Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема занятия: мочегонные средства↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Факультет: педиатрический
Тема занятия: МОЧЕГОННЫЕ СРЕДСТВА
2.Значение изучения данной темы: формирование представления о группе диуретических препаратов, применяемых для систематического лечения заболеваний, сопровождающихся задержкой в организме избыточной жидкости, для экстренной помощи при отравлениях, гипертонических кризах и др. тяжелых состояниях. 3.Цель занятия: изучить фармакологию и токсикологию диуретиков с использованием иллюстративного материала, охарактеризовать показания и противопоказания к их применению, освоить выписывание рецептов. Студент должен знать: фармакологию и токсикологию группы диуретических средств; перечень препаратов группы (некоторые с формой выпуска), показания и противопоказания к их применению. Студент должен уметь: анализировать эффекты изучаемых средств при помощи графиков, таблиц, диаграмм, решать ситуационные задачи, отвечать на вопросы тестового контроля, выписывать рецепты на препараты в разных лекарственных формах. Студент должен владеть: навыками узнавания и правильного назначения лекарственных средств, умением выписывать рецепты на препараты соответствующей группы, в том числе для детей и подростков. Формируемые компетенции: ОК -1, ОК – 8, ПК – 4,ПК 12, ПК – 19, ПК - 20 4. Самоподготовка к занятию. Цель самоподготовки: студент должен знать МНН, некоторые торговые наименования, дозы и формы выпуска лекарственных средств по теме занятия, их фармакологическую характеристику; студент должен уметь выписывать рецепты на лекарственные средства по теме занятия, анализировать особенности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств; студент должен владеть умением решения ситуационных задач по теме занятия и навыками использования дополнительной литературы, а также интернет - ресурсов. Работа с методической разработкой кафедры по теме: «Мочегонные средства.». Базисные разделы для повторения: структура нефрона, механизмы регуляции процессов мочеобразования. Препараты и теоретические вопросы для подготовки к занятию Препараты: *фуросемид (лазикс), торасемид (торсид) *маннитол (маннит), *гидрохлортиазид (дихлотиазид), клопамид, индапамид (арифон), *спиронолактон (верощпирон), триамтерен, аминофиллин (эуфиллин).
Теоретические вопросы для подготовки к занятию: 1.Мочегонные средства. Определение понятия. Классификация по локализации, механизму действия, скорости развития и выраженности эффекта. 2. Петлевые диуретики. Механизм диуретического и антигипертензивного эффектов. Особенности фармакокинетики. Показания к применению, в том числе у детей с заболеваниями сердца и почек, при острых отравлениях. Побочные и токсические эффекты. 3.Тиазиды и нетиазидные (тиазидоподобные) диуретики. Механизм диуретического и антигипертензивного действия. Отличие препаратов по скорости развития, длительности и выраженности мочегонного эффекта. Экстраренальное действие (индапамид). Показания к применению. Побочные эффекты, их профилактика (препараты калия, сочетание с калийсберегающими мочегонными). 4.Калийсберегающие диуретики. Отличие их по механизму, скорости развития и длительности действия. Показания к применению. Возможные осложнения. 5.Осмодиуретики. Ренальный и экстраренальный компоненты в механизме диуретического действия. Показания и противопоказания к применению. 6.Аминофиллин. Механизм диуретического действия. Показания к применению.Побочные эффекты. 7.Препараты растений с мочегонным действием (лист брусники, лист толокнянки, почечный чай, почки березовые, сборы мочегонные № 1 и № 2, трава хвоща полевого и др.). Использование у детей с целью улучшения функции почек. Задания для подготовки практической части занятия: А) Выписать рецепты: 1. Гидрохлортиазид. 2. Клопамид. 3. Фуросемид в таблетках и ампулах. 4. Маннитол. 5. Спиронолактон. 6. Триамтерен. Б) Уметь выбрать и выписать в рецепте: 1. Диуретик группы тиазидов для лечения гипертонической болезни. 2. Высокоактивный петлевой диуретик. 3. Осмотический диуретик. 4. Антагонист альдостерона.
МОЧЕГОННЫЕ СРЕДСТВА
Примеры обучающих ситуационных задач с эталонами ответов. Определите препарат: 1.Препарат при внутривенном введении оказывает практически мгновенный сильный эффект. При пероральном приеме действует через 30 минут. Может применяться при отеке мозга, легких (любого происхождения), для купирования гипертонического криза, а также и при системных отеках. Может вызвать гипокалиемию, гипокальциемию, обладает ототоксичностью. (Ответ: фуросемид). 2.Препарат действует на всем протяжении нефрона, а также экстраренально, вводится внутривенно, выраженный эффект развивается через 10-15 минут. Используется при экстренной помощи, но противопоказан при сердечных отеках и гипертоническом кризе. (Ответ: маннитол). 3. Препарат вводится перорально, эффект проявляется через несколько дней, действие слабое. Показания – терапия хронических системных отеков, гипертонической болезни. Может применяться для коррекции гипокалиемии при назначении дихлотиазида. (Ответ: спиронолактон). Рекомендованная литература. Основная: Харкевич Д.А. - Фармакология. Учебник - 10-е изд., М., ГЭОТАР-Медиа, 2009. -752 с. Дополнительная: 1. Харкевич Д.А. - Основы фармакологии. Учебник – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. – 720 с. Блок информации разработанной на кафедре: 1.Данилова В.К., Вдовина Г.П. - Пособие к практическим занятиям по фармакологии для студентов медицинских вузов (факультетов).- Пермь: ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава, 2012.- Ч. 2. – 160 с.
ГБОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Минздрава России Кафедра фармакологии Методическая разработка для студентов Курс - III семестр - V Факультет: педиатрический СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ. КАРДИОТОНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Обучающие ситуационные задачи с эталоном ответа: 1. Больного с хронической сердечной недостаточностью и выраженными отеками лечили препаратами наперстянки. Для ускорения ликвидации отеков был также назначен мочегонный препарат – дихлотиазид, после чего у больного появились признаки интоксикации сердечными гликозидами. Причина интоксикации и меры для её предупреждения? Ответ: Причиной появления признаков интоксикации сердечными гликозидами является гипокалиемия, вызванная дихлотиазидом. Для предупреждения гипокалиемии следует назначать препарат калия и магния аспаркам. 2. Определите препарат: Негликозидный кардиотоник. Повышает сродство тропонина к Са2+ (сенситизатор Са), что облегчает взаимодействие актина с миозином. Расширяет коронарные и периферические сосуды, увеличивает доставку кислорода к сердцу и уменьшает пред- и постнагрузку миокарда. Вводится внутривенно при ОСН. Ответ: левосимендан. Рекомендованная литература. Основная: 1.Харкевич Д.А. - Фармакология. Учебник - 10-е изд., М., ГЭОТАР-Медиа, 2009. -752 с. Дополнительная: 1. Харкевич Д.А. - Основы фармакологии. Учебник – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. – 720 с. Блок информации разработанной на кафедре: 1. Данилова В.К., Вдовина Г.П. - Пособие к практическим занятиям по фармакологии для студентов медицинских вузов (факультетов).- Пермь: ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава, 2012.- Ч. 2. – 160 с. 2. Общая рецептура (для студентов медицинских вузов, факультетов, медицинских и фармацевтических колледжей). Учеб. пособие./Сост. В.К. Данилова, Г.М.Вдовина, М.В. Осинцева, Т.А.Капитоненко и др. - Пермь: ГБОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Минздравсоцразвития России, 2012. – 70 с. Интернет ресурсы 1. www.carduodrug.ru (Доказательная фармакотерапия в кардиологии); 2. http://www.ros-med.info/price-reestr/results.php?action=search-price (МНН и формы выпуска). 3. http://www.abc-gid.ru/drugs/reestr/alph/%D4/ http://www.abc-gid.ru/drugs/reestr/ Государственный реестр лекарственных средств РФ 4. http://www.abc-gid.ru/drugs/reestr/alph/%CA/23/ (Журнал АВС - Государственный Реестр лекарственных средств РФ) 5. http://www.vidal.ru/ (Справочник ВИДАЛЬ)
Утверждаю зав. каф. фармакологии, проф. Г.П. Вдовина «____»_________________ ГБОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Минздрава России Кафедра фармакологии Методическая разработка для студентов Курс – III cеместр – VI Факультет: педиатрический Тема занятия: СРЕДСТВА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ НЕДОСТАТОЧНОСТИ КОРОНАРНОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ (АНТИАНГИНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА). 2. Значение изучения темы. Формирование представления о фармакологических и токсических свойствах средств, широко применяемых для лечения ишемической болезни сердца, являющейся одной из наиболее частых причин развития инфаркта миокарда, инвалидности и смертности населения. 3. Цель занятия: изучить фармакологию и токсикологию антиангинальных средств с использованием иллюстративного материала, охарактеризовать показания и противопоказания к их применению, освоить выписывание препаратов. Студент должен знать: фармакологию и токсикологию группы антиангинальных средств, перечень препаратов группы (некоторые с формой выпуска), показания и противопоказания к их применению Студент должен уметь: анализировать эффекты антиангинальных средств в графиках, таблицах, слайдах; выписывать рецепты на препараты в различных формах выпуска; решать фармакотерапевтические задачи. Студент должен владеть: навыками назначения и выписывания лекарственных препаратов данной фармакологической группы. Формируемые компетенции: ОК -1, ОК – 8, ПК – 4,ПК 12, ПК – 19, ПК - 20 4. Самоподготовка к занятию: Цель самоподготовки: студент должен знать МНН, торговые наименования и формы выпуска лекарственных средств по теме занятия, их фармакологическую характеристику; студент должен уметь выписывать рецепты в соответствующей лекарственной форме, анализировать особенности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных препаратов; студент должен владеть навыками решения ситуационных задач по теме занятия, основами пользования дополнительной литературой и интернет ресурсами. Работа с методической разработкой кафедры по теме: «Средства, применяемые при недостаточности коронарного кровообращения (Антиангинальные средства)». Базисные разделы для повторения:регуляция коронарного кровообращения, физиология сердечно-сосудистой системы, патофизиология стенокардии; правила выписывания лекарственных препаратов.
Вопросы и препараты для подготовки к занятию: Препараты: *нитроглицерин (* сустак,нитронг, тринитролонг), изосорбида динитрат (нитросорбид, изокет), изосорбида мононитрат (эфокс, моночинкве), *пропранолол (анаприлин), ивабрадин (кораксан), нифедипин (коринфар, фенигидин), амлодипин, *дилтиазем, триметазидин (предуктал), *валидол.
Теоретические вопросы для подготовки к занятию: 1. Антиангинальные средства. Определение понятия. Классификация. 2. Органические нитраты: препараты группы нитроглицерина и изосорбидов. Механизм антиангинального действия. Сравнительная характеристика препаратов по путям введения (биодоступность!), длительности и выраженности эффектов. Показания к применению. Побочные эффекты. 3. β-адреноблокаторы и другие брадикардические препараты (ивабрадин). Механизмы антиангинального действия, показания к применению, побочные эффекты. 4. Блокаторы кальциевых каналов. Механизмы антиангинального действия. Сравнительная характеристика нифедипина, амлодипина, дилтиазема по влиянию на сердце, сосуды, АД. Показания к применению. Побочные эффекты. 5. Средства, рефлекторно устраняющие коронароспазм. Особенность действия валидола. Показания к применению, в том числе у детей в качестве седативного средства. 6. Средства, улучшающие метаболизм миокарда (кардиопротекторы). Триметазидин. 7. Фармакотерапия инфаркта миокарда. Применение наркотических анальгетиков, противоаритмических, фибринолитических, седативных веществ. Нормализация гемодинамики. Задания для подготовки практической части занятия: I. Выписать рецепты: 1. Нитроглицерин в таблетках и капсулах. 2. Сустак-форте 3. Тринитролонг. 4. Триметазидин. 5. Изосорбида динитрат в таблетках. 6. Изосорбида мононитрат в капсулах. 7. Нифедипин в таблетках. II. Уметь выбрать и выписать в рецепте: 1. Средство для купирования приступа стенокардии. 2. Препарат нитроглицерина длительного действия. 3. β- адреноблокатор для лечения стенокардии 4. Блокатор Са каналов для лечения стенокардии.
АНТИАНГИНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
Интернет ресурсы 1. www.carduodrug.ru (Доказательная фармакотерапия в кардиологии); 2. http://www.ros-med.info/price-reestr/results.php?action=search-price (МНН и формы выпуска). 3. http://www.abc-gid.ru/drugs/reestr/alph/%D4/ http://www.abc-gid.ru/drugs/reestr/ Государственный реестр лекарственных средств РФ 4. http://www.abc-gid.ru/drugs/reestr/alph/%CA/23/ (Журнал АВС - Государственный Реестр лекарственных средств РФ) 5. http://www.vidal.ru/ (Справочник ВИДАЛЬ)
ГБОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Минздрава России Кафедра фармакологи Методическая разработка для студентов
Курс – III cеместр – V1 Факультет педиатрический СРЕДСТВА 2. Значение изучения темы. Формирование представления о фармакологических и токсических свойствах лекарственных препаратов, актуальных для лечения различных стадий гипертонической болезни и купирования гипертонического криза. 3. Цель занятия: изучить фармакологию и токсикологию гипотензивных (антигипертензивных) средств с использованием иллюстративного материала, охарактеризовать показания и противопоказания к их применению, освоить выписывание препаратов. Студент должен знать: фармакологию и токсикологию группы гипотензивных (антигипертензивных) средств, перечень препаратов группы (некоторые с формой выпуска), показания и противопоказания к их применению. Студент должен уметь: анализировать эффекты гипотензивных (антигипертензивных) средств в графиках, таблицах, слайдах; выписывать рецепты на препараты в различных формах выпуска; решать фармакотерапевтические задачи. Студент должен владеть: навыками назначения и выписывания лекарственных препаратов данной фармакологической группы, в том числе для подростков. Формируемые компетенции: ОК -1, ОК – 8, ПК – 4,ПК 12, ПК – 19, ПК - 20 4. Самоподготовка к занятию: Цель самоподготовки: студент должен знать МНН, торговые наименования и формы выпуска лекарственных средств по теме занятия, их фармакологическую характеристику; студент должен уметь выписывать рецепты в соответствующей лекарственной форме, анализировать особенности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных препаратов; студент должен владеть навыками решения ситуационных задач по теме занятия, основами пользования дополнительной литературой и Интернет ресурсами. Работа с методической разработкой кафедры по теме: «Антигипертензивные средства». Базисные разделы для повторения: значение центральных структур (бульбарный СДЦ), симпатической нервной системы и гуморальных факторов в регуляции артериального давления; роль катехоламинов и ренин-ангиотензин-альдостероновой системы в возникновении артериальной гипертензии; адренергический синапс, адрено-, имидазолин- и ангиотензиновые рецепторы, их разновидности; антиадренергические средства; правила выписывания лекарственных препаратов. Вопросы и препараты для подготовки к занятию Препараты: Нейротропные АГТ средства: *клонидин (клофелин), метилдофа, моксонидин (физиотенз), резерпин (адельфан), *празозин, доксазозин, пропранолол (анаприлин), *метопролол, атенолол, карведилол, бисопролол (конкор); АГТ средства, влияющие на РААС: каптоприл (капотен), *эналаприл (ренитек), лизиноприл (диротон), периндоприл (престариум), лозартан (козаар); Миотропные сосудорасширяющие средства: нифедипин (коринфар), *амлодипин, натрия нитропруссид, *магния сульфат; Диуретики: гидрохлортиазид (дихлотиазид), индапамид (арифон).
Теоретические вопросы для подготовки к занятию:
1. Антигипертензивные (АГТ) средства. Определение понятия. Классификация по локализации и механизму действия. 2. АГТ средства центрального действия. Локализация и механизм гипотензивного эффекта, особенности фармакокинетики препаратов, показания к применению, побочные эффекты. Принципиальное отличие моксонидина как агониста имидазолиновых рецепторов от клонидиина. 3.Нейротропные АГТ средства периферического действия: группы, препараты. Механизмы гипотензивного действия: влияние α-АР сосудов, b-АР сердца, сосудов, ЮГА почек, Н-ХР симпатических ганглиев. Особенности фармакокинетики препаратов группы. Показания к применению. Побочные эффекты. 4. Ингибиторы ренин-ангиотензин-альдостероновай системы (РААС): группы, препараты. Значение блокады АПФ и АТ1 рецепторов для развития антигипертензивного эффекта. Отличие препаратов по скорости развития, длительности, выраженности гипотензивного действия и побочным эффектам. Показания к применению. Возможность использования блокаторов АПФ в педиатрии. 5.Блокаторы кальциевых каналов (БКК). Механизм антигипертензивного действия. Особенности влияния на сердечно-сосудистую систему производных фенилалкиламина (верапамил), дигидропиридина (нифедипин, амлодипин, нимодипин), бензотиазепина (дилтиазем) и циннаризина, различие по показания к применению (гипертония, ИБС, тахиаритмии, нарушение мозгового кровообращения). Побочные эффекты. 6. Миотропные АГТ средства (натрия нитропруссид, дибазол, магния сульфат). Механизм антигипертензивного действия. Особенности фармакокинетики препаратов. Показания к применению. Побочные эффекты. 7.Механизм гипотензивного действия диуретиков (влияние на ОЦК, чувствительность рецепторов сосудистой стенки). Практическое использование, возможность применения для лечения детей и подростков с повышенным артериальным давлением. Целесообразность сочетания с ингибиторами РААС, нейротропными и миотропными АГТ средствами. Задания для подготовки практической части занятия ( для выполнения задания используйте таблицу «Антигипертензивные средства»). I. Выписать рецепты: 1. Амлодипин в таблетках. 2. Моксонидин в таблетках. 3. Клонидин в таблетках и ампулах. 4. Магния сульфат в ампулах; 5. Эналаприл в таблетках. II. Уметь выбрать и выписать в рецептах: 1. Средство помощи миотропного типа действия при гипертоническом кризе. 2. Средство помощи нейротропного типа действия при гипертоническом кризе. 3. β-адреноблокатор для систематического лечения гипертонической болезни. 4. α-адреноблокатор для систематического лечения гипертонической болезни. 5. Ингибитор РААС.
АНТИГИПЕРТЕНЗИВНЫЕ СРЕДСТВА
Обучающая ситуационная задача с эталоном ответа: 1.Определите препарат: центральный адреномиметик, снижает тонус вазомоторного центра и уменьшает симпатическое влияние на сердце и сосуды. Применяется как для лечения гипертонической болезни, так и купирования гипертонических кризов. Обладает седативным, снотворным, анальгетическим эффектами, потенцирует действие этилового спирта. При резкой отмене препарата может развиться гипертонический криз. Ответ: клонидин 2. Определите препарат: угнетает активность ангиотензинпревращающего фермента и образование ангиотензина II, не является пролекарством, действует длительно, используется для систематического лечения гипертонической болезни и сердечной недостаточности. Ответ: лизиноприл
Рекомендованная литература. Основная: 1. Харкевич Д.А. - Фармакология. Учебник - 10-е изд., М., ГЭОТАР-Медиа, 2009. -752 с. Дополнительная: 1. Харкевич Д.А. - Основы фармакологии. Учебник – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. – 720 с. Блок информации разработанной на кафедре: 1.Данилова В.К., Вдовина Г.П. - Пособие к практическим занятиям по фармакологии для студентов медицинских вузов (факультетов).- Пермь: ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава, 2012.- Ч. 2. – 160 с.
ГБОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Минздрава России Кафедра фармакологии Методическая разработка для самостоятельной работы студентов Курс -III семестр -V1 Факультет: педиатрический
Примеры обучающих ситуационных задач с эталонами ответов. Определите препарат: 1.Адреномиметик с самым сильным прессорным эффектом, действует коротко, при подкожном применении может вызвать некроз в месте введения. Противопоказан при кардиогенном и гиповолемическом шоке. (Ответ: Норэпинефрин). 2.Препарат – аналог эндогенного вещества. Действует на чувствительные к нему рецепторы сосудов, повышая их тонус; стимулирует продукцию альдостерона, усиливает выделение адреналина из надпочечников. Действует гипертензивно в течение 2-3 минут, может применяться капельно длительно при острой гипотензии. (Ответ: Ангиотензинамид). Рекомендованная литература. Основная: 1. Харкевич Д.А. - Фармакология. Учебник - 10-е изд., М., ГЭОТАР-Медиа, 2009. -752 с. Дополнительная: 1. Харкевич Д.А. - Основы фармакологии. Учебник – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. – 720 с. 5. План самоподготовки. Самостоятельный разбор материала студентами. Самопроверка знаний по тестовым заданиям. Место проведения занятия: компьютерный класс кафедры фармакологии, библиотека академии. Длительность самоподготовки: 2 часа. Оснащение занятия по самоподготовке: учебная литература, интернет ресурсы. Форма отчетности: конспект по теме занятия, презентация по теме занятия, оценка тесто вого контроля на компъютере
ГБОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Минздрава России Кафедра фармакологии Методическая разработка для студентов Курс -III семестр -V1 Факультет: педиатрический Интернет ресурсы 6. www.carduodrug.ru (Доказательная фармакотерапия в кардиологии); 7. http://www.ros-med.info/price-reestr/results.php?action=search-price (МНН и формы выпуска). 8. http://www.abc-gid.ru/drugs/reestr/alph/%D4/ http://www.abc-gid.ru/drugs/reestr/ Государственный реестр лекарственных средств РФ 9. http://www.abc-gid.ru/drugs/reestr/alph/%CA/23/ (Журнал АВС - Государственный Реестр лекарственных средств РФ) 10. http://www.vidal.ru/ (Справочник ВИДАЛЬ)
ГБОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Минздрава России Кафедра фармакологии Методическая разработка для самостоятельной работы студентов Курс -III семестр -V1 Факультет: педиатрический Интернет ресурсы 11. www.carduodrug.ru (Доказательная фармакотерапия в кардиологии); 12. http://www.ros-med.info/price-reestr/results.php?action=search-price (МНН и формы выпуска). 13. http://www.abc-gid.ru/drugs/reestr/alph/%D4/ http://www.abc-gid.ru/drugs/reestr/ Государственный реестр лекарственных средств РФ 14. http://www.abc-gid.ru/drugs/reestr/alph/%CA/23/ (Журнал АВС - Государственный Реестр лекарственных средств РФ) 15. http://www.vidal.ru/ (Справочник ВИДАЛЬ)
Утверждаю зав. каф. фармакологии, проф. Г.П. Вдовина «___»______________ ГБОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Минздрава России Кафедра фармакологии Методическая разработка для студ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.143 (0.017 с.) |