Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 7 Местные анестетики, вяжущие, обволакивающие,Содержание книги
Поиск на нашем сайте
РАЗДРАЖАЮЩИЕ, АДСОРБИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА
Цель занятия: изучить классификацию местных анестетиков, механизмы и эффекты препаратов. Уметь выбирать препараты по показаниям для проведения местной анестезии. Изучить механизм действия вяжущих, обволакивающих, раздражающих средств и особенности их применения. Вопросы и задания для самостоятельной подготовки студентов к занятию: 1. Местные анестетитки (прилокаин, дикаин, лидокаин, тримекаин, новокаин, анестезин, артикаин, пиромекаин, бупивакаин, наропин). Классификация по химическому строению и по применению для разных видов анестезии. Локализация и механизм анестезирующего действия. Последовательность выключения анестетиками разных видов чувствительности. Влияние рН и других факторов на силу, токсичность и продолжительность действия препаратов. Резорбтивные эффекты местных анестетиков и их использование в клинике внутренних болезней. 2. Сравнительная характеристика препаратов по анестезирующей силе, токсичности и способности проникать через биологические мембраны. Особенности фармакокинетики и фармакодинамики препаратов. Обоснование выбора препаратов для различных видов анестезии. Показания к применению. 3. Вяжущие средства (танин, ромазулон). Механизм вяжущего действия. Противовоспалительное действие препаратов. Применение. 4. Обволакивающие (сукральфат мукалтин). Механизм действия и эффекты препаратов. Показания к применению. 5. Раздражающие средства (финалгон). Влияние на рецепторы кожи и слизистых оболочек. Рефлекторное влияние на сердечно-сосудистую систему и дыхание. Отвлекающий эффект препаратов. Показания к применению. Составить таблицы по фармакологической и клинической эффективности и безопасности препаратов. В таблицы включить препараты из списка «выписать в рецептах». Уметь выбрать группу и конкретный препарат, его лекарственную форму, дозу, путь введения и выписать в рецептах: лидокаин, новокаин, анестезин, артикаин, бупивакаин, танин, ромазулан, альмагель, уголь активированный, финалгон.
План проведения практического занятия "МЕСТНЫЕ АНЕСТЕТИКИ, ВЯЖУЩИЕ, ОБВОЛАКИВАЮЩИЕ СРЕДСТВА"
1. Формулировка цели занятия и ответы на вопросы студентов 5 мин. 2. Выполнения контрольных заданий на знание классификации, фармакодинамики и фармакокинетики лекарств с целью проверки исходного уровня знаний и выполнение заданий по рецептуре. 10 мин. Тесты 1 уровня 1. Местноанестезирующие препараты: А. Блокируют калиевые каналы Б. Предупреждают генерацию потенциала действия* В. Облегчают распространение нервного импульса Г. Связывают ионы Са++ в мембране нервного волокна Д. Угнетают синтез макроэргов в нейронах 2. Механизм действия местных анестетиков: А. Блокируют транспорт ионов калия через нейрональную мембрану Б. Блокируют транспорт ионов кальция через нейрональную мембрану В. Блокируют транспорт ионов натрия через нейрональную мембрану * Г. Блокируют транспорт ионов хлора через нейрональную мембрану Д. Угнетают синтез макроэргов в нейронах 3. Укажите местный анестетик с наиболее коротким действием: А. Лидокаин. Б. Бупивакаин. В. Новокаин* Г. Дикаин. Д. Артикаин. 4. К местным анестетикам длительного действия относится: А. Новокаин. Б. Лидокаин. В. Тримекаин. Г. Пиромекаин. Д. Бупивакаин*. 5. Образование альбуминатной пленки вызывают: А. Местные анестетики. Б. Адсорбирующие средства. В. Раздражающие средства Г. Вяжущие средства*. Д. Адреномиметики.
3. Для коррекции знаний студентов проводится разбор материала.
3.1. Разбирается классификация местных анестетиков по химическому 30 мин. строению и применению при различных видах анестезии. Разбирается последовательность выключения чувствительности при использовании местных анестетиков, механизм действия этой группы препаратов. Дается сравнительная характеристика по силе действия, продолжительности действия, токсичности.
3.2. Студенты выполняют задания для приобретения навыка выбора местного 45 мин. анестетика по показаниям. С этой целью решают ситуационные задачи на выбор препарата и эффективность действия. (Задачи № 1-4). Задача № 1. Ребенок 13 - ти лет обратился к врачу с жалобами на периодически возникающие боли в области желудка. Мальчик состоит на диспансерном учете по хроническому гастриту. Какой местный анестетик нужно выбрать для симптоматической терапии и как назначить? Новокаин. 2. Тримекаин. 3. Лидокаин.4. Анестезин*. 5. Артикаин (Здесь и далее правильные ответы указаны звездочкой) Задача № 2. Ребенку, перенесшему сложную операцию, необходимо обеспечить ангальгезию и покой в послеоперационном периоде. Какой вид местной анестезии применить и какой препарат выбрать? 1.Новокаин. 2. Тримекаин*. 3. Лидокаин*.4. Анестезин. 5. Артикаин*
Задача № 3. Больному для лечения парадонотоза необходимо провести тщательное удаление поддесневого камня, который является задерживающим центром для зубной бляшки. Врач-стоматолог использовал аппликацию 1% раствора местного анестетика. Местный анальгезирующий эффект наступил через 2 - 3 минуты после нанесения препарата на поверхность десны, Назовите какой вид местной анестезии был применен и какой анестетик был использован? 1.Новокаин. 2. Тримекаин. 3. Лидокаин.4. Анестезин*. 5. Артикаин
Задача № 4. Больному необходимо провести продолжительную проводниковую анестезию. А. Выберите местный анестетик 1. Новокаин. 2. Артикаин* 3 Бупивакаин* 4. Лидокаин* 5. Анестезин Б. У больного в ходе обследования обнаружена хроническая сердечная недостаточность, осложненная желудочковыми экстрасистолами. Какой анестетик предпочтительнее в данном случае?
3.3.Разбираются побочные эффекты и противопоказания для назначения местных анестетиков. Решают задачу № 5 - 6.
Задача № 5. Больному для удаления зуба был использован местный анестетик, после введения которого резко понизилось артериальное давление. Какой препарат был использован. Артикаин. 2. Новокаин. 3. Лидокаин. 4. Тримекаин. 5. Дикаин*.
Задача № 6. Больному для проведения повторной проводниковой анестезии надо выбрать местный анестетик с учетом того, что у больного была аллергическая реакция на применение местного анестетика. Какой местный анестетик обладает способностью вызывать аллергию? 1. новокаин*. 2. артикаин. 3.бупивакаин. 4.лидокаин. 5 анестезин.
Для усвоения материала по данному разделу используются средства наглядного обучения (таблицы и слайды) - 1-4, учебный видеофильм " Местные анестетики"
4. Разбирается группа вяжущих, адсорбирующих, обволакивающих и раздражающих средств. Уделяется внимание механизму действия, особенностям применения. 20 мин.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ «Фармакология ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ нервной системы»
14. Местные анестетики, применяемые для проводниковой анестезии (новокаин, лидокаин, артикаин, наропин, бупивакаин и др.). Механизм действия на нервные волокна и окончания чувствительных нервов. Сравнительная характеристика местных анестетиков по силе и длительности действия. Показаний для применения. 15. Местные анестетики, применяемые для инфильтрационной анестезии (новокаин, лидокаин, артикаин, прилокаин и др.). Механизм действия на нервные волокна и окончания чувствительных нервов. Сравнительная характеристика местных анестетиков по силе и длительности действия. Показаний для применения.
Занятие 8 Общие анестетики и анальгетические средства
Цель занятия: приобрести представления о механизме действия общих анестетиков и анальгетиков, изучить их фармакологические эффекты, Уметь выбирать общие анестетики, анальгетики для обезболивания и овладеть навыками их использования в практике. 16. Вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию:
3. Сравнительная характеристика средств для ингаляционного и неингаляционного наркоза: активность, скорость развития наркоза, широта наркотического действия, последействие, побочные эффекты, показания и противопоказания. Виды комбинированного наркоза. Средства для премедикации и потенцированного наркоза, сбалансированный наркоз.
4. Классификация анальгетиков (наркотические и ненаркотические анальгетики).
5. Наркотические анальгетики (морфин, омнопон, промедол фентанил, трамадол, бупренорфин, пентазоцин и др.). Механизм действия наркотических анальгетиков на опиоидергическую антиноцицептивную систему и регуляцию болевой чувствительности. Особенности болеутоляющего эффекта отдельных препаратов.
6. Фармакологические эффекты отдельных наркотических анальгетиков. Фармакокинетика препаратов. Показания к применению. Побочные свойства. Противопоказания. Острое и хроническое отравление. Лечение острого отравления наркотическими анальгетиками.
7. Ненаркотические анальгетики (метамизол, диклофенак-натрия, ибупрофен, бензидамин, баралгин, парацетамол, кеторолак, клофелин, баклофен, карбамазепин, катадолон и др.). Механизм и особенности болеутоляющего действия. Адренергические, гамкергические и др. неопиоидергические компоненты антиноцицептивной системы мозга и действие на них ненаркотических анальгетиков. Фармакологические эффекты ненаркотических анальгетиков. Фармакокинетика препаратов. Показания к применению. Побочное действие и осложнения. Противопоказания.
Составить таблицы по фармакологической и клинической эффективности и безопасности препаратов (фторотан, энфлуран, закись азота, кетамин, тиопентал натрия, пропофол, морфин, трамадол, фентанил, диклофенак-натрия, метамизол, парацетамол, карбамазепин, баралгин, баклофен).
Уметь выбрать группу и конкретный препарат, его лекарственную форму, дозу, путь введения для наркоза и для терапии болевого синдрома различной интенсивности. Уметь выписать в рецептах: морфин, фентанил, трамадол, промедол, налоксон, диклофенак-натрия, парацетамол, карбамазепин, баралгин
План практического занятия по теме: "ОБЩИЕ АНЕСТЕТИКИ и АНАЛЬГЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА "
1. Формулировка цели занятия и ответы на вопросы студентов 5 мин.
2. Выполнения контрольных заданий с целью проверки исходного уровня знаний 15 мин. Выписать в рецептах: морфин, фентанил, трамадол, промедол, налоксон, диклофенак, парацетамол, карбамазепин, баралгин. Указать показания для применения препаратов. Выполнить тесты минимального уровня знаний: Тесты 1 уровня 1. К какой группе препаратов относится фторотан: А. Наркотические анальгетики. Б. Ненаркотические анальгетики. В. Антагонисты наркотических анальгетиков. Г. Стероидные противовоспалительные средства Д. Общие анестетики* 2. К какой группе препаратов относится парацетамол: Наркотические анальгетики. Ненаркотические анальгетики*. Антагонисты наркотических анальгетиков. Стероидные противовоспалительные средства Общие анестетики 3. Какова локализация действия наркотических анальгетиков: А. Альфа-1 адренорецепторы спинного мозга. Б. ГАМК рецепторы ствола мозга. В. Мю- и каппа опиатные рецепторы*. Г. Альфа-2 адренорецепторы ствола и спинного мозга Д. Ферменты синтеза ПГE и ПГI. 4. Какое средство для наркоза повышает чувствительность бета-адренорецепторов сердца к катехоламинам: А. Закись азота; Б. Пропанидид; В. Фторотан*; Г. Оксибутират натрия; Д. Тиопентал-натрий. 5. Какой препарат создает «диссоциативную» анестезию: дроперидол; Б. кетамин*; В. пропанидид; Г. тиопентал-натрий; Д. фторотан.
3. Обсуждение материала и выполнение заданий для коррекции знаний и умений выбора лекарственных средств и технологии их применения.
3.1. Выяснение молекулярных точек приложения действия разных групп общих анестетиков и решение задач, связанных с выбором препарата для лечения заболеваний, входящих в группу показаний для применения общих анестетиков - 30 мин. Предложить студентам дать сравнительную характеристику средств для ингаляционного и неингаляционного наркоза (фторотан, энфлуран, эфир для наркоза, закись азота, кетамин, тиопентал натрия, пропанидид): активность, скорость развития наркоза, широта наркотического действия, последействие, побочные эффекты,
Решить задачи: Задача № 1. Анестетик выбора для кратковременной операции у больного с выраженной гиповолемией: А. фторотан; Б. пропофол; В. кетамин*; Г. тиопентал-натрия. (Здесь и далее правильные ответы указаны звездочкой) Задача № 2. Анестетик выбора для кратковременной операции у экстренного больного с выраженной гипертензией: А. фторотан; Б. пропофол; В. кетамин; Г. тиопентал-натрия* Задача № 3. Анестетик выбора для очень кратковременной операции у экстренного больного: А. фторотан; Б. пропофол*; В. кетамин; Г. барбитураты. Задача № 4. Анестетик выбора для длительной операции у больного с выраженной гипертензией: А. фторотан*; Б. пропофол; В. кетамин; Г. тиопентал-натрия. Задача № 5. Для обезболивания родов предпочтительнее: А. энфлуран; Б. кетамин; В. оксибутират натрия*; Г. фторотан; Обоснуйте свой ответ 3.2. Обсуждение вопросов выбора анестетиков с учетом состояния органов и систем организма больного, побочных и токсических эффектов лекарств 10 мин. Задача № 6. Наименее токсичен для печени и почек: А. ксенон*; Б. изофлуран; В. эндолуран; Г. фторотан. Задача № 7. Противопоказанием к использованию кетамина в акушерстве является все, кроме: А. гипертензии* Б. угрозы разрыва матки* В. психических заболеваний Г. гипоксии плода* Задача № 8. Внутривенное введение барбитуратов противопоказано: А. При тонических судорогах Б. при сердечно-сосудистом коллапсе* В. при эпилептических судорогах
3.3. Обсуждение выбора фармакотехнологии для проведения различных видов общей анестезии: выбор лекарственной формы, дозы, пути введения, режима введения 10 мин 3.4. Обоснование рациональных комбинаций общих анестетиков с учетом фармако-динамического и фармакокинетическогого взаимодействия лекарственных средств 5 мин.
3.5. Выяснение точек приложения действия разных групп анальгетиков и решение задач, связанных с выбором препарата для лечения заболеваний, входящих в группу показаний для применения анальгетиков 30 мин. Решите задачи: Задача № 8. Укажите препараты, относящиеся к наркотическим анальгетикам и действующие на противоболевую опиатную систему: A. анальгин; Б. фентанил*; В. морфин*.; Г. клофелин; Д. баралгин; Е. баклофен; Ж. трамал*. З. парацетамол.; И. бупренорфин*. Задача № 9. К какой группе относится парацетамол: А. Наркотические анальгетики. Б. Ненаркотические анальгетики*. В. Антагонисты наркотических анальгетиков. Задача № 10 3.1. Верно ли утверждение, что морфин эффективен при болях, связанных с онкозаболеваниями так как: 1. Возбуждает мю- и каппа-опиатные рецепторы опиоидергической болеутоляющей системы на уровне спинного и среднего мозга, вызывая угнетение восходящего потока болевой импульсации через нейроны желатинозной субстанции и нейроны ствола мозга*. 2. Стимулирует ГАМКб-рецепторы, усиливая угнетающее влияние опиоидергической системы мозга на передачу болевой импульсации и формирование болевых ощущений. 3. Предупреждает повышение чувствительности болевых рецепторов тканей, т.к. угнетает образование простагладинов ПГ1 и ПГЕ. 4. Возбуждает пре- и постсинаптические альфа-2 адренорецепторы спинного и среднего мозга, активируя норадренергическую болеутоляющую систему. Угнетает передачу болевой импульсации на уровне спинного и среднего мозга, ослабляя интенсивность болевых ощущений и вегетомоторное реагирование на боль. Тот же вопрос для следующих препаратов: 3.2. Клофелин эффективен при послеоперационных болях т. к.: 1, 2, 3, 4*. 3.3. Баклофен снимает болевые ощущения при зубных болях т. к.: 1, 2*, 3, 4. Задача № 11 Укажите характер действия баралгина: А. Возбуждает мю-опиатные рецепторы. Б. Угнетает образование ПГI и ПГЕ*. В. Снижает чувствительность болевых рецепторов к брадикинину*. Г. Блокирует М-холинорецепторы гладких мышц*. Д. Прямо расслабляет гладкие мышцы*. Задача № 12 Укажите показания для использования фентанила: 1. Купирование болей при невралгии. 2. Нейролептаналгезия*. 3. Снятие боли при онкозаболеваниях. 4. Снятие боли при травмах. 5. Купирование боли при инфаркте миокарда. 6. Почечная колика. Тот же вопрос для клофелина(Д), баралгина(Е), карбамазепина(А), катадолона, морфина(В,Г,Д). 3.6. Обсуждение вопросов выбора анальгетиков с учетом состояния органов и систем организма больного, побочных и токсических эффектов лекарств - 10 мин. Задача № 13 Какой препарат является средством лечения при передозировке опиоидных анальгетиков кофеин; кордиамин; налоксон*; пентазоцин; этимизол.
Задача № 14 С чем связано угнетающее действие морфина на дыхание: А. Вызывает спазм гортани Б. Уменьшает чувствительность нейронов дыхательного центра мозга к высокой концентрации углекислоты в крови*. В. Усиливает спазм бронхов, увеличивая образование гистамина Г. Расслабляет мышцы, обеспечивающие дыхание. Задача № 15 Какой эффект наркотических анальгетиков имеет диагностическое значение при их передозировке: А. угнетение дыхания; Б. отсутствие сознания; В. гипотензия; Г. брадикардия; Д. миоз*.
3.7. Обоснование рациональной комбинированной фармакотерапии с учетом фармако-динамического и фармакокинетического взаимодействия лекарственных средств (фентанил + дроперидол, морфин + атропина сульфат, баралгин и др.) – 5 мин
4. Выполнение тестов успешности обучения и подведение итогов занятия - 15 мин. Проведите рациональный выбор препаратов и выпишите рецепт: Вариант 1 · Средство для проведения нейролептанальгезии · Естественный алкалоид опия для лечения болевого шока · Агонист опиатных рецепторов с опиатным и адренергическим механизмом действия для лечения умеренного болевого синдрома · Ненаркотический анальгетик для лечения зубной боли · Анальгетик для лечения слабого болевого синдрома Вариант 2: · Наркотический анальгетик для лечения сильного болевого синдрома · Средство при отравлении наркотическими анальгетиками · Средство при болевом синдроме средней интенсивности в сочетании с лихорадкой · Средство при невралгии тройничного нерва · Средство для лечения болевого синдрома связанного с воспалением
Средства наглядности преподавания, используемые при обсуждении темы:
А. Набор пленок и слайдов Б. Набор заданий по врачебной рецептуре. В. Набор ситуационных задач. Г. Набор тестов для контроля усвоения материала. Д. Видеофильм «Средства для наркоза".
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 2316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.93.61 (0.009 с.) |