Типология генотип-средовых эффектов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология генотип-средовых эффектов



ГС-КОРРЕЛЯЦИИ

ГС-корреляция объясняет часть фенотипической дисперсии, од-

нако задача ее вычленения в рамках реальных исследований чрезвы-

чайно трудна. Кроме того, со статистической точки зрения выделение

ГС-корреляции требует очень больших выборок. Сегодня, например,

известно только одно метаисследование, в котором воедино сводятся

результаты пяти больших работ, выполненных методом приемных де-

тей, и которое со статистической точки зрения имеет достаточную

мощность для надежного выделения и оценки величины ГС-корреля-

ции по IQ [319]. Его результаты говорят о том, что ГС-корреляция

отвечает примерно за 30% фенотипической дисперсии по интеллекту.

Однако ни в одном из последующих психогенетических исследова-

ний, выполненных, правда, на гораздо меньших выборках, такой

результат подтвержден не был. Именно по этой причине данный пара-

граф посвящен не тому, как выделять данную составляющую в фено-

типической дисперсии, а описанию того, какие варианты ГС-корре-

ляции сегодня известны и как она была обнаружена.

Каковы же механизмы совместного влияния генетических и сре-

довых факторов на фенотипическую вариативность? Или, что более

существенно, в какой степени генетические влияния на средовые ха-

рактеристики значимы (если вообще имеют место) для предсказания

психологических результатов влияния среды? Например, играет ли

наследуемость какую-то роль для предсказания неадаптивного пове-

дения подростка при помещении его в определенную среду (или сре-

ды)? Что произойдет с асоциальным подростком, если он окажется в

тюрьме, и что произойдет с ним, если он будет обучаться в каком-

либо училище? Одинаково или по-разному отреагируют эти две сре-

ды на отягощенную наследственность? Ведь описанный выше фено-

мен выбора среды в соответствии с индивидуальным генотипом озна-

чает, что «однотипные» генотипы (например, высокого интеллекта)

стремятся выбирать и «однотипную» среду (например, обогащенную);

иными словами, распределение генотипов по вариантам среды неслу-

чайно. Это неслучайное распределение генотипов по разным средам и

называется корреляцией (ковариацией) генотипа и среды. До сих пор

мы рассматривали ГС-корреляцию только одного типа, а именно си-

туацию выбора среды генотипом. Однако существуют и другие типы

ГС-корреляции.

ТРИ ТИПА ГС-КОРРЕЛЯЦИИ

Точнее было бы сказать, что это — три типа ситуаций, которые и

приводят к корреляции особенностей индивидуального генотипа с

особенностями среды. Обычно выделяются три типа ГС-корреляции:

 

пассивный, реактивный и активный. Пассивная ГС-корреляция опи-

сывает ситуации, в которых дети наследуют от своих родителей среду,

коррелирующую с их генотипом. Реактивной ГС-корреляцией обозна-

чаются ситуации, когда носители определенных генотипов вызывают

определенные реакции среды (в том числе реакции других людей),

что и приводит к появлению их корреляции. Наконец, активная кор-

реляция возникает в ситуациях, когда носитель генотипа выбирает,

задает, строит среду, коррелирующую с его генотипом (табл. 6.1).

Таблица 6.1

Три типа генотип-средовых корреляций [по: 359]

 

Типы ГС-корреляции

Пассивная

Реактивная

Активная

Смысл корре- потомки насле-

окружающие

носители гено-

ляции

дуют генотип и

строят свои

типа находят

семейную среду, отношения с но- или создают

коррелирующие сителями гено-

средовые усло-

друг с другом

типа в соответ-

вия, оптимально

ствии с их гене-

соответствующи

тически

е

заданной инди-

их генотипам

видуальностью

«Конструкто- родители и

псе окружающие сами носители

ры» средовых сиблинги

(в том числе

генотипа

воздействий

семья)

Например, если музыкальные способности передаются по наследству, то

музыкально одаренные дети, имея, вероятнее всего, музыкально одаренных

родителей, унаследуют от них не только «музыкальные» гены, но и среду, кото-

рая будет способствовать развитию их музыкальной одаренности (пассивная

ГС-корреляция). Музыкально одаренные дети отбираются для обучения в

специально организованной музыкальной среде (реактивная ГС-корреляция).

Однако и в тех ситуациях, когда никто не заботится об их музыкальной ода-

ренности, такие дети обычно находят адекватную для них среду, выбирая му-

зыкальных друзей или занимаясь тем, что стимулирует развитие их таланта

(активная ГС-корреляция).

Пассивная ГС-корреляция требует взаимодействия между члена-

ми семьи. Реактивную ГС-корреляцию может создать любой, даже не

являющийся кровным родственником, человек (или группа людей).

Активная ГС-корреляция может вовсе не вовлекать никого из окру-

жающих — этот тип корреляции задастся самим ребенком.

 

Все три типа ГС-корреляции могут различаться по знаку, будучи

как отрицательными, так и положительными. Например, реактивная

корреляция может иметь отрицательный знак в том случае, если ребе-

нок, испытывающий затруднения при овладении каким-то навыком,

помещен в ситуацию, в которой этот навык актуален и направленно

формируется.

ТРИ МЕТОДА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГС-КОРРЕЛЯЦИИ

С целью изучения вклада ГС-корреляции в фенотипическую из-

менчивость психологического признака используются три основных

метода. Они различаются между собой тем, что позволяют определять

разные типы корреляций: первый метод служит для выделения пас-

сивной ГС-корреляции, второй — для определения реактивного и

активного типов, а с помощью третьего метода определяются все три

типа корреляций.

В рамках первого метода исследователи сравнивают корреляции

между средовыми показателями и изучаемым признаком в родных и

приемных семьях (рис. 6.4а). В родных семьях корреляции между изме-

ряемой характеристикой среды и психологическим признаком ребен-

ка могут быть средовыми по своей природе (часто сразу делается именно

 

Рис. 6.4. Методы определения генотип-средовых корреляций.

 

такое заключение) или смешанными (в дополнение к средовым, ге-

нетические факторы также могут вносить свой вклад в регистрируе-

мую корреляцию). Подобное «проникновение» генетических факто-

ров в мир среды возникает, например, в том случае, если генетичес-

ки

детерминированные

особенности

родителей

(наследуемые

признаки) связаны (коррелируют) как с характеристикой среды, так

и с поведенческим признаком ребенка. Например, одним из часто

используемых инструментов, измеряющих семейную среду, является

уже упоминавшаяся методика ДОМ (НОМЕ), которая, помимо обоб-

щенной оценки, дает характеристики материнской отзывчивости, стро-

гости, включенности в жизнь ребенка и склонности к наказаниям.

Исследователи неоднократно замечали, что в родных семьях по-

казатели, полученные при использовании методики ДОМ, значимо

коррелируют с показателями познавательного развития ребенка. Од-

нако оказалось, что интеллект родителей (напомним, что вклад гено-

типической дисперсии в фенотипическую дисперсию интеллекта со-

ставляет примерно 50%) тоже значимо коррелирует как с показате-

лями по ДОМу, так и с показателями познавательных способностей

ребенка. Соответственно, можно предположить, что какая-то доля

корреляций между генотипами детей и родителей опосредована сре-

дой. Высокоинтеллектуальные родители, например, формируют свою

семейную среду так, что она обогащает среду ребенка, генотип кото-

рого предположительно унаследован им от «генетически» интеллек-

туальных родителей и, тем самым, «предрасполагает» его к высоким

интеллектуальным достижениям; иначе говоря, такой ребенок полу-

чает от родителей и хорошую генетическую основу, и хорошую сре-

ду, что в совокупности и составляет феномен пассивной ГС-корреля-

ции. В приемных же семьях связь между семейной средой и поведен-

ческим признаком, возникающая за счет сходства генотипов родителей

и детей, отсутствует, поскольку усыновители и дети не являются ге-

нетическими родственниками. Соответственно, если при сравнении

корреляций между средовыми характеристиками и поведенческими

признаками ребенка в приемных и родных семьях оказывается, что

корреляции в последнем случае выше, это интерпретируется как сви-

детельство пассивной ГС-корреляции. Еще раз напомним, что такая

корреляция называется пассивной, поскольку обе ее составляющие

(гены и среда) «пассивно», т.е. одна независимо от другой, наследу-

ются ребенком.

Что же было обнаружено при исследовании пассивной ГС-корре-

ляции методом сравнения родных и приемных детей? Основным ис-

точником разного рода находок в этой области является Колорадское

исследование приемных детей (рис. 6.5).

Например, корреляции между показателями ДОМа и уровнем

познавательного развития детей двух лет оказались выше в родных,

чем в приемных семьях [366]. Похожие результаты были получены и

 

 

для корреляций между показателями по ДОМу и уровнем речевого

развития детей. Для изучения долговременных эффектов пассивной

ГС-корреляции исследователи подсчитали корреляции между харак-

теристиками их среды по ДОМу, полученными, когда детям было 1

года, и оценками их познавательного развития в семилетнем возрасте.

Как показано на рис. 6.5, все корреляции были выше для родных, чем

для приемных детей. Интересно, что показатели по ДОМу коррелиру-

ют с признаками познавательного развития детей, но с когнитивны-

ми характеристиками родителей они не связаны [192]. Иными слова-

ми, согласно этим данным, познавательные способности родителей

не являются теми факторами, которые «задают» пассивную ГС-кор-

реляцию, — она обеспечивается какими-то другими факторами.

Свидетельства в пользу существования пассивной ГС-корреляции

не ограничиваются только индикаторами познавательного развития.

Когда показатели семейной среды используются в качестве лонги-

тюдных предикторов психологических особенностей детей на следую-

щих этапах развития, корреляции между одним и другим отчасти опос-

редуются генетическими факторами [362]. Так, особенности семей-

ной среды, зарегистрированные в то время, когда дети были в возрасте

одного года, коррелируют с оценками проблемного поведения этих

детей в 7-летнем возрасте, данными родителями и учителями. Заклю-

чение о генетическом влиянии было сделано на том основании, что

такие корреляции в родных семьях были выше, чем в приемных [343].

 

10-1432

Второй метод обнаружения ГС-корреляций состоит в изучении

корреляций между биологическими родителями детей, отданных на

воспитание, и общей средой тех семей, которыми эти дети были усы-

новлены (рис. 6.4б). Данный метод позволяет определять значимость

двух других типов ГС-корреляции (реактивной и активной). Психоло-

гические особенности биологических родителей детей, отданных на

воспитание в другие семьи, могут использоваться как индикаторы

генотипов детей, и затем эти индикаторы могут сопоставляться с по-

казателями среды в приемных семьях. Несмотря на то что индивиду-

ально-психологические особенности биологических родителей явля-

ются относительно слабыми индикаторами генотипов их детей, кор-

реляции между каким-либо показателем (поведенческим, личностным,

когнитивным) биологических родителей приемного ребенка и среды,

которая окружает этого ребенка в приемной семье, интерпретируется

как свидетельство того, что средовой показатель есть «отклик» на ге-

нетически контролируемую особенность усыновленного ребенка. Ины-

ми словами, среда (в данном случае созданная усыновителями) реа-

гирует на генетически контролируемые особенности приемного ре-

бенка (или он сам активно «выбирает» те или иные элементы среды).

Попытки применения этого метода в рамках Колорадского исследо-

вания приемных детей позволили установить весьма незначительную

роль реактивной и активной форм ГС-корреляций в формировании

индивидуальных различий по признакам, изучаемым в рамках этого

проекта. Например, корреляции между когнитивными характеристика-

ми биологических матерей и параметрами среды семей-усыновителей

не достигли статистического уровня значимости. Однако несколько при-

меров реактивной и активной ГС-корреляции было обнаружено (табл.

6.2). Например, приемные дети, чьи биологические матери, согласно их

самоотчетам, более импульсивны, в среднем имели более высокие по-

казатели по ДОМу. Это может означать, что приемные матери обычно

более чувствительны и реактивны, когда они усыновляют детей, гене-

тически предрасположенных к импульсивному поведению.

Таблица 6.2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 847; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.055 с.)