Обучающие ситуационные задачи с эталоном ответа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучающие ситуационные задачи с эталоном ответа



1.Определите препарат: кардиопротекторное средство, применяется при различных формах ишемической болезни сердца, повышает устойчивость миокарда к гипоксии, нормализует энергетический баланс в зоне ишемии, не влияет на показатели общей гемодинамики.

Ответ: триметазидин.

2. При острой боли в области сердца больной принял сублингвально лекарственный препарат. Приступ боли прошел через минуту, однако сразу же появилась головная боль, головокружение, слабость и больной потерял сознание. Какой препарат принял больной?

Ответ: больной принял нитроглицерин, который вызвал резкое падение артериального давления с явлениями коллапса.

 

Рекомендованная литература.

Основная:

1.Харкевич Д.А. - Фармакология. Учебник - 10-е изд., М., ГЭОТАР-Медиа, 2009. -752 с.

Дополнительная:

1. Харкевич Д.А. - Основы фармакологии. Учебник – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. – 720 с.

Блок информации разработанной на кафедре:

1.Данилова В.К., Вдовина Г.П. - Пособие к практическим занятиям по фармакологии для студентов медицинских вузов (факультетов).- Пермь: ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава, 2012.- Ч. 2. – 160 с.

2. Общая рецептура (для студентов медицинских вузов, факультетов, медицинских и фармацевтических колледжей). Учеб. пособие./Сост. В.К. Данилова, Г.М.Вдовина, М.В. Осинцева, Т.А.Капитоненко и др. - Пермь: ГБОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Минздравсоцразвития России, 2012. – 70 с.

Интернет ресурсы

1. www.carduodrug.ru (Доказательная фармакотерапия в кардиологии);

2. http://www.ros-med.info/price-reestr/results.php?action=search-price (МНН и формы выпуска).

3. http://www.abc-gid.ru/drugs/reestr/alph/%D4/ http://www.abc-gid.ru/drugs/reestr/ Государственный реестр лекарственных средств РФ

4. http://www.abc-gid.ru/drugs/reestr/alph/%CA/23/ (Журнал АВС - Государственный Реестр лекарственных средств РФ)

5. http://www.vidal.ru/ (Справочник ВИДАЛЬ)

Утверждаю Зав. каф. Фармакологии Проф. Г.П. Вдовина «____»_____________

ГБОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Минздрава России

Кафедра фармакологи

Методическая разработка для студентов

 

Курс – III cеместр – V1

Факультет педиатрический

Тема занятия: АНТИГИПЕРТЕНЗИВНЫЕ (АГТ)

СРЕДСТВА

2. Значение изучения темы. Формирование представления о фармакологических и токсических свойствах лекарственных препаратов, актуальных для лечения различных стадий гипертонической болезни и купирования гипертонического криза.

3. Цель занятия: изучить фармакологию и токсикологию гипотензивных (антигипертензивных) средств с использованием иллюстративного материала, охарактеризовать показания и противопоказания к их применению, освоить выписывание препаратов.

Студент должен знать: фармакологию и токсикологию группы гипотензивных (антигипертензивных) средств, перечень препаратов группы (некоторые с формой выпуска), показания и противопоказания к их применению.

Студент должен уметь: анализировать эффекты гипотензивных (антигипертензивных) средств в графиках, таблицах, слайдах; выписывать рецепты на препараты в различных формах выпуска; решать фармакотерапевтические задачи.

Студент должен владеть: навыками назначения и выписывания лекарственных препаратов данной фармакологической группы, в том числе для подростков.

Формируемые компетенции: ОК -1, ОК – 8, ПК – 4,ПК 12, ПК – 19, ПК - 20 4. Самоподготовка к занятию:

Цель самоподготовки: студент должен знать МНН, торговые наименования и формы выпуска лекарственных средств по теме занятия, их фармакологическую характеристику; студент должен уметь выписывать рецепты в соответствующей лекарственной форме, анализировать особенности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных препаратов; студент должен владеть навыками решения ситуационных задач по теме занятия, основами пользования дополнительной литературой и Интернет ресурсами.

Работа с методической разработкой кафедры по теме: «Антигипертензивные средства».

Базисные разделы для повторения: значение центральных структур (бульбарный СДЦ), симпатической нервной системы и гуморальных факторов в регуляции артериального давления; роль катехоламинов и ренин-ангиотензин-альдостероновой системы в возникновении артериальной гипертензии; адренергический синапс, адрено-, имидазолин- и ангиотензиновые рецепторы, их разновидности; антиадренергические средства; правила выписывания лекарственных препаратов.

Вопросы и препараты для подготовки к занятию

Препараты:

Нейротропные АГТ средства: *клонидин (клофелин), метилдофа, моксонидин (физиотенз), резерпин (адельфан), *празозин, доксазозин, пропранолол (анаприлин), *метопролол, атенолол, карведилол, бисопролол (конкор);

АГТ средства, влияющие на РААС: каптоприл (капотен), *эналаприл (ренитек), лизиноприл (диротон), периндоприл (престариум), лозартан (козаар);

Миотропные сосудорасширяющие средства: нифедипин (коринфар), *амлодипин, натрия нитропруссид, *магния сульфат;

Диуретики: гидрохлортиазид (дихлотиазид), индапамид (арифон).

 

Теоретические вопросы для подготовки к занятию:

 

1. Антигипертензивные (АГТ) средства. Определение понятия. Классификация по

локализации и механизму действия.

2. АГТ средства центрального действия. Локализация и механизм гипотензивного эффекта, особенности фармакокинетики препаратов, показания к применению, побочные эффекты. Принципиальное отличие моксонидина как агониста имидазолиновых рецепторов от клонидиина.

3.Нейротропные АГТ средства периферического действия: группы, препараты. Механизмы гипотензивного действия: влияние α-АР сосудов, b-АР сердца, сосудов, ЮГА почек, Н-ХР симпатических ганглиев. Особенности фармакокинетики препаратов группы. Показания к применению. Побочные эффекты. 4. Ингибиторы ренин-ангиотензин-альдостероновай системы (РААС): группы, препараты. Значение блокады АПФ и АТ1 рецепторов для развития антигипертензивного эффекта. Отличие препаратов по скорости развития, длительности, выраженности гипотензивного действия и побочным эффектам. Показания к применению. Возможность использования блокаторов АПФ в педиатрии.

5.Блокаторы кальциевых каналов (БКК). Механизм антигипертензивного действия. Особенности влияния на сердечно-сосудистую систему производных фенилалкиламина (верапамил), дигидропиридина (нифедипин, амлодипин, нимодипин), бензотиазепина (дилтиазем) и циннаризина, различие по показания к применению (гипертония, ИБС, тахиаритмии, нарушение мозгового кровообращения). Побочные эффекты. 6. Миотропные АГТ средства (натрия нитропруссид, дибазол, магния сульфат). Механизм антигипертензивного действия. Особенности фармакокинетики препаратов. Показания к применению. Побочные эффекты. 7.Механизм гипотензивного действия диуретиков (влияние на ОЦК, чувствительность рецепторов сосудистой стенки). Практическое использование, возможность применения для лечения детей и подростков с повышенным артериальным давлением. Целесообразность сочетания с ингибиторами РААС, нейротропными и миотропными АГТ средствами.

Задания для подготовки практической части занятия ( для выполнения задания используйте таблицу «Антигипертензивные средства»).

I. Выписать рецепты:

1. Амлодипин в таблетках.

2. Моксонидин в таблетках.

3. Клонидин в таблетках и ампулах.

4. Магния сульфат в ампулах;

5. Эналаприл в таблетках.

II. Уметь выбрать и выписать в рецептах:

1. Средство помощи миотропного типа действия при гипертоническом кризе.

2. Средство помощи нейротропного типа действия при гипертоническом кризе.

3. β-адреноблокатор для систематического лечения гипертонической болезни.

4. α-адреноблокатор для систематического лечения гипертонической болезни.

5. Ингибитор РААС.

 

АНТИГИПЕРТЕНЗИВНЫЕ СРЕДСТВА

 

МНН Торговые названия Форма выпуска Способ применения
*Клонидин Clonidine *Клофелин Clophelinum *Табл. по 0,075; 0,15 и 0,3 мг *Р-р 0,1мг/мл (0,01%) в амп. по 1 мл     По 1 табл. 3-4 раза в день По 0,5-1 мл п/кожно, в/мышечно или в/венно медленно в 10-20 мл 0,9% р-ра натрия хлорида
Метилдофа Methyldopa   Метилдофа Methyldopha   Табл. по 250 и 500 мг   Р-р 50мг/мл (5%) в амп. по 1 мл     По 1-2 табл. 2-3 раза в день По 1 мл в/венно капельно в 100 мл 5% р-ра декстрозы 1 раз в день  
Моксонидин Moxonidine   Моксонидин Moxonidinum Физиотенз Physiotens Табл. по 0,2; 0,3 и 0,4 мг     По 1 табл. 1 раз в день  
Резерпин Reserpine   Резерпин Reserpinum Адельфан Adelphanum   Табл. по 0,1 и 0,25 мг   Табл. сложного состава По 1-2 табл. 1-4 раза в день после еды По 1-2 табл. 3 раза в день  
*Празозин Prazosin   *Празозин Prazosinum   *Табл. по 1; 2 и 5 мг   По 1 табл. 2-3 раза в день  
       
Доксазозин Doxazosin   Доксазозин Doxazosinum   Табл. по 2; 4 и 8 мг     По 0,5-1 табл. 1 раз в день  
       
Пропранолол Propranolol   Анаприлин Anaprilinum Табл. по 10; 40 и 80 мг Р-р 2,5мг/мл (0,25%) в амп по 1мл Р-р 1мг/мл (0,1%) в амп по 5мл   По 1 табл. 3-4 раза в день По 1-5 мл п/кожно, в/мышечно или в/венно медленно в 10-20 мл 5% р-ра декстрозы.
       
*Метопролол Мetoprolol   *Метопролол Metoprololum   *Табл. по 25; 50 и 100 мг   *Р-р 1мг/мл (0,1%) в амп. по 5 мл По 1-2 табл. 2-3 раза в день По 5 мл в/венно медленно
Атенолол Atenolol   Атенолол Atenololum   Табл. по 25; 50 и 100 мг По 1 табл. 1-2 раза в день
Карведилол Carvedilol   Карведилол Carvedilolum   Табл. по 12,5 и 25 мг По 1 табл. 1 раз в день
       
Бисопролол Bisoprolol Бисопролол Bisoprololum Конкор Concor Табл. по 5 и 10 мг По 1 табл. 1 раз в день
       
Каптоприл Captopril   Каптоприл Captoprilum Капотен Capotenum Табл. по 12,5; 25; 50 и 100 мг По 1-2 табл. 3 раза в день
*Эналаприл Enalapril   *Эналаприл Enalapril Ренитек Renitek *Табл. по 2,5; 5; 10 и 20 мг *Р-р 1,25мг/мл (0,125%) в амп. по 1 мл По 1 табл. 1-2 раза в день По 1 мл в/венно медленно
Лизиноприл Lisinopril Лизиноприл Lisinoprilum Диротон Dirotonum Табл. по 5; 10 и 20 мг   По 1 табл. 1-2 раза в день  
Периндоприл Perindopril Периндоприл Perindoprilum Престариум Prestarium Табл. по 2 и 4 мг По 1 табл. 1 раз в день
Лозартан Losartan   Лозартан Losartanum Козаар Cozaar Табл. по 12,5 и 50 мг По 1 табл. 1 раз в день
Нифедипин Nifedipine   Нифедипин Nifedipinum Коринфар Corinfar Табл., драже по 10 и 20 мг Табл. и капс.ретард по 20; 30 и 40 мг По 1- 2 табл. (драже) 3 раза в день По 1 табл. или капс. 1-2 раза в день
*Амлодипин Amlodihine *Амлодипин Amlodihinum *Табл. по 2,5; 5 и 10 мг По 1-2 табл. 1 раз в день
Натрия нитропруссид Sodium nitroprusside Натрия нитропруссид Natrii nitroprussidum   Пор. в амп. по 25 и 50мг Содержимое ампулы в/венно капельно, растворив в 250-1000мл 5% р-ра декстрозы
*Магния сульфат Magnesium sulfate *Магния сульфат Magnii sulfas *Р-р 200мг/мл (20%) и 250мг/мл (25%) в амп. по 5, 10 и 20 мл По 5-10 мл в/мышечно или в/венно медленно
Гидрохлортиазид Hydrochlorthiazide Дихлотиазид Dichlothiazidum Табл. по 25; 50 и 100 мг По 1 табл. утром
Индапамид Indapamide Индапамид Indapamidum Арифон Arifon Табл. и капс. по 2,5 мг Табл. ретард по 1,25 мг По 1 табл. (капс.) утром
         

 

Обучающая ситуационная задача с эталоном ответа:

1.Определите препарат: центральный адреномиметик, снижает тонус вазомоторного центра и уменьшает симпатическое влияние на сердце и сосуды. Применяется как для лечения гипертонической болезни, так и купирования гипертонических кризов. Обладает седативным, снотворным, анальгетическим эффектами, потенцирует действие этилового спирта. При резкой отмене препарата может развиться гипертонический криз.

Ответ: клонидин

2. Определите препарат: угнетает активность ангиотензинпревращающего фермента и образование ангиотензина II, не является пролекарством, действует длительно, используется для систематического лечения гипертонической болезни и сердечной недостаточности.

Ответ: лизиноприл

 

Рекомендованная литература.

Основная:

1. Харкевич Д.А. - Фармакология. Учебник - 10-е изд., М., ГЭОТАР-Медиа, 2009. -752 с.

Дополнительная:

1. Харкевич Д.А. - Основы фармакологии. Учебник – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. – 720 с.

Блок информации разработанной на кафедре:

1.Данилова В.К., Вдовина Г.П. - Пособие к практическим занятиям по фармакологии для студентов медицинских вузов (факультетов).- Пермь: ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава, 2012.- Ч. 2. – 160 с.

Утверждаю зав. каф. фармакологии, проф. Г.П. Вдовина «___»______________

ГБОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Минздрава России

Кафедра фармакологии

Методическая разработка для самостоятельной работы студентов

Курс -III семестр -V1

Факультет: педиатрический

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1076; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.027 с.)