Средние внутрипарные корреляции, полученные в близнецовых исследо- 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средние внутрипарные корреляции, полученные в близнецовых исследо-



ваниях специальных способностей [по: 132]

Специальные

rМЗ

rДЗ

rМЗ— rДЗ h2

Количест

способности

-

во

исследо-

ваний

Вербальная понятливость 0,78

0,59

0,19

0,38

Математические

0,78

0,59

0,19

0,38

Пространственные

0,65

0,41

0,23

0,46

представления

Память

0,52

0,36

0,16

0,32

Логическое рассуждение 0,74

0,50

0,24

0,48

Беглость речи

0,67

0,52

0,15

0,30

Дивергентное мышление 0,61

0,50

0,11

0,22

Точность

0,70

0,47

0,23

0,46

Успешность в усвоении 0,81

0,58

0,23

0,46

языка

Успешность в изучении 0,85

0,61

0,24

0,48

социальных дисциплин

Успешность в изучении 0,79

0,64

0,15

0,30

естественных дисциплин

Все способности

0,74

0,54

0.21

0,42

Наименьший коэффициент наследуемости — в изменчивости оце-

нок дивергентного мышления — способности человека генерировать

новые идеи, альтернативные решения проблем и т. д., т.е. способнос-

ти, близкой к понятию творческости, креативности. Максимальное

влияние генотипа — опять-таки в вербальном субтесте — способнос-

ти к логическому рассуждению, в перцептивной скорости и простран-

ственных способностях. Однако и в этих оценках роль среды достаточно

велика (средовую изменчивость читатель может оценить в первом при-

ближении сам, воспользовавшись формулами, изложенными в гл. VIII).

В работе Л. Кардона и Д. Фулкера [228] были объединены данные,

полученные при лонгитюдном прослеживании приемных и биоло-

 

гических сиблингов (по 100 человек) и при использовании метода

близнецов (по 50 пар МЗ и ДЗ). Авторы исходили из иерархической

модели интеллекта, предполагающей наличие нескольких уровней

специфических, но коррелирующих между собой способностей, фор-

мирующих, в конечном счете, общий интеллект — фактор «g». Соот-

ветственно такому пониманию для выделения компонентов феноти-

пической дисперсии они использовали и иерархическую генетико-

математичсскуго модель,

В данных отчетливо прослеживаются некоторые тенденции. Во-

первых, структура дисперсии всех способностей подвержена возрас-

тным изменениям, — разным для разных признаков. Например, раз-

личия по памяти в 3, 4 и 7 лет почти полностью определяются на-

следственностью, в 9 лет — индивидуальной средой. Во-вторых,

наиболее стабильно обнаруживается генетическая обусловленность

опять-таки вербальных способностей: h 2 изменяется от 0,46 до 0,74,

в то время как в дисперсии других признаков он иногда опускается

до нуля или незначительной величины, Наконец, в-третьих, в боль-

шинстве случаев средовые воздействия относятся к индивидуальной

среде (e 2 ); большее влияние общей среды констатируется только триж-

ды. Это — особенно ценный момент, так как примененный авторами

вариант генетико-математического анализа позволил освободить этот

коэффициент от обычно включенной в него ошибки измерения (см.

гл. VIII).

Возрастная динамика генотип-средовых отношений в изменчиво-

сти отдельных когнитивных характеристик в диапазоне 6-14 лет была

показана Н.М. Зыряновой [35а]: оказалось, что невербальный интел-

лект в большей мере определяется наследственностью, чем вербаль-

ный, и самое большое значение h2 = 0,84 констатируется в 7 лет. Оценки

наследуемости вербального и общего интеллекта значительно ниже:

0,03—0,26 для первого и 0,26—0,52 — для второго (с максимумом в

10 лет).

В.Ф. Михеев [97] и И.С. Аверина [2] показали большую наслед-

ственную обусловленность невербальной памяти по сравнению со сло-

весно-логической. В первой из этих работ, проведенной на близнецах

10-20 лет (39 пар МЗ и 59 ДЗ), коэффицbенты Холзингера для невер-

бальных стимулов трех модальностей (зрительные, тактильные, слу-

ховые) были равны соответственно — 0,93, 0,69 и 0,86, для вербаль-

ных зрительных и слуховых — 0,38 и 0,37.

В работе И.С. Авериной, правда, на небольших близнецовых груп-

пах, обнаружен больший вклад генотипа в узнавании, чем в воспро-

изведении. Интересно и показанное в ее работе снижение с возрастом

генетического контроля в интегральной оценке мнемической функ-

ции: он констатирован только у младших школьников; в среднем и

старшем школьном возрасте изменчивость этого показателя форми-

руется в основном под влиянием среды.

 

В.Д. Мозговой [97] исследовал устойчивость, переключение и

распределение внимания у близнецов 10-11, 14-15 и 20-50 лет. Ока-

залось, что в младшей возрастной группе генетическая обусловлен-

ность обнаруживается во всех характеристиках внимания, в двух стар-

ших — только в его устойчивости.

В целом в этой области пока можно лишь констатировать разную

природу изменчивости и отдельных способностей, и даже их разных

характеристик — во-первых, и возрастную динамику генотип-средо-

вых соотношений — во-вторых; по-видимому, детальные исследова-

ния конкретных психологических функций еще впереди.

Наконец, рассмотрим исследование когнитивных стилей — ин-

дивидуальных

особенностей

переработки

информации,

которые,

по-видимому, служат своеобразным связующим звеном между лич-

ностными и когнитивными характеристиками в общей структуре ин-

дивидуальности [165 и др.]. Наиболее изучена в психогенетике зави-

симость-независимость от поля, т.е. когнитивный стиль, свидетель-

ствующий о способности человека «преодолевать контекст» и,

очевидно, являющийся одним из показателей психологической диф-

ференцированное™ [см. 132]. Как показали многие исследования, он

связан с самыми разными личностными особенностями: автономно-

стью, критичностью, социальной независимостью и т.д. [165].

Суммарные данные по исследованиям этого стиля в психогенети-

ке привели в своей работе Е.А. Григоренко и М. ЛаБуда [44] (табл. 9.8).

Таблица 9.8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.197.108.187 (0.01 с.)