Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекарственные средства, влияющие на периферический отдел нервной системыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте ПЕНЗА 2003
УДК 615.281(075) Ф 24 Рецензенты: заведующий кафедрой фармакологии Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева д.м.н., профессор Инчина В.И. заведующий кафедрой физиологии человека Пензенского государственного университета к.б.н., доцент Микуляк Н.И.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по фармакологии/ Моисеева И.Я., Я.В.Костин, Родина О.П. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003.
Учебное пособие содержит основные вопросы по каждой теме, задания по фармакотерапии для самоподготовки студентов, приведены лекарственные средства с указанием дозы и формы выпуска, а также перечень лекарственных препаратов к экзамену и экзаменационная программа по фармакологии.
Учебное пособие по фармакологии подготовлено на кафедре фармакологии и предназначено для студентов III курса медицинского института по специальности 040100 – «Лечебное дело».
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом и редакционно-издательской комиссией медицинского института Пензенского государственного университета.
ПРЕДИСЛОВИЕ За последние десятилетия произошло взрывообразное развитие фармакологии. Были созданы десятки тысяч новых высокоэффективных лекарственных средств, пересмотрены и заново изучены механизмы действия известных фармакологических препаратов. В настоящее время с помощью существующего арсенала лекарственных средств возможно проводить лекарственную регуляцию почти всеми жизненными функциями человека. Фармакология закладывает основы фармакотерапии в клиническом мышлении врача, поэтому знания и умения, полученные при изучении данной дисциплины, необходимы для врача любой специальности. При изучении фармакологии студенту предстоит усвоить большой объем разнообразной информации о фармакокинетике, фармакодинамике, показаниях и противопоказаниях к применению, побочных эффектах различных групп лекарственных средств, знакомство с которыми предусмотрено учебной программой. Студент также должен овладеть навыками выписывания медикаментозных средств в различных лекарственных формах. Для помощи в решении этих трудных и ответственных задач и предназначено данное учебно-методическое пособие. Настоящее учебно-методическое пособие написано с соблюдением ряда принципов: в каждой теме сформулированы цели обучения, представлены вопросы для самоподготовки и рецептурные задания по фармакотерапии, приближенные к практической деятельности врача; по структуре и содержанию соответствует программе по фармакологии для студентов высших учебных заведений и государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования.
ОБЩАЯ РЕЦЕПТУРА
Занятие 1 РЕЦЕПТ, ЕГО СТРУКТУРА. ТВЕРДЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: 1. Ознакомление с рецептом и его структурой, особенностями твердых лекарственных форм. 2. Освоение правил выписывания лекарственных средств в порошках, таблетках, драже и гранулах. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. Понятие о лекарственном веществе, лекарственном средстве, лекарственном препарате, лекарственной форме. Источники получения лекарственного сырья. Понятие о галеновых и новогаленовых препаратах. 2. Государственная фармакопея, ее содержание и назначение. 3. Классификация лекарственных форм. 4. Рецепт и его структура. Формы рецептурных бланков. 5. Формы рецептурных прописей. 6. Обозначение дозировок лекарственных веществ в рецепте. 7. Допустимые сокращения в рецепте. Дополнительные обозначения в рецепте. Краткие грамматические замечания. 8. Аптека и ее структура. Понятие о списках А и Б. Правила хранения и выписывания ядовитых и сильнодействующих лекарственных веществ. 9. Твердые лекарственные формы, их сравнительная характеристика и правила выписывания. 10. Назначение и особенности выписывания лекарственных форм в капсулах. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА I. Ознакомиться с памяткой для врача. Заполнить рецептурные бланки. Ознакомиться с рецептурными сокращениями. II. Выписать в рецептах: 1. 20 порошков лимонника (Schizandra) по 0,02. Назначить по 1 порошку 3 раза в день. 2. 30,0 магния сульфата (Magnesii sulfas). Назначить по 1 столовой ложке на прием, растворив в 2/3 стакана теплой воды. 3. Порошок, содержащий 20,0 цинка окиси (Zinci oxydum) и 30,0 талька (Talcum). Для присыпки. 4. 10 порошков, содержащих экстракт красавки сухой (Extractum Belladonnae siccum) по 0,005 и парацетамола (Paracetamolum) по 0,2. Отпустить в парафинированной бумаге (Сharta paraffinata). Назначить по 1 порошку на ночь. 5. 10 официнальных таблеток «Панангин». Назначить по 1 таблетке 3 раза в день. 6. 10 таблеток, содержащих ацетилсалициловую кислоту (Acidum acetylsalicylicum) по 0,25 и кофеин-бензоат натрия (Coffeinum- natrii benzoas) по 0,003. Назначить по 1 таблетке при головной боли. 7. 20 драже, содержащих по 0,05 аскорбиновой кислоты (Acidum ascorbinicum) и 0,03 рутина (Rutinum). Назначить по 2 драже 3 раза в день. 8. 20 драже, содержащих по 500 000 ЕД нистатина (Nystatinum). Назначить по 1 драже 4 раза в день. 9. 30 порошков пирацетама (Pyracetamum) по 0,4 в капсулах. Назначить по 1 капсуле 3 раза в день. 10. Сравнить образцы выписывания рецептов на порошки, помещенные в капсулы и расфасованные в бумагу: Rp.: Papaverini hydrochloridi 0,02 Rp.: Papaverini hydrochloridi 0,02 Phenobarbitali 0,01 Phenobarbitali 0,01 M.f. pulvis Sacchari 0,3 D.t.d. N.10 in capsulis M.f. pulvis S. По 1 порошку в день. D.t.d. N. 10 S. По 1 порошку в день. Литература 1. Харкевич Д.А. Фармакология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2001. 597-608 с, 626-632 с. Дополнительная литература 1. Руководство по фармакологии к практическим занятиям. Под ред. П.А. Галенко-Ярошевского, А.И. Ханкоевой. М.:Изд-во РАМН, 2000. 17-30 с. 2. Балабаньян В.Ю., Решетников С.И. Руководство для подготовки к занятиям по фармакологии. М.: Инфомедиа Паблишер,2000. 6-8 с. 3. И.Б. Михайлов Клиническая фармакология.- СПб.: «Фолиант», 2000. 497-500 с.
Занятие 2 МЯГКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: 1. Ознакомление с основными свойствами мягких лекарственных форм, изучение их преимуществ и недостатков, особенностей приготовления и использования; 2. Освоение правил выписывания мягких лекарственных форм.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. Виды мягких лекарственных форм. 2. Общая характеристика мазей. Мазевые основы, их свойства и значение для действия лекарственных средств. Требования к мазевым основам. 3. Официнальные и магистральные мази. Развернутые и сокращенные формы выписывания мазей. 4. Особенности выписывания глазных мазей. 5. Общая характеристика паст, их отличие от мазей, особенности приготовления паст. 6. Развернутые и сокращенные формы выписывания паст. 7. Общая характеристика суппозиториев. Особенности формообразующих веществ в суппозиториях 8. Формы прописи суппозиториев.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Выписать в рецептах: 1. 50,0 мази, содержащей 5,0 кальция пантотената («Calcii pantotenas»). Нанести на ожоговую поверхность 2 раза в день. 2. 10,0 глазной мази, содержащей 3 % ацеклидина (Aсeclidinum). Закладывать за нижнее веко на всю ночь. 3. 5,0 официнальной мази «Дермозолон» («Dermosolonum»). Для нанесения на пораженные участки кожи 3 раза в день. 4. 50,0 мази на вазелине и ланолине (поровну), содержащей 10% танина (Taninum). Для нанесения на пораженные участки кожи. 5. 150,0 мази на свином жире (Adeps suillus) c cодержанием 2% салициловой кислоты (Acidum salicylicum) и 5% очишенной серы (Sulfur depuratum). Для нанесения на пораженные участки кожи. 6. 50,0 официнальной борно-цинко-нафталанной (Boro-Zinci naphtalanum) пасты. Для нанесения на пораженные участки кожи. 7. 50,0 пасты на вазелине и ланолине (поровну), содержащей 5% анестезина (Anaesthesinum). Для нанесения на пораженные участки кожи. 8. 100,0 пасты на вазелине, содержащей 2,0 салициловой кислоты (Acidum salicilicum), крахмала и оксида цинка поровну по 25,0. Для нанесения на пораженные участки кожи. 9. 100,0 пасты на нафталанной мази (Unguenti Naphthalani), содержащей 8% ихтиола (Ichthiolum). Для нанесения на пораженные участки кожи. 10. 10 официнальных ректальных суппозиториев, содержащих по 500000 ЕД нистатина (Nystatinum). Назначить по 1 свече в прямую кишку 2 раза в день. 11. 10 ректальных детских суппозиториев, содержащих по 0,05 дерматола (Dermatolum). Назначить по 1 свече в прямую кишку на ночь. 12. 10 вагинальных суппозиториев, содержащих по 0,1 фуразолидона (Furazolidonum). Назначить по 1 свече во влагалище на ночь. 13. 10официнальных ректальных суппозиториев «Цефекон» («Cefeconum»). Назначить по 1 свече в прямую кишку на ночь. Литература 1. Харкевич Д.А. Фармакология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2001. 620-626 с. Дополнительная литература 1. Руководство по фармакологии к практическим занятиям. Под ред. П.А. Галенко-Ярошевского, А.И. Ханкоевой. М.:Изд-во РАМН, 2000. 39-45 с. 2. Балабаньян В.Ю., Решетников С.И. Руководство для подготовки к занятиям по фармакологии. М.: Инфомедиа Паблишер,2000. 6-8 с. 3. И.Б. Михайлов Клиническая фармакология.- СПб.: «Фолиант», 2000. 500-503 с.
Занятие 3 ЖИДКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: 1. Ознакомление с особенностями основных жидких лекарственных форм, изучение их преимуществ и недостатков 2. Освоение правил выписывания жидких лекарственных форм.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. Общая характеристика растворов и растворителей. 2. Способы выписывания и обозначения концентрации растворов для наружнего применения. 3. Особенности выписывания растворов для приема внутрь. 4. Требования к лекарственным формам для инъекций. Правила выписывания лекарственных форм в ампулах, флаконах и стерильных магистральных лекарственных форм. 5. Характеристика жидких лекарственных форм, получаемых из растительного лекарственного сырья (настои, отвары, настойки, экстракты). 6. Правила выписывания настоек, экстрактов, настоев и отваров. 7. Новогаленовые препараты и жидкие органопрепараты, правила их выписывания. 8. Характеристика и правила выписывания суспензий и эмульсий. 9. Жидкие мази. Выписывание официнальных и магистральных линиментов. 10. Способы выписывания микстур. 11. Характеристика и выписывание аэрозолей.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Выписать в рецептах: 1. Выписать раствор салицилата натрия (Natrii salicylas) на 6 дней по 0,5 на прием. Назначить по десертной ложке 3 раза в день. 2. Выписать раствор кодеина фосфата (Codeini phosphas) по 0,05 на 12 приемов. Назначить по 20 капель 3 раза в день. 3. На сколько дней хватит больному лекарства, если врач выписал ему 160 мл раствора, назначив по 1 десертной ложке 4 раза в день? 4. 10 ампул, содержащих по 2 мл 0,25% раствора верапамила (Verapamilum). Назначить внутримышечно по 2 мл 2 раз в день. 5. 10 флаконов, содержащих по 10 мл (400 ЕД) инсулина (Insulinum). Назначить подкожно по 10 ЕД 3 раза в день. 6. 10 мл 0,5% масляного раствора ментола (Mentholum) для закапывания в нос. 7. 800 мл стерильного 0,25% раствора тримекаина (Trimecainum) на 0,9% растворе натрия хлорида (Natrii chloridum). Назначить для инфильтрационной анестезии. 8. 10 ампул, содержащих по 1 мл раствора коргликона (Corglyconum) в такой концентрации, чтобы в одной ампуле содержалось 0,0006 этого вещества. Назначить по 0,0006 внутривенно медленно 1 раз в день, предварительно разведя содержимое ампулы в 10 мл 0,9% раствора натрия хлорида. 9. Настой из травы пустырника (herbae Leonuri) на 4 дня (растение сильнодействующее). Принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день. 10. Смесь настоек красавки (Belladonna) и валерианы (Valeriana). Разовая доза настойки красавки – 8 капель, настойки валерианы – 12 капель. Назначить по 20 капель 2 раза в день. 11. 25 мл жидкого экстракта пасcифлоры (Passiflora). Назначить по 25 капель 3 в день. 12. 170 мл суспензии «Алмагель» («Almagel»). Назначить по 1 чайной ложке 4 раза в день. Перед употреблением взбалтывать. 13. На 16 приемов микстуру, содержащую настой корней и корневищ валерианы (Rizoma cum radicibus Valerianae) 1: 30 с добавлением 0,5 раствора натрия бромида (Natrii bromidum) на прием. Назначить по 1 столовой ложке 4 раза в день. 14. 150 мл жидкой мази, состоящей из равных количеств масла терпентинного очищенного (Oleum Terebinthinae rectificatum) и хлороформа (Chloroformium) с добавлением 10,0 метилсалицилата (Methylii salicylas). Для втирания в область пораженного участка кожи. Литература 1. Харкевич Д.А. Фармакология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2001. 608-620 с, 632-635. Дополнительная литература 1. Руководство по фармакологии к практическим занятиям. Под ред. П.А. Галенко-Ярошевского, А.И. Ханкоевой. М.:Изд-во РАМН, 2000. 31-38 с. 2. Балабаньян В.Ю., Решетников С.И. Руководство для подготовки к занятиям по фармакологии. М.: Инфомедиа Паблишер,2000. 6-8 с. 3. И.Б. Михайлов Клиническая фармакология.- СПб.: «Фолиант», 2000. 503-510 с.
Занятие 4 ОБЩАЯ РЕЦЕПТУРА (семинар) ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: 1. Контроль усвоения основных свойств и особенностей различных лекарственных форм (индивидуальные рецептурные задания для выписывания 10 лекарственных форм). 2. Письменный контроль умения выписывать рецепты на различные лекарственные формы.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. Сравнительная характеристика и правила выписывания твердых лекарственных форм. 2. Сравнительная характеристика и правила выписывания мягких лекарственных форм. 3. Сравнительная характеристика и правила выписывания жидких лекарственных форм, получаемых из сырья растительного происхождения. 4. Сравнительная характеристика растворов, эмульсий, суспензий, жидких мазей и микстур. Правила их выписывания. 5. Сравнительная характеристика и правила выписывания лекарственных форм, применяемых для инъекций. 6. Допустимые сокращения, используемые при выписывании рецептов. 7. Краткие сведения о падежных окончаниях латинских склонений. 8. Государственная фармакопея. Номенклатура лекарственных веществ. Литература 1. Харкевич Д.А. Фармакология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2001. 597-637 с. Дополнительная литература 1. Руководство по фармакологии к практическим занятиям. Под ред. П.А. Галенко-Ярошевского, А.И. Ханкоевой. М.:Изд-во РАМН, 2000. 17-45 с. 2. Балабаньян В.Ю., Решетников С.И. Руководство для подготовки к занятиям по фармакологии. М.: Инфомедиа Паблишер,2000. 6-8 с. 3. И.Б. Михайлов Клиническая фармакология.- СПб.: «Фолиант», 2000. 497-510 с.
Занятие 5 ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ (семинар) ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: 1. Изучить общие принципы и закономерности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств, а также особенности действия лекарственных веществ при комбинированном и повторном введении.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. Предмет и задачи фармакологии. Связь фармакологии с другими медико-биологическими, фармацевтическими и клиническими дисциплинами. Научное обоснование необходимости выполнения эксперимента на животных. 2. Основные этапы развития фармакологии. Достижения современной фармакологии. Выдающиеся отечественные фармакологи. 3. Принципы изыскания новых лекарственных средств. Характеристика лекарственного сырья. Галеновые и новогаленовые препараты. 4. Понятие о биологической стандартизации. 5. Основные принципы и этапы испытания новых лекарственных веществ. Понятие о «плацебо» и этическая сторона его назначения. 6. Понятие о фармакокинетике. Механизмы всасывания лекарственных средств. 7. Сравнительная характеристика путей введения лекарственных средств. Особенности дозирования лекарственных средств при различных путях введения. 8. Факторы, определяющие концентрацию лекарственных средств в крови. Распределение лекарственных средств в организме. Биологические барьеры. Биодоступность и пресистемная элиминация. 9. Пути превращения и выделения лекарственных средств из организма. Количественная характеристика процесса элиминации лекарственного средства (квота элиминации, период полужизни- T1/2 и клиренс лекарственного средства). 10. Доза лекарственного средства, ее виды. Зависимость действия лекарственного средства от дозы. Широта терапевтического действия лекарственного средства. 11. Понятие о фармакодинамике. “Мишени” и виды действия лекарственных средств. Первичная фармакологическая реакция. Спектр терапевтического действия лекарственного средства. 12. Зависимость действия лекарственных средств от их химического строения, физических свойств, состояния организма, возраста, пола, генетических факторов и времени суток. 13. Понятие о фармакологическом (фармакокинетическом и фармакодинамическом) и фармацевтическом взаимодействии лекарственных средств. 14. Комбинированное применение лекарственных средств (суммирование, потенцирование, антагонизм и его виды). 15. Особенности действия лекарственных средств при их повторном применении (сенсибилизация, кумуляция, привыкание, тахифилаксия, пристрастие).
Литература 1. Харкевич Д.А. Фармакология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2001. 36-71 с. Дополнительная литература 1. Руководство по фармакологии к практическим занятиям. Под ред. П.А. Галенко-Ярошевского, А.И. Ханкоевой. М.:Изд-во РАМН, 2000. 46-58 с. 2. Балабаньян В.Ю., Решетников С.И. Руководство для подготовки к занятиям по фармакологии. М.: Инфомедиа Паблишер,2000. 9-27 с. 3. Венгеровский А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров. –Томск: SТТ, 1998. 12-53 с. 4. Сергеев П.В., Галенко-Ярошевский П.А., Шимановский Н.Л. Очерки биохимической фармакологии. – М.: «Фарммединфо», 1996. 15-143 с. 5. Базисная и клиническая фармакология: Пер. с англ. / Под ред. Б.Г. Катсунга. В 2-х тт. Том 1.- М.: «Бином, СПб.: «Невский диалект», 2000. 12-100 с. 6. Елинов Н.П., Громова Э.Г. Современные лекарственные препараты: Справочник с рецептурой. – СПб., 2000. 39-45 с. 7. Нил М.Дж. Наглядная фармакология. Серия «Экзамен на отлично»: Пер. с англ. / Под ред. М.А. Демидовой. М., 1999. 8-16 с, 96-99 с.
НА ЭФФЕРЕНТНУЮ ИННЕРВАЦИЮ Занятие 6 ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. Анатомо-физиологические особенности вегетативной нервной системы. 2. Классификация нервных волокон и рецепторов в зависимости от химической природы медиатора. 3. Строение и функции холинергического синапса. Классификация и топография холинореактивных структур. 4. Ацетилхолин, его синтез и инактивация в организме. Ферменты, принимающие участие в обмене ацетилхолина. 5. Классификация средств, влияющих на холинергический синапс. 6. Фармакодинамика М-холиномиметических средств, препараты, показания и противопоказания к их применению. 7. Острое отравление М-холиномиметиками. Меры помощи. 8. М-холиноблокирующие средства: фармакодинамика, препараты, показания и противопоказания к их применению. 9. Острое отравление М-холиноблокаторами, меры помощи. 10. Классификация антихолинэстеразных средств. Характер их взаимодействис с ацетилхолинэстеразой. 11. Фармакодинамика антихолинэстеразных средств. Сравнительная характеристика препаратов, показания и противопоказания к их применению. Особенности действия фосфорорганических соединений. 12. Отличие антихолинэстеразных средств от М-холиномиметиков по механизму и спектру фармакологического действия. 13. Острое отравление антихолинэстеразными средствами. Применение реактиваторов холинэстеразы при отравлениях фоcфороорганическими соединениями.
ЗАДАНИЕ ПО ФАРМАКОТЕРАПИИ Используя табл. 1, выписать рецепты на следующие лекарственные средства: 1) для лечения глаукомы; 2) для купирования приступа бронхиальной астмы; 3) для лечения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки; 4) для профилактики рефлекторной брадикардии; 5)для лечения атриовентрикулярной блокады; 6) для исследования глазного дна; 7) М-холиноблокатор в аэрозоле; 8) для стимуляции перистальтики кишечника в послеоперационном периоде; 9) для устранения спазма гладкой мускулатуры; 10) для определения истинной рефракции при подборе очков; 11) при остром отравлении М-холиноблокаторами; 12) при остром отравлении антихолинэстеразными средствами; 13) при остром отравлении М-холиномиметиками; 14) функциональный антагонист М-холиномиметиков; 15) функциональный антагонист антихолинэстеразных средств; 16) функциональный антагонист М-холиноблокаторов; 17) средство, вводимое перед наркозом для предупреждения бронхоспазма; 18) антихолинэстеразное средство обратимого действия; 19) для лечения невритов; 20) для повышения тонуса скелетных мышц; 21) для улучшения памяти в начальной стадии прогрессирующей деменции.
Таблица 1 Список препаратов для выписывания рецептов
Литература 1. Харкевич Д.А. Фармакология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2001. 92-110 с. 2. Машковский М.Д. Лекарственные средства: в 2-х т., М.: Новая волна 2001. Т. 1, 188-215 с. Дополнительная литература 1. Руководство по фармакологии к практическим занятиям. Под ред. П.А. Галенко-Ярошевского, А.И. Ханкоевой. М.:Изд-во РАМН, 2000. 71-93 с. 2. Балабаньян В.Ю., Решетников С.И. Руководство для подготовки к занятиям по фармакологии. М.: Инфомедиа Паблишер,2000. 33-45 с. 3. Венгеровский А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров. –Томск: SТТ, 1998. 104-126 с. 4. Базисная и клиническая фармакология: Пер. с англ. / Под ред. Б.Г. Катсунга. В 2-х тт. Том 1. - М.: «Бином, СПб.: «Невский диалект», 2000. 101-150 с. 5. Нил М.Дж. Наглядная фармакология. Серия «Экзамен на отлично»: Пер. с англ. / Под ред. М.А. Демидовой. М., 1999. 18-28 с. 6. Фармакология в схемах и таблицах: Справочник / Под ред. С.М. Дроговоз.- Харьков, 2000. 25-26 с. Занятие 7 ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. Топография Н-холинореактивных рецепторов. 2. Классификация лекарственных средств, влияющих на Н-холино-рецепторы. 3. Влияние никотина на центральную нервную, сердечно-сосудистую системы и желудочно-кишечный тракт, особенности его действия на Н-холинорецепторы. 4. Фармакодинамика, показания к применению Н-холиномиметиков. 5. Фармакодинамика и классификация ганглиоблокаторов. 6. Показания к применению ганглиоблокирующих средств. Побочные эффекты, возникающие при их применении. 7. Классификация, механизм действия, показания к применению и побочные эффекты миорелаксантов.
ЗАДАНИЕ ПО ФАРМАКОТЕРАПИИ Используя табл.2, выписать рецепты на следующие лекарственные средства: 1) для управляемой гипотонии; 2) для купирования гипертонического криза; 3) для лечения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки; 4) для расслабления мышц при интубации; 5) для лечения отека легких; 6) для лечения отека головного мозга; 7) миорелаксант кратковременного действия; 8) миорелаксант антидеполяризующего действия; 9) миорелаксант деполяризующего действия; 10) средство, обладающее спазмолитической активностью; 11) для купирования приступа бронхиальной астмы; 12) для расслабления скелетных мышц; 13) ганглиоблокатор кратковременного действия.
Таблица 2 Список препаратов для выписывания рецептов
Литература 1. Харкевич Д.А. Фармакология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2001. 110-123 с. 2. Машковский М.Д. Лекарственные средства: в 2-х т., М.: Новая волна 2001. Т. 1, 216-229 с. Дополнительная литература 1. Руководство по фармакологии к практическим занятиям. Под ред. П.А. Галенко-Ярошевского, А.И. Ханкоевой. М.:Изд-во РАМН, 2000. 71-93 с. 2. Балабаньян В.Ю., Решетников С.И. Руководство для подготовки к занятиям по фармакологии. М.: Инфомедиа Паблишер,2000. 33-45 с. 3. Венгеровский А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров. –Томск: SТТ, 1998. 127-139 с. 4. Базисная и клиническая фармакология: Пер. с англ. / Под ред. Б.Г. Катсунга. В 2-х тт. Том 1.- М.: «Бином, СПб.: «Невский диалект», 2000. 123-129 с, 150-153 с, 493-505 с. 5. Нил М.Дж. Наглядная фармакология. Серия «Экзамен на отлично»: Пер. с англ. / Под ред. М.А. Демидовой. М., 1999. 18-28 с. 6. Фармакология в схемах и таблицах: Справочник / Под ред. С.М. Дроговоз.- Харьков, 2000. 26-28 с.
Занятие 8 ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. Анатомо-физиологические особенности адренергического синапса. Биосинтез и инактивация адренергического медиатора. 2. Классификация и локализация адренореактивных рецепторов. 3. Классификация и локализация дофаминергических рецепторов 4. Классификация лекарственных средств, действующих на адренергический синапс. 5. Классификация адреномиметиков. 6. Фармакодинамика адреналина, в том числе его влияние на энергетический обмен. Особенности действия адреналина на сердечно-сосудистую систему при подкожном и внутривенном введениях, показания, противопоказания к применению и побочные эффекты адреналина. 7. Фармакодинамика норадреналина. Особенности действия норадреналина на сердечно-сосудистую систему, показания, противопоказания к применению и побочные эффекты. 8. Фармакодинамика, классификация, показания к применению, противопоказания и побочные эффекты b-адреномиметиков. 9. Фармакодинамика, классификация, показания к применению и побочные эффекты a-адреномиметиков. 10. Фармакодинамика, классификация, показания, противопоказания для применения и побочные эффекты адреномиметиков непрямого типа. 11. Фармакодинамика, показания для применения и побочные эффекты дофаминергических средств. ЗАДАНИЕ ПО ФАРМАКОТЕРАПИИ Используя табл. 3, выписать рецепты на следующие лекарственные средства: 1) для лечения атриовентрикулярной блокады; 2) для купирования приступа бронхиальной астмы; 3) для лечения острого ринита; 4) вазопрессорное средство; 5) для лечения синусовой брадикардии; 6) бронхолитическое средство для ингаляций; 7) для усиления эффекта местных анестетиков; 8) b2-адреномиметик; 9) средство при острой сосудистой слабости; 10) средство для профилактики приступа бронхиальной астмы; 11) a,b- адреномиметик; 12) бронхолитическое средство для внутривенного введения; 13) b-адреномиметик для ингаляций; 14) дофаминомиметическое средство.
Таблица 3 Список препаратов для выписывания рецептов
Литература 1. Харкевич Д.А. Фармакология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2001. 124-136 с,142-143 с. 2. Машковский М.Д. Лекарственные средства: в 2-х т., М.: Новая волна 2001. Т. 1, 230-243 с. Дополнительная литература 1. Руководство по фармакологии к практическим занятиям. Под ред. П.А. Галенко-Ярошевского, А.И. Ханкоевой. М.:Изд-во РАМН, 2000. 94-107 с. 2. Балабаньян В.Ю., Решетников С.И. Руководство для подготовки к занятиям по фармакологии. М.: Инфомедиа Паблишер,2000. 46-49 с. 3. Венгеровский А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров. –Томск: SТТ, 1998. 64-87 с. 4. Базисная и клиническая фармакология: Пер. с англ. / Под ред. Б.Г. Катсунга. В 2-х тт. Том 1.- М.: «Бином, СПб.: «Невский диалект», 2000. 154-174 с. 5. Нил М.Дж. Наглядная фармакология. Серия «Экзамен на отлично»: Пер. с англ. / Под ред. М.А. Демидовой. М., 1999. 24-26 с. 6. Фармакология в схемах и таблицах: Справочник / Под ред. С.М. Дроговоз.- Харьков, 2000. 29-30 с.
Занятие 9 ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. Фармакодинамика, классификация, показания, противопоказания для применения и побочные эффекты b-адреноблокаторов. 2. Фармакодинамика, классификация, показания, противопоказания для применения и побочные эффекты a-адреноблокаторов. 3. Фармакодинамика, классификация, показания, противопоказания для применения и побочные эффекты a,b-адреноблокаторов. 4. Фармакодинамика, показания, противопоказания для применения и побочные эффекты симпатолитиков.
ЗАДАНИЕ ПО ФАРМАКОТЕРАПИИ Используя табл. 4, выписать рецепты на следующие лекарственные средства: 1) для лечения ишемической болезни сердца; 2) для лечения гипертонической болезни; 3) периферический вазодилататор; 4) для лечения хронической сердечной недостаточности; 5) для лечения синусовой тахикардии; 6) a1-адреноблокатор; 7) кардиоселективный b-адреноблокатор; 8) для профилактики приступов стенокардии; 9) гипотензивное средство; 10) для лечения болезни Рейно; 11) неселективный b-адреноблокатор; 12) для лечения тахиаритмии; 13) неселективный a-адреноблокатор; 14) средство при феохромоцитоме.
Таблица 4 Список препаратов для выписывания рецептов
Литература 1. Харкевич Д.А. Фармакология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2001. 137-142 с, 143-147. 2. Машковский М.Д. Лекарственные средства: в 2-х т., М.: Новая волна 2001. Т. 1, 244-263 с. Дополнительная литература 1. Руководство по фармакологии к практическим занятиям. Под ред. П.А. Галенко-Ярошевского, А.И. Ханкоевой. М.:Изд-во РАМН, 2000. 94-107 с. 2. Балабаньян В.Ю., Решетников С.И. Руководство для подготовки к занятиям по фармакологии. М.: Инфомедиа Паблишер,2000. 50-54 с. 3. Венгеровский А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров. –Томск: SТТ, 1998. 88-103 с. 4. Базисная и клиническая фармакология: Пер. с англ. / Под ред. Б.Г. Катсунга. В 2-х тт. Том 1.- М.: «Бином, СПб.: «Невский диалект», 2000. 175-192 с. 5. Нил М.Дж. Наглядная фармакология. Серия «Экзамен на отлично»: Пер. с англ. / Под ред. М.А. Демидовой. М., 1999. 24-26 с. 6. Фармакология в схемах и таблицах: Справочник / Под ред. С.М. Дроговоз.- Харьков, 2000. 29-30 с.
Занятие 10 НА АФФЕРЕНТНУЮ ИННЕРВАЦИЮ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: 1. Изучить фармакологию местноанестезирующих, вяжущих, обволакивающих, адсорбирующих, раздражающих средств. 2. Научиться выписывать рецепты на препараты перечисленных групп.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. Классификация лекарственных средств, действующих в области чувствительных нервных окончаний. 2. Местноанестезирующие средства: фармакодинамика, классификация, препараты. Условие, необходимое для проявления обезболивающего эффекта этой группы лекарственных средств. 3. Сравнительная характеристика местноанестезирующих средств. 4. Фармакодинамика и использование в клинике резорбтивного действия новокаина и других местных анестетиков. 5. Принцип действия и классификация вяжущих средств, показания для их применения. 6. Применение в медицинской практике обволакивающих и адсорбирующих средств. 7. Характеристика средств, стимулирующих рецепторы слизистых оболочек, кожи и подкожных тканей. Принцип действия горчичников.
ЗАДАНИЕ ПО ФАРМАКОТЕРАПИИ Используя табл. 5, выписать рецепты на следующие лекарственные средства: 1) для проводниковой анестезии; 2) для инфильтрационной анестезии; 3) адсорбируюшее средство; 4) обволакивающее средство; 5) вяжущее средство; 6) местноанестезирующее средство; 7) раздражающее средство; 8) при энтероколите; 9) при метеоризме; 10) при отравлении химическими соединениями; 11) при диарее; 12) для стимуляции дыхательного центра.
Таблица 5 Список препаратов для выписывания рецептов
Литература 1. Харкевич Д.А. Фармакология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2001. 92-110 с. 2. Машковский М.Д. Лекарственные средства: в 2-х т., М.: Новая волна 2001. Т. 1, 188-215 с. Дополнительная литература 1. Руководство по фармакологии к практическим занятиям. Под ред. П.А. Галенко-Ярошевского, А.И. Ханкоевой. М.:Изд-во РАМН, 2000. 59-70 с. 2. Балабаньян В.Ю., Решетников С.И. Руководство для подготовки к занятиям по фармакологии. М.: Инфомедиа Паблишер,2000. 28-32 с. 3. Венгеровский А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров. –Томск: SТТ, 1998. 54-63 с. 4. Базисная и клиническая фармакология: Пер. с англ. / Под ред. Б.Г. Катсунга. В 2-х тт. Том 1.- М.: «Бином, СПб.: «Невский диалект», 2000. 483-492 с. 5. Нил М.Дж. Наглядная фармакология. Серия «Экзамен на отлично»: Пер. с англ. / Под ред. М.А. Демидовой. М., 1999. 16-18 с. 6. Фармакология в схемах и таблицах: Справочник / Под ред. С.М. Дроговоз.- Харьков, 2000. 27 с.
Занятие 11 ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. Анатомо-физиологические и биохимические особенности вегетативной нервной системы, ее влияние на функции внутренних органов. 2. Лекарственная регуляция двигательной и секреторной функций желудочно-кишечного тракта. 3. Механизм действия и особенности гипотензивного эффекта ганглиоблокаторов, симпатолитиков, a-адреноблокаторов и b-адреноблокаторов. 4. Механизмы снижения внутриглазного давления различными медиаторными средствами. 5. Возможности фармакологической регуляции функции сердца с помощью медиаторных средств разного типа действия. 6. Механизмы антиангинального, гипотензивного и антиаритмического эффектов b-адреноблокаторов. 7. Механизмы бронхолитического эффекта М-холиноблокаторов, ганглиоблокаторов, b-адреномиметиков, a- и b-адреномиметиков прямого и непрямого действия. 8. Сравнительная характеристика фармакодинамики и показаний к применению антиадренергических средств (симпатолитиков, a-адреноблокаторов и b-адреноблокаторов).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 668; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.012 с.) |