Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 9 противотревожные и антипсихотические средства
Цель занятия: приобрести представления о механизме действия антипсихотических и противотревожных средств, изучить их фармакологические эффекты. Уметь выбирать препараты для лечения заболеваний в психиатрии, неврологии, терапии, хирургии, акушерстве и анестезиологии. Вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию: 1. Классификация антипсихотических средств: производные фенотиазина (аминазин, левомепромазин, фторфеназин, фторфеназин-деканоат, терален, тиоридазин), производные тиоксантена (хлорпротиксен, флупентиксол), производные бутирофенона (галоперидол, галоперидол-деканоат, дроперидол, трифлуперидол), прочие нейролептики (пимозид, сульпирид, азалептин, оланзапин). Дофаминовая гипотеза происхождения психозов и механизм антипсихотического эффекта нейролептиков. 2. Фармакологические эффекты нейролептиков (антипсихотический, седативный, противорвотный, гипотензивный, миорелаксирующий и др.). Сравнительная характеристика препаратов разных групп. Фармакокинетика. Показания к применению. Нежелательные эффекты нейролептиков. 3. Классификация противотревожных средств: агонисты бензодиазепиновых рецепторов (сибазон, хлозепид, феназепам, лоразепам, транксен, мезапам, гидазепам); агонисты серотониновых рецепторов (буспирон); агонисты ГАМК-рецепторов (фенибут); прочие анксиолитики (амизил, анаприлин, афобазол, препараты валерианы, пустырника). 4. Агонисты бензодиазепиновых рецепторов. Происхождение противотревожного эффекта Другие фармакологические свойства препаратов (седативно-снотворный, противосудорожный, миорелаксирующий и др.). Сравнительная характеристика производных бензодиазепина. Показания к применению, побочные эффекты. 5. Сравнительная характеристика буспирона, амизила, анаприлина, фенибута, афобазола, препаратов валерианы, пустырника по фармакологическим свойствам и показаниям к применению, нежелательные эффекты.
Составить таблицы по фармакологической и клинической эффективности и безопасности препаратов (аминазин, галоперидол, дроперидол, азалептин, оланзапин, сульпирид, сибазон, транксен, феназепам, гидазепам, амизил). Уметь выбрать группу и конкретный препарат, лекарственную форму, дозу, путь введения, схему дозирования для терапии психических заболеваний и выписать в рецептах: аминазин, галоперидол, дроперидол, азалептин, сибазон, транксен, амизил, гидазепам, феназепам, экстракт валерианы.
План практического занятия "АНТИПСИХОТИЧЕСКИЕ И ПРОТИВОТРЕВОЖНЫЕ СРЕДСТВА"
1. Формулировка цели занятия и ответы на вопросы студентов 5 мин. 2. Выполнения контрольных заданий с целью проверки исходного уровня знаний 20 мин. Выписать в рецептах: аминазин, галоперидол, дроперидол, азалептин, сибазон, транксен, амизил, гидазепам, феназепам, экстракт валерианы. Указать показания для применения препаратов. Выполнить тесты минимального уровня знаний: Тесты 1 уровня 1. Укажите препарат, относящийся к нейролептикам: А. Галоперидол*. Б. Фентанил. В. Диазепам. Г. Амитриптилин. Д. Пирацетам
2. Какие эффекты характерны для нейролептиков? А. антипсихотический. Б. седативный. В. Противорвотный. Г. гипотермический. Д. все перечисленные эффекты* 3. Каков основной механизм антипсихотического действия нейролептиков? А. блокада ГАМК-рецепторов лимбической системы Б. активация адренорецепторов лобных долей В. блокада Д2 рецепторов дофаминергических систем* Г. активация серотонинергических рецепторов ствола мозга Д. стимуляция опиатных рецепторов антиноцицептивной системы 4. Какой препарат относится к группе транквилизаторов А. Галоперидол. Б. Фентанил. В. Диазепам*. Г. Амитриптилин. Д. Пирацетам 5. Показаниями к применению транквилизаторов являются: А. эндогенная депрессия Б. психотические нарушения, сопровождающиеся бредом, галлюцинациями В. приступы маниакального возбуждения Г. невротические состояния* Д. рвота
3. Обсуждение материала и выполнение заданий для коррекции знаний и умений выбора лекарственных средств и технологии их применения. 3.1. Выяснение точек приложения действия разных групп нейролептиков и решение задач, связанных с выбором препарата для лечения заболеваний, входящих в группу показаний для применения антипсихотических средств - 30 мин. Решите ситуационные задачи: Задача № 1. Перечислите возможные фармакодинамические эффекты нейролептиков:
А. блокирование дофаминовых рецепторов пусковой зоны рвотного центра* Б. активация центра терморегуляции (уменьшение теплопродукции и увеличение теплоотдачи)* В. уменьшение активности альфа - мотонейронов спиного мозга Г. угнетающее влияние на неостриатум
Задача № 2. Какой нейролептик обладает наиболее выраженным противорвотным свойством и наиболее эффективно предотвращает икоту? А Тиоридазин Б. Дроперидол В. Азалептин Г. Пимозид* Задача № 3. У какого из перечисленных ниже нейролептиков в психотропном спектре действия имеется антидепрессивный компонент? А. Аминазин Б. Хлорпротиксен В. Сульпирид* Г. Дроперидол Задача № 4. Какой нейролептик наиболее часто используют для нейролептаналгезии? А. Сульпирид Б. Хлорпротиксен В.Дроперидол* Г. Аминазин 3.2.Обсуждение вопросов выбора нейролептиков с учетом состояния органов и систем организма больного, побочных и токсических эффектов лекарств - 10 мин Задача № 5. Какие побочные эффекты могут наблюдаться при длительном применении нейролептиков? А. физическая лекарственная зависимость Б. стойкая гипертензия В. экстрапирамидные расстройства* Г. аменорея* Д. токсические нарушения сознания* Задача № 6. А. При каких психических заболеваниях показаны нейролептики? 1. Острый психоз*. 2. Депрессия. 3. Шизофрения*. 4. Маниакальный психоз Б. Выберите препараты для терапии острого психоза: 1.Аминазин.* 2. Фторфеназин-депо. 3. Пимозид. 4. Транксен. 5. Азалептин* В. Выберите способ применения препарата: 1. Внутривенный, 2. Пероральный. 3. Внутримышечный*
3.3.Обсуждение выбора фармакотехнологии нейролептиков для лечения различных форм заболеваний: выбор лекарственной формы, дозы, пути введения, режима введения (кратность, зависимость от приема пищи, суточных ритмов проявления болезни, суточных ритмов систем организма на которые действуют лекарства) – 5 мин. 3.4. Выяснение точек приложения действия разных групп транквилизаторов и решение задач, связанных с выбором препарата для лечения заболеваний, входящих в группу показаний для применения анксиолитических средств - 30 мин. Решите задачи: Задача № 7. Каков механизм действия сибазона (диазепама)? А. блокада моноаминооксидазы, приводящая к накоплению норадреналина, дофамина, серотанина в структурах мозга Б. взаимодействие с бензодиазепиновыми рецепторами, вызывающее активацию ГАМК-ергической системы* В. вмешательство в метаболизм ГАМК Г. блокада дофаминергических рецепторов ретикулярной формации Задача № 8. Какой из указанных ниже транквилизаторов обладает минимальным седативно-гипнотическим эффектом? А. Сибазон, Б. Лоразепам, В. Мезапам*, Г. Буспирон Д. Афобазол.* Задача № 9. Транквилизатор с наибольшим седативным действием: А. Сибазон* Б. Мезапам В. Буспирон Г. Гидазепам Задача № 10. Транквилизатор с наибольшим противосудорожным действием: А. Мезепам Б. Буспирон В. Мебикар Г. Сибазон* Задача № 11. Транквилизатор с наибольшим вегетостабилизирующим действием: А. Амизил Б. Феназепам* В. Мебикар Г. Нитразепам Задача № 12. Транквилизатор с наибольшим снотворным действием: А. Клоназепам Б. Буспирон В. Нитразепам* Г. Гидазепам Задача № 13. Транквилизатор с наибольшим ноостимулирующим действием:
А. Гидазепам* Б. Феназепам В. Буспирон Г. Сибазон Задача № 14. Транквилизатор с наибольшим антифобическим действием: А. Сибазон* Б. Мезепам В. Нитразепам Г. Клоназепам Д. Феназепам* Задача № 15. Укажите транквилизатор, у которого отсутствует седативное, противосудорожное и мышечно-расслабляющее действие? А. Мезепам Б. Буспирон* В. Амизил Г. Сибазон Задача № 16. Укажите транквилизатор, который может применяться при депрессии: А. Феназепам, Б. Сибазон, В. Транксен* Г. Хлозепид 3.5. Обсуждение вопросов выбора транквилизаторов с учетом состояния органов и систем организма больного, побочных и токсических эффектов лекарств - 15 мин Задача № 17. В каких случаях противопоказано применение бензодиазепинов? А. при миастении* первые 3 месяца беременности* Б. при аденоме предстательной железы В. При нарушения сна. Г. острые заболевания печени и почек* Задача № 18. Укажите транквилизатор, который противопоказан при глаукоме и аденоме предстательной железы: А. Афобазол. Б. Сибазон В. Амизил* Г Феназепам 3.6.Обсуждение выбора фармакотехнологии применения транквилизаторов для лечения различных форм заболеваний: выбор лекарственной формы, дозы, пути введения, режима введения (кратность, зависимость от приема пищи, суточных ритмов проявления болезни, суточных ритмов систем организма на которые действуют лекарства) – 5 мин.
4. Выполнение тестов успешности обучения и подведение итогов занятия - 15 мин. Проведите рациональный выбор препарата и выпишите рецепт: 1 вариант: · Средство для лечения шизофрении · Препарат для купирования острого психомоторного возбуждения · Препарат растительного происхождения с седативным действием · Производное бензодиазепина для лечения невротических расстройств · Анксиолитик для купирования алкогольной абстиненции 2 вариант: · Средство для нейролептоаналгезии · Препарат для лечения упорной рвоты · Препарат для лечения неврозов у больных ибс · Анксиолитик для лечения неврозов с бессонницей · Анксиолитик для лечения неврозов с астеническим синдромом
Средства наглядности преподавания, используемые при обсуждении темы:
А. Набор пленок и слайдов Б. Набор заданий по врачебной рецептуре. В. Набор ситуационных задач. Г. Набор тестов для контроля усвоения материала. Д. Видеофильм «Транквилизаторы»
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.63.114 (0.019 с.) |