Способы оценки средовых эффектов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы оценки средовых эффектов



Как же исследователи, используя основные методы психогенети-

ки, оценивают вклад среды в фенотипическую дисперсию? Основ-

ным методологическим статистическим инструментом, использован-

ным в большинстве таких исследований, был метод анализа путей

(гл. VIII). Здесь мы рассмотрим несколько более прямых способов оцен-

ки вклада общесемейной и индивидуальной (внутрисемейной) сре-

довых составляющих.

Прямой тест общей семейной среды может быть осуществлен в

рамках метода приемных детей. Почему, например, оцененная в дет-

стве корреляция (т.е. сходство) общих познавательных способностей

между сводными сиблингами (не являющимися генетическими род-

ственниками, но растущими в одной семье) составляет 0,25? Ответ

очевиден: причина их сходства заключается в том, что они растут в

одной семье и, таким образом, испытывают общие семейные средо-

вые влияния. Однако в подростничестве корреляция практически рав-

на нулю, свидетельствуя о том, что в этом возрасте общая семейная

среда существенной роли, вероятнее всего, уже не играет. Корреля-

ции сводных сиблингов по личностным признакам и большинству

психопатологических характеристик статистически не отличаются от

нуля, на каких бы возрастных этапах они ни оценивались. Эти резуль-

таты позволяют сформулировать гипотезу о том, что для таких при-

знаков важны индивидуально-специфические, а не общесемейные

средовые влияния.

Подобно тому как метод приемных сиблингов дает возможность

оценить общесемейные средовые влияния, метод близнецов позволя-

ет получить прямую оценку влияний индивидуальной среды. Поскольку

МЗ близнецы являются генетическими копиями друг друга и прожи-

вают в одной семье, воспитываясь в одинаковых общесемейных сре-

довых условиях, различия между ними могут быть объяснены только

 

влияниями неразделяемой ими, уникальной для каждого индивиду-

альной среды. Например, корреляция МЗ близнецов по показателям

личностных опросников составляет в среднем около 0,45. Это означа-

ет, что их различия, т.е. остальные 55%, не могут быть объяснены

семейной средой и, следовательно, возникают за счет влияний инди-

видуальной среды (как уже говорилось, вместе с ошибкой измере-

ния). Подобные корреляции были получены и для большинства пси-

хопатологических характеристик: сходство МЗ близнецов относитель-

но невысоко, что свидетельствует о значительной роли уникальной

средовой составляющей.

Различия МЗ близнецов — консервативная оценка уникальной

среды, поскольку они часто создают свою специфическую близнецо-

вую среду, как правило, увеличивающую их внутрипарное сходство;

хотя подобная среда в принципе возможна и в парах разновозрастных

сиблингов, но встречается она чрезвычайно редко. Например, корре-

ляция МЗ близнецов по признаку общих познавательных способнос-

тей достаточно высока (0,85), поэтому на первый взгляд кажется, что

индивидуальные средовые влияния здесь невелики (1 - 0,85 = 0,15).

Однако корреляция для ДЗ близнецов составляет примерно 0,60, а для

сиблингов (т.е. людей, имеющих, как и ДЗ близнецы, в среднем 50%

общих генов) — 0,40, позволяя предполагать, что специфическая

близнецовая среда, свойственная не только МЗ близнецам, составля-

ет примерно 20% изменчивости по этому признаку (0,60 - 0,40 =

0,20). Соответственно, МЗ корреляция, в результате того, что она от-

ражает влияние близнецовой среды, может быть завышена на 0,20.

Иными словами, примерно 1/3 часть фенотипической дисперсии по

признаку общих познавательных способностей объясняется вариатив-

ностью уникальной индивидуальной среды: 1 — (0,85 — 0,20) = 0,35.

Таким способом ученые получают количественную оценку значи-

мости общесемейной и индивидуальной среды в формировании ин-

дивидуально-психологических различий. Сравнивая их применитель-

но к разным психологическим чертам или разным возрастам, можно

в общих чертах уяснить относительную эффективность этих средовых

параметров. Однако необходимо сделать следующий шаг — психоло-

гически содержательно описать, выделить и измерить конкретные

компоненты указанных типов сред. В психогенетических исследовани-

ях это делается следующим образом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.004 с.)