Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процент верно и неверно классифицированных пар, оцененных
Матерями как похожие и непохожие по разным характеристикам Характеристики Верно Hеверно
МЗ ДЗ МЗ* ДЗ* (n=19) (n=22) (n=4) (n=7) Матери оценивают их 79 как похожих Матери ожидают сходной социальной зрелости Похоже одеваются Сходные трудности поведения в раннем детстве Сходное развитие в раннем возрасте * Здесь указан правильный диагноз: МЗ и ДЗ близнецы, принимаемые матеря- ми за ДЗ и МЗ соответственно. В работе X. Литтона этот вывод подтверждается и другими форма- ми анализа: например, учетом родительских (и матери, и отца) дей- ствий по отношению к детям, инициированных самими родителями. Только по одной переменной из восьми обнаружена разница в дей- ствиях, обращенных к детям — МЗ и ДЗ близнецам. Второй вопрос — насколько имеющиеся различия в средовом опыте между МЗ и ДЗ близнецами сказываются на их психологических чер- тах? В упоминавшейся работе Дж. Лоэлина и Р. Никольса на большой выборке (276 пар МЗ и 193 пар ДЗ близнецов) показано, что корреля- ции между оценками по тестам школьной успеваемости и различиями в параметрах среды практически нулевые, одного и того же порядка у МЗ и ДЗ близнецов; по суммарным оценкам среды они колеблются у первых от 0,00 до -0,11, у вторых — от -0,08 до +0,07 (хотя, как мы помним, в табл. 7.1 средовой опыт у МЗ близнецов все-таки более сходен, чем у ДЗ). То же справедливо и для личностных особеннос- тей, интересов, межличностных отношений. В целом эти данные говорят о том, что даже различающийся сре- довой опыт МЗ и ДЗ близнецов не влияет решающим образом на их внутрипарное сходство и, следовательно, не может компрометиро- вать метод. Именно к такому выводу пришли в результате тщательного анализа многие исследователи [363].
Таблица 7.4 Внутриклассовая корреляция по оценкам эмоциональности У близнецов с разным типом внутрипарных отношений Методика Модаль- Корреляции ность МЗ ДЗ в це- роле- комп- в це- роле- комп- лом вые лемен- лом вые лемен- тарны тарны е е Самооценка Р 0,42* 0,14 0,88** 0,26 0,23 0,54 Г 0,43* 0,11 0,83* -0,04 -0,28 0,21 С 0,39* 0,09 0,48 -0,08 -0,19 -0,26 Экспертная Р 0,35 0,01 0,69 -0,12 0,23 0,54 оценка Г 0,42* -0,08 0,83* -0,20 -0,28 -0,21 (со-близнец) С 0,21 -0,03 0,43
-0,22 -0,19 -0,26
n=26 n=10 n=8 n=26 n=14 n=7 Р, Г, С — радость, гнев, страх; * - р < 0,05; ** - p < 0,01. Однако этот, в общей форме совершенно правильный, вывод тре- бует некоторой детализации. Обычно при анализе вопроса о равном распределении средовых воздействий у МЗ и ДЗ близнецов речь идет о среде «вообще», не адресованной к изучаемой функции. Такой подход не всегда может оказаться верным. Например, в работе В.В. Семенова [132] было показано, что при оценке эмоционального статуса МЗ и ДЗ близнецов с помощью вопросников результаты во многом зависят от типа диадических взаимоотношений в паре: комплементарного или ролевого, т.е. наличия в паре лидера и ведомого (табл. 7.4). Несмотря на малое количество пар в подгруппах с разным типом взаимодействия близнецов, ясно видно, как влияет разделение ролей на внутрипарную корреляцию независимо от того, какими методика- ми диагностируется эмоциональный статус — основанными на само- оценке или на экспертной оценке. Наличие в паре лидера и ведомого, как правило, снижает сходство, особенно в парах МЗ близнецов, и, соответственно, изменяет оценку наследуемости в сторону заниже- ния. Но что меняется: действительная черта (эмоциональность) или самооценка? Теоретически можно допустить и то, и другое. Эксперт- ные оценки, даваемые близнецами друг другу, тоже могут отражать и реальные различия в эмоциональном статусе лидера и ведомого, и их субъективные представления. Вместе с тем на внутрипарное сходство такой психологической черты, как когнитивный стиль зависимости-независимости от поля,
по данным М.С. Егоровой [132], особенности диадических взаимо- действий в парах близнецов влияния не оказывают (табл. 7.5). Таблица 7.5 Внутриклассовые корреляции показателей зависимости- Независимости от ноля у близнецов с разным типом внутрипарных Отношений Близ- Тест включенных фигур Тест стержня и рамки нецы Группа I II III Группа I II III в це- D це- лом лом МЗ 0,67 0,58 0,72 0,51 0,70 0,62 — 0,68 n=40 n=19 n=10 n=11 n=14 n=8 ДЗ 0,11 0,02 0,19 0,09 0,24 0,28 0,38 0,26 n=40 n=13 n=11 n=16 n=9 n=8 n=10 I — наличие в паре лидера и ведомого; II — иные ролевые отношения; III —
ролевых отношений нет. В тесте стержня и рамки подгруппу II составили всего 3 пары МЗ близнецов, поэтому корреляции не вычислялись. Учитывая небольшое количество пар в каждой подгруппе, неко- торым колебаниям коэффициентов нельзя придавать серьезное зна- чение. Однако ясно, что наличие в паре лидера и ведомого не оказы- вает столь очевидного влияния на внутрипарное сходство, как в оцен- ках эмоциональности. Иначе говоря, роли лидера и ведомого — актуальный фактор формирования эмоционального статуса человека (или его самооценки?), но они не актуальны для данного когнитив- ного стиля. По-видимому, для того чтобы понять, насколько справедлива критика постулата о равенстве сред МЗ и ДЗ близнецов, недостаточно анализировать общие характеристики (тип родительско-детских отно- шений, общее сходство среды, друзья и т.п.), необходима оценка конкретных средовых переменных, релевантных исследуемому при- знаку. Это надо иметь в виду при использовании близнецового метода. Однако как базовый постулат метода тезис о равенстве средовых вли- яний в парах МЗ и ДЗ близнецов может быть принят. Перечисленные ограничения метода ставят еще один вопрос; на- сколько выборка близнецов репрезентативна популяции одиночно- рожденных людей того же возраста? Это необходимо знать, ибо, если
близнецы образуют по исследуемому признаку отдельную группу, полученные у них данные не могут быть перенесены на остальную популяцию. Однако этот весьма серьезный вопрос решаем: дескрип- тивные статистики (средние величины, дисперсии и т,д.) близнецо- вой выборки необходимо сопоставить с таковыми же, полученными на выборке одиночнорожденных. Отсутствие статистически значимых различий между ними будет говорить о том, что близнецы являются полноправными представителями своей возрастной, половой и т.д. группы и, следовательно, перенос полученных выводов на популя- цию одиночнорожденных правомочен,
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.019 с.) |