Занятие 6 адренергические средства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 6 адренергические средства



 

Цель занятия: изучить классификацию адренергических средств, механизм их действия и происхождение фармакологических эффектов. Уметь выбрать адреномиметики и адреноблокаторы для терапии заболеваний и овладеть навыками их применения в практике.

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки студентов к занятию:

Адреномиметики

1. Синтез и инактивация катехоламинов в нейроне. Механизмы передачи нервного импульса. Локализация адренорецепторов в органах и тканях. Точки приложения действия веществ в синапсе.

2. Классификация адренорецепторов, их локализация в органах и тканях. Эффекты, возникающие при возбуждении a- и b-адренорецепторов.

3. Механизмы возникновения основных эффектов адреномиметиков: бронхолитического, сосудосуживающего, гипергликемического, положительного ино-, хроно- и дромотропного действия.

4. Общая классификация адреномиметиков.

5. a- и b-адреномиметики (адреналин, норадреналин, дофамин, эфедрин, сиднокарб): особенности механизмов действия, фармакологических эффектов и показания к применению.

6. a-адреномиметики (мезатон, мидодрин, ксилометазолин, клофелин, метилдофа): основные эффекты, показания к применению, особенности отдельных препаратов.

7. b-адреномиметики (изадрин, орципреналин, сальбутамол, беротек, формотерол, салметерол). Фармакологические эффекты, показания и противопоказания к применению.

 

Антиадренергические средства

8. b-адреноблокаторы (анаприлин, тимолол, бисопролол, метопролол, целипролол, небиволол). Механизм развития антиангинального и гипотензивного действия. Показания к применению и особенности действия отдельных препаратов. Побочные эффекты и противопоказания к применению.

9. a-адреноблокаторы (фентоламин, празозин, доксазозин, тамсулозин, сермион, пирроксан). Основные фармакологические эффекты и показания к применению, особенности отдельных препаратов. Побочное действие препаратов и его коррекция.

10. Прямые a и b-Адреноблокаторы (лабеталол, проксодолол, карведилол). Основные фармакологические эффекты и показания к применению.

11. Непрямые a и b-Адреноблокаторы или симпатолитики (резерпин, октадин). Механизм действия и основные фармакологические эффекты. Особенности применения резерпина и октадина. Центральный и периферический побочный эффекты.

Составить таблицы по фармакологической и клинической эффективности и безопасности препаратов. В таблицы включить препараты: норадреналин, дофамин, мезатон, клофелин, сальбутамол, сальметерол, резерпин, празозин, анаприлин, лабеталол, резерпин.

Уметь выбрать группу и конкретный препарат, его лекарственную форму, дозу, путь введения, схему дозирования для терапии заболеваний и выписать в рецептах: адреналин, дофамин, норадреналин, сальбутамол, беротек, резерпин, клофелин, празозин, анаприлин, лабеталол.

 

 

План проведения практического занятия:

"АДРЕНЕРГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА"

 

1. Формулировка цели занятия и ответы на вопросы студентов. 5 мин.

2. Решение тестовых заданий по контролю исходного уровня знаний и написание рецептов по различным показаниям для применения 20 мин.

Тесты для контроля исходного уровня знаний

Тесты 1 уровня

1. К α- и β-адреномиметикам непрямого действия относится:

А. Адреналин*. Б. Норадреналин. В. Изадрин. Г. Сальбутамол. Д. Эфедрин*.

2. Истощает запасы норадреналина в везикулах нейрональных окончаний:

А. Клофелин. Б. Анаприлин. В. Фентоламин. Г. Резерпин*. Д. Лабеталол

3. Снижает артериальное давление за счет уменьшения сердечного выброса:

А. Клофелин. Б. Анаприлин*. В. Дигидроэрготамин. Г. Резерпин. Д. Гигроний

4. Повышают ад, чсс, увеличивают av-проводимость, усиливают гликогенолиз, снижают тонус бронхов:

А. м-холиноблокаторы. Б. Непрямые адрноблокаторы. В. α и β-адреномиметики*

Г. α-адреномиметики. Д. ганглиоблокаторы

5. Тахифилаксия развивается при использовании:

А. Резерпина. Б. Адреналина В. Сальбутамола Г. Анаприлина Д. Эфедрина*

 

3. После разбора общей классификации адренергических средств предложить студентам выполнить задания:

«Точки приложения действия отдельных групп препаратов в синапсе и различных органах»

«Фармакологические эффекты отдельных групп адренергических средств» (слайды 1-5, видеофильм) 20 мин.

 

4. Выполнение заданий для коррекции знаний и овладения навыками выбора препаратов

и фармакотехнологии их применения.

45 мин.

Задача № 1 Врач «Скорой помощи» был вызван к ребенку пяти лет с острым нарушением дыхания. При осмотре выявлено: дыхание затруднено, свистящее на выдохе. В легких прослушивается большое количество свистящих хрипов, пульс неравномерный, частый.

А. Каким адренергическим препаратом можно ликвидировать подобное состояние?

1. Сальбутамол* 2. Изадрин* 3. Фентоламин 4. Адреналин* 5. Анаприлин.

Б. Какой препарат является средством 1 выбора. Обосновать ответ.

1. Действует быстрее. 2. Действует эффективнее. 3. Вызывает меньше побочных эффектов.

В. У больного периодически поднимается АД. Как это повлияет на выбор ЛС.

 

Задача № 2. Больной Н., 40 лет, поступил в терапевтическое отделение для лечения с диагнозом: гипертоническая болезнь, 2 Б ст. Из анамнеза выявлено, что в течение последних пяти лет страдает бронхиальной астмой. При объективном осмотре: кожные покровы розовые, дыхание в легких жесткое, хрипов нет. ЧСС — 90 в мин., АД — 170/90 мм. рт. ст.

А. Какие препараты, влияющие на адренергическую систему могут быть назначены в данном случае?

1. Анаприлин, 2. Резерпин, 3. Окспренолол, 4. Празозин*, 5. Клофелин*.

Какой препарат является средством 1 выбора. Обосновать ответ.

Б. В течение последних 5 лет наблюдаются редкие приступы бронхиальной астмы. Как это повлияет на выбор ЛС.

 

Задача № 3. Больной М., 50 лет, поступил в клинику с диагнозом: ИБС. Стабильная стенокардия напряжения, 2 ф. к.

А. Выберите препарат для лечения:

1. Клофелин, 2. Резерпин, 3. Изадрин, 4. Фентоламин, 5. Анаприлин*, 6. Метопролол*

Б. Какой препарат является средством 1 выбора. Обосновать ответ.

 

Задача № 4. Больная страдает гипертонической болезнью 2 Б ст. Принимает резерпин по 1 таблетке (0, 001) 3 раза в день. АД нормализовалось через одну неделю. Через 4 недели регулярного приема появились «голодные» боли в эпигастрии. В ходе гастроскопии был диагносцирован эрозивный дуаденит. Чем вы объясните его происхождение?

1. Заболеванием, связанным с основной патологией;

2. Непосредственным раздражающим действием на слизистую желудка;

3. Случайным совпадением;

4. Повышением на фоне резерпина тонуса n. Vagus и усилением желудочной секреции*

Б. Ваша тактика: 1. Заменить препарат 2. Уменьшить дозировку резерпина

 

Задача № 5. Больная страдает гипертонической болезнью 2 Б ст. В течение пяти лет принимает клофелин в дозе 0,15 мг 3 раза в день с хорошим эффектом.

В связи с отсутствием препарата в аптеке больная перестала принимать препарат. Как это может отразиться на состоянии больной?

1. Кратковременная отмена не отразиться на состоянии больной; 2. Разовьется «синдром отдачи»*; 3. Постепенно повысится АД, 4. Разовьется «синдром отмены»;

 

Задача № 6. У больного постоянно принимающего для профилактики приступов стенокардии анаприлин 160 мг в сутки, появилась общая слабость, сонливость, головная боль, головокружение. При осмотре: кожные покровы бледные, тоны сердца приглушенные, ритмичные, 52 удара в мин. АД — 90/60 мм. рт. ст. На ЭКГ – синусовая брадикардия 50 в минуту, AV- блокада 1 степени. Ваша тактика?

1. Отменить анаприлин и назначить другой препарат. 2. Внутривенно атропин. 3. Уменьшить дозу анаприлина до 60 мг в сутки*.

5. Обсуждение решения ситуационных задач. 20 мин.

6. Выполнение контрольных заданий на успешность обучения («контроль на выходе»).

Студенты выписывают рецепты по заданиям врачебной рецептуры. 10 мин.

Задания по врачебной рецептуре

1. Средство при внезапной остановки сердца.

2. Препарат для купирования приступа бронхиальной астмы.

3. Препарат для лечения вазомоторного ринита.

4. Средство при коллапсе.

5. Средство при передозировке инсулина.

6. Средство для лечения гипертонической болезни.

7. Средство для купирования гипертонического криза.

8. Препарат для лечения феохромоцитомы.

9. Средство для лечения стабильной стенокардии.

10. Адренергический препарат для лечения трофических язв.

7. Проверка выполнения заданий по врачебной рецептуре и коррекция ошибок. 10 мин.

8. Подведение итогов практического занятия. 5 мин.

Средства наглядности преподавания, используемые при обсуждении темы:

А. Набор слайдов:

Б. Набор заданий по врачебной рецептуре

В. Набор ситуационных задач

Г. Набор тестов для контроля уровня усвоения знаний

Д. Видеофильм: «Влияние адренергических средств на АД»

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.102.215 (0.018 с.)