Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема занятия: средства, влияющие на функцию органов пищеварения↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
2. Значение изучения темы. Формирование представления о фармакологических и токсических свойствах средств, влияющих на желудочно-кишечный тракт. 3. Цель занятия: изучить фармакологию и токсикологию препаратов, влияющих на различные отделы желудочно-кишечного тракта, изучить возможности фармакологической коррекции работы системы пищеварения, освоить выписывание рецептов. Студент должен знать: фармакологию и токсикологию группы средств, влияющих на желудочно-кишечный тракт, перечень препаратов группы (некоторые с формой выпуска), показания и противопоказания к их применению. Студент должен уметь: анализировать эффекты средств, влияющих на желудочно-кишечный тракт, в графиках, таблицах, слайдах; выписывать рецепты на препараты в различных формах выпуска; решать фармакотерапевтические задачи. Студент должен владеть: навыками назначения и выписывания лекарственных препаратов данной фармакологической группы, в том числе для детей и подростков. Перечисленные результаты освоения образовательной программы являются основой для формирования следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций: ОК -1, ОК – 8, ПК – 4,ПК 12, ПК – 19, ПК - 20 Формируемые компетенции: ОК -1, ОК – 8, ПК – 4,ПК 12, ПК – 19, ПК - 20
4. Самоподготовка к занятию: Цель самоподготовки: студент должен знать МНН, торговые наименования и формы выпуска лекарственных средств по теме занятия, их фармакологическую характеристику; студент должен уметь выписывать рецепты в соответствующей лекарственной форме, анализировать особенности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных препаратов; студент должен владеть навыками решения ситуационных задач по теме занятия, основами пользования дополнительной литературой и интернет ресурсами. Работа с методической разработкой кафедры по теме: «Средства, влияющие на функцию органов пищеварения». Базисные разделы для повторения: регуляция аппетита, процессов желудочного и кишечного пищеварения; пищеварительные ферменты, процессы желчеобразования и желчевыведения; моторная функция желудочно-кишечного тракта; фармакология вегетотропных средств; правила выписывания лекарственных препаратов.
Вопросы и препараты для подготовки к занятию Препараты: Средства, влияющие на аппетит: полыни горькой трава и листья (настойка полыни), сибутрамин (меридиа). Средства, нормализующие процессы пищеварения: сок желудочный натуральный, кислота хлористоводородная разведенная, бетаина гидрохлорид + пепсин (ацидин-пепсин), *панкреатин (мезим, панзинорм,*фестал); Средства, используемые при гиперацидных состояниях и язве желудка: Омепразол (лосек), *ранитидин, фамотидин, пирензепин (гастроцепин). Магния оксид, алгедрат (алюминия гидроокись), алмагель, натрия гидрокарбонат. Сукральфат (вентер), висмута трикалия дицитрат (де-нол), мизопростол. Гепатотропные средства: холензим, холосас, осалмид (оксафенамид), магния сульфат, *папаверин (папаверина гидрохлорид), дротаверин (но-шпа), *атропин (атропина сульфат), урсодеоксихолевая кислота (урсофальк), хенодезоксихолевая кислота (хенофальк), адеметионин (гептрал).. Рвотные и противорвотные средства: апоморфина гидрохлорид, перфеназин (этаперазин), ондансетрон, метоклопрамид (церукал), домперидон (мотилиум). Средства, влияющие на моторику кишечника: лоперамид (имодиум), *магния сульфат, натрия пикосульфат (гутталакс), макрогол (форлакс, фортранс), сеннозиды (* сенаде, сенадексин, глаксенна), крушины экстракт, таблетки корня ревеня, бисакодил, лактулоза (дюфалак), клещевины обыкновенной семян масло (масло касторовое).
Теоретические вопросы для подготовки к занятию: 1. Средства, влияющие на аппетит. Классификация. Механизм стимулирующего влияния горечей на аппетит и желудочную секрецию. Возможность применения у детей с гипотрофиями, анорексией, после инфекционных заболеваний, тяжелых операций и др. Анорексигенные средства. Механизмы действия. Использование при лечении патологического ожирения, в том числе в педиатрии. Осложнения. 2. Средства, нормализующие процессы пищеварения. Применение пентагастрина, гистамина и кофеина для диагностики нарушений секреторной активности желез желудка. Кислота хлористоводородная разведенная, целесообразность комбинирования с пепсином. Панкреатин (мезим, панзинорм, фестал). Применение ферментных препаратов детям, страдающим атрофическими гастритом и энтеритом, врожденными и приобретенными энзимопатиями, нарушенной функцией желчеобразования и желчевыведения. 3. Принципы действия веществ, понижающих секреторную функцию желез желудка: H2-блокаторов (ранитидин, фамотидин), М-холинолитиков (пирензепин), блокаторов H+,K+ АТФазы (омепразол, лансопразол, рабепразол); их сравнительная активность, показания к применению, побочные эффекты. Опасность использования в педиатрии (циметидин!) 4.Антацидные средства. Механизмы действия. Сравнительная характеристика препаратов. Показания к применению. Осложнения. Комплексные антацидные препараты: альмагель, фосфолюгель, маалокс. Опасность длительного использования антацидов у детей (возрастание в крови концентрация алюминия с опасностью в дальнейшем развития энцефалопатии, опасность развития у ребенка метаболического алкалоза и т. д.) 5.Гастропротекторные средства - сукральфат, висмута трикалия дицитрат, мизопростол. Механизмы действия, показания к применению, в том числе в педиатрии. Лекарственные препараты, губительно влияющие на Helicobacter pylori (де-нол, кларитромицин, амоксициллин, метронидазол). 6.Желчегонные средства. Классификация. Механизмы действия и показания к использованию отдельных групп желчегонных средств. Использование в педиатрии настоев и отваров из растений с желчегонным действием (кукурузные рыльца, шиповник, бессмертник). Холелитолитические средства, особенности их действия и показания к использованию. Гепатопротекторные средства, возможные механизмы действия и показания к применению. 7. Рвотные и противорвотные средства. Механизмы действия. Показания к применению. Средства для предупреждения рвоты при химиотерапии опухолей (ондансетрон). Вещества, обладающие прокинетической активностью (метоклопрамид, домперидон). 9. Средства, влияющие на моторику кишечника. Классификация. Механизмы действия. Противопоносные средства (лоперамид). Слабительные средства. Классификация по месту приложения действия (отдел кишечника) и происхождению. Механизмы действия отдельных препаратов. Показания к применению. Целесообразность применения детям препаратов, оказывающих лёгкое послабляющее действие. Возможность использования вегетотропных средств, угнетающих и усиливающих моторику кишечника (атропин, метацин, ацеклидин, прозерин). Задания для подготовки практической части: I. Выписать рецепты: 1. Настойка полыни. 2. Сок желудочный натуральный. 3. Алмагель. 4. Метоклопрамид в таблетках и ампулах. 5. Холензим. 6. Магния сульфат. 7. Папаверина гидрохлорид в таблетках и ампулах. 8. Масло касторовое. II. Уметь выбрать и выписать в рецепте: 1. Средство при гипоацидном гастрите. 2. Средство, угнетающее секреторную активность желез желудка 3. Средство при хроническом панкреатите. 4. Слабительное средство при остром отравлении. 5. Слабительное средство при хронических запорах.
СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ
Обучающая ситуационная задача с эталоном ответа: 1. Определите препарат: активное противоязвенное средство. Является конкурентным антагонистом гистамина и значительно уменьшает секрецию соляной кислоты париетальными клетками слизистой желудка. Назначают его 1 раз в сутки. Ответ: ранитидин. 2. Определите препарат: противорвотное средство. Угнетает пусковую зону рвотного центра, блокируя дофаминовые рецепторы. Оказывает прокинетическое действие: усиливает моторику желудка, ускоряет его опорожнение, повышает перестальтику тонкой кишки. Ответ: метоклопрамид
Рекомендованная литература. Основная: 1.Харкевич Д.А. - Фармакология. Учебник - 10-е изд., М., ГЭОТАР-Медиа, 2009. -752 с. Дополнительная: 1. Харкевич Д.А. - Основы фармакологии. Учебник – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. – 720 с.
ГБОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Минздрава России Кафедра фармакологии Методическая разработка для самостоятельной работы студентов Курс -III семестр -V1 Факультет: педиатрический
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 913; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.17 (0.012 с.) |