Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Средовые условия, общие для членов семьи
(ОБЩЕСЕМЕЙНАЯ, МЕЖСЕМЕЙНАЯ, СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ, РАЗДЕЛЕННАЯ, ОБЩАЯ СРЕДА) Семьи различаются уровнем материального благосостояния, сти- лями воспитания, общим уровнем культуры и многими другими ха- рактеристиками. Дети, растущие в одной семье, подвергаются, в об- щем, одним и тем же семейным влияниям. Иными словами, сходство средовых условий разных детей в одной семье выше, чем сред детей, растущих в разных семьях. Это говорит о том, что общесемейная среда варьирует от одной семьи к другой, но постоянно систематически влияет на детей одной и той же семьи (именно так надо понимать встречающееся в генетических работах понятие «межсемейная систе- матическая среда»). С. Скарр предлагает рассматривать межсемейные различия в общей среде как различия в возможностях [398]. В этом смысле, например, семьи с более низким достатком рассматривают- ся как семьи, располагающие меньшим арсеналом для создания обо- гащенной среды, существенной для развития познавательной сферы ребенка: семейная среда в этих семьях несколько ограничена как с точки зрения возможностей, доступных ребенку в домашних условиях (книги, инструменты, игры, компьютер), так и с точки зрения выбо- ра школы (если она платная) и внешкольных занятий (если за них тоже надо платить). Психогенетические исследования уделяли центральное внимание общей семейной среде примерно до середины 80-х годов. Предполага- лось, что ее вклад в изменчивость по интеллекту — около 30%. Однако при более внимательном анализе эмпирических данных выяснилось, что эта оценка справедлива только для детского возраста. Начиная с 10—11 лет влияние общей среды на популяционную дисперсию ин- теллекта монотонно уменьшается и к 18-20 годам практически дос- тигает нуля. Правда, результаты в какой-то мере противоречивы: не-
9-1432 сколько близнецовых исследований указывают на значимость вклада семейной среды в межиндивидуальную дисперсию по специальным способностям и по показателям школьной успешности, но исследо- вания приемных детей не подтверждают это наблюдение [364]. Результаты психогенетических исследований личностных черт ока- зались еще более неожиданными. Впервые незначительность вклада семейной среды в формирование индивидуальных различий по лич-
ностным особенностям была отмечена в конце 70-х годов. Например, в работе Дж. Лоэлина и Р. Николса вклад семейной среды составил всего 10% [322]. Главный аргумент за несущественность общесемей- ных факторов заключается в том, что приемные сиблинги — прием- ные дети, воспитывающиеся в одной семье и не являющиеся род- ственниками друг другу, имеют практически нулевую корреляцию по личностным чертам (средний r = 0,05)*. По когнитивным характе- ристикам корреляция намного выше (около 0,25), но в подростко- вом возрасте она тоже становится почти нулевой, а это говорит о том, что влияния общесемейной среды не имеют долговременного эффекта [363]. Эти результаты были многократно подтверждены [подробный об- зор см.: 57]. В целом полученные данные позволяют утверждать, что общесемейная среда играет относительно небольшую роль в форми- ровании индивидуальных различий по психологическим признакам, — во всяком случае, после подросткового возраста. Разделенная (общая) среда не должна полностью приравниваться к се- мейной среде. Очевидно, что люди могут иметь общие средовые условия (разделять единообразные эффекты среды) и за пределами семьи. Напри- мер, сиблинги могут находиться в общих средовых условиях, имея общих дру- зей и проводя время вместе в определенном средовом окружении. Однако важно помнить, что современные генетико-математические модели не по- зволяют дифференцировать влияния общесемейной среды от среды, общей для данных родственников, но существующей вне семьи.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.006 с.) |