Занятие 9 противотревожные и антипсихотические средства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 9 противотревожные и антипсихотические средства



Цель занятия: приобрести представления о механизме действия антипсихотических и противотревожных средств, изучить их фармакологические эффекты. Уметь выбирать препараты для лечения заболеваний в психиатрии, неврологии, терапии, хирургии, акушерстве и анестезиологии.

Вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию:

1. Классификация антипсихотических средств: производные фенотиазина (аминазин, левомепромазин, фторфеназин, фторфеназин-деканоат, терален, тиоридазин), производные тиоксантена (хлорпротиксен, флупентиксол), производные бутирофенона (галоперидол, галоперидол-деканоат, дроперидол, трифлуперидол), прочие нейролептики (пимозид, сульпирид, азалептин, оланзапин). Дофаминовая гипотеза происхождения психозов и механизм антипсихотического эффекта нейролептиков.

2. Фармакологические эффекты нейролептиков (антипсихотический, седативный, противорвотный, гипотензивный, миорелаксирующий и др.). Сравнительная характеристика препаратов разных групп. Фармакокинетика. Показания к применению. Нежелательные эффекты нейролептиков.

3. Классификация противотревожных средств: агонисты бензодиазепиновых рецепторов (сибазон, хлозепид, феназепам, лоразепам, транксен, мезапам, гидазепам); агонисты серотониновых рецепторов (буспирон); агонисты ГАМК-рецепторов (фенибут); прочие анксиолитики (амизил, анаприлин, афобазол, препараты валерианы, пустырника).

4. Агонисты бензодиазепиновых рецепторов. Происхождение противотревожного эффекта Другие фармакологические свойства препаратов (седативно-снотворный, противосудорожный, миорелаксирующий и др.). Сравнительная характеристика производных бензодиазепина. Показания к применению, побочные эффекты.

5. Сравнительная характеристика буспирона, амизила, анаприлина, фенибута, афобазола, препаратов валерианы, пустырника по фармакологическим свойствам и показаниям к применению, нежелательные эффекты.

 

Составить таблицы по фармакологической и клинической эффективности и безопасности препаратов (аминазин, галоперидол, дроперидол, азалептин, оланзапин, сульпирид, сибазон, транксен, феназепам, гидазепам, амизил).

Уметь выбрать группу и конкретный препарат, лекарственную форму, дозу, путь введения, схему дозирования для терапии психических заболеваний и выписать в рецептах: аминазин, галоперидол, дроперидол, азалептин, сибазон, транксен, амизил, гидазепам, феназепам, экстракт валерианы.

 

План

практического занятия

"АНТИПСИХОТИЧЕСКИЕ И ПРОТИВОТРЕВОЖНЫЕ СРЕДСТВА"

 

1. Формулировка цели занятия и ответы на вопросы студентов 5 мин.

2. Выполнения контрольных заданий с целью проверки исходного уровня знаний 20 мин.

Выписать в рецептах: аминазин, галоперидол, дроперидол, азалептин, сибазон, транксен, амизил, гидазепам, феназепам, экстракт валерианы. Указать показания для применения препаратов.

Выполнить тесты минимального уровня знаний:

Тесты 1 уровня

1. Укажите препарат, относящийся к нейролептикам:

А. Галоперидол*. Б. Фентанил. В. Диазепам. Г. Амитриптилин. Д. Пирацетам

 

2. Какие эффекты характерны для нейролептиков?

А. антипсихотический. Б. седативный. В. Противорвотный. Г. гипотермический.

Д. все перечисленные эффекты*

3. Каков основной механизм антипсихотического действия нейролептиков?

А. блокада ГАМК-рецепторов лимбической системы

Б. активация адренорецепторов лобных долей

В. блокада Д2 рецепторов дофаминергических систем*

Г. активация серотонинергических рецепторов ствола мозга

Д. стимуляция опиатных рецепторов антиноцицептивной системы

4. Какой препарат относится к группе транквилизаторов

А. Галоперидол. Б. Фентанил. В. Диазепам*. Г. Амитриптилин. Д. Пирацетам

5. Показаниями к применению транквилизаторов являются:

А. эндогенная депрессия

Б. психотические нарушения, сопровождающиеся бредом, галлюцинациями

В. приступы маниакального возбуждения

Г. невротические состояния*

Д. рвота

 

3. Обсуждение материала и выполнение заданий для коррекции знаний и умений выбора лекарственных средств и технологии их применения.

3.1. Выяснение точек приложения действия разных групп нейролептиков и решение задач, связанных с выбором препарата для лечения заболеваний, входящих в группу показаний для применения антипсихотических средств - 30 мин.

Решите ситуационные задачи:

Задача № 1. Перечислите возможные фармакодинамические эффекты нейролептиков:

А. блокирование дофаминовых рецепторов пусковой зоны рвотного центра*

Б. активация центра терморегуляции (уменьшение теплопродукции и увеличение теплоотдачи)*

В. уменьшение активности альфа - мотонейронов спиного мозга

Г. угнетающее влияние на неостриатум

 

Задача № 2. Какой нейролептик обладает наиболее выраженным противорвотным свойством и наиболее эффективно предотвращает икоту?

А Тиоридазин Б. Дроперидол В. Азалептин Г. Пимозид*

Задача № 3. У какого из перечисленных ниже нейролептиков в психотропном спектре действия имеется антидепрессивный компонент?

А. Аминазин Б. Хлорпротиксен В. Сульпирид* Г. Дроперидол

Задача № 4. Какой нейролептик наиболее часто используют для нейролептаналгезии?

А. Сульпирид Б. Хлорпротиксен В.Дроперидол* Г. Аминазин

3.2.Обсуждение вопросов выбора нейролептиков с учетом состояния органов и систем организма больного, побочных и токсических эффектов лекарств - 10 мин

Задача № 5. Какие побочные эффекты могут наблюдаться при длительном применении нейролептиков?

А. физическая лекарственная зависимость

Б. стойкая гипертензия

В. экстрапирамидные расстройства*

Г. аменорея*

Д. токсические нарушения сознания*

Задача № 6. А. При каких психических заболеваниях показаны нейролептики?

1. Острый психоз*. 2. Депрессия. 3. Шизофрения*. 4. Маниакальный психоз

Б. Выберите препараты для терапии острого психоза:

1.Аминазин.* 2. Фторфеназин-депо. 3. Пимозид. 4. Транксен. 5. Азалептин*

В. Выберите способ применения препарата:

1. Внутривенный, 2. Пероральный. 3. Внутримышечный*

 

3.3.Обсуждение выбора фармакотехнологии нейролептиков для лечения различных форм заболеваний: выбор лекарственной формы, дозы, пути введения, режима введения (кратность, зависимость от приема пищи, суточных ритмов проявления болезни, суточных ритмов систем организма на которые действуют лекарства) – 5 мин.

3.4. Выяснение точек приложения действия разных групп транквилизаторов и решение задач, связанных с выбором препарата для лечения заболеваний, входящих в группу показаний для применения анксиолитических средств - 30 мин.

Решите задачи:

Задача № 7. Каков механизм действия сибазона (диазепама)?

А. блокада моноаминооксидазы, приводящая к накоплению норадреналина, дофамина, серотанина в структурах мозга

Б. взаимодействие с бензодиазепиновыми рецепторами, вызывающее активацию ГАМК-ергической системы*

В. вмешательство в метаболизм ГАМК

Г. блокада дофаминергических рецепторов ретикулярной формации

Задача № 8. Какой из указанных ниже транквилизаторов обладает минимальным седативно-гипнотическим эффектом?

А. Сибазон, Б. Лоразепам, В. Мезапам*, Г. Буспирон Д. Афобазол.*

Задача № 9. Транквилизатор с наибольшим седативным действием:

А. Сибазон* Б. Мезапам В. Буспирон Г. Гидазепам

Задача № 10. Транквилизатор с наибольшим противосудорожным действием:

А. Мезепам Б. Буспирон В. Мебикар Г. Сибазон*

Задача № 11. Транквилизатор с наибольшим вегетостабилизирующим действием:

А. Амизил Б. Феназепам* В. Мебикар Г. Нитразепам

Задача № 12. Транквилизатор с наибольшим снотворным действием:

А. Клоназепам Б. Буспирон В. Нитразепам* Г. Гидазепам

Задача № 13. Транквилизатор с наибольшим ноостимулирующим действием:

А. Гидазепам* Б. Феназепам В. Буспирон Г. Сибазон

Задача № 14. Транквилизатор с наибольшим антифобическим действием:

А. Сибазон* Б. Мезепам В. Нитразепам Г. Клоназепам Д. Феназепам*

Задача № 15. Укажите транквилизатор, у которого отсутствует седативное, противосудорожное и мышечно-расслабляющее действие?

А. Мезепам Б. Буспирон* В. Амизил Г. Сибазон

Задача № 16. Укажите транквилизатор, который может применяться при депрессии:

А. Феназепам, Б. Сибазон, В. Транксен* Г. Хлозепид

3.5. Обсуждение вопросов выбора транквилизаторов с учетом состояния органов и систем организма больного, побочных и токсических эффектов лекарств - 15 мин

Задача № 17. В каких случаях противопоказано применение бензодиазепинов?

А. при миастении* первые 3 месяца беременности* Б. при аденоме предстательной железы В. При нарушения сна. Г. острые заболевания печени и почек*

Задача № 18. Укажите транквилизатор, который противопоказан при глаукоме и аденоме предстательной железы:

А. Афобазол. Б. Сибазон В. Амизил* Г Феназепам

3.6.Обсуждение выбора фармакотехнологии применения транквилизаторов для лечения различных форм заболеваний: выбор лекарственной формы, дозы, пути введения, режима введения (кратность, зависимость от приема пищи, суточных ритмов проявления болезни, суточных ритмов систем организма на которые действуют лекарства) – 5 мин.

 

4. Выполнение тестов успешности обучения и подведение итогов занятия - 15 мин.

Проведите рациональный выбор препарата и выпишите рецепт:

1 вариант:

· Средство для лечения шизофрении

· Препарат для купирования острого психомоторного возбуждения

· Препарат растительного происхождения с седативным действием

· Производное бензодиазепина для лечения невротических расстройств

· Анксиолитик для купирования алкогольной абстиненции

2 вариант:

· Средство для нейролептоаналгезии

· Препарат для лечения упорной рвоты

· Препарат для лечения неврозов у больных ибс

· Анксиолитик для лечения неврозов с бессонницей

· Анксиолитик для лечения неврозов с астеническим синдромом

 

Средства наглядности преподавания, используемые при обсуждении темы:

 

А. Набор пленок и слайдов

Б. Набор заданий по врачебной рецептуре.

В. Набор ситуационных задач.

Г. Набор тестов для контроля усвоения материала.

Д. Видеофильм «Транквилизаторы»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.63.114 (0.019 с.)