Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коэффициенты наследуемости времени простой двигательнойСодержание книги
Поиск на нашем сайте
реакции (ВР) [по: 132; гл. VI] Год Стимул Возраст Количество h2 АВТОР публика- ы близнец пар ции ов работы (годы) МЗ ДЗ С. Вандерберг 1962 Зритель- 14-16 0,22 (S. Vandenberg) ные Й. Шванцара 1966 — "— 6-16 156 0,70 (J. Svancara)
Л. Гедда и др. 1970 — — 10-11 0,87 (L. Giedda еt al.) П. Коми и др. 1973 — — 10-14 0,86 (P. Komi et al.) В.И. Елкил, 1974 — — 8-16 0,40 С.Л. Хоружева. Л.П. Сергиенко 1975 — "— 12-17 0,86 Й. Шванцара 1966 Звуковы 6-16 156 0,03 (J. Svancara) е Н.Ф. Шляхта 1975 _"_ 14-16 0,0 Т.В. Василец 1975 — "— 7-12 0,60 Т. А. Пантелеева 1978 — " — 18-28 0,76- 0,86* * ВР регистрировалась при четырех интенсивностях звука. Особенно отличаются от остальных исследований работы Т.В. Василец и Т.Д. Пантелеевой. В первой из них интенсивность стимулов задавалась в единицах индивидуального слухового порога. В свое время этот прием пред- ложил В.Д. Небылицын [118]. Он позволяет уравнивать физиологическую эф- фективность стимула для разных испытуемых (хотя в физических единицах стимулы у них будут различны). Во второй работе было использовано необычное движение: перенос руки с клавиши, находившейся на колене сидящего испытуемого, на клавишу, рас- положенную на уровне плеча. Такое движение позволяло зарегистрировать активность m.biceps и, благодаря этому, разложить суммарное время реакции на ряд составляющих, образующих премоторное и моторное время. У испы- туемых вырабатывали автоматизированный двигательный навык реакции выбора из двух альтернатив и оценивали генотип-средовые соотношения в вариативности каждого компонента движения. Выяснилось, что в начале ра- боты, на этапе врабатывания, влияния генотипа обнаруживаются только в двух из пяти показателей; когда же навык автоматизировался, генетически детер- минированными оказались все пять. Психологические и нейрофизиологические механизмы движения на этих двух этапах различны: в периоде врабатывания движение осуществляется по
17* 259 механизмам осознанной произвольной саморегуляции, на этапе же автома- тизации навыка произвольность, осознанность движения сведена к миниму- му. Очевидно, есть основания полагать, что «вмешательство» сознательного контроля снижает удельный вес генотипической составляющей в дисперсии
параметров двигательной реакции. Попытка более детально изучить динамику генотип-средовых соотноше- ний при изменении отдельных звеньев контура саморегуляции (задачи, моти- вации и др.) была предпринята С.Н. Иванченко и С.Б. Малыхом [35а]. Во всех шести сериях экспериментов, различавшихся условиями деятельности испы- туемого, независимо от изменения их схем, наибольший вес имеет в целом индивидуальная среда. При этом обнаружились половые различия: у девочек большую роль играет общесемейная среда, у мальчиков — индивидуальная. Это — интересная попытка понять, за счет каких компонентов функциональ- ной системы меняется структура фенотипической дисперсии ВР; неопреде- ленность же результатов, возможно, является следствием смешения факто- ров, задаваемых экспериментатором (изменение мотивации и т.д.), с есте- ственно наступающей, по мере работы, тренировкой двигательной реакции и, следовательно, изменением ВР. Двигательные реакции интенсивно использовались при изучении свойств нервной системы. Их «переделка», т.е. изменение знака пред- варительно выработанной реакции на противоположный (положитель- ного на тормозный и наоборот), — один из стандартных способов диагностики подвижности нервных процессов. В упомянутых работах Т.А. Пантелеевой и Т.В. Василец были полу- чены данные о влиянии генотипа на индивидуальные особенности двигательной переделки в разных методических вариантах. В изложенной выше экспериментальной схеме Т.А. Пантелеевой переделка производилась после автоматизации предыдущей реакции выбора (и, кроме того, в данном случае интенсивность звуковых сти- мулов так же, как в работе Т.В. Василец, задавалась в единицах инди- видуального порога). Результаты показали, что генетический компо- нент обнаруживается в самой первой реакции после получения инст- рукции реагировать иначе, чем до нее, и затем — после автоматизации нового навыка. Можно предположить, что физиологические особен- ности человека, обозначаемые термином «подвижность нервных про- цессов», детерминируют в данном случае именно первую реакцию после получения инструкции к изменению навыка; затем включается осознанная произвольная саморегуляция — активная ориентировоч-
ная деятельность, и повторяется картина выработки навыка, имев- шая место до переделки. В экспериментах Т.В. Василец ВР измерялась более традиционным способом — нажатием на кнопку в ответ на звуковой сигнал. Специ- фика этой работы заключалась, во-первых, в том, что, как уже гово- рилось, интенсивность звука задавалась в децибелах к индивидуаль- ному порогу и, во-вторых, темп подачи стимулов тоже индивидуали- зировался, поскольку отсчитывался от так называемого критического интервала — предельного для данного испытуемого темпа, при кото-
ром он еще выполняет данную деятельность без ошибок. Кроме того, переделка производилась после предварительной тренировки. Все это должно было максимально уравнять действие различных побочных факторов, поскольку элиминировалось влияние интенсивности сти- мула и индивидуального темпа, и обнаружить эффект самой передел- ки, т.е. психологических процессов, обеспечивающих изменение ре- акции в соответствии с новой инструкцией. Эксперименты проведены с близнецами двух возрастных групп: 7- 11 лет и 33-55 лет, по 20 пар МЗ и ДЗ в каждой. Результаты таковы: а) само изменение латентных периодов реакции в ходе переделки по сравнению с их величинами до ее начала не обнаруживает генотипи- ческих влияний ни у старших, ни у младших; б) если о трудности пере- делки судили не по латентным периодам, а по количеству допущенных ошибок, то генетический компонент констатировался в старшей груп- пе; в) при оценке индивидуальных особенностей переделки по обоб- щенному показателю, включающему и скорость, и точность реакций, генетическая обусловленность обнаруживается только у детей 7—11 лет. Генотипическая обусловленность двигательной переделки (действия переключения) была получена и в работе Н.Ф. Талызиной с соавто- рами [144] на небольшой выборке близнецов: rмз = 0,74; rдз = 0,31, откуда h2 = 0,86. Это — одна из немногих в психогенетике работ, реализованных в русле определенной психологической концепции, в данном случае — теории планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, позволяющей определенным образом ана- лизировать динамику действия в процессе его становления, функцио- нирования и изменения. Использовав метод контрольного близнеца, авторы показали, что действие переключения и переделка сигнально- го значения стимулов — не одно и то же и что при разных способах формирования действия переключения его скорость может зависеть и не зависеть от подвижности нервных процессов. Иначе говоря, выяв- лены «те преобразования деятельности, которые ведут к перестройке ансамблей психофизиологических функций», т.е. мы опять сталкива- емся с ситуацией, когда фенотипически идентичные действия могут иметь совсем разные внутренние механизмы и, соответственно, раз- ные причины межиндивидуальной вариативности. По-видимому, эти работы подтверждают сказанное выше: счита- ющийся «простым» и потому удобным для психогенетического иссле- дования признак, а именно двигательная реакция, есть тоже при- знак-«событие»: в зависимости от уровня саморегуляции (произволь- ной или автоматизированной), от обобщенности операций и т.д. его изменчивость может определяться разными факторами. Как уже говорилось, двигательные реакции удобны для психоге-
нетического изучения и тем, что позволяют достаточно четко изме- нять условия их реализации и тем самым выяснять влияние различных факторов на генотип-средовые соотношения. К таким факторам отно-
сится, например, тренировка движений: изменит ли она внутрипар- ное сходство МЗ и ДЗ близнецов и, соответственно, коэффициент наследуемости? Ответ на этот вопрос находим в давней, но до сих пор часто цити- руемой работе К. Макнемара [337], который провел исследование на близнецах старшего школьного возраста (17 пар МЗ и 48 пар ДЗ) (табл. 11.3). Выполнялись 5 двигательных тестов, диагностирующих глав- ным образом тонкие двигательные координации и имеющих доста- точно высокую ретестовую надежность (0,79-0,94). Таблица 11.3
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.214.1 (0.011 с.) |