Тема занятия: мочегонные средства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема занятия: мочегонные средства



Факультет: педиатрический

 

Тема занятия: МОЧЕГОННЫЕ СРЕДСТВА

 

2.Значение изучения данной темы: формирование представления о группе диуретических препаратов, применяемых для систематического лечения заболеваний, сопровождающихся задержкой в организме избыточной жидкости, для экстренной помощи при отравлениях, гипертонических кризах и др. тяжелых состояниях.

3.Цель занятия: изучить фармакологию и токсикологию диуретиков с использованием иллюстративного материала, охарактеризовать показания и противопоказания к их применению, освоить выписывание рецептов.

Студент должен знать: фармакологию и токсикологию группы диуретических средств; перечень препаратов группы (некоторые с формой выпуска), показания и противопоказания к их применению.

Студент должен уметь: анализировать эффекты изучаемых средств при помощи графиков, таблиц, диаграмм, решать ситуационные задачи, отвечать на вопросы тестового контроля, выписывать рецепты на препараты в разных лекарственных формах.

Студент должен владеть: навыками узнавания и правильного назначения лекарственных средств, умением выписывать рецепты на препараты соответствующей группы, в том числе для детей и подростков.

Формируемые компетенции: ОК -1, ОК – 8, ПК – 4,ПК 12, ПК – 19, ПК - 20

4. Самоподготовка к занятию.

Цель самоподготовки: студент должен знать МНН, некоторые торговые наименования, дозы и формы выпуска лекарственных средств по теме занятия, их фармакологическую характеристику; студент должен уметь выписывать рецепты на лекарственные средства по теме занятия, анализировать особенности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств; студент должен владеть умением решения ситуационных задач по теме занятия и навыками использования дополнительной литературы, а также интернет - ресурсов.

Работа с методической разработкой кафедры по теме: «Мочегонные средства.».

Базисные разделы для повторения: структура нефрона, механизмы регуляции процессов мочеобразования.

Препараты и теоретические вопросы для подготовки к занятию

Препараты: *фуросемид (лазикс), торасемид (торсид) *маннитол (маннит), *гидрохлортиазид (дихлотиазид), клопамид, индапамид (арифон), *спиронолактон (верощпирон), триамтерен, аминофиллин (эуфиллин).

 

Теоретические вопросы для подготовки к занятию:

1.Мочегонные средства. Определение понятия. Классификация по локализации, механизму действия, скорости развития и выраженности эффекта.

2. Петлевые диуретики. Механизм диуретического и антигипертензивного эффектов. Особенности фармакокинетики. Показания к применению, в том числе у детей с заболеваниями сердца и почек, при острых отравлениях. Побочные и токсические эффекты.

3.Тиазиды и нетиазидные (тиазидоподобные) диуретики. Механизм диуретического и антигипертензивного действия. Отличие препаратов по скорости развития, длительности и выраженности мочегонного эффекта. Экстраренальное действие (индапамид). Показания к применению. Побочные эффекты, их профилактика (препараты калия, сочетание с калийсберегающими мочегонными).

4.Калийсберегающие диуретики. Отличие их по механизму, скорости развития и длительности действия. Показания к применению. Возможные осложнения.

5.Осмодиуретики. Ренальный и экстраренальный компоненты в механизме диуретического действия. Показания и противопоказания к применению.

6.Аминофиллин. Механизм диуретического действия. Показания к применению.Побочные эффекты.

7.Препараты растений с мочегонным действием (лист брусники, лист толокнянки, почечный чай, почки березовые, сборы мочегонные № 1 и № 2, трава хвоща полевого и др.). Использование у детей с целью улучшения функции почек.

Задания для подготовки практической части занятия:

А) Выписать рецепты:

1. Гидрохлортиазид.

2. Клопамид.

3. Фуросемид в таблетках и ампулах.

4. Маннитол.

5. Спиронолактон.

6. Триамтерен.

Б) Уметь выбрать и выписать в рецепте:

1. Диуретик группы тиазидов для лечения гипертонической болезни.

2. Высокоактивный петлевой диуретик.

3. Осмотический диуретик.

4. Антагонист альдостерона.

 

МОЧЕГОННЫЕ СРЕДСТВА

МНН Торговое название Формы выпуска Способ применения МНН Торговое название Формы выпуска Способ применения
*Гидрохлортиазид Hydrochlorthiazide *Дихлотиазид Dichlothiazidum *Табл. по 25, 50 и 100 мг По 1-2 табл. в первой половине дня однократно        
Клопамид Clopamide Клопамид Clopamidum Табл. по 20 мг По 1-2 табл. утром однократно        
Индапамид Indapamide Арифон Arifonum Табл. и капс. по 2,5 мг По 1 табл. (капс.) утром до еды однократно        
*Фуросемид Furosemide *Лазикс Lasix *Табл. по 5, 20, 40, 80 и 500 мг *Р-р 10мг/1мл (1%) в амп. по 1, 2, 5, 10 и 25 мл По 1-2 табл. 1 раз в день   По 2 мл в/венно (в/мышечно) 1 раз в 1-2 дня        
Торасемид Torasemide Торсид Torsid Диувер Diuver   Р-р 5мг/мл (0,5%) в амп по 1мл Табл. по 5 и 10мг По 1-2мл в/венно медленно   По 1 табл 1 раз в день        
*Маннитол Mannitol *Маннит Mannitum *Пор. во флаконах по 30,0     Содержимое флакона раство-рить в 200 мл 5% р-а декстрозы или в воде для инъекций, вводить в/венно струйно, медленно        
*Р-р 150мг/1мл (15%) в амп. по 200 и 400 мл По 200-400 мл в/венно струйно, медленно.
*Р-р 200мг/1мл (20%) в амп. по 500 мл По 500 мл в/венно струйно, медленно
*Спиронолактон Spironolactone *Верошпирон Verospironum *Табл. по 25, 50 и 100 мг По 2-4 табл. 2-4 раза в день        
Триамтерен Triamterene Триамтерен Triamterenum Капс. по 50 мг По 1-2 капс. 1-2 раза в день после еды        
Аминофиллин Aminophylline Эуфиллин Euphyllinum Табл. по 150 мг   Р-р 240мг/1мл (24%) в амп. по 1 мл   Р-р 24мг/1мл (2,4%) в амп. по 10 мл По 1 табл. 2-3 раза в день после еды По 1 мл в/мышечно 1-2 раза в день   По 5-10 мл в/венно медленно, растворив в 20 мл 20% р-ра декстрозы        

 

Примеры обучающих ситуационных задач с эталонами ответов.

Определите препарат:

1.Препарат при внутривенном введении оказывает практически мгновенный сильный эффект. При пероральном приеме действует через 30 минут. Может применяться при отеке мозга, легких (любого происхождения), для купирования гипертонического криза, а также и при системных отеках. Может вызвать гипокалиемию, гипокальциемию, обладает ототоксичностью. (Ответ: фуросемид).

2.Препарат действует на всем протяжении нефрона, а также экстраренально, вводится внутривенно, выраженный эффект развивается через 10-15 минут. Используется при экстренной помощи, но противопоказан при сердечных отеках и гипертоническом кризе. (Ответ: маннитол).

3. Препарат вводится перорально, эффект проявляется через несколько дней, действие слабое. Показания – терапия хронических системных отеков, гипертонической болезни. Может применяться для коррекции гипокалиемии при назначении дихлотиазида.

(Ответ: спиронолактон).

Рекомендованная литература.

Основная:

Харкевич Д.А. - Фармакология. Учебник - 10-е изд., М., ГЭОТАР-Медиа, 2009. -752 с.

Дополнительная:

1. Харкевич Д.А. - Основы фармакологии. Учебник – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. – 720 с.

Блок информации разработанной на кафедре:

1.Данилова В.К., Вдовина Г.П. - Пособие к практическим занятиям по фармакологии для студентов медицинских вузов (факультетов).- Пермь: ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава, 2012.- Ч. 2. – 160 с.

 

Утверждаю зав. каф. фармакологии, проф. Г.П. Вдовина «___»______________

ГБОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Минздрава России

Кафедра фармакологии

Методическая разработка для студентов

Курс - III семестр - V

Факультет: педиатрический

СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ.

КАРДИОТОНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

МНН Торговые названия препаратов Формы выпуска Способ применения
*Дигоксин Digoxin *Дигоксин Digoxinum *Табл. по 0,25 мг *Р-р 0,25мг/мл (0,025%) в амп по 1мл   По 1 табл. 1-3 раза в день По 1 мл в 10 мл 5% р-ра декстрозы в/венно медленно 1-2 раза в день
*Строфантин К Strophanthin К *Строфантин Strophanthinum   *Р-р 0,5мг/мл (0,05%) в амп по 1мл   По 0,5-1 мл в 10 мл 5% р-ра декстрозы в/венно медленно 1-2 раза в день
*Коргликон Corglycon *Коргликон Corglyconum *Р-р 0,6мг/мл (0,06%) в амп по 1мл   По 0,5-1 мл в 10 мл 5% р-ра декстрозы в/венно медленно 1-2 раза в день
Адонизид Adonisid Адонизид Adonisidum Фл. по 15 мл   По 20 – 40 капель 2-3 раза в день за 30 мин. до еды
Калия и магния аспарагинат Kalii et magnii asparaginas Панангин (Аспаркам)Panangin (Asparkam) Табл. и драже сложного состава По 1 табл. (драже) 2-3 раза в день
  Р-р в амп. по 5 и 10 мл   По 10-20 мл в 100 мл 5% р-ра декстрозы в/венно капельно
*Атропин Atropine *Атропина сульфат Atropini sulfas Р-р 1мг/мл (0,1%) в амп по 1мл   По 1 мл п/кожно (в/мышечно) 1-3 раза в день
Фенитоин Phenytoin Дифенин Dipheninum Табл. по 117 мг По 1 табл. 2-3 раза в день  
*Допамина гидрохлорид Dopamine hydrochloride *Дофамин Dofaminum *Р-р 5мг/мл (0,5%) 10мг/мл (1%) в амп по 2мл По 2 мл в/венно капельно в 125 мл 5% р-ра декстрозы.
*Р-р 40мг/мл (4%) в амп по 5мл   По 5 мл в/венно капельно в 400 мл 5% р-ра декстрозы
Добутамин Dobutamine Добутамин Dobutaminum Порошок во фл. по 0,25 Содержимое фл. в/венно капельно в 500 мл 5 % р-ра декстрозы
Милринон Milrinone Милринон Milrinonum Р-р 1мг/мл (0,1%) в амп по 10мл   По 10 мл в/венно капельно в 500 мл 0,9% р-ра натрия хлорида
Левосимендан Levosimendan   Левосимендан Levosimendan Симдакс Simdax Р-р 2.5мг/мл (0,25%) в амп по 10мл   Сод.1амп. в/венно капельно в 500 мл 5% р-ра декстрозы

Обучающие ситуационные задачи с эталоном ответа:

1. Больного с хронической сердечной недостаточностью и выраженными отеками лечили препаратами наперстянки. Для ускорения ликвидации отеков был также назначен мочегонный препарат – дихлотиазид, после чего у больного появились признаки интоксикации сердечными гликозидами. Причина интоксикации и меры для её предупреждения?

Ответ: Причиной появления признаков интоксикации сердечными гликозидами является гипокалиемия, вызванная дихлотиазидом. Для предупреждения гипокалиемии следует назначать препарат калия и магния аспаркам.

2. Определите препарат: Негликозидный кардиотоник. Повышает сродство тропонина к Са2+ (сенситизатор Са), что облегчает взаимодействие актина с миозином. Расширяет коронарные и периферические сосуды, увеличивает доставку кислорода к сердцу и уменьшает пред- и постнагрузку миокарда. Вводится внутривенно при ОСН. Ответ: левосимендан.

Рекомендованная литература.

Основная:

1.Харкевич Д.А. - Фармакология. Учебник - 10-е изд., М., ГЭОТАР-Медиа, 2009. -752 с.

Дополнительная:

1. Харкевич Д.А. - Основы фармакологии. Учебник – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. – 720 с.

Блок информации разработанной на кафедре:

1. Данилова В.К., Вдовина Г.П. - Пособие к практическим занятиям по фармакологии для студентов медицинских вузов (факультетов).- Пермь: ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава, 2012.- Ч. 2. – 160 с.

2. Общая рецептура (для студентов медицинских вузов, факультетов, медицинских и фармацевтических колледжей). Учеб. пособие./Сост. В.К. Данилова, Г.М.Вдовина, М.В. Осинцева, Т.А.Капитоненко и др. - Пермь: ГБОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Минздравсоцразвития России, 2012. – 70 с.

Интернет ресурсы

1. www.carduodrug.ru (Доказательная фармакотерапия в кардиологии);

2. http://www.ros-med.info/price-reestr/results.php?action=search-price (МНН и формы выпуска).

3. http://www.abc-gid.ru/drugs/reestr/alph/%D4/ http://www.abc-gid.ru/drugs/reestr/ Государственный реестр лекарственных средств РФ

4. http://www.abc-gid.ru/drugs/reestr/alph/%CA/23/ (Журнал АВС - Государственный Реестр лекарственных средств РФ)

5. http://www.vidal.ru/ (Справочник ВИДАЛЬ)

 

 

Утверждаю

зав. каф. фармакологии,

проф. Г.П. Вдовина

«____»_________________

ГБОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Минздрава России

Кафедра фармакологии

Методическая разработка для студентов

Курс – III cеместр – VI

Факультет: педиатрический

Тема занятия: СРЕДСТВА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ НЕДОСТАТОЧНОСТИ КОРОНАРНОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ (АНТИАНГИНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА).

2. Значение изучения темы. Формирование представления о фармакологических и токсических свойствах средств, широко применяемых для лечения ишемической болезни сердца, являющейся одной из наиболее частых причин развития инфаркта миокарда, инвалидности и смертности населения.

3. Цель занятия: изучить фармакологию и токсикологию антиангинальных средств с использованием иллюстративного материала, охарактеризовать показания и противопоказания к их применению, освоить выписывание препаратов.

Студент должен знать: фармакологию и токсикологию группы антиангинальных средств, перечень препаратов группы (некоторые с формой выпуска), показания и противопоказания к их применению

Студент должен уметь: анализировать эффекты антиангинальных средств в графиках, таблицах, слайдах; выписывать рецепты на препараты в различных формах выпуска; решать фармакотерапевтические задачи.

Студент должен владеть: навыками назначения и выписывания лекарственных препаратов данной фармакологической группы.

Формируемые компетенции: ОК -1, ОК – 8, ПК – 4,ПК 12, ПК – 19, ПК - 20

4. Самоподготовка к занятию:

Цель самоподготовки: студент должен знать МНН, торговые наименования и формы выпуска лекарственных средств по теме занятия, их фармакологическую характеристику; студент должен уметь выписывать рецепты в соответствующей лекарственной форме, анализировать особенности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных препаратов; студент должен владеть навыками решения ситуационных задач по теме занятия, основами пользования дополнительной литературой и интернет ресурсами. Работа с методической разработкой кафедры по теме: «Средства, применяемые при недостаточности коронарного кровообращения (Антиангинальные средства)».

Базисные разделы для повторения:регуляция коронарного кровообращения, физиология сердечно-сосудистой системы, патофизиология стенокардии; правила выписывания лекарственных препаратов.

 

Вопросы и препараты для подготовки к занятию:

Препараты: *нитроглицерин (* сустак,нитронг, тринитролонг), изосорбида динитрат (нитросорбид, изокет), изосорбида мононитрат (эфокс, моночинкве), *пропранолол (анаприлин), ивабрадин (кораксан), нифедипин (коринфар, фенигидин), амлодипин, *дилтиазем, триметазидин (предуктал), *валидол.

 

Теоретические вопросы для подготовки к занятию:

1. Антиангинальные средства. Определение понятия. Классификация.

2. Органические нитраты: препараты группы нитроглицерина и изосорбидов. Механизм антиангинального действия. Сравнительная характеристика препаратов по путям введения (биодоступность!), длительности и выраженности эффектов. Показания к применению. Побочные эффекты.

3. β-адреноблокаторы и другие брадикардические препараты (ивабрадин). Механизмы антиангинального действия, показания к применению, побочные эффекты.

4. Блокаторы кальциевых каналов. Механизмы антиангинального действия. Сравнительная характеристика нифедипина, амлодипина, дилтиазема по влиянию на сердце, сосуды, АД. Показания к применению. Побочные эффекты.

5. Средства, рефлекторно устраняющие коронароспазм. Особенность действия валидола. Показания к применению, в том числе у детей в качестве седативного средства.

6. Средства, улучшающие метаболизм миокарда (кардиопротекторы). Триметазидин.

7. Фармакотерапия инфаркта миокарда. Применение наркотических анальгетиков, противоаритмических, фибринолитических, седативных веществ. Нормализация гемодинамики.

Задания для подготовки практической части занятия:

I. Выписать рецепты:

1. Нитроглицерин в таблетках и капсулах.

2. Сустак-форте

3. Тринитролонг.

4. Триметазидин.

5. Изосорбида динитрат в таблетках.

6. Изосорбида мононитрат в капсулах.

7. Нифедипин в таблетках.

II. Уметь выбрать и выписать в рецепте:

1. Средство для купирования приступа стенокардии.

2. Препарат нитроглицерина длительного действия.

3. β- адреноблокатор для лечения стенокардии

4. Блокатор Са каналов для лечения стенокардии.

 

АНТИАНГИНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

МНН Торговые названия препарата Формы выпуска Способ применения
*Нитроглице-рин Nitroglycerine   *Нитроглицерин Nitroglycerinum   *Табл. по 0,1; 0,25 и 0,5 мг По 1-2 таблетки под язык во время приступа
Р-р масляный10мг/мл (1%) в капс. по 0,05 и 0,1 мл По 1-2 капсулы под язык во время приступа
Р-р спиртовый 10мг/мл (1%) во фл. по 5 мл По 2-3 капли на кусочек сахара под язык во время приступа
Р-р 1мг/мл (0,1%) в амп по 10мл По 10 мл в/венно капельно в 100 мл 0,9% р-ра натрия хлорида
Аэрозоль (спрей) По 1-2 дозы под язык во время приступа
*Нитроглице-рин Nitroglycerine   Нитронг-мите Нитронг- форте Nitrong-mite Nitrong –forte Табл., содержащие 2,5 и 6,5 мг нитроглицерина   По 1-2 табл. внутрь 2-3 раза в день перед едой    
*Сустак – мите *Сустак - форте Sustac-mite Sustac-forte Табл., содержащие 2,6 и 6,4 мг нитроглицерина По 1-2 табл. внутрь 3-4 раза в день перед едой
Тринитролонг Trinitrolongum Пленки, содержащие 1 и 2 мг нитроглицерина Приклеивать пленку к слизис­той десны 4-5 раз в день
Изосорбида динитрат Isosorbide dinitrate   Изосорбида динитрат Isosorbide dinitrate Нитросорбид Nitrosorbidum Изокет Isoket Табл. по 5; 10 и 20 мг   Капс. (ретард) по 20; 40 и 60 мг Аэрозоль (спрей)   Р-р 1мг/мл (0,1%) во фл. по 10мл По 1-2 табл. внутрь 3-4 раза в день По 1 капсуле 2 раза в день   По 1-2 дозы под язык во время приступа По 5-10 мл в/венно капельно в 100-200 мл 0,9% р-ра
Изосорбида мононитрат Isosorbide mononitratе   Изосорбида мононитрат Isosorbide mononitratе Эфокс Efox Моночинкве Monocinque Табл. по 20 и 40 мг Капс. по 40 и 60 мг По 1-2 табл. (капс.) 2 -3 раза в день
*Пропранолол Propranolol Анаприлин Anaprilinum *Табл. по 10; 40 и 80 мг *Р-р 2,5мг/мл (0,25%) в амп по 1мл *Р-р 1мг/мл (0,1%) в амп по 5мл По 1 табл. 3-4 раза в день По 1-5 мл в/венно медленно в 10-20 мл 5% р-ра декстрозы.
Ивабрадин Ivabradine Кораксан Coraxan Табл. по 5мг и 7,5 мг   По 1 табл. 2 раза в день
Нифедипин Nifedipine   Нифедипин Nifedipinum Коринфар Corinfar Табл., драже по 10 и 20 мг   Табл. и капс.-ретард по 20; 30 и 40 мг   По 1- 2 табл. (драже) 3 раза в день По 1 табл. или капс. 1-2 раза в день
Амлодипин Amlodihine Амлодипин Amlodihinum Табл. по 2,5мг 5мг и 10 мг По 1-2 табл. 1 раз в день
*Дилтиазем Diltiazem *Дилтиазем Diltiazemum Табл. по 30; 60; 90 и 120 мг По 1 таблетке 3-4 раза в день  
Триметазидин Trimetazidine Предуктал Preductal Табл. по 20 мг По 1 табл. 2 раза в день
Левоментола раствор в ментил изовалерате Levomenthol solution in menthyl isovalerate *Валидол Validolum   *Табл. сложного состава *Р-р во фл. по 5 мл   По 1-2 табл. под язык По 3-5 капель на кусочек сахара под язык

 

Интернет ресурсы

1. www.carduodrug.ru (Доказательная фармакотерапия в кардиологии);

2. http://www.ros-med.info/price-reestr/results.php?action=search-price (МНН и формы выпуска).

3. http://www.abc-gid.ru/drugs/reestr/alph/%D4/ http://www.abc-gid.ru/drugs/reestr/ Государственный реестр лекарственных средств РФ

4. http://www.abc-gid.ru/drugs/reestr/alph/%CA/23/ (Журнал АВС - Государственный Реестр лекарственных средств РФ)

5. http://www.vidal.ru/ (Справочник ВИДАЛЬ)

Утверждаю Зав. каф. Фармакологии Проф. Г.П. Вдовина «____»_____________

ГБОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Минздрава России

Кафедра фармакологи

Методическая разработка для студентов

 

Курс – III cеместр – V1

Факультет педиатрический

СРЕДСТВА

2. Значение изучения темы. Формирование представления о фармакологических и токсических свойствах лекарственных препаратов, актуальных для лечения различных стадий гипертонической болезни и купирования гипертонического криза.

3. Цель занятия: изучить фармакологию и токсикологию гипотензивных (антигипертензивных) средств с использованием иллюстративного материала, охарактеризовать показания и противопоказания к их применению, освоить выписывание препаратов.

Студент должен знать: фармакологию и токсикологию группы гипотензивных (антигипертензивных) средств, перечень препаратов группы (некоторые с формой выпуска), показания и противопоказания к их применению.

Студент должен уметь: анализировать эффекты гипотензивных (антигипертензивных) средств в графиках, таблицах, слайдах; выписывать рецепты на препараты в различных формах выпуска; решать фармакотерапевтические задачи.

Студент должен владеть: навыками назначения и выписывания лекарственных препаратов данной фармакологической группы, в том числе для подростков.

Формируемые компетенции: ОК -1, ОК – 8, ПК – 4,ПК 12, ПК – 19, ПК - 20 4. Самоподготовка к занятию:

Цель самоподготовки: студент должен знать МНН, торговые наименования и формы выпуска лекарственных средств по теме занятия, их фармакологическую характеристику; студент должен уметь выписывать рецепты в соответствующей лекарственной форме, анализировать особенности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных препаратов; студент должен владеть навыками решения ситуационных задач по теме занятия, основами пользования дополнительной литературой и Интернет ресурсами.

Работа с методической разработкой кафедры по теме: «Антигипертензивные средства».

Базисные разделы для повторения: значение центральных структур (бульбарный СДЦ), симпатической нервной системы и гуморальных факторов в регуляции артериального давления; роль катехоламинов и ренин-ангиотензин-альдостероновой системы в возникновении артериальной гипертензии; адренергический синапс, адрено-, имидазолин- и ангиотензиновые рецепторы, их разновидности; антиадренергические средства; правила выписывания лекарственных препаратов.

Вопросы и препараты для подготовки к занятию

Препараты:

Нейротропные АГТ средства: *клонидин (клофелин), метилдофа, моксонидин (физиотенз), резерпин (адельфан), *празозин, доксазозин, пропранолол (анаприлин), *метопролол, атенолол, карведилол, бисопролол (конкор);

АГТ средства, влияющие на РААС: каптоприл (капотен), *эналаприл (ренитек), лизиноприл (диротон), периндоприл (престариум), лозартан (козаар);

Миотропные сосудорасширяющие средства: нифедипин (коринфар), *амлодипин, натрия нитропруссид, *магния сульфат;

Диуретики: гидрохлортиазид (дихлотиазид), индапамид (арифон).

 

Теоретические вопросы для подготовки к занятию:

 

1. Антигипертензивные (АГТ) средства. Определение понятия. Классификация по

локализации и механизму действия.

2. АГТ средства центрального действия. Локализация и механизм гипотензивного эффекта, особенности фармакокинетики препаратов, показания к применению, побочные эффекты. Принципиальное отличие моксонидина как агониста имидазолиновых рецепторов от клонидиина.

3.Нейротропные АГТ средства периферического действия: группы, препараты. Механизмы гипотензивного действия: влияние α-АР сосудов, b-АР сердца, сосудов, ЮГА почек, Н-ХР симпатических ганглиев. Особенности фармакокинетики препаратов группы. Показания к применению. Побочные эффекты. 4. Ингибиторы ренин-ангиотензин-альдостероновай системы (РААС): группы, препараты. Значение блокады АПФ и АТ1 рецепторов для развития антигипертензивного эффекта. Отличие препаратов по скорости развития, длительности, выраженности гипотензивного действия и побочным эффектам. Показания к применению. Возможность использования блокаторов АПФ в педиатрии.

5.Блокаторы кальциевых каналов (БКК). Механизм антигипертензивного действия. Особенности влияния на сердечно-сосудистую систему производных фенилалкиламина (верапамил), дигидропиридина (нифедипин, амлодипин, нимодипин), бензотиазепина (дилтиазем) и циннаризина, различие по показания к применению (гипертония, ИБС, тахиаритмии, нарушение мозгового кровообращения). Побочные эффекты. 6. Миотропные АГТ средства (натрия нитропруссид, дибазол, магния сульфат). Механизм антигипертензивного действия. Особенности фармакокинетики препаратов. Показания к применению. Побочные эффекты. 7.Механизм гипотензивного действия диуретиков (влияние на ОЦК, чувствительность рецепторов сосудистой стенки). Практическое использование, возможность применения для лечения детей и подростков с повышенным артериальным давлением. Целесообразность сочетания с ингибиторами РААС, нейротропными и миотропными АГТ средствами.

Задания для подготовки практической части занятия ( для выполнения задания используйте таблицу «Антигипертензивные средства»).

I. Выписать рецепты:

1. Амлодипин в таблетках.

2. Моксонидин в таблетках.

3. Клонидин в таблетках и ампулах.

4. Магния сульфат в ампулах;

5. Эналаприл в таблетках.

II. Уметь выбрать и выписать в рецептах:

1. Средство помощи миотропного типа действия при гипертоническом кризе.

2. Средство помощи нейротропного типа действия при гипертоническом кризе.

3. β-адреноблокатор для систематического лечения гипертонической болезни.

4. α-адреноблокатор для систематического лечения гипертонической болезни.

5. Ингибитор РААС.

 

АНТИГИПЕРТЕНЗИВНЫЕ СРЕДСТВА

 

МНН Торговые названия Форма выпуска Способ применения
*Клонидин Clonidine *Клофелин Clophelinum *Табл. по 0,075; 0,15 и 0,3 мг *Р-р 0,1мг/мл (0,01%) в амп. по 1 мл     По 1 табл. 3-4 раза в день По 0,5-1 мл п/кожно, в/мышечно или в/венно медленно в 10-20 мл 0,9% р-ра натрия хлорида
Метилдофа Methyldopa   Метилдофа Methyldopha   Табл. по 250 и 500 мг   Р-р 50мг/мл (5%) в амп. по 1 мл     По 1-2 табл. 2-3 раза в день По 1 мл в/венно капельно в 100 мл 5% р-ра декстрозы 1 раз в день  
Моксонидин Moxonidine   Моксонидин Moxonidinum Физиотенз Physiotens Табл. по 0,2; 0,3 и 0,4 мг     По 1 табл. 1 раз в день  
Резерпин Reserpine   Резерпин Reserpinum Адельфан Adelphanum   Табл. по 0,1 и 0,25 мг   Табл. сложного состава По 1-2 табл. 1-4 раза в день после еды По 1-2 табл. 3 раза в день  
*Празозин Prazosin   *Празозин Prazosinum   *Табл. по 1; 2 и 5 мг   По 1 табл. 2-3 раза в день  
       
Доксазозин Doxazosin   Доксазозин Doxazosinum   Табл. по 2; 4 и 8 мг     По 0,5-1 табл. 1 раз в день  
       
Пропранолол Propranolol   Анаприлин Anaprilinum Табл. по 10; 40 и 80 мг Р-р 2,5мг/мл (0,25%) в амп по 1мл Р-р 1мг/мл (0,1%) в амп по 5мл   По 1 табл. 3-4 раза в день По 1-5 мл п/кожно, в/мышечно или в/венно медленно в 10-20 мл 5% р-ра декстрозы.
       
*Метопролол Мetoprolol   *Метопролол Metoprololum   *Табл. по 25; 50 и 100 мг   *Р-р 1мг/мл (0,1%) в амп. по 5 мл По 1-2 табл. 2-3 раза в день По 5 мл в/венно медленно
Атенолол Atenolol   Атенолол Atenololum   Табл. по 25; 50 и 100 мг По 1 табл. 1-2 раза в день
Карведилол Carvedilol   Карведилол Carvedilolum   Табл. по 12,5 и 25 мг По 1 табл. 1 раз в день
       
Бисопролол Bisoprolol Бисопролол Bisoprololum Конкор Concor Табл. по 5 и 10 мг По 1 табл. 1 раз в день
       
Каптоприл Captopril   Каптоприл Captoprilum Капотен Capotenum Табл. по 12,5; 25; 50 и 100 мг По 1-2 табл. 3 раза в день
*Эналаприл Enalapril   *Эналаприл Enalapril Ренитек Renitek *Табл. по 2,5; 5; 10 и 20 мг *Р-р 1,25мг/мл (0,125%) в амп. по 1 мл По 1 табл. 1-2 раза в день По 1 мл в/венно медленно
Лизиноприл Lisinopril Лизиноприл Lisinoprilum Диротон Dirotonum Табл. по 5; 10 и 20 мг   По 1 табл. 1-2 раза в день  
Периндоприл Perindopril Периндоприл Perindoprilum Престариум Prestarium Табл. по 2 и 4 мг По 1 табл. 1 раз в день
Лозартан Losartan   Лозартан Losartanum Козаар Cozaar Табл. по 12,5 и 50 мг По 1 табл. 1 раз в день
Нифедипин Nifedipine   Нифедипин Nifedipinum Коринфар Corinfar Табл., драже по 10 и 20 мг Табл. и капс.ретард по 20; 30 и 40 мг По 1- 2 табл. (драже) 3 раза в день По 1 табл. или капс. 1-2 раза в день
*Амлодипин Amlodihine *Амлодипин Amlodihinum *Табл. по 2,5; 5 и 10 мг По 1-2 табл. 1 раз в день
Натрия нитропруссид Sodium nitroprusside Натрия нитропруссид Natrii nitroprussidum   Пор. в амп. по 25 и 50мг Содержимое ампулы в/венно капельно, растворив в 250-1000мл 5% р-ра декстрозы
*Магния сульфат Magnesium sulfate *Магния сульфат Magnii sulfas *Р-р 200мг/мл (20%) и 250мг/мл (25%) в амп. по 5, 10 и 20 мл По 5-10 мл в/мышечно или в/венно медленно
Гидрохлортиазид Hydrochlorthiazide Дихлотиазид Dichlothiazidum Табл. по 25; 50 и 100 мг По 1 табл. утром
Индапамид Indapamide Индапамид Indapamidum Арифон Arifon Табл. и капс. по 2,5 мг Табл. ретард по 1,25 мг По 1 табл. (капс.) утром
         

 

Обучающая ситуационная задача с эталоном ответа:

1.Определите препарат: центральный адреномиметик, снижает тонус вазомоторного центра и уменьшает симпатическое влияние на сердце и сосуды. Применяется как для лечения гипертонической болезни, так и купирования гипертонических кризов. Обладает седативным, снотворным, анальгетическим эффектами, потенцирует действие этилового спирта. При резкой отмене препарата может развиться гипертонический криз.

Ответ: клонидин

2. Определите препарат: угнетает активность ангиотензинпревращающего фермента и образование ангиотензина II, не является пролекарством, действует длительно, используется для систематического лечения гипертонической болезни и сердечной недостаточности.

Ответ: лизиноприл

 

Рекомендованная литература.

Основная:

1. Харкевич Д.А. - Фармакология. Учебник - 10-е изд., М., ГЭОТАР-Медиа, 2009. -752 с.

Дополнительная:

1. Харкевич Д.А. - Основы фармакологии. Учебник – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. – 720 с.

Блок информации разработанной на кафедре:

1.Данилова В.К., Вдовина Г.П. - Пособие к практическим занятиям по фармакологии для студентов медицинских вузов (факультетов).- Пермь: ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава, 2012.- Ч. 2. – 160 с.

Утверждаю зав. каф. фармакологии, проф. Г.П. Вдовина «___»______________

ГБОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Минздрава России

Кафедра фармакологии

Методическая разработка для самостоятельной работы студентов

Курс -III семестр -V1

Факультет: педиатрический

 

Примеры обучающих ситуационных задач с эталонами ответов.

Определите препарат:

1.Адреномиметик с самым сильным прессорным эффектом, действует коротко, при подкожном применении может вызвать некроз в месте введения. Противопоказан при кардиогенном и гиповолемическом шоке. (Ответ: Норэпинефрин).

2.Препарат – аналог эндогенного вещества. Действует на чувствительные к нему рецепторы сосудов, повышая их тонус; стимулирует продукцию альдостерона, усиливает выделение адреналина из надпочечников. Действует гипертензивно в течение 2-3 минут, может применяться капельно длительно при острой гипотензии.

(Ответ: Ангиотензинамид).

Рекомендованная литература.

Основная:

1. Харкевич Д.А. - Фармакология. Учебник - 10-е изд., М., ГЭОТАР-Медиа, 2009. -752 с.

Дополнительная:

1. Харкевич Д.А. - Основы фармакологии. Учебник – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. – 720 с.

5. План самоподготовки.

Самостоятельный разбор материала студентами.

Самопроверка знаний по тестовым заданиям.

Место проведения занятия: компьютерный класс кафедры фармакологии, библиотека академии.

Длительность самоподготовки: 2 часа.

Оснащение занятия по самоподготовке: учебная литература, интернет ресурсы.

Форма отчетности: конспект по теме занятия, презентация по теме занятия, оценка тесто вого контроля на компъютере

 

Утверждаю зав. каф. фармакологии, проф. Г.П. Вдовина «___»______________

ГБОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Минздрава России

Кафедра фармакологии

Методическая разработка для студентов

Курс -III семестр -V1

Факультет: педиатрический

Интернет ресурсы

6. www.carduodrug.ru (Доказательная фармакотерапия в кардиологии);

7. http://www.ros-med.info/price-reestr/results.php?action=search-price (МНН и формы выпуска).

8. http://www.abc-gid.ru/drugs/reestr/alph/%D4/ http://www.abc-gid.ru/drugs/reestr/ Государственный реестр лекарственных средств РФ

9. http://www.abc-gid.ru/drugs/reestr/alph/%CA/23/ (Журнал АВС - Государственный Реестр лекарственных средств РФ)

10. http://www.vidal.ru/ (Справочник ВИДАЛЬ)

    Утверждаю зав. каф. фармакологии, проф. Г.П. Вдовина «___»______________

ГБОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Минздрава России

Кафедра фармакологии

Методическая разработка для самостоятельной работы студентов

Курс -III семестр -V1

Факультет: педиатрический

Интернет ресурсы

11. www.carduodrug.ru (Доказательная фармакотерапия в кардиологии);

12. http://www.ros-med.info/price-reestr/results.php?action=search-price (МНН и формы выпуска).

13. http://www.abc-gid.ru/drugs/reestr/alph/%D4/ http://www.abc-gid.ru/drugs/reestr/ Государственный реестр лекарственных средств РФ

14. http://www.abc-gid.ru/drugs/reestr/alph/%CA/23/ (Журнал АВС - Государственный Реестр лекарственных средств РФ)

15. http://www.vidal.ru/ (Справочник ВИДАЛЬ)

 

Утверждаю

зав. каф. фармакологии, проф. Г.П. Вдовина

«___»______________

ГБОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Минздрава России

Кафедра фармакологии

Методическая разработка для студ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.197 с.)