Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психогенетические исследования зависимости-независимости
От поля Пары родственников Корреляция Количество пар (взвешен.) МЗ близнецы 0,663 ДЗ близнецы 0,355 Сиблинги 0,268 Родители Х дети 0,282 Разлученные родители Х дети 0,065 Приемные родители Х дети 0,020 Co-близнецы Х их дети 0,015 Супруги со-близнецов Х их дети, 0.170 Ассортативность 0,177 Всего обследовано таким образом более 9000 пар родственников. Этот материал, будучи подвергнут современному генетико-математи- ческому анализу — структурному моделированию, которое позволяет
объединить данные, полученные разными психогенетическими мето- дами, дал оценку наследуемости в 50% ± 1,3%, Это — меньше, чем коэффициент наследуемости, вычисленный только по близнецовым данным h2 = 2(0,663 — 0,355) = 0,61, и точнее, так как меньше ошиб- ка. Но в обоих случаях в средовом компоненте доминирует индивиду- альная среда. Возможно, не учтенные в исследованиях особенности именно этой сре- ды послужили причиной практически нулевой корреляции между биологи- ческими родителями и их отданными в чужие семьи детьми (см. табл. 9.8), Обратим внимание: если бы использовался только метод приемных детей (как говорилось в гл. VII, имеющий высокую разрешающую способность), то нужно было бы признать средовую природу этого стиля.
* * *
Объединение данных, полученных на группах родственников раз- ных степеней родства, и использование адекватных такой экспери- ментальной схеме методов генетико-математического анализа дает возможность получить более надежные и дифференцированные оцен- ки генетического и средового компонентов в изменчивости оценок интеллекта. В целом результаты такого анализа говорят о том, что в общих когнитивных способностях генетические влияния обнаружива- ются вполне отчетливо, отвечая в среднем примерно за 50% их вари- ативности, хотя оценки наследуемости колеблются в широких преде- лах — 0,4-0,8. Это означает: от 40 до 80% различий между людьми по этому признаку объясняется различиями между ними по их наслед- ственности. Отдельные когнитивные способности исследованы несравненно менее систематично, поэтому и выводы менее надежны, Среди субте- стов IQ надежно выделить более и менее зависящие от факторов гено- типа пока не удалось, хотя намечается парадоксальная тенденция к
большей наследуемости вербального интеллекта по сравнению с не- вербальным и, по-видимому, наиболее отчетливо генетические влия- ния обнаруживаются в пространственных способностях. Психогенетические исследования не ограничиваются выделением генетического компонента в вариативности психологического при- знака. Не меньше внимания современная психогенетика уделяет и средовой составляющей. Показано, что общесемейная среда, т.е. те параметры среды, которые варьируют от семьи к семье, но одинако- вы для членов каждой семьи и потому повышают их сходство между собой, объясняет 10-40% межиндивидуальной вариативности по об- щему интеллекту. Индивидуальная среда, по разным работам, ответ- ственна за немного меньшую часть дисперсии баллов IQ (10-30%), но надо помнить, что в эту оценку входит и ошибка измерения.
Помимо общесемейной и индивидуальной среды выделяется сре- да, специфичная для разных вариантов внутрисемейных диад, при- чем ее влияние на когнитивные способности различно в разных диа- дах. Общая тенденция такова: близнецовая среда > сиблинговая > ро- дительско-детская > двоюродных родственников; эти типы сред объясняют, соответственно, 35, 22, 20, 11% дисперсии [444]. При этом влияние общесемейной среды падает к подростковому возрасту и практически исчезает у взрослых. Важно иметь в виду, что, как уже говорилось, речь идет о мате- матическом выражении той доли межиндивидуальной вариативнос- ти, за которую ответствен данный тип средовых воздействий. Конк- ретное же психологическое содержание каждого средового компо- нента — дело специальных, скорее же собственно психологических исследований. Однако значимость сравнительных оценок средовых компонентов (которые можно получить только в психогенетическом исследовании) трудно переоценить: именно они должны указать психологу, где надо искать релевантные исследуемой черте средовые переменные (например, в особенностях общей или индивидуальной среды). В этом — один из продуктивных аспектов взаимодействия двух наук. Г л а в а X
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.007 с.) |