Пороги ощущений. Чувствительность. Субсенсорный диапазон 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пороги ощущений. Чувствительность. Субсенсорный диапазон



Пороги ощущений. Чувствительность. Субсенсорный диапазон

Пороги бывают двух видов:

Разностные -ощущение различается между 2-мя стимулами

Абсолютные - связаны с ощущением факта воздействия стимула

С помощью порога можно измерить характеристикусистемы восприятия. Величину ее чувствительности: чем выше порог, тем выше должна быть величина стимула

Чувствительность-величина обратная величине порога E=1/p

Субсенсорный диапазон-тот диапазон, где осознанной реакции нет, но кгр, внутр. органы свидетельствуют о получении сигнала

Порог-первый переход между ощущениями испытуемого(разница в показаниях), иными словами когда человек начинает говорить, что чувствует стимул

Соответственно порог изменяется интенсивностью стимула, причем

Есть диапазон, где никто не чувствует сигнал, есть где все чувствуют, но это не интересно, интересен тот диапазон где некоторые ответы положительны, некоторые отрицательны, причем это справедливо даже если испытуемый один....там как раз и находится субсенсорный диапазон...

Фехнер говорит о точном пороге, но следует понимать, что его местоположение условно

Порог связывает интенсивность стимула и момент появления ощущения и его исчезновения(переход в другую модальность или болевые ощущения)

Примером может служить шум, когда звук настолько силен, что начинает ощущаться тактильно..или свет, который слепит-боль...

Кроме того, Фехнер выделяет 4 вида порога

Нижний абсолютный порог ощущения-мин. величина интенсивности стимула, впервые вызывающая ощущения, то есть делит стимул на 2 категории ощущаемые и неощущаемые

Верхний абсолютный порог-мин. величина интенсивности стимула, при котором впервые возникает изменение модальности ощущений(как я упоминала выше, это когда к основной модальности примешивается новая, чаще всего болевая)

Разностный, он же дифференциальный порог-мин. величина различия в интенсивности двух стимулов, впервые воспроизводится как едва заметное различие

Относительный разностный порог-отношение разностного порога и эталона, относительно которого этот разностный порог измеряется

С понятием порога связывают понятия 2 видов чувствительности:

Абсолютная - обратная нижнему абсолютному порогу и разностная-обратная разностому порогу

Величина порога зависит не только от физический факторов сигнала, но и от несенсорных по своей природе (например мотивации)

 

Метод границ

Это самый прямой метод определения порога. При определении разностного порога экспериментатор изменяет сравниваемый стимул малыми шагами в восходящих и нисходящих рядах. Испытуемый при каждом изменении стимула должен сказать, меньше, равен или больше переменный стимул, по сравнению со стандартным. В результате эксперимента определяются значения переменного стимула, соответствующие смене категории ответа. При определении абсолютного порога, задача испытуемого состоит в том, чтобы отвечать, обнаруживает он стимул, или нет.

 

Абсолютный порог

Испытуемый должен отвечать «да» когда слышит тон, и «нет» - когда он его не слышит в течение определённого времени. Перед основным опытом следует провести несколько тренировочных проб, т.к. словесные инструкции часто дают худший результат, чем тренировка.

Экспериментатор начинает первый ряд со стимула в 24 Гц, испытуемый отвечает «да». Стимул постепенно уменьшается на 1 Гц. На стимуле в 14 Гц испытуемый отвечает «нет». Т.е порог лежит между 14 и 15 Гц. За порог принимается средняя точка – 14,5 Гц, и эта величина записывается как одно из значений абсолютного порога. Затем тот же эксперимент повторяется в восходящем порядке, начиная с 10 Гц, и испытуемый отвечает «Нет», до тех пор пока стимул не становится 16 Гц. Т.о. средняя точка берётся 15,5 Гц. Чередующиеся восходящие и нисходящие ряды повторяются много раз, пока экспериментатор не убедится в единообразия средней величины. После из средних значений вычисляют абсолютный порог (есть три способа, но их результаты одинаковы).

Ошибка привыкания – тенденция сохранять ответ «да» в нисходящий рядах, и наоборот.

Ошибка предвосхищения – связана с ожиданием перемены и, таким образом, сменой ответа «да» на нет» в нисходящем ряду и наоборот

Основная цель чередования нисходящих и восходящих рядов – сбалансировать любую из постоянных ошибок, если они возникают.

 

Разностный порог

В целом процедура измерения такая же, как и с абсолютным порогом, но используется три, а не две категории. Испытуемый должен соотнести получаемый стимул со стандартным с помощью модальностей «больше», «меньше» и «равно». Если он не может уверенно различить стимулы, он должен угадывать.

Точка Субъективного Равенства (ТСР) – точка, где с наибольшей вероятностью переменный стимул кажется равным стандартному или где число оценок «плюс» и «минус» одинаково. Если она расположена выше стандарта, то это положительная константная ошибка (КО), если ниже – отрицательная.

 

Метод установки

Как следует из названия метода, испытуемый сам манипулирует непрерывно меняющимся сравниваемым стимулом. В некоторых случа­ях лучше, если манипуляции со сравниваемым стимулом производит экспериментатор, но в наиболее типичной форме этого метода подравни­вать стимул к данному стандарту должен, согласно инструкции, сам ис­пытуемый. Он делает это несколько раз. Данный метод применяется главным образом для измерения точки субъективного равенства, хотя он может быть использован и для определения разностного порога. Проиллюстрируем этот метод на данных опыта над иллюзией Мюллера-Лайера. Линии име­ют одинаковую длину, но линия слева — сравниваемый стимул — ка­жется длиннее, чем линия справа — стандарт. Выраженность иллюзии можно измерить как константную ошибку (КО) в физических единицах длины. Испытуемый сидит на расстоянии примерно двух метров от аппарата. Линии находятся на уровне его глаз. Он может изменять длину переменной линии, двигая «скобку» туда и обратно, прежде чем сделать окончательную подгонку. Экспериментатор сидит рядом за ширмой, он предъявляет 60 линий и записывает результаты подгонки наблюдателя с точностью до миллиметра. Испытуемый не знает, насколько точны его установки, так как задача опыта заключается только в том, чтобы опре­делить, совпадают ли установки наблюдателя с физической длиной ли­нии. Половина подгонок начиналась с переменной линии меньшей дли­ны, чем стандарт, так что для подгонки требовалось движение от стан­дарта. Для другой половины переменная линия была установлена на большую длину, чем стандарт, и, следова­тельно, для подгонки необходимо движение к нему. Еще одно необходимое изменение заключалось в том, чтобы устанавливать переменные линии на различных расстояниях от кажущегося равенства в начале каждой пробы. Пробы «От» и «К» урав­новешивались, чтобы исключить возможное влияние практики и утомле­ния. Для этого первые 15 проб делались восходящими, опыт с подгонками следующие 30 — нисходящими и последние 15 — снова восходящими.

Разность между точкой субъективного равенства и установкой на­блюдателя в каждой отдельной пробе называется переменной ошибкой (ПО) и измеряется по среднему квадратичному отклонению. Поскольку и стандарт и постоянная ошибка неизмен­ны, распределение оценок наблюдателя прямо отражает переменную ошибку..

Этот метод имеет ряд преимуществ. Одно заклю­чается в условной статистической обработке данных. Другое преимуще­ство состоит в том, что такая естественная и прямая экспериментальная процедура более привлекательна для типичного испытуемого, хотя, по-видимому, он предпочел бы получать информацию о том, правильно ли он действует в каждой пробе. Интерес испытуемого поддерживается, так как он сам манипулирует со стимулом, но он может зайти за точку, ко­торая в данный момент представляется ему точкой равенства. Таким образом, в оценках важную роль играют как моторные навыки, так и время, которое затрачивает испытуемый на каждую оценку. Эти факто­ры влияют, вероятно, на вариабельность оценок и, следовательно, ско­рее на порог различения, чем на точку субъективного равенства. В об­щем, когда наблюдатель манипулирует со стимулом, несколько труднее по сравнению с двумя другими основными психофизическими методами поддерживать постоянными экспериментальные условия. Наконец, многие стимулы невозможно менять непрерывно или малыми шагами. Этот метод не позволяет получить непосредствен­но значение разностного порога; он дает другую меру того же типа. Ос­новное преимущество метода подравнивания заключается в простоте и быстроте определения показателей порога при наличии соответствующей аппаратуры. Этот метод трудно использовать при изучении таких сен­сорных модальностей, в которых два сравниваемых стимула должны предъявляться поочередно (напр., грузы или звуки).

Метод констант

Этот метод касается определения стимулов, лежащих в переходной зоне, к которой за одну границу принимаются почти всегда воспринима­емые стимулы, а за другую — почти никогда не воспринимаемые стиму­лы. Если стимул или различие между стимулами воспринимается в 50% случаев, то они соответственно указывают положение абсолютного и разностного порогов. Для того, чтобы составить карту всей переходной зоны, обычно выбирают 5-9 различных стимулов в диапазоне от редко замечаемых до почти всегда замечаемых стимулов. При измерении абсо­лютного порога выбирают такие стимулы, которые лежат по обе сторо­ны от порога раздражения или абсолютного порога. Обычно исполь­зуется только две категория ответов — «да» и «нет». «Пустые» пробы (пробы, которые при определении разностного порога стимулы равны, а при определении абсолютного порога стимул не предъявляется) надо включать так, чтобы испытуемый не знал о них. Ответы на «пустые» пробы дают дополнительные сведения относи­тельно влияния угадывания и других видов субъективных искажений ответа на величину индивидуальных абсолютных порогов. За абсолютный порог обычно принимают такое значение стимула, при котором он вос­принимается в 50% случаев.

За­метим, что значение стимула, соответствующее 50%, в переходной зоне абсолютного порога соответствует ТСР в пере­ходной зоне разностного порога. За последний принимается значение стимула, который оценивается как больший по сравнению со стимулом, соответствующим точке субъективного равенства (как в методе границ) в 75% случаев. Поскольку в течение опыта используются одни и те же стимулы, этот метод называется методом постоянных раздражителей или иногда, когда предъявляется стандартный раздражитель, методом постоянных разностей между раздражителями. В последнем случае про­ба состоит в сравнении стандартного и одного из сравниваемых стиму­лов. Для того, чтобы уравновесить серийные эффекты, например, адап­тацию, сравниваемый стимул в одной половине проб предъявляется пер­вым, а в другой половине — вторым. Сравниваемые стимулы, как и в случае определения абсолютного порога, предъявляются в случайном порядке, возможно чаще; для каждого значения стимула сравнение производится но крайней море 20 раз.Задача испытуемого — установить по некоторому признаку, какой из сти­муловбольше — первый или второй. Результаты сводятся в таблицу частот, частот обнаружения ис­пытуемым раздражителя в случае абсолютного порога (50-процентный уровень) или частот, с которыми каждый сравниваемый стимул оцени­вается испытуемым как больший, чем стандарт (75-процентный уро­вень).

Фехнер называл его методом истин­ных и ложных случаев.

Зачем нужен этот дополнительный метод? В некоторых областях метод установки практически неприменим, так как многие стимулы невозможно изменять непрерывно. Метод границ связан с ошибками привыкания и ожидания, которых можно избежать, пользуясь методом постоянных стимулов, предусматривающим предъявление раздражите­лей в случайном порядке.

Метод постоянных стимулов гибок, хотя обычно он используется для определения разно­стного порога, закона Вебера и связанных с ними проблем. В известном смысле этот метод типичен для классической психофизики, которая уде­ляет особое внимание статистическому и непрямому подходу к психоло­гическим величинам.

 

 

Типы шкал

Шкала   Характеристики   Примеры  
Наименований   Объекты классифицированы, а классы обозначены номерами. То, что номер одного класса больше или меньше дру­гого, еще ничего не говорит о свойствах объектов, за исключением того, что они различаются.   Раса, цвет глаз, номера на футбол­ках, пол, клинические диагнозы, автомобильные номера, номера страховок.  
Порядковая   Соответствующие значения чисел, при­сваиваемых предметам, отражают коли­чество свойства, принадлежащего пред­метам. Равные разности чисел не озна­чают равных разностей в количествах свойств.   Твердость минералов, награды за заслуги, ранжирование по индиви­дуальным чертам личности, воен­ные ранги
Интервальная   Существует единица измерения, при помощи которой предметы можно не только упорядочить, но и приписать им числа так, чтобы равные разности чисел, присвоенных предметам, отражали рав­ные различия в количествах измеряемо­го свойства. Нулевая точка интерваль­ной шкалы произвольна и не указывает на отсутствие свойства.   Календарное время, шкалы температур по Фаренгейту и Цельсию.  
Отношений   Числа, присвоенные предметам, обла­дают всеми свойствами объектов интер­вальной шкалы, но, помимо этого, на шкале существует абсолютный нуль. Значение нуль свидетельствует об от­сутствии оцениваемого свойства. Отно­шения чисел, присвоенных в измерении, отражают количественные отношения измеряемого свойства Рост, вес, время, температура по Кельвину (абсолютный нуль).  

Вопрос 8. Парное сравнение

Существуют, по крайней мере, два метода шкалирования — шкали­рование отношений возвращает к работе Фехнера — пионера в области эк­спериментальной эстетики и его методу выбора. Этот устаревший метод был использован Фехнером при изучении эстетической оценки различных вари­антов прямоугольников. Он изготавливал картонные ящички, стороны ко­торых изменялись в пределах от квадрата до узкого прямоугольника и раз­брасывал их в случайном порядке на столе. Фехнер проводил эксперимент с несколькими сотнями людей, предлагая каждому выбрать наиболее и наи­менее приятные формы фигурок, разбросанных на столе. Затем он мог ис­пользовать относительную частоту выбора в качестве показателя и таким способом определял эстетическую ценность каждого прямоугольника. Бла­гоприятные выборы падают, в основном, на середину серии (около золотой серединки), а неблагоприятные — в экстремальных направлениях.

Две наиболее совершенные формы выбора известны как метод ранжи­рования и метод парных сравнений. Если бы Фехнер попросил распределить все приятные прямоугольники в одном конце, а неприятные — в другом, то такое категоричное распоряжение дало бы больше дополнительной ин­формации. Если бы показывал он только два прямоугольника одновремен­но и просил бы испытуемого выбрать наиболее приятный, то, проделывая то же самое со всеми парами, Фехнер опять-таки мог бы получить больше информации, чем методом выбора. Или он мог бы взять определенный пря­моугольник в качестве стандарта. Предъявляя стандарт в паре со сравнива­емыми, он получил бы оценку сравниваемого как более или менее прият­ного, чем стандартный, подобно тому, как это делается методом постоянных раздражителей. Это последнее предположение недостаточно обосновано пси­хологически в изучении эстетических или других величин потому, что ис­пытуемый как бы пресыщается стандартными стимулами. Однако мы уви­дим, что с точки зрения логики и математики метод парных сравнений является сокращенным методом постоянных раздражителей. Кроме того, метод ранжирования сводится к методу парных сравнений.

Метод парных сравнений введен Коном1 при изучении предпочитаемости цветов. Его часто признают в качестве наиболее адекватного способа получения надежных оценок. Задача испытуемого в любой момент уп­рощается до предела, потому что перед ним только два образца. Он срав­нивает их в определенном отношении, переходит к другой паре и так до тех пор, пока не оценит всех образцов. Если каждый образец сочетается с каж­дым другим, то количество пар равно , что составляет 45 пар из 10 образцов или 190 из 20. «Работа» может иногда сокращаться: можно раз­делить серию образцов на две или более частных серий. Предъявляя все пары стимулов в случайной последовательности, экспериментатор может избавиться от временной и пространственной ошибок, помещая каждый образец первым в одной паре и вторым в другой. В индивидуальных экс­периментах он может приготовить бланк регистрации в форме таблицы (см. табл. 1). Каждый образец представлен в строчке и колонке. Если, на­пример, испытуемый предпочитает G букве В, то буква G записывается на пересечении колонки G и строчки В. Когда все выборы уже сделаны, экс­периментатор подсчитывает все G, занесенные в таблицу в строчке G или колонке G и записывает количества под колонкой G. Таким образом, экс­периментатор узнает частоты выборов (С-частоты). Когда перед наблюда­телем 10 образцов, каждый сравнивается с оставшимися девятью; чтобы получить процентное или вероятностное выражение, каждое значение С делится на 9 или в общем виде на (п-1). Возможна определенная провер­ка: сумма показателей С-частот должна быть равна п(" ~ 1), средняя вели­чина р должна быть равна 0,50. 2

Вопрос 15, метод Стивенсона

Стивенс сформулировал степенной закон: сила ощущения- это степенная функция от изменения интенсивности стимула.

Вывод закона Стивенса:

1. Принимается справедливость закона Бугера- Вебера о том, что величина относительного порога постоянна во всем диапазоне изменения величины стимула: ∆S/S=k

2. Постулируется равенство отношений ЕЗР к величине самого ощущения во всем диапазоне изменения ощущений:

(∆R/R)=C2, отсюда (∆S/kS)=(∆R/ C2R)=1

3. Вопреки собственным представлениям о дискретности сенсорной шкалы предполагается непрерывность сенсорной оси и, следовательно, адекватность использования математических операций дифференцирования и интегрирования.

4. (dS/kS)=(dR/ C2R), а затем

5. (C2/k)∫dS/S=∫dR/R

6. Вывод окончательной формулы: (C2/k)lnS+C4=lnR или C4SC2/k=R+C5

7. и, наконец: R=CSn+d

 

1. Мы можем попросить человека прямо оценить величину своего ощущения, используя числа, и его числовые оценки будут достаточно надежно отражать величину ощущения.

2. Величина ЕЗР не может быть постоянной, а увеличивается с ростом интенсивности самого ощущения

 

Пороги ощущений. Чувствительность. Субсенсорный диапазон

Пороги бывают двух видов:

Разностные -ощущение различается между 2-мя стимулами

Абсолютные - связаны с ощущением факта воздействия стимула

С помощью порога можно измерить характеристикусистемы восприятия. Величину ее чувствительности: чем выше порог, тем выше должна быть величина стимула

Чувствительность-величина обратная величине порога E=1/p

Субсенсорный диапазон-тот диапазон, где осознанной реакции нет, но кгр, внутр. органы свидетельствуют о получении сигнала

Порог-первый переход между ощущениями испытуемого(разница в показаниях), иными словами когда человек начинает говорить, что чувствует стимул

Соответственно порог изменяется интенсивностью стимула, причем

Есть диапазон, где никто не чувствует сигнал, есть где все чувствуют, но это не интересно, интересен тот диапазон где некоторые ответы положительны, некоторые отрицательны, причем это справедливо даже если испытуемый один....там как раз и находится субсенсорный диапазон...

Фехнер говорит о точном пороге, но следует понимать, что его местоположение условно

Порог связывает интенсивность стимула и момент появления ощущения и его исчезновения(переход в другую модальность или болевые ощущения)

Примером может служить шум, когда звук настолько силен, что начинает ощущаться тактильно..или свет, который слепит-боль...

Кроме того, Фехнер выделяет 4 вида порога

Нижний абсолютный порог ощущения-мин. величина интенсивности стимула, впервые вызывающая ощущения, то есть делит стимул на 2 категории ощущаемые и неощущаемые

Верхний абсолютный порог-мин. величина интенсивности стимула, при котором впервые возникает изменение модальности ощущений(как я упоминала выше, это когда к основной модальности примешивается новая, чаще всего болевая)

Разностный, он же дифференциальный порог-мин. величина различия в интенсивности двух стимулов, впервые воспроизводится как едва заметное различие

Относительный разностный порог-отношение разностного порога и эталона, относительно которого этот разностный порог измеряется

С понятием порога связывают понятия 2 видов чувствительности:

Абсолютная - обратная нижнему абсолютному порогу и разностная-обратная разностому порогу

Величина порога зависит не только от физический факторов сигнала, но и от несенсорных по своей природе (например мотивации)

 

Метод границ

Это самый прямой метод определения порога. При определении разностного порога экспериментатор изменяет сравниваемый стимул малыми шагами в восходящих и нисходящих рядах. Испытуемый при каждом изменении стимула должен сказать, меньше, равен или больше переменный стимул, по сравнению со стандартным. В результате эксперимента определяются значения переменного стимула, соответствующие смене категории ответа. При определении абсолютного порога, задача испытуемого состоит в том, чтобы отвечать, обнаруживает он стимул, или нет.

 

Абсолютный порог

Испытуемый должен отвечать «да» когда слышит тон, и «нет» - когда он его не слышит в течение определённого времени. Перед основным опытом следует провести несколько тренировочных проб, т.к. словесные инструкции часто дают худший результат, чем тренировка.

Экспериментатор начинает первый ряд со стимула в 24 Гц, испытуемый отвечает «да». Стимул постепенно уменьшается на 1 Гц. На стимуле в 14 Гц испытуемый отвечает «нет». Т.е порог лежит между 14 и 15 Гц. За порог принимается средняя точка – 14,5 Гц, и эта величина записывается как одно из значений абсолютного порога. Затем тот же эксперимент повторяется в восходящем порядке, начиная с 10 Гц, и испытуемый отвечает «Нет», до тех пор пока стимул не становится 16 Гц. Т.о. средняя точка берётся 15,5 Гц. Чередующиеся восходящие и нисходящие ряды повторяются много раз, пока экспериментатор не убедится в единообразия средней величины. После из средних значений вычисляют абсолютный порог (есть три способа, но их результаты одинаковы).

Ошибка привыкания – тенденция сохранять ответ «да» в нисходящий рядах, и наоборот.

Ошибка предвосхищения – связана с ожиданием перемены и, таким образом, сменой ответа «да» на нет» в нисходящем ряду и наоборот

Основная цель чередования нисходящих и восходящих рядов – сбалансировать любую из постоянных ошибок, если они возникают.

 

Разностный порог

В целом процедура измерения такая же, как и с абсолютным порогом, но используется три, а не две категории. Испытуемый должен соотнести получаемый стимул со стандартным с помощью модальностей «больше», «меньше» и «равно». Если он не может уверенно различить стимулы, он должен угадывать.

Точка Субъективного Равенства (ТСР) – точка, где с наибольшей вероятностью переменный стимул кажется равным стандартному или где число оценок «плюс» и «минус» одинаково. Если она расположена выше стандарта, то это положительная константная ошибка (КО), если ниже – отрицательная.

 

Метод установки

Как следует из названия метода, испытуемый сам манипулирует непрерывно меняющимся сравниваемым стимулом. В некоторых случа­ях лучше, если манипуляции со сравниваемым стимулом производит экспериментатор, но в наиболее типичной форме этого метода подравни­вать стимул к данному стандарту должен, согласно инструкции, сам ис­пытуемый. Он делает это несколько раз. Данный метод применяется главным образом для измерения точки субъективного равенства, хотя он может быть использован и для определения разностного порога. Проиллюстрируем этот метод на данных опыта над иллюзией Мюллера-Лайера. Линии име­ют одинаковую длину, но линия слева — сравниваемый стимул — ка­жется длиннее, чем линия справа — стандарт. Выраженность иллюзии можно измерить как константную ошибку (КО) в физических единицах длины. Испытуемый сидит на расстоянии примерно двух метров от аппарата. Линии находятся на уровне его глаз. Он может изменять длину переменной линии, двигая «скобку» туда и обратно, прежде чем сделать окончательную подгонку. Экспериментатор сидит рядом за ширмой, он предъявляет 60 линий и записывает результаты подгонки наблюдателя с точностью до миллиметра. Испытуемый не знает, насколько точны его установки, так как задача опыта заключается только в том, чтобы опре­делить, совпадают ли установки наблюдателя с физической длиной ли­нии. Половина подгонок начиналась с переменной линии меньшей дли­ны, чем стандарт, так что для подгонки требовалось движение от стан­дарта. Для другой половины переменная линия была установлена на большую длину, чем стандарт, и, следова­тельно, для подгонки необходимо движение к нему. Еще одно необходимое изменение заключалось в том, чтобы устанавливать переменные линии на различных расстояниях от кажущегося равенства в начале каждой пробы. Пробы «От» и «К» урав­новешивались, чтобы исключить возможное влияние практики и утомле­ния. Для этого первые 15 проб делались восходящими, опыт с подгонками следующие 30 — нисходящими и последние 15 — снова восходящими.

Разность между точкой субъективного равенства и установкой на­блюдателя в каждой отдельной пробе называется переменной ошибкой (ПО) и измеряется по среднему квадратичному отклонению. Поскольку и стандарт и постоянная ошибка неизмен­ны, распределение оценок наблюдателя прямо отражает переменную ошибку..

Этот метод имеет ряд преимуществ. Одно заклю­чается в условной статистической обработке данных. Другое преимуще­ство состоит в том, что такая естественная и прямая экспериментальная процедура более привлекательна для типичного испытуемого, хотя, по-видимому, он предпочел бы получать информацию о том, правильно ли он действует в каждой пробе. Интерес испытуемого поддерживается, так как он сам манипулирует со стимулом, но он может зайти за точку, ко­торая в данный момент представляется ему точкой равенства. Таким образом, в оценках важную роль играют как моторные навыки, так и время, которое затрачивает испытуемый на каждую оценку. Эти факто­ры влияют, вероятно, на вариабельность оценок и, следовательно, ско­рее на порог различения, чем на точку субъективного равенства. В об­щем, когда наблюдатель манипулирует со стимулом, несколько труднее по сравнению с двумя другими основными психофизическими методами поддерживать постоянными экспериментальные условия. Наконец, многие стимулы невозможно менять непрерывно или малыми шагами. Этот метод не позволяет получить непосредствен­но значение разностного порога; он дает другую меру того же типа. Ос­новное преимущество метода подравнивания заключается в простоте и быстроте определения показателей порога при наличии соответствующей аппаратуры. Этот метод трудно использовать при изучении таких сен­сорных модальностей, в которых два сравниваемых стимула должны предъявляться поочередно (напр., грузы или звуки).

Метод констант

Этот метод касается определения стимулов, лежащих в переходной зоне, к которой за одну границу принимаются почти всегда воспринима­емые стимулы, а за другую — почти никогда не воспринимаемые стиму­лы. Если стимул или различие между стимулами воспринимается в 50% случаев, то они соответственно указывают положение абсолютного и разностного порогов. Для того, чтобы составить карту всей переходной зоны, обычно выбирают 5-9 различных стимулов в диапазоне от редко замечаемых до почти всегда замечаемых стимулов. При измерении абсо­лютного порога выбирают такие стимулы, которые лежат по обе сторо­ны от порога раздражения или абсолютного порога. Обычно исполь­зуется только две категория ответов — «да» и «нет». «Пустые» пробы (пробы, которые при определении разностного порога стимулы равны, а при определении абсолютного порога стимул не предъявляется) надо включать так, чтобы испытуемый не знал о них. Ответы на «пустые» пробы дают дополнительные сведения относи­тельно влияния угадывания и других видов субъективных искажений ответа на величину индивидуальных абсолютных порогов. За абсолютный порог обычно принимают такое значение стимула, при котором он вос­принимается в 50% случаев.

За­метим, что значение стимула, соответствующее 50%, в переходной зоне абсолютного порога соответствует ТСР в пере­ходной зоне разностного порога. За последний принимается значение стимула, который оценивается как больший по сравнению со стимулом, соответствующим точке субъективного равенства (как в методе границ) в 75% случаев. Поскольку в течение опыта используются одни и те же стимулы, этот метод называется методом постоянных раздражителей или иногда, когда предъявляется стандартный раздражитель, методом постоянных разностей между раздражителями. В последнем случае про­ба состоит в сравнении стандартного и одного из сравниваемых стиму­лов. Для того, чтобы уравновесить серийные эффекты, например, адап­тацию, сравниваемый стимул в одной половине проб предъявляется пер­вым, а в другой половине — вторым. Сравниваемые стимулы, как и в случае определения абсолютного порога, предъявляются в случайном порядке, возможно чаще; для каждого значения стимула сравнение производится но крайней море 20 раз.Задача испытуемого — установить по некоторому признаку, какой из сти­муловбольше — первый или второй. Результаты сводятся в таблицу частот, частот обнаружения ис­пытуемым раздражителя в случае абсолютного порога (50-процентный уровень) или частот, с которыми каждый сравниваемый стимул оцени­вается испытуемым как больший, чем стандарт (75-процентный уро­вень).

Фехнер называл его методом истин­ных и ложных случаев.

Зачем нужен этот дополнительный метод? В некоторых областях метод установки практически неприменим, так как многие стимулы невозможно изменять непрерывно. Метод границ связан с ошибками привыкания и ожидания, которых можно избежать, пользуясь методом постоянных стимулов, предусматривающим предъявление раздражите­лей в случайном порядке.

Метод постоянных стимулов гибок, хотя обычно он используется для определения разно­стного порога, закона Вебера и связанных с ними проблем. В известном смысле этот метод типичен для классической психофизики, которая уде­ляет особое внимание статистическому и непрямому подходу к психоло­гическим величинам.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1022; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.99 (0.058 с.)