Тема занятия: кардиотонические средства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема занятия: кардиотонические средства



2.Значение изучения темы. Формирование представления о фармакологических и токсических свойствах кардиотонических препаратов, широко используемых врачами скорой помощи, кардиологами, терапевтами и врачами других специальностей для оказания помощи больным с сердечной недостаточностью.

3. Цель занятия: изучить фармакологию и токсикологию кардиотонических средств с использованием иллюстративного материала; охарактеризовать показания и противопоказания к их применению.

Студент должен знать: фармакологию и токсикологию группы кардиотонических средств, перечень препаратов группы (некоторые с формой выпуска), показания и противопоказания к их применению.

Студент должен уметь: самостоятельно в графиках, таблицах, слайдах анализировать эффекты кардиотонических препаратов по совокупности фармакокинетических и фармакодинамических свойств; оценивать возможности их использования для фармакотерапии острой и хронической сердечной недостаточности; выписывать рецепты на препараты в соответствующей лекарственной форме.

Студент должен владеть: навыками назначения и выписывания лекарственных препаратов данной фармакологической группы, в том числе для детей и подростков.

Формируемые компетенции:. ОК – 8, ПК – 4,ПК 12, ПК – 19, ПК - 20.

Самоподготовка к занятию:

Цель самоподготовки: студент должен знать МНН, торговые наименования и формы выпуска лекарственных средств по теме занятия, их фармакологическую характеристику; студент должен уметь выписывать рецепты в соответствующей лекарственной форме, анализировать особенности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных препаратов; студент должен владеть навыками решения ситуационных задач по теме занятия, основами пользования дополнительной литературой и интернет ресурсами.

Работа с методической разработкой кафедры по теме: « Кардиотонические средства».

Базисные разделы для повторения: анатомо-физиологические особенности сердца, функции сократимости, проводимости, возбудимости и автоматизма и механизмы их регулирования; патогенез сердечной недостаточности; особенности транспорта через биомембраны полярных и неполярных соединений; кумуляция, гепато-дуоденальная рециркуляция; правила выписывания лекарственных препаратов.

Вопросы и препараты для подготовки к занятию

Препараты:

Сердечные гликозиды (СГ): *дигоксин, *строфантин К (строфантин), *коргликон, адонизид.

Кардиотоники негликозидного строения: добутамин, *допамина гидрохлорид (дофамин), милринон, левосимендан (симдакс);

Средства помощи при передозировке СГ: калия и магния аспарагинат (аспаркам, панангин), фенитоин (дифенин), атропин (атропина сульфат).

Теоретические вопросы для подготовки к занятию:

1. Кардиотонические средства, определение, классификация.

2. Сердечные гликозиды. Определение. История изучения. Источники получения.

3. Кардиальные эффекты СГ (влияние на силу, частоту сокращений сердца, проводимость, автоматизм, обмен веществ в миокарде). Механизм систолического и диастолического действия. Внекардиальные эффекты СГ (влияние на ЦНС, почки, сосуды).

4. Сравнительная характеристика препаратов СГ по фармакокинетике (всасывание из ЖКТ, скорость развития и длительность эффекта, выведение, способность к кумуляции, коэффициент элиминации).

5. Применение СГ при острой и хронической сердечной недостаточности. Возможность назначения их детям с ревматизмом, пороками сердца, страдающих острыми детскими инфекциями и др. Тактика использования СГ, целесообразность сочетания с препаратами К и Mg, анаболическими средствами.

6. Интоксикация сердечными гликозидами: клинические проявления, профилактика, лечение. Использование препарата Fab-фрагментов иммуноглобулинов к дигоксину - дигибинда и др.).

7. Кардиотонические средства негликозидного строения (допамина гидрохлорид, добутамин, милринон, левосимендан). Механизм кардиотонического действия, эффекты, особенности фармакокинетики, применение. Выбор препаратов для оказания скорой помощи ребёнку с острой сердечной недостаточностью, кардиогенном шоке.

 

Задания для подготовки практической части занятия

I. Выписать рецепты:

1. Дигоксин в таблетках и ампулах

2. Строфантин

3. Коргликон

4. Калия и магния аспарагинат в таблетках и ампулах.

5. Допамина гидрохлорид.

6. Милринон.

II. Уметь выбрать и выписать в рецептах:

1. Средство помощи при острой сердечной недостаточности

2.Средство для лечения хронической сердечной недостаточности

3.Средство помощи при интоксикации сердечными гликозидами

 

КАРДИОТОНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

МНН Торговые названия препаратов Формы выпуска Способ применения
*Дигоксин Digoxin *Дигоксин Digoxinum *Табл. по 0,25 мг *Р-р 0,25мг/мл (0,025%) в амп по 1мл   По 1 табл. 1-3 раза в день По 1 мл в 10 мл 5% р-ра декстрозы в/венно медленно 1-2 раза в день
*Строфантин К Strophanthin К *Строфантин Strophanthinum   *Р-р 0,5мг/мл (0,05%) в амп по 1мл   По 0,5-1 мл в 10 мл 5% р-ра декстрозы в/венно медленно 1-2 раза в день
*Коргликон Corglycon *Коргликон Corglyconum *Р-р 0,6мг/мл (0,06%) в амп по 1мл   По 0,5-1 мл в 10 мл 5% р-ра декстрозы в/венно медленно 1-2 раза в день
Адонизид Adonisid Адонизид Adonisidum Фл. по 15 мл   По 20 – 40 капель 2-3 раза в день за 30 мин. до еды
Калия и магния аспарагинат Kalii et magnii asparaginas Панангин (Аспаркам)Panangin (Asparkam) Табл. и драже сложного состава По 1 табл. (драже) 2-3 раза в день
  Р-р в амп. по 5 и 10 мл   По 10-20 мл в 100 мл 5% р-ра декстрозы в/венно капельно
*Атропин Atropine *Атропина сульфат Atropini sulfas Р-р 1мг/мл (0,1%) в амп по 1мл   По 1 мл п/кожно (в/мышечно) 1-3 раза в день
Фенитоин Phenytoin Дифенин Dipheninum Табл. по 117 мг По 1 табл. 2-3 раза в день  
*Допамина гидрохлорид Dopamine hydrochloride *Дофамин Dofaminum *Р-р 5мг/мл (0,5%) 10мг/мл (1%) в амп по 2мл По 2 мл в/венно капельно в 125 мл 5% р-ра декстрозы.
*Р-р 40мг/мл (4%) в амп по 5мл   По 5 мл в/венно капельно в 400 мл 5% р-ра декстрозы
Добутамин Dobutamine Добутамин Dobutaminum Порошок во фл. по 0,25 Содержимое фл. в/венно капельно в 500 мл 5 % р-ра декстрозы
Милринон Milrinone Милринон Milrinonum Р-р 1мг/мл (0,1%) в амп по 10мл   По 10 мл в/венно капельно в 500 мл 0,9% р-ра натрия хлорида
Левосимендан Levosimendan   Левосимендан Levosimendan Симдакс Simdax Р-р 2.5мг/мл (0,25%) в амп по 10мл   Сод.1амп. в/венно капельно в 500 мл 5% р-ра декстрозы

Обучающие ситуационные задачи с эталоном ответа:

1. Больного с хронической сердечной недостаточностью и выраженными отеками лечили препаратами наперстянки. Для ускорения ликвидации отеков был также назначен мочегонный препарат – дихлотиазид, после чего у больного появились признаки интоксикации сердечными гликозидами. Причина интоксикации и меры для её предупреждения?

Ответ: Причиной появления признаков интоксикации сердечными гликозидами является гипокалиемия, вызванная дихлотиазидом. Для предупреждения гипокалиемии следует назначать препарат калия и магния аспаркам.

2. Определите препарат: Негликозидный кардиотоник. Повышает сродство тропонина к Са2+ (сенситизатор Са), что облегчает взаимодействие актина с миозином. Расширяет коронарные и периферические сосуды, увеличивает доставку кислорода к сердцу и уменьшает пред- и постнагрузку миокарда. Вводится внутривенно при ОСН. Ответ: левосимендан.

Рекомендованная литература.

Основная:

1.Харкевич Д.А. - Фармакология. Учебник - 10-е изд., М., ГЭОТАР-Медиа, 2009. -752 с.

Дополнительная:

1. Харкевич Д.А. - Основы фармакологии. Учебник – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. – 720 с.

Блок информации разработанной на кафедре:

1. Данилова В.К., Вдовина Г.П. - Пособие к практическим занятиям по фармакологии для студентов медицинских вузов (факультетов).- Пермь: ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава, 2012.- Ч. 2. – 160 с.

2. Общая рецептура (для студентов медицинских вузов, факультетов, медицинских и фармацевтических колледжей). Учеб. пособие./Сост. В.К. Данилова, Г.М.Вдовина, М.В. Осинцева, Т.А.Капитоненко и др. - Пермь: ГБОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Минздравсоцразвития России, 2012. – 70 с.

Интернет ресурсы

1. www.carduodrug.ru (Доказательная фармакотерапия в кардиологии);

2. http://www.ros-med.info/price-reestr/results.php?action=search-price (МНН и формы выпуска).

3. http://www.abc-gid.ru/drugs/reestr/alph/%D4/ http://www.abc-gid.ru/drugs/reestr/ Государственный реестр лекарственных средств РФ

4. http://www.abc-gid.ru/drugs/reestr/alph/%CA/23/ (Журнал АВС - Государственный Реестр лекарственных средств РФ)

5. http://www.vidal.ru/ (Справочник ВИДАЛЬ)

 

 

Утверждаю

зав. каф. фармакологии,

проф. Г.П. Вдовина

«____»_________________

ГБОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Минздрава России

Кафедра фармакологии

Методическая разработка для студентов

Курс – III cеместр – VI

Факультет: педиатрический



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 864; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.011 с.)