Для овладения темой занятия используются средства наглядного обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для овладения темой занятия используются средства наглядного обучения



А. Задания по врачебной рецептуре:

Б. Тесты успешности обучения.

В. Набор задач № 1-6 (на пленках)

 

ЗАНЯТИЕ 15

ПРЕПАРАТЫ ГОРМОНОВ ГИПОТАЛАМУСА, ГИПОФИЗА, ЩИТОВИДНОЙ И

ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ, ИХ АНАЛОГИ И АНТАГОНИСТЫ

 

Цель занятия: изучить пути и механизмы фармакологического вмешательства в работу эндокринных желез. Усвоить классификацию гормональных препаратов, их аналогов и антагонистов, механизм их действия и происхождения их фармакологических эффектов. Научить выбирать гормональные и антигормональные препараты для лечения заболеваний.

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки студентов к занятию:

1. Препараты гормонов гипоталамуса, гипофиза и их антагонисты (кортикотропин, октреотид, окситоцин, адиуретин СД, адиурекрин, гонадотропин менопаузный, гонадотропин хорионический, лактин, даназол). Влияние гормонов передней доли гипофиза на деятельность желез внутренней секреции и обмен веществ. Фармакологические свойства и клиническое применение кортикотропина, соматотропина, сайзен, октреотида, серморелина, лактина окситоцина и адиуретина СД.

 

2. Препараты стимулирующие и тормозящие функцию щитовидной железы (тиреоидин, левотироксин, трийодтиронина гидрохлорид, мерказолил, пропилтиоурацил, лития карбонат, калия йодид). Фармакологические свойства и применение. Побочные эффекты препаратов.

 

3. Препараты инсулина (инсулин человека, инсулин свиной высокоочищенный МК, инсулин семилонг). Влияние инсулина на обмен веществ. Патофизиология сахарного диабета. Принципы дозирования препаратов инсулина при лечении сахарного диабета.

 

4. Антидиабетические гипогликемические средства (хлорпропамид, глибенкламид, глибутид, нитеглинид, буформин, сбор «арфазетин» и др.). Механизмы действия, фармакологические свойства и клиническое применение гипогликемических средств. Побочные эффекты и противопоказания к применению.

Составить таблицы по фармако - клинической эффективности и безопасности препаратов. В таблицы включить препараты из раздела уметь выписать врецептах.

Группа ЛС Гормональные метаболические эффекты ЛС Патогенетические терапевтические эффекты ЛС Показания для применения и препараты

Уметь выбрать группу и конкретный препарат, его лекарственную форму, дозу, путь введения, схему дозирования для терапии заболеваний и выписать в рецептах: адиуретин СД, левотироксин, мерказолил, инсулин регуляр, инсулин ленте, глибенкламид, гликлазид, нитеглинид, йодид калия

 

План

Проведения практического занятия

1. Формулировка цели занятия и ответы на вопросы студентов 5 мин.

2. Выполнения контрольных заданий с целью проверки исходного уровня знаний

• Выписать в рецептах адиуретин СД, паратиреоидин, кальцитрин, левотироксин, мерказолил, инсулин, глибенкламид, гликлазид, иодид калия.

. Указать показания для применения препаратов. 20 мин.

  • Выполнить тесты минимального уровня знаний:

Тесты 1 уровня

1. Под действием инсулина:

А) усиливается транспорт глюкозы в клетки * Б) угнетается превращение глюкозы в глюкозо-6-фосфат. В) усиливается распад белков. Г) угнетается синтез гликогена в печени. Д) усиливается глюконеогенез

 

2. Показанием к применению антитиреоидных средств является:

А) кретинизм. Б) микседема. В) тиреотоксикоз * Г) диффузный нетоксический зоб

Д) токсический узловатый зоб

 

3. Показанием для назначения таблетированных гипогликемических средств является:

А) инсулиннезависимый сахарный диабет без кетоацидоза *

Б) инсулиннезависимый сахарный диабетбез с кетоацидозом

В) инсулинзависимый сахарный диабет

Г) гипогликемическая кома. Д) гипергликемическая кома

 

4. Для лечения церебрального кретинизма применяют:

А) левотироксин * Б) иодистый калий В) мерказолил Г) лития карбонат

Д) радиоактивный йод

 

5. Для лечения гипергликемической комы применяют:

А 1) глюкозу 2) инсулин-ленте 3) хумулин R * 4) актрапид МК ленте

5) Глибенкламид

Б. Выберите способ введения препарата:

1. Внутривенно. 2. Подкожно. 3. Перорально

3. Выполнение заданий для коррекции знаний и овладения навыками выбора

лекарственных средств и фармакотехнологии их применения:

3.1. 3. Выполнение заданий для коррекции знаний 20 мин

3.1. Регуляция деятельности желез. Обсудить особенности регуляции и

влияния гормонов гипоталамуса и гипофиза на деятельность желез на примере щитовидной железы.

3.2. Обсудить принципы заместительной и патогенетической гормонотерапии

3.3. Предложить студентам выполнить задания:

 

А. "Точки приложения действия отдельных тиреодных препаратов гормональную регуляцию и обмен веществ;.

Б."Фармакологические эффекты левотироксина, трийодтиронина, йодид калия, мерказолила и пропилтиоурацила.

В. Влияние на минеральный обмен костей тирокальцитонина, миокальцика, паратгормона и кальцитрина.

Г. Предложить студентам выбрать один или несколько гормональных препаратов для лечения:1.Микседемной комы. 2. Йод-дефицитных состояний у детей. 4. Церебрального кретинизма у детей раннего возраста. 4. Остеопороза. 5. Первичного гипотериоза у детей раннего возраста 5. Диффузного нетоксического зоба у взрослых. 6. Гипертиреоза.

Препараты: левотироксин, тиреокомб, йодид калия, тирокальцитонин, кальцитрин, мерказолил.

2. Выполнение заданий для коррекции знаний и овладения навыками выбора

лекарственных средств и фармакотехнологии их применения. 15 мин

Задача 1

Кормящая мать жалуется на нервозность, эмоциональную лабильность, сердцебиение, потерю массы тела, одышку. При осмотре: больная пониженного питания, кожные покровы на ощупь горячие и влажные, экзофтальм, тремор рук, увеличение размеров щитовидной железы, ЧСС 120 в мин, АД 130/80 мм рт ст. При лабораторном исследовании установлено: уровень ТТГ ниже нормы, уровень Т3 и Т4 выше нормы. Выставлен диагноз - тиреотоксикоз. А. Выберите препарат для лечения этого заболевания.

А) левотироксин; Б) трийодтиронин; В) йодид калия; Г) тирокальцитонин; Д) мерказолил *; Е) радиоактивный йод *; Ж) пропилтиоурацил *

Б. Какой препарат показан больной с учетом того, что она кормящая мать.

 

Задача 2

Больная К., 48 лет обратилась к врачу с жалобами на общую слабость, сонливость, выпадение волос, непереносимость холода. При осмотре: речь пациентки замедленная, тембр голоса низкий, лицо отечное, кожные покровы сухие и холодные. ЧСС 50 в мин, АД 130/100 мм.рт.ст. При лабораторном исследовании: урвень ТТГ повышен, уровень свободного Т4 ниже нормы. Выставлен диагноз первичный гипотиреоз. Выберите средство для лечения этого заболевания.

А) левотироксин *; Б) йодид калия; В) тирокальцитонин; Г) мерказолил; Д) радиоактивный йод; Е) пропилтиоурацил

 

Задача 3

Больная В., 60 лет поступила в травматологическое отделение с жалобами на выраженную боль в спине. Резкая боль появилась после подъема тяжести. При R-обследовании выставлен диагноз: компрессионный перелом позвоночника. При дополнительном обследовании обнаружено снижение минерализации костей. Назначьте лечение.

А) левотироксин; Б) йодид калия; В) тирокальцитонин *; Г) мерказолил; Д) йодид калия

 

5.. При разборе безопасности терапевтического применения тиреоидных препаратов предложить студентам для решения следующие задачи.

Задача 4

При лечении тиреотоксикоза мерказолилом возможны побочные эффекты:

А) тахикардия; Б) лейкопения *; В) поражение почек; Г) поражение печени *; Д) гипотиреоз *

Задача № 5. Определите побочные эффекты тиреокомба и кальцитрина:

1. Гипертензия. 2. Диарея. 3. Лейкопения. 4. Аллергии. 5. Гипокальциемия. 6. Приступы стенокардии.

 

6.. При разборе молекулярного механизма действия препаратов инсулина решить

Задачу № 6 Инсулин вызывает: 1. Усиление транспорта глюкозы в клетки*. 2. Активацию гликолиза*. 3. Активация синтеза белков ферментов*. 4. Активация образования гликогена в печени*. 5. Угнетение глюконеогенеза.

При разборе этого раздела использовать слайды и пленки

Задача №7 Выберите препарат: А. для терапии инсулин-зависимого сахарного диабета: 1.Хумулин Р*. 2. Хумулин-ленте*. 3. Хумулин ультраленте*. 4. Актрапид МК*. 5. Глибенкламид.

Б) для лечения гипергликемической комы с кетоацидозом:

1.Хумулин Р*. 2. Хумулин-ленте. 3. Хумулин ультраленте. 4. Актрапид МК*. 5. Глибенкламид. 10 минут

7. Охарактеризовать фармакологические эффекты и механизм действия бигуанидов и производных сульфонилмочевины. При разборе этого раздела использовать слайды и пленки (см. приложение "Набор слайдов и пленок по теме) 10 минут

Задача 8 Больная жалуется на общую слабость, жажду, зуд кожи. При осмотре - ожирение (рост 164 см, вес 96 кг). Содержание глюкозы в крови 9,9 ммоль/л, в моче - 2%.

Выберите препарат для лечения: 1.Хумулин Р. 2. Актрапид МК ленте. 3. Глибенкламид*. 4. Хлорпропамид* 5 минут

10. Разобрать побочные эффекты и осложнения, возникающие при терапии инсулином и гипогликемическими средствами 5 минут

12. Выполнение контрольной работы по врачебной рецептуре 15 мин

с целью проверки умения выбирать, назначатьи выписывать лекарства

Задания по врачебной рецептуре:

Вариант 1.

Средство для заместительной терапии при гипотиреозе.

Средство для лечения сахарного диабета 1 типа.

Средство для заместительной терапии при удалении паращитовидных желез.

Средство для предоперационной подготовки б-го с гипертиреозом

Средство для лечения остеопороза

Вариант 2.

Средство для лечения тиреотоксикоза.

Средство для лечения йод-дефицитного состояния.

Средство для терапии инсулин-независимого сахарного диабета.

Средство для лечения гипергликемической комы.

Средство для лечения энуреза.

 

13. Подведение итогов практического занятия 5 минут.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 595; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.024 с.)