Разновидности метода близнецов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разновидности метода близнецов



С помощью определенных разновидностей близнецового метода

можно решать и собственно психогенетические задачи, и иные, не

относящиеся непосредственно к проблеме наследственности и среды

(т.е. не выделяющие тот и другой компонент дисперсии), но либо

использующие близнецовые пары как информативную модель, либо

изучающие их как особую популяцию и тем самым обслуживающие

сам метод (например, тестирующие гипотезу о равенстве средовых

влияний в парах МЗ и ДЗ близнецов).

Основных разновидностей метода четыре: разлученных близнецов,

семей МЗ близнецов, контрольного близнеца, близнецовой пары. Пер-

вые две позволяют решать генетические задачи, две других использу-

ются для иных целей. Последовательно разберем их.

Метод разлученных близнецов заключается в оценке внутрипарного

сходства исследуемого признака у близнецов, разлученных в детстве

и, следовательно, воспитывавшихся в разных средах. Наибольшую

ценность представляют пары МЗ близнецов (МЗр), разлученных в пер-

вые месяцы или годы жизни; два генетически одинаковых человека

растут в разных средовых условиях; тогда их сходство, если оно кон-

статируется, не может быть объяснено сходством среды, а получае-

мые корреляции есть непосредственная мера наследуемости признака.

Это — своеобразный «критический эксперимент» психогенетики.

Первая женская пара разлученных в возрасте 1 месяца МЗ близне-

цов описана П. Попенье [369], и вслед за ним данная пара была более

полно обследована X. Мюллером [341], когда женщинам было по 30

лет. Они имели сильно различающееся школьное образование (разни-

ца в 9 лет обучения) и очень близкие оценки интеллекта (с разницей

всего в 1 балл) [цит. по: 175, 206]. Мюллер первым оценил значимость

этой «экспериментальной модели», подаренной жизнью, о чем, по

словам Т. Бушара, свидетельствует даже подзаголовок его статьи: «Пре-

дел, до которого умственные черты не зависят от наследственнос-

ти, — как он тестируется в случае идентичных близнецов, воспитан-

ных порознь». Бушар считает, что «Мюллер сформулировал методо-

 

12-1432

логические положения, не полностью понятые даже теперь, 70 лет

спустя» [206].

В 1937 г. была опубликована работа X. Ньюмена, Ф. Фримена и К.

Холзингера, которым удалось собрать уже 19 пар разлученных МЗ близ-

нецов [344]; сейчас в таблице, суммирующей исследования интеллек-

та у МЗр по 1992 г., значатся 162 пары [206]*.

Критика этого варианта близнецового метода касается оценки дей-

ствительного различия сред, в которых воспитывались разлученные

МЗ близнецы. Достаточно часто близнецы воспитываются в родствен-

ных семьях, видятся друг с другом, иногда даже посещают одну и ту

же школу. Анализ данных Д. Шилдса, произведенный Л. Кэмином [303],

показал, что все эти обстоятельства повышают сходство МЗр близне-

цов. Работа Л. Кэмина ценна тем, что она обратила внимание на необ-

ходимость оценки реальных форм разлучения МЗ близнецов.

Например, из 40 пар разлученных МЗ близнецов, обследованных Шилд-

сом, 27 пар воспитывались в родственных семьях; у них корреляция по интел-

лекту равна 0,83. У остальных 13 пар, близнецы которых были размещены в

чужие семьи, эта корреляция существенно ниже —0,51. Более того, если один

близнец рос с матерью, а второй — у ее родственников, то сходство по ин-

теллекту было выше по сравнению со случаями, когда второго близнеца вос-

питывали родственники отца (r = 0,94 и r = 0,56 соответственно). Однако и

в том случае, когда среда воспитания близнецов существенно различалась,

внутрипарная корреляция по интеллекту была достаточно высокой: r = 0,45.

Поскольку разные аспекты среды значимы для разных аспектов

развития и, кроме того, средовые влияния опосредуются индивиду-

альностью ребенка (гипотеза средовой и органической специфичнос-

ти), оценка средовых параметров не должна быть глобальной. Поэто-

му, во-первых, здесь вновь встает вопрос о релевантности параметров

среды изучаемому признаку, т.е. о том, какие средовые факторы надо

оценивать в случае, если объектом генетического исследования явля-

ется, например, интеллект, и какие — если исследуется другая пси-

хологическая черта. Во-вторых, возможно, что МЗ близнецы в силу

генетической идентичности «выбирают» в качестве актуальных анало-

гичные элементы среды, т.е. формально разные среды могут содер-

жать сходные психологически значимые элементы, но это будет ре-

зультатом, а не причиной сходства МЗ близнецов.

Метод семей МЗ близнецов, или метод монозиготных полусиблин-

гов (the monozygotic half-sibling method [363]), заключается в сопос-

тавлении детей в семьях, где матери или отцы являются монозигот-

ными близнецами. Эти дети имеют весьма своеобразный генетичес-

 

* Данные С. Бэрта [221], собравшего одну из самых больших выборок МЗр

близнецов (53 пары), не учитываются из-за имеющихся сомнений в их достовер-

ности [см. 303, 252].

 

кий статус: тетя (или дядя) с точки зрения генетической — то же

самое, что мать (или отец), т.е. они, не будучи сиблингами, не явля-

ются и двоюродными братьями и сестрами, поскольку имеют только

по одному генетически различающемуся родителю, поэтому их име-

нуют полусиблингами (half-siblings).

Главная задача, для решения которой этот вариант метода дает

ценный материал, состоит в выявлении так называемого материнско-

го эффекта. Этим термином обозначается преимущественное влияние

матери на фенотип потомков, возникающее не только благодаря пе-

редаче генов, но и по иным причинам, к которым относятся и психо-

логические, постнатальные факторы (идентификация ребенка с ма-

терью, особенности их взаимодействия), и биологические, внутриут-

робные (состояние материнского организма во время беременности,

цитоплазматическая наследственность).

Наличие материнского эффекта в психологической черте должно

проявиться в большем сходстве детей, имеющих матерей — МЗ близ-

нецов, по сравнению с детьми, у которых отцы-МЗ близнецы.

Особый интерес вызывают эффекты цитоплазматической наследствен-

ности, которые можно обнаружить (в психологических признаках человека)

пока только таким путем. Дело в том, что, помимо генов, заключенных в хро-

мосомах ядра клетки, носителями наследственной информации являются не-

которые структуры, находящиеся вне ядра, в цитоплазме клетки (соответствен-

но эти два вида наследственности и называются «ядерной», или «хромосом-

ной», и «цитоплазматической»).

Объем цитоплазмы в женской яйцеклетке не сопоставим с ее объемом в

сперматозоиде: по некоторым данным, в яйцеклетке он во много тысяч раз

больше, чем в спермии, состоящем практически полностью из ядра и оболоч-

ки. Вот почему все передающееся потомству через цитоплазматические струк-

туры идет от матери — это и есть генетический материнский эффект.

В экспериментах, например, с насекомыми материнский эффект обнару-

живается при реципрокных скрещиваниях; у человека вообще и примени-

тельно к количественным психологическим признакам особенно он, очевид-

но, имеет меньшее значение. Но тем не менее возможность таких влияний

существует, и для их исследования оптимальным оказывается данный вари-

ант метода близнецов. Пока подобных работ очень немного, они посвящены

пространственным способностям, скорости перцепции [381, 422] и дали не-

сколько противоречивые результаты.

Помимо материнского эффекта эта экспериментальная модель

позволяет более детально изучить феномен ассортативности, т.е. не-

случайного подбора супружеских пар (похожи ли супруги у генети-

чески одинаковых людей?), и сцепление с полом. В последнем случае

полусиблинги-мальчики должны быть более похожими, если монози-

готы — их матери (поскольку свою единственную Х-хромосому каж-

дый их них получит от генетически идентичных женщин), и менее

похожими — если отцы. У девочек-полусиблингов картина должна

быть обратной.

 

12*

Основное ограничение метода заключается в том, что генетичес-

ки идентичные родители могут создавать в своих семьях сходную сре-

ду, в которой взаимодействия в диадах ребенок Х МЗ родитель и ребе-

нок Х МЗ дядя (тетя) будут весьма похожими, а у ДЗ родителей со

своими детьми и племянниками будет такое же средовое и генетичес-

кое сходство, как у родителей и детей в обычной семейной ситуации.

Поэтому данный вариант близнецового метода может успешно ре-

шать некоторые частные вопросы, однако для разделения генетичес-

кой и средовой дисперсии признака он имеет меньшую разрешаю-

щую способность, чем другие методы психогенетики [363].

Метод контрольного близнеца (взаимоконтроля близнецов, конт-

роля по партнеру, близнеца-свидетеля) основан на том, что МЗ близ-

нецы, — генетически одинаковые люди, имевшие общую эмбрио-

нальную и в обычных условиях семейную среду, — являются идеаль-

ным контролем друг к другу. Если группу МЗ близнецов разделить на

две выборки так, чтобы в каждую вошли по одному близнецу из каж-

дой пары, то исследователь получит уникальную ситуацию — две вы-

борки, уравненные и по генетической конституции, и по основным

средовым (общесемейным) параметрам. Далее можно, например, одну

группу тренировать, а другую — нет или тренировать их в разном

возрасте, как это было сделано в работе А. Гезелла, впервые приме-

нившего данный метод и прослеживавшего вместе с коллегами раз-

витие одной женской пары МЗ близнецов с первых месяцев жизни до

14 лет [272, 273, 274, 275]. Они получили материал, свидетельствую-

щий о зависимости эффективности обучения (двигательного и рече-

вого) от возраста. Одновременно можно оценить и длительность удер-

жания эффекта тренировки: поскольку в раннем детстве созревание

существенно определяется генетической программой, тип и темп его

у МЗ близнецов в основном одинаковы. В упомянутых работах А. Гезел-

ла и его сотрудников показано, например, что разница в речевом

развитии, стимулированном тренировкой в возрасте 1,5-2 лет, стер-

лась в течение трех месяцев.

Шведский исследователь А. Незлунд [цит. по: 434] оценил таким

методом разные способы обучения чтению и показал, что одного,

оптимального для всех способа нет, их эффективность зависит от уровня

интеллектуального развития ребенка.

В упоминавшихся (см. Введение) работах Московского Медико-

генетического института этот метод (5 пар МЗ близнецов 5-6 лет)

тоже использован для анализа не только эффекта обучения, но и кон-

структивной деятельности. Показано, что обучение при помощи ме-

тода «моделей» эффективнее, чем простое копирование: не только

улучшается сама конструктивная деятельность, но и перестраиваются

другие психические функции ребенка. Позже, в 1956 г., была опубли-

кована работа А.Р. Лурия и Ф.Н. Юдович о развитии речи, где МЗ

близнецы также служили контролем друг к другу [102].

 

Р. Пломин с соавторами [363] отмечал, что таких работ очень

мало — «менее дюжины», но и их, тем не менее, делят на три группы.

В первую входят наиболее ранние работы, в которых исследуется вза-

имодействие между созреванием и тренировкой, при этом близне-

цов-партнеров обучают одному и тому же, но в разных возрастах. К дан-

ной группе относятся, например, упоминавшиеся работы А. Гезелла с

сотрудниками. Во второй группе работ сравнивается эффективность

разных способов обучения, в качестве примера может служить упомя-

нутое шведское исследование обучения чтению. Авторы третьей, наи-

более обширной группы работ изучают вопрос о том, насколько

существенными могут быть различия, создаваемые средой у генети-

чески идентичных индивидуумов. Примером могут служить экспери-

ментальные методы изменения средовых воздействий, использован-

ные в упоминавшихся исследованиях Московского Медико-генети-

ческого института.

Метод близнецовой пары. Еще в 30-х годах появились работы, в

которых рассказывалось об особой психологической ситуации в парах

близнецов, особом «эффекте пары», или «эффекте близнецовости».

Они были выполнены и в психоаналитической традиции, и в психо-

логии развития, и, специально, в русле психогенетических исследо-

ваний. Основными характеристиками этой особой психологической

ситуации являются две борющиеся тенденции: к идентификации со

своим со-близнецом и, наоборот, к индивидуализации каждого члена

пары. Первая приводит к ощущению себя сначала членом пары и лишь

затем — отдельной личностью; вторая, в крайних случаях, может при-

вести к выраженным конфликтным отношениям близнецов, своеоб-

разному протесту против «второго — такого же». С возрастом первая

тенденция обычно ослабевает, уступая место второй, причем у близ-

нецов-мужчин данный процесс происходит легче, чем у женщин.

На этом фоне существуют более тонкие оттенки внутрипарных

отношений. Например, еще в 1934 г. X. фон Браккен описал феномены

гармонического и дисгармонического соперничества близнецов: «со-

ревнование друг с другом» и «соревнование друг против друга». Сна-

чала предполагалось, что первое характерно для МЗ близнецов, вто-

рое — для ДЗ, однако в дальнейшем это не подтвердилось; оба типа

диадических взаимодействий встречаются и у тех, и у других. Он опи-

сал и некоторые специфические для пары социальные роли: «мини-

стра внешних сношений», осуществляющего общение с внешним

миром, и «министра внутренних дел» («совесть пары»). Позже ролевые

отношения, существующие в повседневной жизни близнецов, были

описаны итальянским исследователем Л. Геддой и другими зарубеж-

ными авторами, а среди отечественных В.В. Семеновым [132, 137] и

Н.В. Искольдским [65, 66]. Они же продемонстрировали, как распре-

деление ролей влияет на оценку внутрипарного сходства и, соответ-

ственно, на величину коэффициента наследуемости, о чем уже го-

 

ворилось ранее. А в работах И.И. Канаева [69, 70] было показано, как

роли «старшего» (родившегося первым) и «младшего», ведущего и ве-

домого, формируют различия в психологическом облике близнецов.

Однако наиболее детально близнецовую ситуацию исследовал

Р. Заззо и описал в 1960 г. в книге «Близнецы: пара и личность»

(на русский язык она, к сожалению, не переведена; краткий анализ

см.: [152]). Он ввел и само понятие «близнецовая ситуация», показал

ее проявления и обосновал необходимость ее изучения.

Сам Р. Заззо назвал исследование близнецовых пар «третьим мето-

дом» наряду с методами «контрастных групп» Гальтона (имеется в

виду сопоставление групп МЗ и ДЗ близнецов) и «контрольного близ-

неца» Гезелла [459]. Согласно Р. Заззо, на фоне сходства близнецов,

порождаемого и генетическим сходством и тем, которое формируется

широкой средой, выделяется еще один фактор, создающий и специ-

фическое сходство, и различия в глубине его, — близнецовая ситуа-

ция, своеобразный «микрокосм», результатом действия которого мо-

жет стать и конвергенция, и дивергенция развития.

С помощью этого варианта метода решаются две задачи. Первая из

них — общепсихологическая: поскольку индивидуум существует только

внутри некоторых систем связей (например, в диаде) и «в этом смыс-

ле можно сказать, что мы все «близнецы»» [459, с. 25], постольку

близнецовая пара, особенно генетически идентичные МЗ близнецы,

может быть прекрасной моделью для изучения процессов индивидуа-

лизации, влияния конкретных средовых (внутрипарных и семейных)

факторов на формирование тех или иных психологических черт и т.д.

Вторая задача по существу есть проверка, во-первых, валидности са-

мого близнецового метода, а также постулата о равенстве средовых

влияний в парах МЗ и ДЗ близнецов и, во-вторых, вопроса о том,

репрезентативна ли среда близнецов среде, в которой развиваются

одиночнорожденные дети. Если условия развития и жизни близнецов

высоко специфичны, имеют собственные, только им присущие зако-

номерности, то близнецы перестают быть выборкой, репрезентатив-

ной общей популяции, и не могут быть использованы для изучения

общих закономерностей.

К двум указанным задачам необходимо, на наш взгляд, добавить

третью, связанную с жизнью самих близнецов. Чрезмерная, неком-

пенсируемая идентификация себя со своим со-близнецом, или пары

как целого, как особой «единицы», приводящая к отсутствию личной

идентичности, может стать причиной формирования личностных черт,

затрудняющих социальную адаптацию и в детстве, и во взрослом воз-

расте. Кроме того, отмеченные еще Р. Заззо и затем А. Р. Лурия особен-

ности речевого развития близнецов, точнее формирование прими-

тивной, синпрактической речи («криптофазия», по Заззо), может

привести к отставанию и в общем интеллектуальном развитии [см.: 97].

Поэтому

изучение

специфических

психологических

характеристик

 

близнецовой пары необходимо и для проведения консультационной

работы с родителями, имеющими детей-близнецов.

 

* * *

 

Методы, которыми располагает психогенетика, позволяют весьма

надежно решать ее главную задачу: выяснение той роли, которую иг-

рают факторы наследственности и среды в формировании межинди-

видуальной вариативности психологических и психофизиологических

признаков, индивидуальных траекторий развития и т.д. Особенно це-

нен имеющийся в литературе анализ ограничений каждого метода,

который позволяет либо контролировать помехи, либо компенсиро-

вать их объединением разных методов. Это — обязательное условие

продуктивного развития любой точной науки.

Кроме того, методы психогенетики позволяют более надежно ре-

шать ряд негенетических задач, связанных с выделением актуальных

для различных психологических черт средовых переменных, с более

точной оценкой эффектов внешних воздействий и многих других.

Г л а в а V I I I



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.169 (0.101 с.)