Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пороги ощущений. Чувствительность. Субсенсорный диапазон↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Пороги ощущений. Чувствительность. Субсенсорный диапазон Пороги бывают двух видов: Разностные -ощущение различается между 2-мя стимулами Абсолютные - связаны с ощущением факта воздействия стимула С помощью порога можно измерить характеристикусистемы восприятия. Величину ее чувствительности: чем выше порог, тем выше должна быть величина стимула Чувствительность-величина обратная величине порога E=1/p Субсенсорный диапазон-тот диапазон, где осознанной реакции нет, но кгр, внутр. органы свидетельствуют о получении сигнала Порог-первый переход между ощущениями испытуемого(разница в показаниях), иными словами когда человек начинает говорить, что чувствует стимул Соответственно порог изменяется интенсивностью стимула, причем Есть диапазон, где никто не чувствует сигнал, есть где все чувствуют, но это не интересно, интересен тот диапазон где некоторые ответы положительны, некоторые отрицательны, причем это справедливо даже если испытуемый один....там как раз и находится субсенсорный диапазон... Фехнер говорит о точном пороге, но следует понимать, что его местоположение условно Порог связывает интенсивность стимула и момент появления ощущения и его исчезновения(переход в другую модальность или болевые ощущения) Примером может служить шум, когда звук настолько силен, что начинает ощущаться тактильно..или свет, который слепит-боль... Кроме того, Фехнер выделяет 4 вида порога Нижний абсолютный порог ощущения-мин. величина интенсивности стимула, впервые вызывающая ощущения, то есть делит стимул на 2 категории ощущаемые и неощущаемые Верхний абсолютный порог-мин. величина интенсивности стимула, при котором впервые возникает изменение модальности ощущений(как я упоминала выше, это когда к основной модальности примешивается новая, чаще всего болевая) Разностный, он же дифференциальный порог-мин. величина различия в интенсивности двух стимулов, впервые воспроизводится как едва заметное различие Относительный разностный порог-отношение разностного порога и эталона, относительно которого этот разностный порог измеряется С понятием порога связывают понятия 2 видов чувствительности: Абсолютная - обратная нижнему абсолютному порогу и разностная-обратная разностому порогу Величина порога зависит не только от физический факторов сигнала, но и от несенсорных по своей природе (например мотивации)
Метод границ Это самый прямой метод определения порога. При определении разностного порога экспериментатор изменяет сравниваемый стимул малыми шагами в восходящих и нисходящих рядах. Испытуемый при каждом изменении стимула должен сказать, меньше, равен или больше переменный стимул, по сравнению со стандартным. В результате эксперимента определяются значения переменного стимула, соответствующие смене категории ответа. При определении абсолютного порога, задача испытуемого состоит в том, чтобы отвечать, обнаруживает он стимул, или нет.
Абсолютный порог Испытуемый должен отвечать «да» когда слышит тон, и «нет» - когда он его не слышит в течение определённого времени. Перед основным опытом следует провести несколько тренировочных проб, т.к. словесные инструкции часто дают худший результат, чем тренировка. Экспериментатор начинает первый ряд со стимула в 24 Гц, испытуемый отвечает «да». Стимул постепенно уменьшается на 1 Гц. На стимуле в 14 Гц испытуемый отвечает «нет». Т.е порог лежит между 14 и 15 Гц. За порог принимается средняя точка – 14,5 Гц, и эта величина записывается как одно из значений абсолютного порога. Затем тот же эксперимент повторяется в восходящем порядке, начиная с 10 Гц, и испытуемый отвечает «Нет», до тех пор пока стимул не становится 16 Гц. Т.о. средняя точка берётся 15,5 Гц. Чередующиеся восходящие и нисходящие ряды повторяются много раз, пока экспериментатор не убедится в единообразия средней величины. После из средних значений вычисляют абсолютный порог (есть три способа, но их результаты одинаковы). Ошибка привыкания – тенденция сохранять ответ «да» в нисходящий рядах, и наоборот. Ошибка предвосхищения – связана с ожиданием перемены и, таким образом, сменой ответа «да» на нет» в нисходящем ряду и наоборот Основная цель чередования нисходящих и восходящих рядов – сбалансировать любую из постоянных ошибок, если они возникают.
Разностный порог В целом процедура измерения такая же, как и с абсолютным порогом, но используется три, а не две категории. Испытуемый должен соотнести получаемый стимул со стандартным с помощью модальностей «больше», «меньше» и «равно». Если он не может уверенно различить стимулы, он должен угадывать. Точка Субъективного Равенства (ТСР) – точка, где с наибольшей вероятностью переменный стимул кажется равным стандартному или где число оценок «плюс» и «минус» одинаково. Если она расположена выше стандарта, то это положительная константная ошибка (КО), если ниже – отрицательная.
Метод установки Как следует из названия метода, испытуемый сам манипулирует непрерывно меняющимся сравниваемым стимулом. В некоторых случаях лучше, если манипуляции со сравниваемым стимулом производит экспериментатор, но в наиболее типичной форме этого метода подравнивать стимул к данному стандарту должен, согласно инструкции, сам испытуемый. Он делает это несколько раз. Данный метод применяется главным образом для измерения точки субъективного равенства, хотя он может быть использован и для определения разностного порога. Проиллюстрируем этот метод на данных опыта над иллюзией Мюллера-Лайера. Линии имеют одинаковую длину, но линия слева — сравниваемый стимул — кажется длиннее, чем линия справа — стандарт. Выраженность иллюзии можно измерить как константную ошибку (КО) в физических единицах длины. Испытуемый сидит на расстоянии примерно двух метров от аппарата. Линии находятся на уровне его глаз. Он может изменять длину переменной линии, двигая «скобку» туда и обратно, прежде чем сделать окончательную подгонку. Экспериментатор сидит рядом за ширмой, он предъявляет 60 линий и записывает результаты подгонки наблюдателя с точностью до миллиметра. Испытуемый не знает, насколько точны его установки, так как задача опыта заключается только в том, чтобы определить, совпадают ли установки наблюдателя с физической длиной линии. Половина подгонок начиналась с переменной линии меньшей длины, чем стандарт, так что для подгонки требовалось движение от стандарта. Для другой половины переменная линия была установлена на большую длину, чем стандарт, и, следовательно, для подгонки необходимо движение к нему. Еще одно необходимое изменение заключалось в том, чтобы устанавливать переменные линии на различных расстояниях от кажущегося равенства в начале каждой пробы. Пробы «От» и «К» уравновешивались, чтобы исключить возможное влияние практики и утомления. Для этого первые 15 проб делались восходящими, опыт с подгонками следующие 30 — нисходящими и последние 15 — снова восходящими. Разность между точкой субъективного равенства и установкой наблюдателя в каждой отдельной пробе называется переменной ошибкой (ПО) и измеряется по среднему квадратичному отклонению. Поскольку и стандарт и постоянная ошибка неизменны, распределение оценок наблюдателя прямо отражает переменную ошибку.. Этот метод имеет ряд преимуществ. Одно заключается в условной статистической обработке данных. Другое преимущество состоит в том, что такая естественная и прямая экспериментальная процедура более привлекательна для типичного испытуемого, хотя, по-видимому, он предпочел бы получать информацию о том, правильно ли он действует в каждой пробе. Интерес испытуемого поддерживается, так как он сам манипулирует со стимулом, но он может зайти за точку, которая в данный момент представляется ему точкой равенства. Таким образом, в оценках важную роль играют как моторные навыки, так и время, которое затрачивает испытуемый на каждую оценку. Эти факторы влияют, вероятно, на вариабельность оценок и, следовательно, скорее на порог различения, чем на точку субъективного равенства. В общем, когда наблюдатель манипулирует со стимулом, несколько труднее по сравнению с двумя другими основными психофизическими методами поддерживать постоянными экспериментальные условия. Наконец, многие стимулы невозможно менять непрерывно или малыми шагами. Этот метод не позволяет получить непосредственно значение разностного порога; он дает другую меру того же типа. Основное преимущество метода подравнивания заключается в простоте и быстроте определения показателей порога при наличии соответствующей аппаратуры. Этот метод трудно использовать при изучении таких сенсорных модальностей, в которых два сравниваемых стимула должны предъявляться поочередно (напр., грузы или звуки). Метод констант Этот метод касается определения стимулов, лежащих в переходной зоне, к которой за одну границу принимаются почти всегда воспринимаемые стимулы, а за другую — почти никогда не воспринимаемые стимулы. Если стимул или различие между стимулами воспринимается в 50% случаев, то они соответственно указывают положение абсолютного и разностного порогов. Для того, чтобы составить карту всей переходной зоны, обычно выбирают 5-9 различных стимулов в диапазоне от редко замечаемых до почти всегда замечаемых стимулов. При измерении абсолютного порога выбирают такие стимулы, которые лежат по обе стороны от порога раздражения или абсолютного порога. Обычно используется только две категория ответов — «да» и «нет». «Пустые» пробы (пробы, которые при определении разностного порога стимулы равны, а при определении абсолютного порога стимул не предъявляется) надо включать так, чтобы испытуемый не знал о них. Ответы на «пустые» пробы дают дополнительные сведения относительно влияния угадывания и других видов субъективных искажений ответа на величину индивидуальных абсолютных порогов. За абсолютный порог обычно принимают такое значение стимула, при котором он воспринимается в 50% случаев. Заметим, что значение стимула, соответствующее 50%, в переходной зоне абсолютного порога соответствует ТСР в переходной зоне разностного порога. За последний принимается значение стимула, который оценивается как больший по сравнению со стимулом, соответствующим точке субъективного равенства (как в методе границ) в 75% случаев. Поскольку в течение опыта используются одни и те же стимулы, этот метод называется методом постоянных раздражителей или иногда, когда предъявляется стандартный раздражитель, методом постоянных разностей между раздражителями. В последнем случае проба состоит в сравнении стандартного и одного из сравниваемых стимулов. Для того, чтобы уравновесить серийные эффекты, например, адаптацию, сравниваемый стимул в одной половине проб предъявляется первым, а в другой половине — вторым. Сравниваемые стимулы, как и в случае определения абсолютного порога, предъявляются в случайном порядке, возможно чаще; для каждого значения стимула сравнение производится но крайней море 20 раз.Задача испытуемого — установить по некоторому признаку, какой из стимуловбольше — первый или второй. Результаты сводятся в таблицу частот, частот обнаружения испытуемым раздражителя в случае абсолютного порога (50-процентный уровень) или частот, с которыми каждый сравниваемый стимул оценивается испытуемым как больший, чем стандарт (75-процентный уровень). Фехнер называл его методом истинных и ложных случаев. Зачем нужен этот дополнительный метод? В некоторых областях метод установки практически неприменим, так как многие стимулы невозможно изменять непрерывно. Метод границ связан с ошибками привыкания и ожидания, которых можно избежать, пользуясь методом постоянных стимулов, предусматривающим предъявление раздражителей в случайном порядке. Метод постоянных стимулов гибок, хотя обычно он используется для определения разностного порога, закона Вебера и связанных с ними проблем. В известном смысле этот метод типичен для классической психофизики, которая уделяет особое внимание статистическому и непрямому подходу к психологическим величинам.
Типы шкал
Вопрос 8. Парное сравнение Существуют, по крайней мере, два метода шкалирования — шкалирование отношений возвращает к работе Фехнера — пионера в области экспериментальной эстетики и его методу выбора. Этот устаревший метод был использован Фехнером при изучении эстетической оценки различных вариантов прямоугольников. Он изготавливал картонные ящички, стороны которых изменялись в пределах от квадрата до узкого прямоугольника и разбрасывал их в случайном порядке на столе. Фехнер проводил эксперимент с несколькими сотнями людей, предлагая каждому выбрать наиболее и наименее приятные формы фигурок, разбросанных на столе. Затем он мог использовать относительную частоту выбора в качестве показателя и таким способом определял эстетическую ценность каждого прямоугольника. Благоприятные выборы падают, в основном, на середину серии (около золотой серединки), а неблагоприятные — в экстремальных направлениях. Две наиболее совершенные формы выбора известны как метод ранжирования и метод парных сравнений. Если бы Фехнер попросил распределить все приятные прямоугольники в одном конце, а неприятные — в другом, то такое категоричное распоряжение дало бы больше дополнительной информации. Если бы показывал он только два прямоугольника одновременно и просил бы испытуемого выбрать наиболее приятный, то, проделывая то же самое со всеми парами, Фехнер опять-таки мог бы получить больше информации, чем методом выбора. Или он мог бы взять определенный прямоугольник в качестве стандарта. Предъявляя стандарт в паре со сравниваемыми, он получил бы оценку сравниваемого как более или менее приятного, чем стандартный, подобно тому, как это делается методом постоянных раздражителей. Это последнее предположение недостаточно обосновано психологически в изучении эстетических или других величин потому, что испытуемый как бы пресыщается стандартными стимулами. Однако мы увидим, что с точки зрения логики и математики метод парных сравнений является сокращенным методом постоянных раздражителей. Кроме того, метод ранжирования сводится к методу парных сравнений. Метод парных сравнений введен Коном1 при изучении предпочитаемости цветов. Его часто признают в качестве наиболее адекватного способа получения надежных оценок. Задача испытуемого в любой момент упрощается до предела, потому что перед ним только два образца. Он сравнивает их в определенном отношении, переходит к другой паре и так до тех пор, пока не оценит всех образцов. Если каждый образец сочетается с каждым другим, то количество пар равно Вопрос 15, метод Стивенсона Стивенс сформулировал степенной закон: сила ощущения- это степенная функция от изменения интенсивности стимула. Вывод закона Стивенса: 1. Принимается справедливость закона Бугера- Вебера о том, что величина относительного порога постоянна во всем диапазоне изменения величины стимула: ∆S/S=k 2. Постулируется равенство отношений ЕЗР к величине самого ощущения во всем диапазоне изменения ощущений: (∆R/R)=C2, отсюда (∆S/kS)=(∆R/ C2R)=1 3. Вопреки собственным представлениям о дискретности сенсорной шкалы предполагается непрерывность сенсорной оси и, следовательно, адекватность использования математических операций дифференцирования и интегрирования. 4. (dS/kS)=(dR/ C2R), а затем 5. (C2/k)∫dS/S=∫dR/R 6. Вывод окончательной формулы: (C2/k)lnS+C4=lnR или C4SC2/k=R+C5 7. и, наконец: R=CSn+d
1. Мы можем попросить человека прямо оценить величину своего ощущения, используя числа, и его числовые оценки будут достаточно надежно отражать величину ощущения. 2. Величина ЕЗР не может быть постоянной, а увеличивается с ростом интенсивности самого ощущения
Пороги ощущений. Чувствительность. Субсенсорный диапазон Пороги бывают двух видов: Разностные -ощущение различается между 2-мя стимулами Абсолютные - связаны с ощущением факта воздействия стимула С помощью порога можно измерить характеристикусистемы восприятия. Величину ее чувствительности: чем выше порог, тем выше должна быть величина стимула Чувствительность-величина обратная величине порога E=1/p Субсенсорный диапазон-тот диапазон, где осознанной реакции нет, но кгр, внутр. органы свидетельствуют о получении сигнала Порог-первый переход между ощущениями испытуемого(разница в показаниях), иными словами когда человек начинает говорить, что чувствует стимул Соответственно порог изменяется интенсивностью стимула, причем Есть диапазон, где никто не чувствует сигнал, есть где все чувствуют, но это не интересно, интересен тот диапазон где некоторые ответы положительны, некоторые отрицательны, причем это справедливо даже если испытуемый один....там как раз и находится субсенсорный диапазон... Фехнер говорит о точном пороге, но следует понимать, что его местоположение условно Порог связывает интенсивность стимула и момент появления ощущения и его исчезновения(переход в другую модальность или болевые ощущения) Примером может служить шум, когда звук настолько силен, что начинает ощущаться тактильно..или свет, который слепит-боль... Кроме того, Фехнер выделяет 4 вида порога Нижний абсолютный порог ощущения-мин. величина интенсивности стимула, впервые вызывающая ощущения, то есть делит стимул на 2 категории ощущаемые и неощущаемые Верхний абсолютный порог-мин. величина интенсивности стимула, при котором впервые возникает изменение модальности ощущений(как я упоминала выше, это когда к основной модальности примешивается новая, чаще всего болевая) Разностный, он же дифференциальный порог-мин. величина различия в интенсивности двух стимулов, впервые воспроизводится как едва заметное различие Относительный разностный порог-отношение разностного порога и эталона, относительно которого этот разностный порог измеряется С понятием порога связывают понятия 2 видов чувствительности: Абсолютная - обратная нижнему абсолютному порогу и разностная-обратная разностому порогу Величина порога зависит не только от физический факторов сигнала, но и от несенсорных по своей природе (например мотивации)
Метод границ Это самый прямой метод определения порога. При определении разностного порога экспериментатор изменяет сравниваемый стимул малыми шагами в восходящих и нисходящих рядах. Испытуемый при каждом изменении стимула должен сказать, меньше, равен или больше переменный стимул, по сравнению со стандартным. В результате эксперимента определяются значения переменного стимула, соответствующие смене категории ответа. При определении абсолютного порога, задача испытуемого состоит в том, чтобы отвечать, обнаруживает он стимул, или нет.
Абсолютный порог Испытуемый должен отвечать «да» когда слышит тон, и «нет» - когда он его не слышит в течение определённого времени. Перед основным опытом следует провести несколько тренировочных проб, т.к. словесные инструкции часто дают худший результат, чем тренировка. Экспериментатор начинает первый ряд со стимула в 24 Гц, испытуемый отвечает «да». Стимул постепенно уменьшается на 1 Гц. На стимуле в 14 Гц испытуемый отвечает «нет». Т.е порог лежит между 14 и 15 Гц. За порог принимается средняя точка – 14,5 Гц, и эта величина записывается как одно из значений абсолютного порога. Затем тот же эксперимент повторяется в восходящем порядке, начиная с 10 Гц, и испытуемый отвечает «Нет», до тех пор пока стимул не становится 16 Гц. Т.о. средняя точка берётся 15,5 Гц. Чередующиеся восходящие и нисходящие ряды повторяются много раз, пока экспериментатор не убедится в единообразия средней величины. После из средних значений вычисляют абсолютный порог (есть три способа, но их результаты одинаковы). Ошибка привыкания – тенденция сохранять ответ «да» в нисходящий рядах, и наоборот. Ошибка предвосхищения – связана с ожиданием перемены и, таким образом, сменой ответа «да» на нет» в нисходящем ряду и наоборот Основная цель чередования нисходящих и восходящих рядов – сбалансировать любую из постоянных ошибок, если они возникают.
Разностный порог В целом процедура измерения такая же, как и с абсолютным порогом, но используется три, а не две категории. Испытуемый должен соотнести получаемый стимул со стандартным с помощью модальностей «больше», «меньше» и «равно». Если он не может уверенно различить стимулы, он должен угадывать. Точка Субъективного Равенства (ТСР) – точка, где с наибольшей вероятностью переменный стимул кажется равным стандартному или где число оценок «плюс» и «минус» одинаково. Если она расположена выше стандарта, то это положительная константная ошибка (КО), если ниже – отрицательная.
Метод установки Как следует из названия метода, испытуемый сам манипулирует непрерывно меняющимся сравниваемым стимулом. В некоторых случаях лучше, если манипуляции со сравниваемым стимулом производит экспериментатор, но в наиболее типичной форме этого метода подравнивать стимул к данному стандарту должен, согласно инструкции, сам испытуемый. Он делает это несколько раз. Данный метод применяется главным образом для измерения точки субъективного равенства, хотя он может быть использован и для определения разностного порога. Проиллюстрируем этот метод на данных опыта над иллюзией Мюллера-Лайера. Линии имеют одинаковую длину, но линия слева — сравниваемый стимул — кажется длиннее, чем линия справа — стандарт. Выраженность иллюзии можно измерить как константную ошибку (КО) в физических единицах длины. Испытуемый сидит на расстоянии примерно двух метров от аппарата. Линии находятся на уровне его глаз. Он может изменять длину переменной линии, двигая «скобку» туда и обратно, прежде чем сделать окончательную подгонку. Экспериментатор сидит рядом за ширмой, он предъявляет 60 линий и записывает результаты подгонки наблюдателя с точностью до миллиметра. Испытуемый не знает, насколько точны его установки, так как задача опыта заключается только в том, чтобы определить, совпадают ли установки наблюдателя с физической длиной линии. Половина подгонок начиналась с переменной линии меньшей длины, чем стандарт, так что для подгонки требовалось движение от стандарта. Для другой половины переменная линия была установлена на большую длину, чем стандарт, и, следовательно, для подгонки необходимо движение к нему. Еще одно необходимое изменение заключалось в том, чтобы устанавливать переменные линии на различных расстояниях от кажущегося равенства в начале каждой пробы. Пробы «От» и «К» уравновешивались, чтобы исключить возможное влияние практики и утомления. Для этого первые 15 проб делались восходящими, опыт с подгонками следующие 30 — нисходящими и последние 15 — снова восходящими. Разность между точкой субъективного равенства и установкой наблюдателя в каждой отдельной пробе называется переменной ошибкой (ПО) и измеряется по среднему квадратичному отклонению. Поскольку и стандарт и постоянная ошибка неизменны, распределение оценок наблюдателя прямо отражает переменную ошибку.. Этот метод имеет ряд преимуществ. Одно заключается в условной статистической обработке данных. Другое преимущество состоит в том, что такая естественная и прямая экспериментальная процедура более привлекательна для типичного испытуемого, хотя, по-видимому, он предпочел бы получать информацию о том, правильно ли он действует в каждой пробе. Интерес испытуемого поддерживается, так как он сам манипулирует со стимулом, но он может зайти за точку, которая в данный момент представляется ему точкой равенства. Таким образом, в оценках важную роль играют как моторные навыки, так и время, которое затрачивает испытуемый на каждую оценку. Эти факторы влияют, вероятно, на вариабельность оценок и, следовательно, скорее на порог различения, чем на точку субъективного равенства. В общем, когда наблюдатель манипулирует со стимулом, несколько труднее по сравнению с двумя другими основными психофизическими методами поддерживать постоянными экспериментальные условия. Наконец, многие стимулы невозможно менять непрерывно или малыми шагами. Этот метод не позволяет получить непосредственно значение разностного порога; он дает другую меру того же типа. Основное преимущество метода подравнивания заключается в простоте и быстроте определения показателей порога при наличии соответствующей аппаратуры. Этот метод трудно использовать при изучении таких сенсорных модальностей, в которых два сравниваемых стимула должны предъявляться поочередно (напр., грузы или звуки). Метод констант Этот метод касается определения стимулов, лежащих в переходной зоне, к которой за одну границу принимаются почти всегда воспринимаемые стимулы, а за другую — почти никогда не воспринимаемые стимулы. Если стимул или различие между стимулами воспринимается в 50% случаев, то они соответственно указывают положение абсолютного и разностного порогов. Для того, чтобы составить карту всей переходной зоны, обычно выбирают 5-9 различных стимулов в диапазоне от редко замечаемых до почти всегда замечаемых стимулов. При измерении абсолютного порога выбирают такие стимулы, которые лежат по обе стороны от порога раздражения или абсолютного порога. Обычно используется только две категория ответов — «да» и «нет». «Пустые» пробы (пробы, которые при определении разностного порога стимулы равны, а при определении абсолютного порога стимул не предъявляется) надо включать так, чтобы испытуемый не знал о них. Ответы на «пустые» пробы дают дополнительные сведения относительно влияния угадывания и других видов субъективных искажений ответа на величину индивидуальных абсолютных порогов. За абсолютный порог обычно принимают такое значение стимула, при котором он воспринимается в 50% случаев. Заметим, что значение стимула, соответствующее 50%, в переходной зоне абсолютного порога соответствует ТСР в переходной зоне разностного порога. За последний принимается значение стимула, который оценивается как больший по сравнению со стимулом, соответствующим точке субъективного равенства (как в методе границ) в 75% случаев. Поскольку в течение опыта используются одни и те же стимулы, этот метод называется методом постоянных раздражителей или иногда, когда предъявляется стандартный раздражитель, методом постоянных разностей между раздражителями. В последнем случае проба состоит в сравнении стандартного и одного из сравниваемых стимулов. Для того, чтобы уравновесить серийные эффекты, например, адаптацию, сравниваемый стимул в одной половине проб предъявляется первым, а в другой половине — вторым. Сравниваемые стимулы, как и в случае определения абсолютного порога, предъявляются в случайном порядке, возможно чаще; для каждого значения стимула сравнение производится но крайней море 20 раз.Задача испытуемого — установить по некоторому признаку, какой из стимуловбольше — первый или второй. Результаты сводятся в таблицу частот, частот обнаружения испытуемым раздражителя в случае абсолютного порога (50-процентный уровень) или частот, с которыми каждый сравниваемый стимул оценивается испытуемым как больший, чем стандарт (75-процентный уровень). Фехнер называл его методом истинных и ложных случаев. Зачем нужен этот дополнительный метод? В некоторых областях метод установки практически неприменим, так как многие стимулы невозможно изменять непрерывно. Метод границ связан с ошибками привыкания и ожидания, которых можно избежать, пользуясь методом постоянных стимулов, предусматривающим предъявление раздражителей в случайном порядке. Метод постоянных стимулов гибок, хотя обычно он используется для определения разностного порога, закона Вебера и связанных с ними проблем. В известном смысле этот метод типичен для классической психофизики, которая уделяет особое внимание статистическому и непрямому подходу к психологическим величинам.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1081; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.223 (0.011 с.) |