Средовые условия, общие для членов семьи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средовые условия, общие для членов семьи



(ОБЩЕСЕМЕЙНАЯ, МЕЖСЕМЕЙНАЯ, СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ,

РАЗДЕЛЕННАЯ, ОБЩАЯ СРЕДА)

Семьи различаются уровнем материального благосостояния, сти-

лями воспитания, общим уровнем культуры и многими другими ха-

рактеристиками. Дети, растущие в одной семье, подвергаются, в об-

щем, одним и тем же семейным влияниям. Иными словами, сходство

средовых условий разных детей в одной семье выше, чем сред детей,

растущих в разных семьях. Это говорит о том, что общесемейная среда

варьирует от одной семьи к другой, но постоянно систематически

влияет на детей одной и той же семьи (именно так надо понимать

встречающееся в генетических работах понятие «межсемейная систе-

матическая среда»). С. Скарр предлагает рассматривать межсемейные

различия в общей среде как различия в возможностях [398]. В этом

смысле, например, семьи с более низким достатком рассматривают-

ся как семьи, располагающие меньшим арсеналом для создания обо-

гащенной среды, существенной для развития познавательной сферы

ребенка: семейная среда в этих семьях несколько ограничена как с

точки зрения возможностей, доступных ребенку в домашних условиях

(книги, инструменты, игры, компьютер), так и с точки зрения выбо-

ра школы (если она платная) и внешкольных занятий (если за них

тоже надо платить).

Психогенетические исследования уделяли центральное внимание

общей семейной среде примерно до середины 80-х годов. Предполага-

лось, что ее вклад в изменчивость по интеллекту — около 30%. Однако

при более внимательном анализе эмпирических данных выяснилось,

что эта оценка справедлива только для детского возраста. Начиная с

10—11 лет влияние общей среды на популяционную дисперсию ин-

теллекта монотонно уменьшается и к 18-20 годам практически дос-

тигает нуля. Правда, результаты в какой-то мере противоречивы: не-

 

9-1432

сколько близнецовых исследований указывают на значимость вклада

семейной среды в межиндивидуальную дисперсию по специальным

способностям и по показателям школьной успешности, но исследо-

вания приемных детей не подтверждают это наблюдение [364].

Результаты психогенетических исследований личностных черт ока-

зались еще более неожиданными. Впервые незначительность вклада

семейной среды в формирование индивидуальных различий по лич-

ностным особенностям была отмечена в конце 70-х годов. Например,

в работе Дж. Лоэлина и Р. Николса вклад семейной среды составил

всего 10% [322]. Главный аргумент за несущественность общесемей-

ных факторов заключается в том, что приемные сиблинги — прием-

ные дети, воспитывающиеся в одной семье и не являющиеся род-

ственниками друг другу, имеют практически нулевую корреляцию

по личностным чертам (средний r = 0,05)*. По когнитивным характе-

ристикам корреляция намного выше (около 0,25), но в подростко-

вом возрасте она тоже становится почти нулевой, а это говорит о

том, что влияния общесемейной среды не имеют долговременного

эффекта [363].

Эти результаты были многократно подтверждены [подробный об-

зор см.: 57]. В целом полученные данные позволяют утверждать, что

общесемейная среда играет относительно небольшую роль в форми-

ровании индивидуальных различий по психологическим признакам, —

во всяком случае, после подросткового возраста.

Разделенная (общая) среда не должна полностью приравниваться к се-

мейной среде. Очевидно, что люди могут иметь общие средовые условия

(разделять единообразные эффекты среды) и за пределами семьи. Напри-

мер, сиблинги могут находиться в общих средовых условиях, имея общих дру-

зей и проводя время вместе в определенном средовом окружении. Однако

важно помнить, что современные генетико-математические модели не по-

зволяют дифференцировать влияния общесемейной среды от среды, общей

для данных родственников, но существующей вне семьи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.006 с.)