Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Подведение итогов практического занятия - 10 мин.
Содержание книги
- Доцент кафедры фармакологии ЧГМА, кандидат меднаук
- Перечень знаний, умений и практических навыков,
- Занятие 1. Правила выписывания рецептов. Твердые и мягкие лекарственные формы
- Занятие 2. Жидкие лекарственные формы. Лекарственные формы для инъекций
- Общие принципы фармакодинамики и фармакокинетики лекарств
- Занятие 4. Средства, действующие на гистаминорецепторы
- Занятие 5 средства, действующие на холинорецепторы
- Занятие 6 адренергические средства
- Занятие 7 Местные анестетики, вяжущие, обволакивающие,
- Занятие 9 противотревожные и антипсихотические средства
- Ноотропы и средства, улучшающие кровобращение мозга
- Занятие 11 антидепрессанты и противоэпилептические средства
- Разобрать принципы лечения нарушений водно-солевого обмена при различных заболеваниях: 15 мин.
- Для овладения темой занятия используются средства наглядного обучения
- Для овладения темой занятия используются средства наглядного обучения.
- Занятие № 18 витаминные препараты.
- Фармакология средств, влияющих на функции
- Занятие №20 антигипертензивные средства
- Тесты первого уровня сложности
- Занятие № 22 кардиотоники и средства для лечения
- Обсуждение патофизиологических механизмов аномального автоматизма, круговой циркуляции импульсов (реципрокные аритмии) и аномальных триггерных аритмий.
- Проведения практического занятия.
- Противовоспалительные, иммунотропные и химиотерапевтические средства
- Выбора лекарственных средств и фармакотехнологии их применения.
- Занятие № 29 синтетические противомикробные средства
- Выполнение заданий для коррекции знаний и овладения навы-
- Подведение итогов практического занятия - 10 мин.
- Противовирусные и антимикобактериальные средства
- Средства, применяемые для наглядности обучения
- Занятие № 36 противоопухолевые средства
- Основных лекарственных средств
- Стоимость и формы выпуска основных лекарственных средств
Похожие статьи вашей тематики
Средства наглядности преподавания, используемые при обсуждении темы:
А. Набор слайдов:
Б. Компьютерная программа: синтетические противомикробные средства
В. Ситуационные задачи и тесты, используемые при обсуждении темы:
ЗАНЯТИЕ № 30 Антибиотики
(b- лактамные антибиотики и аминогликозиды).
Цель занятия: изучить механизмы влияния антибиотиков на процессы жизнедеятельности микробных клеток, спектр антимикробной активности препаратов. Овладеть навыками выбора антибиотиков при различных инфекционных заболеваниях с учетом этиологического фактора и побочных эффектов b- лактамных антибиотиков и аминогликозидов.
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки студентов к занятию:
Характеристика групп антибиотиков дается по схеме: название препаратов, спектр антимикробной активности, механизм действия, фармакокинетика (особенности всасывания, распределения, элиминации), возрастные дозы, способы и режимы введения, показания, побочные эффекты и их профилактика.
b- лактамные антибиотики
1. Пенициллины
А. Не устойчивые к b- лактамазе: - бензилпенициллин, феноксиметилпенициллин, бициллин-1 (5); - ампициллин, амоксициллин, карбенициллин.
Б. Устойчивые к b- лактамазе: оксациллин, клоксациллин, нафциллин.
В. Комбинированные препараты: ампиокс, амоксиклав, уназин, тиментин.
2. Цефалоспорины
Первое поколение: цефалоридин, цефазолин, цефалексин.
Второе поколение: цефуроксим (кетоцеф), цефамандол (лекацеф).
Третье поколение: цефотаксим (клафоран), цефтриаксон, цефтазидим (фортум).
Четвертое поколение: цефпиром, цефметазол.
3. Монобактамы (азтреонем.) и 4. Карбапенемы: имипенем, меропенем, тиенам.
Ванкомицин
Аминогликозиды
Первого поколения — стрептомицин, канамицин
Второго поколения — гентамицин, тобрамицин
Третьего поколения — сизомицин, амикацин
Составить таблицы с указанием спектра антимикробной активности, клинической эффективности и безопасности применения препаратов: бензилпенициллин, ампициллин, оксациллин, тиментин, цефтазидим, цефазолин, цефтриаксон, цефпиром, гентамицин, амикацин, ванкомицин.
Группа ЛС
| Спектр антимикробной активности
| Терапевтические эффекты
| Показания для применения и препараты
|
Уметь выбрать группу и конкретный препарат, его лекарственную форму, дозу, путь введения, схему дозирования для терапии инфекционных заболеваний и выписать в рецептах: амоксициллин, амоксиклав, оксациллин, цефазолин натрия, цефтриаксон натрия. цефтазидим, цефпиром, тиенам, гентамицин, амикацин, ванкомицин.
План проведения практического занятия:
" b- ЛАКТАМНЫЕ АНТИБИОТИКИ И АМИНОГЛИКОЗИДЫ"
1. Формулировка цели занятия и ответы на вопросы студентов 5 мин
| | 2.. Выполнения контрольных заданий с целью проверки исходного уровня знаний 20 мин.
• Выписать в рецептах бензилпенициллин, амоксиклав, ампициллин, оксациллин, ампиокс, цефазолин натрия, цефтриаксон натрия. цефалексин, цефотаксим, тиенам, гентамицин. Указать показания для применения препаратов.
- Выполнить тесты минимального уровня знаний:
Тесты 1 уровня
1. Наиболее эффективный антибиотик для лечения остеомиелита:
А. Пенициллин. Б. Доксициклин. В. Ванкомицин. Г. Линкомицин.* Д. Ампициллин
2. Не обладает бактерицидным действием:
А. Пенициллин. Б. Левомицетин*. В. Ампициллин. Г. Ванкомицин. Д. Цефазолин
3. К β-лактамазоустойчивым пенициллинам относится:
А. Карбенициллин. Б. Ампициллин. В. Оксациллин*. Г. Феноксиметилпенициллин.
Д. Амоксициллин.
4. К аминогликозидам относится:
А. Эритромицин. Б. Азитромицин. В. Канамицин*. Г. Цефтазидим. Д. Фурадонин.
5. В костную ткань и воспалительный экссудат хорошо проникает:
А. Пенициллин. Б. Цефалексин. В. Карбенициллин*. Г. Ампиокс. Д. Азлоциллин
|
| 3. Разобрать классификацию b - лактамных антибиотиков и аминогликозидов.
и провести коррекцию знаний студентов для чего предложить студентам
выполнить задания: 20 мин
" Спектр антимикробной активности антибиотиков."
"Механизмы антимикробного действия препаратов."
«Классификация b - лактамных антибиотиков и аминогликозидов».
4. Провести коррекцию знаний студентов для чего предложить студентам вы
| .
|
5. Решение ситуационных задач на выбор антибиотиков для лечения заболевания; и на выбор препарата с учетом побочных и токсических свойств и состояния органов и систем.
Задача №1.
Ребенок в возрасте 2 лет, поступил в клинику с диагнозом с жалобами на высокую температуру, рвоту, понос. Сопутствующее заболевание: пневмония (установлено рентгенологически). Из кала высеяна дизентерийная палочка.
А. Какие противомикробные средства можно ему назначить?
а) бензилпенициллин, б) ампициллин, в) клафоран, г) цефтриаксон
Ответ - б, в, г
Б. Какие принципы химиотерапии нужно соблюдать при их назначении
Задача №2.
Больная Ш., 21 года, поступила в отделение с жалобами на боли в правой молочной железе, повышение температуры до 39,5. Заболела 3 дня назад, на 10-й день после родов. При поступлении в отделение - в верхнем наружном квадранте правой молочной железы определяется гиперемия кожи, массивный инфильтрат, в центре которого флюктуация. Диагноз: острый правосторонний мастит. Больная оперирована. Взят посев из раны.
1. Определите антибиотик первичного выбора.
а) цефазолин, б) бензилпенициллин, в) тетрациклин, г) гентамицин
После 2-й инъекции выбранного препарата у больной через 20 мин. Появилась тошнота, головокружение, боли в животе, снижение АД. Это проявление:
а) анафилактической реакции, б) прогрессирование болезни, в) "бактеримического шока", г) симптомы острого живота, д) токсического действия.
Вам необходимо:
а) немедленно отменить антибиотик, ввести глюкокортикостероиды в\в, при необходимости вазоконстрикторы
б) назначить дезинтоксикационные средства (реополиглюкин, гемоднз и др.) на фоне увеличения дозы антибиотика
в) снизить дозу препарата
г) назначить глюкокортикостероиды и антигистаминные средства
Определите препарат второго выбора:
а) цефалотин, б) тетрациклин, в) ампициллин, г) эритромицин.
Ответ - 1а, 2а, 3а, 4г
Задача № 3.
Ребенок в возрасте 3 лет поступил в клинику по поводу бронхопневмонии. Страдает хроническим отитом, в связи с чем получал пенициллин. У ребенка выраженный эксудативный диатез.
Укажите антибиотики, которые можно использовать для лечения ребенка:
а) бензилпенициллин, б) цефамандол*, в) карбенициллин, г) ампициллин.
Задача № 4. (пленка № 4)
Во время беременности женщина проводила лечение по поводу туберкулеза легких. Впоследствии было обнаружено, что родившийся ребенок плохо слышит.
Назовите противотуберкулезный препарат, вызывающий нарушение слуха:
а) оксациллин, б) стрептомицин*, в) цефтриаксон, г) цефазолин, д) левоми, цетин, е) линкомицин
|
|
4. Решение ситуационных задач на коррекцию дозы антибиотика при лечении инфекционного заболевания:
Задача № 5.
Больная Л., 37 лет, находится в стационаре по поводу острой бактериальной пневмонии с локализацией в средней доле правого легкого. Заболела остро 2 дня назад. В отделении с 1-го дня назначен пенициллин по 500 000 ЕД в\м через каждые 6 часов. На 4 день лечения состояние несколько улучшилось, но оставалась повышенная температура, кашель с отделением слизисто- гнойной мокроты с прожилками крови, слабость. В посеве мокроты обнаружен пневмококк, чувствительный к пенициллину. Концентрация пенициллина в сыворотке крови- 0,08 ЕД\мл (через 5,5 часов после очередной инъекции препарата).
Для получения необходимой терапевтической концентрации пенициллина в сыворотке крови необходимо:
а) увеличить разовую дозу до 1 500 000 ЕД и кратность введения до 6 раз в сутки *
б) снизить кратность введения до 3 раз, т. к. Достигнута чрезмерно высокая концентрация препарата
в) увеличить суточную дозу препарата до 3 000 000 ЕД в\м
г) увеличить кратность введения до 8 раз
д) увеличить кратность введения препарата без увеличения разовой дозы пенициллина.
|
| Задача №6
При одновременном введении в организм больного комбинации стрептомицина и гентамицина можно наблюдать развитие каких ниже перечисленных эффектов:
а) усиление нефротоксичности, б) усиление ототоксичности*, в) холестатическая желтуха, г) усиление гепатотоксичности*.
5. Выполнение контрольной работы по врачебной рецептуре для проверки умения выбрать, назначить и выписать препараты для лечения инфекций:
1 вариант.
Антибиотик из группы пенициллинов для приема внутрь.
Полусинтетический пенициллин для лечения кишечной инфекции.
Антибиотик из группы пенициллинов, устойчивый к действию b- лактамаз стафилококков.
Антибиотик из группы пенициллинов для лечения стрептококковой пневмонии.
Антибиотик для лечения ангины.
2 вариант.
Антибиотик из группы цефалоспоринов, преимущественно влияющий на грам положительные бактерии.
Цефалоспорин с широким спектром действия.
Аминогликозид для лечения туберкулеза.
Цефалоспорин для лечения менингита.
Антибиотик для лечения осложненной инфекции мочевых путей.
| 10 мин.
| 6. Подведение итогов занятия
| 5 минут
|
|