоторые исключения, генетически связан-

ные дети — родные братья и сестры — более похожи друг на друга,

чем приемные сиблинги, имеющие только общую среду.

Более того, по данным Колорадского проекта, и межвозрастные

корреляции по интеллекту (общему, вербальному и пространствен-

ному) выше в группе биологических сиблингов, чем приемных [362].

Это говорит о том, что и переход от одного возрастного этапа к дру-

гому контролируется скорее генетическими, чем средовыми факторами,

Метод приемных детей открывает еще одну уникальную возмож-

ность: он дает материал для суждений о взаимодействии генотипа и

среды (гл. VI, VII) в вариативности психологических признаков у че-

ловека. Как отмечалось, это взаимодействие можно изучать, только

помещая животных с идентичными генотипами в разные среды или,

наоборот, воздействуя одной и той же средой на известные своими

различиями генотипы. Понятно, что в работе с человеком оба пути

исключены. Но если дети, имеющие биологических матерей с поляр-

ными психологическими чертами, наследственными по своему про-

исхождению (или сами являющиеся носителями таковых), попадают

в сходные условия в семьях-усыновительницах, это может рассматри-

ваться как экспериментальная модель, говорящая о генотип-средо-

вом взаимодействии.

Например, в работе Л. Виллерман [451] показано, что интеллект прием-

ных детей, попавших в семьи с одинаково хорошими условиями, существенно

зависит от интеллекта их биологических матерей. Если последние имели

IQ > 120 баллов, то около половины их отданных детей имеют столь же высо-

кие оценки IQ и никто не имеет оценок ниже 95 баллов. Если же биологичес-

кие матери, наоборот, имели сниженный (но в пределах нормы) IQ — 95 бал-

лов и ниже, то их дети, попав в такие же хорошие условия воспитания, дают

иное распределение баллов IQ: 15% их имеют тоже низкие оценки; осталь-

ные — средние, но, главное, никто не имеет высоких.

 

Таким

образом,

фенотипи-

ческое значение признака — в

данном случае баллы IQ — за-

висит

от

взаимодействия

дан-

ных генотипов с данной средой.

Модель метода приемных детей

позволяет понять самые разные

варианты

такого

взаимодей-

ствия:

особенностей

самого

ре-

бенка

со

средой;

индивидуаль-

ности

его

биологических

роди-

телей

с

той

же

средой;

возрастную

динамику

этих

вза-

имодействий и т.д.

Коротко

разберем

инфор-

мативные

примеры,

приведен-

ные на рис. 9.2-9.4. Напомним,

методика ДОМ (гл. VI) вклю-

чает

четыре

основные

шкалы,

полученные в результате фак-

торизации,

и одну обобщенную

Рис. 9.2. Взаимодействие темперамен- оценку.

Шкалы:

Игрушки,

Ма-

та и среды. В 3 и 4 года эмоциональ- теринская

включенность.

По-

ность, взаимодействуя с общей оцен- ощрение

успехов (Encouraging

кой домашней среды (генеральным Developmental Advance), Oгpa-

фактором в методике ДОМ) предска-

зывает IQ [по: 362].

ничение-Наказание.

Из

рис. 9.2

следует, что в зависимости от

•—• Дети с высокой эмоциональностью.

общей

оценки

домашней

сре-

•- - •Дети с низкой эмоциональностью.

ды дети с разной эмоциональ-

ностью

обнаруживают

разный

уровень интеллектуального развития, причем в 3 и 4 года эта зависи-

мость имеет разную форму, особенно у детей с низкой эмоциональ-

ностью. А по данным рис. 9.3 оказывается, что оценки интеллекта ре-

бенка более стабильны в том случае, если их матери обладают более

высоким нейротицизмом; рис. 9.4 говорит о том, что сходство IQ ро-

дителей и детей существенно зависит от активности как черты ребен-

ка: оно тем выше, чем выше активность; но это справедливо только

для тех детей, чьи родители имеют высокий интеллект.

Таким образом, выясняются многие конкретные факторы, опос-

редующие и формирование индивидуального интеллекта, и его ста-

бильность, и сходство по IQ родителей и детей.

В Колорадском проекте реализована еще одна потенциальная воз-

можность метода: экспериментально показана пассивная генотип-сре-

довая корреляция, ранее лишь постулированная. Она оценивалась как

отношение разности вариативностей признака у детей в биологичес-

 

ких и приемных семьях к его ва-

риативности

в

биологических

се-

мьях.

Такой

показатель

возможен,

поскольку

селективного

размеще-

ния

детей

по

семьям-усынови-

тельницам

мет

и

вариативность

когнитивных

черт

во

всех

трех

группах

родителей

практически

одинакова [362| (табл. 9.6).

Как

и

предполагалось

в

тео-

рии [3961,

роль

пассивной

ГС-кор-

 

реляции

с

возрастом

уменьшает- Рис. 9.3. Взаимодействие наслед-

ся; в 4 года она ответственна ме- нее чем за ственности и возрастной стабиль- ности.

2% вариативности оценок против 11 % в 1 Стабильность IQ с 3 до 4 лет различна у

год. Таким образом, межиндиви- дуальная детей, имеющих матерей с разным

вариативность оценок общего интеллекта в нейротицизмом [по: 362].

•—• Биол.матери с высоким нейроти-

значитель- ной мере определяется генетичес- цизмом.

кой вариативностью. Иными сло- вами, •- -• Биол.матери с низким нейроти-

различия между людьми по баллам IQ есть цизмом.

результат

не

толь-

ко

обучения

и

воспитания,

но

и

различий

в

их

наследственности.

Это не означает, что среда не иг-

рает

существеннейшей

роли:

реа-

лизация

индивидуальной

нормы

реакции

будет

разной

в

разной

среде;

причем,

по-видимому,

в

изменчивости

интеллекта

большую

роль

играет

индивиду-

альная, а не общесемейная среда.

К

факторам

индивидуальной

сре-

ды,

значимым

для

индивидуального

развития,

относятся

и

такие

(формаль-

ные,

легко

регистрируемые

и

стабиль-

ные показатели, как порядковый но- мер рождения Рис.9.4. Сходство родителей и де

ребенка, интервалы между рождениями пробанда и бли- тей IQ различается как функция

активности ребенка [по: 362].

жайших

к

нему

сиблингов,

пол

ребен-

ка и т.п. В ряде работ показано, на- пример, что в •—• Дети с высокой активностью.

многодетной семье имеется тенденция к снижению ин- •-• Дети с низкой активностью.

теллекта с повышением номера рож- ния ребенка, причем * В этой части работы данные биологи-

она больше выражена при малых промежутках между ческих и приемных родителей по

рождением детей; поскольку

определенным соображениям объединены

 

[362, с.241].

Таблица 9.6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.087 с.)