Этапы становления замещающей семьи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы становления замещающей семьи



Все замещающие семьи проходят через несколько этапов становления. Переход из одного этапа в другой, как правило, сопровождается нормативными кризисами. В течение одного этапа могут наблюдаться и периоды благополучия, и ненормативные кризисы. Семейные системы находятся в постоянной динамике:

«притираются» паттерны базисной семьи и ребенка, изменяются задачи развития семейной системы, ее потребности.

Как показали результаты исследования, в течение 5 лет семьи проходят следующие этапы становления:

1. «Ядерный шлейф» или стресс, связанный с нерешенными проблемами базисной семьи, актуализацией системных защит (до 6 месяцев после приема).

2. Этап перестройки, оформление новой детской подсистемы, борьба системных защит и ресурсов семьи (7-12 месяцев).

3. Завершение переструктурирования, актуализация системных ресурсов семьи, возникновение нового системного качества, новой идентичности — профессиональной замещающей семьи (к 24 месяцу приема).

 


4. «Новая волна» — этап, связанный с проблемами отделения приемных детей, актуализацией системных семейных защит (42 месяца).

5. Этап переструктурирования, появление более автономной детской подсистемы, начало цикла «ожидания пустого гнезда» (48-60 месяцев).

Как показали результаты исследования, наивысший уровень принятия родителями приемных детей и собственной способности к их воспитанию наблюдается в 6, 24, 48 и 60 месяцев после приема. В это время семьи предпочитают существовать в автономном режиме. В

«точках кипения» — 1, 1.5 и 3,5 года — у семей актуализируется потребность в помощи специалистов вследствие обострения отношений с приемными детьми. Изучение академической успеваемости приемных детей показывает, что она повышается на пике принятия детей и снижается в «точках кипения».

На первом этапе (до 6 месяцев) мишенями помощи специалистов являются структурные изменения, которые переживает семья, интегрируя новых членов. Сопротивляясь изменениям, семьи начинают идеализировать образы сплоченности ядерной семьи, забывая о тех структурных проблемах, которые подвели их к решению о приеме детей. Задачей адаптации семьи на данном этапе является установление более открытых границ между членами семьи и некоторые ограничения во взаимодействии с окружением (друзья, соседи).

Приемные дети активно реагируют на структурное напряжение в семье, пытаются воспроизвести в отношениях привычные стереотипы и формируют гомогенное идентификационное поле, в которое включают в основном других приемных детей. Они начинают использовать механизмы защиты по типу идеализации и мифологизации биологической семьи, переноса источника напряжения на кровных детей.

Основные задачи деятельности специалистов на данном этапе: адаптация семьи к новой ситуации (формирование нового идеального образа семьи), объединение в коалиционные структуры ядерных и приемных членов семьи, создание условий для большей автономии кровных детей.

В качестве основных методов помощи используются: совместное рисование идеального образа семьи с приемными детьми, динамические скульптуры идеальной семьи, построенные каждым ее членом, моделирование различных пространственных структур с

 


последующим обсуждением уровня их комфортности для членов семьи (объединение приемных детей в коалиции с членами кровной семьи). Крайне важным является прояснение чувств, возникающих в новых структурах, повторное обсуждение структурных проблем семьи до включения приемных детей (просмотр видеозаписи, рисунков структуры семьи, сделанных во время подготовки). Необходимо четкое распределение обязанностей между детьми, объединение в совместной деятельности приемных и кровных детей.

В первые месяцы после приема увеличивается эмоциональная нагрузка на мать. Члены семьи (независимо, кровные они или приемные) ожидают от нее исполнения роли лидера. Социометрический и идентификационный статус отцов резко снижается. В этот период помощь специалистов должна быть направлена на поддержание целостности супружеской подсистемы, обучение способам принятия общих решений, активизацию отца в контактах с членами семьи, снижение уровня эмоционального напряжения у матери.

В 6 месяцев приема в семьях с эффективной заботой наблюдается парадоксальный феномен. У приемных детей снижаются значения показателей эмоционального неблагополучия. При этом они повышаются у кровных детей по такому показателю, как

«неэффективность». Кровные дети начинают чувствовать себя недостаточно эффективными. т.е. в какой-то степени переживают состояние депривации. Совместная деятельность приемных родителей и специалистов в этот период должна быть направлена на фиксирование достижений у детей независимо от их статуса, на развитие их способности к самоподдержке, осознание личностных границ.

Практически весь первый год в семьях наблюдается склонность к «сверхконтролю» за поведением приемных детей (нередко матери его используют как способ снижения собственной тревоги). Помощь специалистов направлена на осознание новых правил семьи, правил поведения приемных детей, использование тех методов поощрений и санкций, которым члены семьи были обучены в процессе подготовки.

В 1 год приема эффективные семьи во многом преодолевают системные стрессы. Однако начинает повышаться значение показателя

«агрессивное поведение» у приемных детей в оценках родителей, проявляются делинквентное поведение, социальные проблемы. Интересно, что у детей на данном этапе зафиксирован первый пик состояния эмоционального благополучия. По всей вероятности,

 


снижение внутренней напряженности способствует большей раскрепощенности, активности детей, обнажает особенности поведения, которые ранее дети старались не проявлять.

Исследование развития семьи выявило парадоксальный феномен поведения детей-сирот в патронатной семье. В системах, где дети чувствуют принятие, они совершают деликты дома (чаще всего воровство). В семьях, где имеет место определенная холодность в отношениях, дети воруют у учителей в школе или воспитателей в детском саду. По-видимому, тем самым они пытаются установить отношения привязанности («проверка» на безусловность принятия). Интересно, что в условиях детского дома никаких попыток проявить свои делинквентные особенности у многих детей не наблюдалось.

В 1,5 года угасает потребность семьи в использовании механизмов защиты. Члены семьи занимаются урегулированием проблем, обусловленных характером интеракций, неадекватностью выражения и интенсивности чувств. Родители начинают активно жаловаться на то, что испытывают чувство вины по отношению к приемным детям, что они не могут их любить и прощать, как своих детей. Они считают свою эмоциональную экспрессию неадекватной: то слишком критичной, то излишне льстивой. В рамках Группы психологической поддержки в процессе ролевых игр, при анализе видеозаписи интеракций членов семьи отрабатываются адекватные способы эмоциональной экспрессии между членами семьи.

В 1 и 1,5 года приема родители фиксируют повышение значимости социальных проблем у детей. Показатель отражает физические отклонения ребенка от общей нормы и жалобы на негативное внимание («дразнение») со стороны сверстников. Общее напряжение, которое проявляется у детей в 1,5 года, в какой-то мере снижает его когнитивные успехи. В это время в значительной мере актуализируется значимость сопровождения ребенка в образовательном учреждении.

В 2 года заканчивается цикл становления семьи в новом статусе. Формируется новая идентичность, которая переживается членами семьи как ренесанс. Однако уже в 3 года начинается новый этап в отношениях, пик которого приходится на 3,5 года. Нередко в это время собственные дети покидают дом. Приемные дети начинают переживать проблемы подросткового возраста. Их цель — добиться определенной автономии. От семьи снова требуется переструктурирование. Система должна приспособиться к новой ситуации. В результате резко повышается уровень конфликтное в

 


семье, начинают появляться или становятся более частыми случаи обмана, воровства детей.

Возрастает уровень неудовлетворенности приемом со стороны матери. Она начинает ощущать свою ненужность для детей, боль от близости «пустого гнезда». В этот период возвращается необходимость работы на уровне структуры семьи, использование уже известных нам структурных техник: совместное рисование, динамическая скульптура, которые помогают поддержать отношения близости в супружеской подсистеме, создать условия для разумной автономии приемного ребенка.

Актуальной является и система общих заданий для супругов, и самостоятельных для приемных детей, метод заключения контрактов на предоставление большей степени свободы для последних.

В 4 года кризис завершается, устанавливаются более автономные правила, которые стабилизируют отношения в семье в течение следующего года. Поэтому на данном этапе главной мишенью помощи становятся правила семьи.

Эффективность воспитания ребенка-сироты в замещающей профессиональной семье во многом зависит от своевременного и адекватного реагирования специалистов и членов самой семьи на те изменения, которые происходят в семейной системе. Это становится возможным при понимании закономерностей, в развитии профессиональной семьи. Необходимо продолжение лонгитюдных исследований процесса интеграции ребенка-сироты в семейную систему, охватывающих весь цикл замещающей семейной заботы. (Ослон В.Н. Проблемы сопровождения замещающей профессиональной семьи // Дефектология. – 2006. – № 1. – с. 30-35.)

 

К теме 6. «Профессионально-личностная компетентность социального педагога, работающего с детьми, оставшимися без попечения родителей »



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.01 с.)