Подведение итогов практического занятия - 10 мин. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подведение итогов практического занятия - 10 мин.



 

Средства наглядности преподавания, используемые при обсуждении темы:

А. Набор слайдов:

Б. Компьютерная программа: синтетические противомикробные средства

В. Ситуационные задачи и тесты, используемые при обсуждении темы:

 

ЗАНЯТИЕ № 30 Антибиотики

(b- лактамные антибиотики и аминогликозиды).

Цель занятия: изучить механизмы влияния антибиотиков на процессы жизнедеятельности микробных клеток, спектр антимикробной активности препаратов. Овладеть навыками выбора антибиотиков при различных инфекционных заболеваниях с учетом этиологического фактора и побочных эффектов b- лактамных антибиотиков и аминогликозидов.

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки студентов к занятию:

Характеристика групп антибиотиков дается по схеме: название препаратов, спектр антимикробной активности, механизм действия, фармакокинетика (особенности всасывания, распределения, элиминации), возрастные дозы, способы и режимы введения, показания, побочные эффекты и их профилактика.

b- лактамные антибиотики

1. Пенициллины

А. Не устойчивые к b- лактамазе: - бензилпенициллин, феноксиметилпенициллин, бициллин-1 (5); - ампициллин, амоксициллин, карбенициллин.

Б. Устойчивые к b- лактамазе: оксациллин, клоксациллин, нафциллин.

В. Комбинированные препараты: ампиокс, амоксиклав, уназин, тиментин.

2. Цефалоспорины

Первое поколение: цефалоридин, цефазолин, цефалексин.

Второе поколение: цефуроксим (кетоцеф), цефамандол (лекацеф).

Третье поколение: цефотаксим (клафоран), цефтриаксон, цефтазидим (фортум).

Четвертое поколение: цефпиром, цефметазол.

3. Монобактамы (азтреонем.) и 4. Карбапенемы: имипенем, меропенем, тиенам.

Ванкомицин

Аминогликозиды

Первого поколения — стрептомицин, канамицин

Второго поколения — гентамицин, тобрамицин

Третьего поколения — сизомицин, амикацин

Составить таблицы с указанием спектра антимикробной активности, клинической эффективности и безопасности применения препаратов: бензилпенициллин, ампициллин, оксациллин, тиментин, цефтазидим, цефазолин, цефтриаксон, цефпиром, гентамицин, амикацин, ванкомицин.

Группа ЛС Спектр антимикробной активности Терапевтические эффекты Показания для применения и препараты

 

Уметь выбрать группу и конкретный препарат, его лекарственную форму, дозу, путь введения, схему дозирования для терапии инфекционных заболеваний и выписать в рецептах: амоксициллин, амоксиклав, оксациллин, цефазолин натрия, цефтриаксон натрия. цефтазидим, цефпиром, тиенам, гентамицин, амикацин, ванкомицин.

План проведения практического занятия:

" b- ЛАКТАМНЫЕ АНТИБИОТИКИ И АМИНОГЛИКОЗИДЫ"

 

1. Формулировка цели занятия и ответы на вопросы студентов 5 мин    
2.. Выполнения контрольных заданий с целью проверки исходного уровня знаний 20 мин. • Выписать в рецептах бензилпенициллин, амоксиклав, ампициллин, оксациллин, ампиокс, цефазолин натрия, цефтриаксон натрия. цефалексин, цефотаксим, тиенам, гентамицин. Указать показания для применения препаратов.
  • Выполнить тесты минимального уровня знаний:
Тесты 1 уровня 1. Наиболее эффективный антибиотик для лечения остеомиелита: А. Пенициллин. Б. Доксициклин. В. Ванкомицин. Г. Линкомицин.* Д. Ампициллин   2. Не обладает бактерицидным действием: А. Пенициллин. Б. Левомицетин*. В. Ампициллин. Г. Ванкомицин. Д. Цефазолин   3. К β-лактамазоустойчивым пенициллинам относится: А. Карбенициллин. Б. Ампициллин. В. Оксациллин*. Г. Феноксиметилпенициллин. Д. Амоксициллин.   4. К аминогликозидам относится: А. Эритромицин. Б. Азитромицин. В. Канамицин*. Г. Цефтазидим. Д. Фурадонин.   5. В костную ткань и воспалительный экссудат хорошо проникает: А. Пенициллин. Б. Цефалексин. В. Карбенициллин*. Г. Ампиокс. Д. Азлоциллин    
 
3. Разобрать классификацию b - лактамных антибиотиков и аминогликозидов. и провести коррекцию знаний студентов для чего предложить студентам выполнить задания: 20 мин " Спектр антимикробной активности антибиотиков." "Механизмы антимикробного действия препаратов." «Классификация b - лактамных антибиотиков и аминогликозидов». 4. Провести коррекцию знаний студентов для чего предложить студентам вы .
  5. Решение ситуационных задач на выбор антибиотиков для лечения заболевания; и на выбор препарата с учетом побочных и токсических свойств и состояния органов и систем.   Задача №1. Ребенок в возрасте 2 лет, поступил в клинику с диагнозом с жалобами на высокую температуру, рвоту, понос. Сопутствующее заболевание: пневмония (установлено рентгенологически). Из кала высеяна дизентерийная палочка.   А. Какие противомикробные средства можно ему назначить? а) бензилпенициллин, б) ампициллин, в) клафоран, г) цефтриаксон Ответ - б, в, г Б. Какие принципы химиотерапии нужно соблюдать при их назначении   Задача №2. Больная Ш., 21 года, поступила в отделение с жалобами на боли в правой молочной железе, повышение температуры до 39,5. Заболела 3 дня назад, на 10-й день после родов. При поступлении в отделение - в верхнем наружном квадранте правой молочной железы определяется гиперемия кожи, массивный инфильтрат, в центре которого флюктуация. Диагноз: острый правосторонний мастит. Больная оперирована. Взят посев из раны.   1. Определите антибиотик первичного выбора. а) цефазолин, б) бензилпенициллин, в) тетрациклин, г) гентамицин   После 2-й инъекции выбранного препарата у больной через 20 мин. Появилась тошнота, головокружение, боли в животе, снижение АД. Это проявление: а) анафилактической реакции, б) прогрессирование болезни, в) "бактеримического шока", г) симптомы острого живота, д) токсического действия.   Вам необходимо: а) немедленно отменить антибиотик, ввести глюкокортикостероиды в\в, при необходимости вазоконстрикторы б) назначить дезинтоксикационные средства (реополиглюкин, гемоднз и др.) на фоне увеличения дозы антибиотика в) снизить дозу препарата г) назначить глюкокортикостероиды и антигистаминные средства Определите препарат второго выбора: а) цефалотин, б) тетрациклин, в) ампициллин, г) эритромицин. Ответ - 1а, 2а, 3а, 4г   Задача № 3. Ребенок в возрасте 3 лет поступил в клинику по поводу бронхопневмонии. Страдает хроническим отитом, в связи с чем получал пенициллин. У ребенка выраженный эксудативный диатез.   Укажите антибиотики, которые можно использовать для лечения ребенка: а) бензилпенициллин, б) цефамандол*, в) карбенициллин, г) ампициллин.   Задача № 4. (пленка № 4) Во время беременности женщина проводила лечение по поводу туберкулеза легких. Впоследствии было обнаружено, что родившийся ребенок плохо слышит. Назовите противотуберкулезный препарат, вызывающий нарушение слуха: а) оксациллин, б) стрептомицин*, в) цефтриаксон, г) цефазолин, д) левоми, цетин, е) линкомицин      
  4. Решение ситуационных задач на коррекцию дозы антибиотика при лечении инфекционного заболевания:   Задача № 5. Больная Л., 37 лет, находится в стационаре по поводу острой бактериальной пневмонии с локализацией в средней доле правого легкого. Заболела остро 2 дня назад. В отделении с 1-го дня назначен пенициллин по 500 000 ЕД в\м через каждые 6 часов. На 4 день лечения состояние несколько улучшилось, но оставалась повышенная температура, кашель с отделением слизисто- гнойной мокроты с прожилками крови, слабость. В посеве мокроты обнаружен пневмококк, чувствительный к пенициллину. Концентрация пенициллина в сыворотке крови- 0,08 ЕД\мл (через 5,5 часов после очередной инъекции препарата). Для получения необходимой терапевтической концентрации пенициллина в сыворотке крови необходимо: а) увеличить разовую дозу до 1 500 000 ЕД и кратность введения до 6 раз в сутки * б) снизить кратность введения до 3 раз, т. к. Достигнута чрезмерно высокая концентрация препарата в) увеличить суточную дозу препарата до 3 000 000 ЕД в\м г) увеличить кратность введения до 8 раз д) увеличить кратность введения препарата без увеличения разовой дозы пенициллина.  
Задача №6 При одновременном введении в организм больного комбинации стрептомицина и гентамицина можно наблюдать развитие каких ниже перечисленных эффектов: а) усиление нефротоксичности, б) усиление ототоксичности*, в) холестатическая желтуха, г) усиление гепатотоксичности*.   5. Выполнение контрольной работы по врачебной рецептуре для проверки умения выбрать, назначить и выписать препараты для лечения инфекций:   1 вариант. Антибиотик из группы пенициллинов для приема внутрь. Полусинтетический пенициллин для лечения кишечной инфекции. Антибиотик из группы пенициллинов, устойчивый к действию b- лактамаз стафилококков. Антибиотик из группы пенициллинов для лечения стрептококковой пневмонии. Антибиотик для лечения ангины.   2 вариант. Антибиотик из группы цефалоспоринов, преимущественно влияющий на грам положительные бактерии. Цефалоспорин с широким спектром действия. Аминогликозид для лечения туберкулеза. Цефалоспорин для лечения менингита. Антибиотик для лечения осложненной инфекции мочевых путей.     10 мин.
6. Подведение итогов занятия 5 минут

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.008 с.)