Родителей (использованные в качестве индикатора наследственных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Родителей (использованные в качестве индикатора наследственных



особенностей приемных детей) и общей средой приемных семей [356].

Психологические

Характеристика общей Корреляции

характеристики

среды приемных семей

биологических матерей

Активность

ДОМ (4 года)

0,16

Импульсивность

ДОМ (4 года)

0,17

Депрессия

ДОМ (4 года)

-0,19

Страх

ШСО (1 год)

-0,15

 

Реактивная и особенно активная формы ГС-корреляции стано-

вятся более значимыми на более поздних этапах развития; именно эти

типы ГС-корреляций координируют процесс выбора сред, наиболее

способствующих реализации данного генотипа [396].

Попытки протестировать роль реактивной и активной корреляций будут

предприняты в рамках Колорадского исследования приемных детей на его

более поздних стадиях. Как уже упоминалось, это исследование является

лонгитюдным по своей природе, и когда через несколько лет дети, принима-

ющие участие в этом исследовании, станут подростками, появится уникаль-

ная возможность проследить динамику их взаимоотношений с окружающей

средой и оценить роль разных типов ГС-корреляций на разных этапах развития.

Сегодня в литературе существуют отдельные отчеты о проведенных ис-

следованиях, свидетельствующие о значимости ГС-корреляций для формиро-

вания разных типов поведения. Например, было установлено, что генетический

риск манифестации отклоняющегося поведения (т.е. совершения асоциаль-

ных проступков) у приемных детей меняется в зависимости от того, страдают

ли их биологические родители расстройствами личности и наркоманией. Так-

же было показано, что приемные родители детей, чьи биологические родители

страдают такими заболеваниями, вырабатывают и реализуют более негатив-

ный и отторгающий стиль воспитания по отношению к этим детям. Он корре-

лирует с асоциальным поведением самих приемных детей, позволяя, таким

образом, формулировать гипотезу о том, что негативный и отторгающий стили

воспитания являются реакцией на генетически заданную индивидуальность

ребенка (иными словами, формируется реактивная ГС-корреляция).

В рамках третьего метода (рис. 6.4в) выявления и оценки ГС-кор-

реляции используется множественный генетический анализ, разлага-

ющий зарегистрированную фенотипическую корреляцию между при-

знаком и характеристикой среды на составляющие ее компоненты

(рис. 6.6). Этот метод является наиболее общим из трех с той точки

 

10*

зрения, что с его помощью можно выделить все три типа генотип-

средовой корреляции (пассивную, реактивную и активную). Как бу-

дет показано в гл. VIII, множественный генетический анализ позволя-

ет, во-первых, оценить степень, с которой генетические эффекты,

значимые для формирования одного признака, перекрываются гене-

тическими эффектами, значимыми для формирования другого при-

знака, и, во-вторых, понять, насколько эта общая генетическая ос-

нова участвует в фенотипической корреляции признаков. Вывод о на-

личии ГС-корреляции делается в том случае, если множественный

генетический анализ указывает на перекрытие средовых и генетичес-

ких компонентов фенотипической дисперсии признака. Кроме того,

он позволяет измерять степень этого перекрытия и статистически те-

стировать гипотезы о природе корреляции (пассивной, реактивной

или активной).

Множественный генетический анализ может применяться в рам-

ках любого психогенетического метода и с любыми характеристика-

ми среды (не обязательно только общей семейной, как это было сде-

лано в исследованиях, обсуждавшихся выше). Например, метод при-

емных сиблингов использовался с целью получения кросс-корреляций

(перекрестных корреляций) между показателями по ДОМу одного из

сиблингов и познавательными характеристиками другого сиблинга. Это

исследование проводилось в рамках того же Колорадского проекта,

когда детям было 2 года [210]. Как показано на рис. 6.6, фенотипичес-

кая корреляция между показателями по ДОМу и познавательными

характеристиками ребенка равнялась 0,42. Кросс-корреляции между

сиблингами по показателям ДОМа и когнитивными характеристика-

ми равны 0,37 для родных и 0,12 для приемных сиблингов, указывая

на наличие существенных генетических влияний. Множественный ге-

нетический анализ показал, что примерно 50% фенотипической кор-

реляции между оценками по ДОМу и когнитивными характеристика-

ми детей опосредуется генетически, иначе говоря, семейная среда

формируется в значительной мере как «отклик» на генетическую ин-

дивидуальность ребенка.

В результате применения этого варианта генетического анализа были

обнаружены значительные ГС-корреляции при изучении депрессии и

асоциального поведения у подростков [353]. Фенотипическая корре-

ляция более чем на 50% опосредована генотипом (рис. 6.6). ГС-корре-

ляции были обнаружены в соотношениях между родительскими сти-

лями и личностными характеристиками родителей, социальной под-

держкой и психическим здоровьем, событиями жизни и личностными

характеристиками,

социально-экономическим

положением

и

физи-

ческим здоровьем, социально-экономическим положением и позна-

вательными способностями, образованием и когнитивным функцио-

нированием пожилых людей [364].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.93 (0.01 с.)