Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Случайная, специфическая, уникальная) среда
Авторы и сторонники большинства психологических теорий, ста- вящих в центр своего внимания проблему среды и средовых влияний на развитие, предполагают: дети похожи на своих родителей потому, что родители создают для своих детей общую семейную среду, а сиблин-
* Надо лишь иметь в виду, что термином «личностные черты» покрывается очень широкий круг характеристик, относящихся, с точки зрения отечественной психологии, к разным подструктурам индивидуальности: и к темпераменту (на- пример, эмоциональность), и к собственно личностным чертам (например, кон- формность — независимость).
ги похожи друг на друга в результате того, что воспитываются в одной семье, т.е. в одной среде. За последние два десятилетия это предполо- жение было опровергнуто результатами нескольких исследований близ- нецов и приемных детей, которые были проведены с целью проверки гипотезы о том, что сходство родственников в одной семье объясня- ется влиянием общих для них генов, а не общей семейной средой. И это предположение подтвердилось: данные множества психогенети- ческих исследований настойчиво убеждают в том, что сходство при- знаков у родственников объясняется скорее их генетической, чем сре- довой близостью. Общая семейная среда, как только что говорилось, играет относительно небольшую роль в формировании индивидуаль- но-психологических различий. Единственным исключением из этого правила являются расстройства поведения у подростков - в этом слу- чае семейная среда оказывается значимой. Наблюдение и интервью. Одним из самых широко используемых инструмен- тов для оценки и измерения характеристик среды является методика ДОМ (от англ. НОМЕ — Home Observation for Measurement of the Environment). ДОМ по- зволяет оценивать такие характеристики среды, как эмоциональная и вербаль- ная реактивность родителей, избегание ограничений и наказаний, организация физической и временной среды, обеспечение ребенка адекватным материалом для игр. Опросники. Без сомнения, самым популярным методом изучения средовых характеристик являются опросники. Существует целый ряд инструментов, позво- ляющих оценивать социальные характеристики семьи, ее эмоционально-психоло- гический климат и стили воспитания. Однако эти методы субъективны по своей
природе, и вопрос о том, насколько субъективность восприятия тех или иных показателей среды искажает данные о реальных средовых условиях, остается от- крытым. Для того чтобы избежать подобных искажений, в рамках психогенетичес- ких исследований часто собирают информацию об одних и тех же средовых пока- зателях у разных членов семьи. После проведения определенного рода статисти- ческой обработки этих первичных данных выделяется только та часть полученной информации, которая разделяется всеми респондентами. Именно она затем ис- пользуется в психогенетическом анализе. В целом ситуация такова: на долю средовых компонентов феноти- пической дисперсии психологических признаков приходится по край- ней мере 50% их общей вариативности. Но среди этих 50% дисперсии относительно небольшая часть объясняется общесемейными средо- выми условиями. Существенная же доля средовой дисперсии объясня- ется не общесемейными, а специфическими для каждого члена семьи средовыми компонентами - индивидуальной средой. Это замечатель- ное по своей неожиданности наблюдение позволяет предположить, что большинство средовых влияний, важных для формирования того или иного признака, мало связаны с характеристиками семейной среды. Напротив, оказывается, что наиболее важным источником изменчи- вости являются индивидуально специфические, уникальные для дан-
ного ребенка средовые характеристики, в том числе среда за предела- ми семьи, среда, которая не пересекается с индивидуальными среда- ми других членов семьи. Иначе говоря, средовые условия, играющие какую-то роль в фор- мировании поведенческих признаков, могут действовать таким обра- зом, что дети, растущие в одной семье, становятся похожими друг на друга не более, чем дети, растущие в разных семьях. Факторы индивидуальной среды объясняют часть фенотипичес- кой дисперсии, которая не объясняется ни генетическим, ни общесе- мейными средовыми компонентами. Правда, компонент индивиду- альной среды в той его статистической форме, которая существует в
психогенетических моделях, включает в себя и ошибки измерения. Например, если генетический компонент, подсчитанный при анали- зе вариативности по какому-то признаку, измеряемому при помощи вопросника, составляет 60% фенотипической изменчивости, а обще- семейная среда — 0%, то уникальная среда составляет 40%. Допустим, что надежность использованного опросника составляет 0,85, т.е. при- мерно 15% дисперсии объясняется ошибкой измерения (вероятнос- тью того, что при повторном опросе данный респондент ответит ина- че). Другими словами, систематический вклад уникальной среды в фенотипическую дисперсию по исследуемому признаку составит в данном случае, при очень упрощенной оценке, 40% - 15% = 25% общей изменчивости. Изучая уникальную среду, необходимо научиться выделять и пси- хологически содержательно описывать ее составляющие. Простое вы- деление уникально-средового компонента фенотипической диспер- сии в его математическом выражении не может привести к каким- либо осмысленным психолого-педагогическим выводам. Этот компонент дисперсии обязательно должен быть «наполнен» конкрет- ными характеристиками среды. Например, недостаточно просто ут- верждать, что индивидуальная среда отвечает за 50% вариативности по признаку когнитивного риска. Среди громадного количества сре- довых условий, составляющих уникальную среду, необходимо опи- сать те конкретные факторы, которые действительно влияют на изу- чаемую характеристику. Часто психогенетические исследования слу- жат лишь начальным звеном в цепочке следующей за ними работы. Определив относительную значимость именно уникальных средовых компонентов, психогенетики пытаются выделить и описать их. Имен- но здесь находится точка пересечения психогенетических и собствен- но психологических исследований: определив значимость средовых эффектов, психогенетики надеются на помощь психологов в нахож- дении и содержательном описании этих компонентов. И наоборот, акцент на том или ином средовом компоненте, получаемый при раз- ложении дисперсии психологического признака, должен указать пси- хологу и педагогу направление поисков.
Однако необходимо отметить и важность исследовательского движения в другом направлении, а именно, от результатов психологических исследова- ний к психогенетическим моделям. Так, в исследованиях факторов риска при заболевании алкоголизмом в подростковом возрасте психологи установили значимость потери обоих родителей. Однако близнецовое исследование деп- рессии и алкоголизма, проведенное группой исследователей в штате Вирд- жиния, США [308, 309], показало отсутствие значимого влияния общесемей- ной среды на формирование индивидуальных различий по этому признаку. Пытаясь преодолеть противоречивость результатов, исследователи повтори- ли анализ своих моделей, подставив вместо абстрактного компонента обще- семейной среды конкретные данные, касающиеся семейного положения каж- дой близнецовой пары. Выяснилось, что потеря родителей действительно является существенным фактором риска для развития алкоголизма у подро- стков и что включение этой переменной в психогенетическую модель улуч- шает объяснительный потенциал модели.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.01 с.) |