По общей организации учебного процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По общей организации учебного процесса



Курс «Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей» готовит студентов – будущих социальных педагогов самостоятельно, творчески и ответственно решать в профессиональной деятельности проблемы социальной адаптации, реабилитации, устройства детей-сирот. Трудность преподавания данного курса заключается в небольшом объеме (12 ч. на дневном и 8 ч. на заочном отделении), отсутствии практических занятий, нехватке соответствующей современной учебно-

 


методической литературы, рассчитанной на данную целевую аудиторию социальных педагогов. Исключением являются изданные в последние годы пособие Шахмановой А.Ш. «Воспитание детей-сирот дошкольного возраста» (2005) и книга Прихожан А.М., Толстых Н.Н.

«Психология сиротства» (2007). В учебнике «Социальная педагогика» под общей ред. М.А. Галагузовой (2003) лекция 12 имеет одноименное с данным курсом название. Базовым пособием следует считать учебно-методическое пособие «Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (РГСУ, 2008). Значимым для данной области научных знаний является подготовка и защита докторской диссертации Ж.А. Захаровой «Социально-педагогическое сопровождение воспитания ребенка в приемной семье.»

Учебные тексты, являющиеся выдержками из монографий, статей, материалов различных сайтов, приведенные в ридерах, призваны восполнить пробел в источниках и научной литературе, а с другой стороны – характер подборки этих материалов позволяет организовать дискуссионное обсуждение проблем (например, представлены разные точки зрения о перспективах детских домов и о приоритетности семейных форм устройства), обеспечить социальных педагогов некоторым методическим (памятки приемным родителям, технологии работы с опекунской и профессиональной замещающей семьей и др.) и диагностическим (анкеты, диагностические и исследовательские методики) инструментарием для будущей профессиональной деятельности.

Приведенные материалы позволят преподавателям формировать эмоционально положительное отношение к решению проблем социального сиротства, развивать эмпатию, рефлексивные, творческие способности (выдержки из рефлексивного дневника патронатного воспитателя, сказки) и т.д.

Задачи-ситуации дают богатую нишу для размышлений студентов о позиции и роли социального педагога в детском доме, социальном приюте, реабилитационном центре, органах опеки и попечительства. Содержание ситуаций можно использовать в материалах лекций, дать на самостоятельное ознакомление студентам и результаты заслушать на зачетном занятии, либо попросить студентов ответить на вопросы по задаче-ситуации письменно. Задачи-ситуации на оценку компетентности приемных родителей являются оригинальной авторской разработкой на основе таксономии Б.Блума


Подбор текстовых, диагностических и иных учебных материалов осуществлен по избыточному принципу, что открывает перед преподавателем свободу выбора форм организации учебно- воспитательного процесса.

В последние годы социальная политика по отношению к детям- сиротам изменилась: приоритет отдается семейным формам устройства детей, внедряются новые формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: профессиональная замещающая семья (патронат, приемная семья), новые виды государственного устройства сирот: малокомплектный детский дом, семейно- родственная группа в детском доме.

В курсе следует сделать акцент на специфику организации социально-педагогической и воспитательной работы в разных формах современного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. На изучение этих вопросов отводится половина учебного времени.

Изучение курса «Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей» завершается зачетом, который может проходить либо в традиционной (устной форме), либо в виде публичной защиты одного из видов творческих работ: проекта педагогического сопровождения профессионально-замещающей семьи, реферата по выбранной теме, представления своих задач- ситуаций, результатов проведенного исследования. Последний вариант является предпочтительнее, т.к. позволяет увидеть личностную позицию студента по поводу обсуждаемой проблемы. Этим же обосновывается обязательность выполнения творческого зачетного задания-написания эссе «Сиротливое детство России. Что делать?»

Целесообразно в рамках курса организовать встречу с работниками опеки и попечительства, что может обогатить занятия конкретными примерами из практики.

Учебным планом не предусмотрены в качестве обязательных такие виды заданий как написание рефератов и курсовых работ. Однако, у части студентов может возникнуть интерес к проблематике курса, который выльется в написание курсовой и дипломной работы, который всячески следует поддерживать. Соответствующие пояснения даны в разделе «Методические рекомендации студентам».

Для лучшего усвоения материала лекций стоит напомнить студентам о правилах конспектирования на лекции (эти материалы приведены в методических рекомендациях студентам). Эффективны


методы развития критического мышления: инсерт, кластеры, таблица

«З-Х-У» (Знаю – Хочу узнать – Узнал), взаимоопрос.

Инсерт – в дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.

Прием осуществляется в несколько этапов.

1 этап: Предполагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

2 этап: Читая или слушая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. 3 этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию,

расположив ее в соответствии со своими пометками в таблицу.

4 этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Кластер – способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными мыслительные процессы при погружении в ту или иную тему.

Последовательность действий студентов:

1.Посередине чистого листа написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2.Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»).

3.По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

4. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

Таблица «З-Х-У» (Знаю – Хочу узнать – Узнал) – один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.


1 шаг: до знакомства с темой учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики таблицы «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с темой или же в процессе обсуждения услышанного ими, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф. Дополнительно можно предложить студентам еще 2 графы –

«источники информации», «что осталось не раскрыто».

 

Рекомендации преподавателям по организации контрольно- оценочной деятельности

Контрольно-оценочная деятельность по дисциплине предполагает 3 этапа: предварительный, рубежный и итоговый. Применение балльно-рейтинговой оценки знаний студентов на рубежном контроле затруднено в виду небольшого объема курса (менее 18 часов). Итоговый рейтинг можно определить по совокупности зачетных заданий.

В процессе контроля должны использоваться разнообразные способы оценивания: самооценка, взаимооценка, экспертная оценка преподавателя.

1. Предварительный контроль направлен на актуализацию и выявление знаний студентов по истории и современному состоянию преодоления сиротства. Он может быть проведен с использованием методов развития критического мышления:

а) Составление кластера по ключевому термину «Сиротство». Анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления дальнейшего изучения темы. Возможна организация индивидуальной самостоятельной работы учащихся над составлением кластера или коллективной деятельности в виде совместного обсуждения.

б) Составление таблицы «З – Х – У» (знаю – хочу узнать – узнал). Студенты самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики таблицы «Знаю» и «Хочу узнать» применительно к тематике курса. Последняя графа заполняется на этапе итогового контроля в конце изучения курса. Преподаватели и студенты обобщают полученные результаты, делают выводы о наличии опорных знаний для дальнейшего изучения деятельности социального педагога с детьми-сиротами.


2. Рубежный контроль направлен на проверку достижения следующих учебных результатов: формирование суждений, решение проблем, работа с текстами, отбор, обработка информации, самоуправление и саморазвитие (навыки индивидуальной и кооперативной работы, способность диагностировать собственные учебные потребности), коммуникация.

Формы контрольных заданий на этом этапе:

а) критическая оценка изученной литературы (комментарии, аннотация или рецензия на статью или монографию из указанного списка литературы);

б) подготовка сообщения (выступления), фиксирующего проблему и способы ее решения;

в) групповая работа (коллективное обсуждение выделенной проблемы преодоления социального сиротства);

г) обсуждение и рефлексия в группе опыта выполнения заданий для самостоятельной работы;

д) подготовка презентационного плаката по выбранной теме; е) выполнение тестов, диагностических методик;

ж) демонстрация реальных профессиональных навыков, проведение занятий вместе с преподавателем или самостоятельно;

з) выполнение заданий в тестовой форме.

3. Итоговый контроль знаний проводится в виде зачета, состоящего из двух видов заданий: обязательного (инвариативного) и вариативного (по выбору студента).

Инвариативные задания: 1. собеседование по вопросам, отражающим какую-либо тему из содержания лекционных занятий (перечень вопросов приведен в разделе «Контролирующие материалы»); 2. написание свободного эссе на тему «Сиротливое детство России: что делать?» (объем 4-5 страниц). Методические рекомендации студентам по написанию эссе даны в пункте 3.2.

 

Схема оценивания эссе преподавателем

  А В С D  
СТРУКТУРА
Эссе соответствует теме         Эссе не соответствует теме
Тема глубоко раскрыта         Тема раскрыта поверхностно

АРГУМЕНТАЦИЯ
Аргументы логически структурированы         Аргументы разбросаны, непоследовательны
Факты представлены точно         Много сомнительных или неточных фактов
Строгий критический анализ ключевых понятий (концепций)         Недостаточное использование ключевых понятий (концепций)
НОВИЗНА
Оригинально и творчески         Не очень оригинально
СТИЛЬ
Аккуратное письмо         Неуклюжее письмо
Концентрированный текст         Излишние повторения
ОФОРМЛЕНИЕ
Четко и хорошо оформленная работа         Неопрятная и трудно читаемая работа
Разумный объем         Слишком длинная / короткая работа
ГРАМОТНОСТЬ
Грамматически правильные предложения         Много грамматических ошибок
Нет орфографических ошибок         Есть орфографические ошибки
Эффективное использование схем / таблиц для подтверждения аргументов         Неэффективное использование схем / таблиц для подтверждения аргументов
ИСТОЧНИКИ
Адекватное использование источников         Плагиат

2. Вариативное задание предполагает выполнение одного творческого задания на выбор студента из числа предложенных преподавателем или самим студентом.

1. Составление и решение педагогической задачи-ситуации по проблемам социального сиротства или оценки компетентности приемных родителей. За основу можно взять примеры педагогических ситуаций, изложенных в приложениях данного пособия или «Словарь педагогических ситуаций» Б.З. Вульфова. – М., Пед. общество России, 2001.

2. Разработка и проведение одного лекционного занятия со студентами самостоятельно или в паре с преподавателем;

3. Написание реферата (требования к его написанию изложены в разделе «Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов»);

Критерии оценки рефератов:

– соответствие содержания выбранной теме;

– аргументация высказываний и оценок;

– правильное использование научной терминологии;

– орфографическая и стилистическая грамотность;

– количество используемых источников;

– наличие выводов;

– культура оформления работы;

– рациональный объем (15-20 стр.)

4. Составление методической папки или части хрестоматии по отдельным темам или по всему изучаемому курсу в целом;

5. Рефлексия чужого и своего педагогического опыта (отчет,

рефлексивный дневник);

6. Подготовка социального проекта по реальной проблеме социализации детей-сирот, профилактике социального сиротства;

7. Проведение самостоятельного исследования по обозначенной проблематике;

8. Составление аннотации или рецензии на одну из книг или статей из рекомендованного списка литературы. План аннотации и рецензии приведен в разделе «Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов».

Тестовые задания могут быть использованы как на этапе промежуточного (рубежного), так и итогового контроля.

Итоговая оценка студента складывается из оценки преподавателем инвариативного и вариативного задания к зачету, за


выполнение заданий для самостоятельной работы, а также из самооценки и оценки деятельности студента группой.

 

Рекомендации по организации рефлексии на занятиях

Понятия «рефлексия», «рефлексивная деятельность» являются обязательными компонентами процесса обучения в системах личностно-ориентированного и развивающего обучения. Рефлексия в обучении – мыследеятельностный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектами образования своей деятельности (А.В. Хуторской). Рефлексивные технологии, приемы и методы, применяемые на занятиях, повышают эффективность образовательного процесса, т.к. студент, осознавая и «пропуская через себя» учебный материал, лучше его запоминает, анализирует и присваивает знания, корректирует свою познавательную деятельность. Время, отводимое на рефлексивную образовательную деятельность, должно быть сопоставимо с деятельностью по учебному предмету «в чистом виде», более длительным в период итоговой рефлексии курса, кратким (небольшое рефлексивное упражнение) на обычном занятии. Рефлексивное задание, требующее достаточно большого времени для выполнения, целесообразно давать в форме

самостоятельной работы.

Преподаватель может использовать как рефлексию допредметную, так и постпредметную. Если при проведении постпредметной рефлексии анализируется цель, процесс и результат только что прошедшей деятельности, то в допредметной проверяется готовность к осуществлению деятельности.

Примеры вопросов для допредметной рефлексии при изучении курса «Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей»:

1. Для чего нужно изучать содержание и методы социально- педагогической деятельности с детьми-сиротами лично Вам или любому другому студенту, который профессионально готовится к деятельности социального педагога?

2. Что вы знаете по содержанию данного курса?

3. Что вы хотите узнать, какие проблемы обсудить? (ваш образовательный запрос на курс).

Примеры заданий на этапе постпредметной рефлексии:

1. Как вы изучали данный вопрос или тему? С какими трудностями столкнулись? Как преодолевали данные трудности? Это

 


задание целесообразно включать систематически, что облегчит студентам решение учебно-познавательных проблем.

2. Выявите то, что вам было непонятно до знакомства с темой и что осталось непонятым после изучения темы? Что вы собираетесь делать с тем, что не поняли?

3. Оцените по 10-балльной системе свою работу с позиции «Я» (как Я работал? Достаточно ли активно?), «Мы» (насколько мне помогали другие студенты, преподаватель, а я – им?), «Дело» (понял ли материал? Узнал ли больше?). Составьте векторную схему оценивания себя на занятии.

Достаточно эффективным и экономичным по времени является прием незаконченного предложения на этапе оценивания прошедшего занятия.

Примеры рефлексивных незаконченных предложений:

1. После сегодняшнего занятия я запомнил, узнал, почувствовал, понял, заинтересовался...

2. Самое интересное на занятии было…

3. Если бы я был(а) преподавателем…

4. Я бы мог(ла), но не спросили…

5. Новой для меня была информация о…

Важное значение имеет организация итоговой рефлексии учебного курса. Ее можно организовать в форме анкеты или беседы со студентами по вопросам:

1. Что вас устраивает и что не устраивает в содержании курса?

2. Как вы оцениваете методику проведения занятий?

3. Что вы можете сказать о преподавателе, ведущем курс: а) знание предмета;

б) организация обучения; в) форма обучения.

Чтобы получить более честный и искренний ответ на данный вопрос, целесообразно задать его письменно после выставления оценки за экзамен или зачет.

4. Проанализируйте и оцените, пожалуйста, вашу работу в процессе изучения курса.

а) участие в аудиторной работе; б) самостоятельная работа;

в) взаимодействие с преподавателем; г) взаимодействие со студентами;

д) подготовка к итоговому контролю.

5. Что вы приобрели в процессе изучения курса в плане:

 


а) знаний;

б) умений и навыков;

в) человеческих и профессиональных качеств.

6. Сформулируйте ваши предложения по совершенствованию курса и пожелания преподавателю.

Можно использовать более краткий вариант итоговой рефлексии. Студентам предлагается задание продолжить предложения:

1. Моя самая большая трудность при изучении курса состояла…

2. Мой самый большой успех (достижение) состоит…

3. Что у меня раньше не получалось, а сейчас получилось…

4. У меня произошли изменения

- в профессиональных знаниях…

- в творческих способностях…

- в общеучебных умениях…

- в умении осознавать себя (рефлексия)…

5. Сам себе желаю…

Можно использовать рефлексию достижения цели курса в целом, отдельного модуля или занятия. Студентам предлагается схема анализа достижения цели:

Сейчас я знаю говорить о…

могу понять информацию о решить проблему… высказать свое мнение

Важно стимулировать творческую активность самих студентов в составлении всевозможных видов рефлексивных заданий и упражнений

 

Рекомендации преподавателям по организации самостоятельной работы студентов

Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т.е. на реальные ситуации, где студентам надо проявить знание конкретной дисциплины. Изучение курса предусматривает четыре основных темы для самостоятельной работы, которые почти полностью охватывают тематику курса. Формы и технологии самостоятельной работы направлены на развитие универсальных учебных и специальных профессиональных умений


студентов: моделирование (ситуационное и ролевое), проектирование, реферирование, аннотирование. Студентам предлагается смоделировать реальные ситуации психолого-педагогического сопровождения замещающих семей.

Методически обеспечить самостоятельную работу студентов – значит составить перечень форм и тематику самостоятельных работ, сформулировать цели и задачи каждого из них, разработать инструкции или методические указания, подобрать учебную, справочную, методическую и научную литературу. Преподавателю целесообразно придерживаться следующих правил:

1. Не перегружать студентов творческими заданиями (они предусмотрены в вариативной части - одно задание на выбор);

2. Дать четкий и полный инструктаж: цель задания, условия выполнения, объем, сроки, образец оформления;

3. Осуществлять текущий контроль и учет;

4. На лекциях ставить вопросы для самостоятельной работы студентов, дать указание на источник ответа в литературе. В ходе лекции возможны «вкрапления» – выступления, сообщения студентов по отдельным вопросам плана;

5. Давать опережающие задания – самостоятельно изучить фрагменты будущих тем лекций (в статьях, учебниках);

6. На заочном отделении на самостоятельное изучение целесообразно выносить тему и проводить по ней контроль.

7. Руководство выполнением самостоятельной работы студентов осуществляется в следующих формах:

· текущее собеседование и контроль;

· консультации;

· анализ, рецензирование, корректировка выполненных заданий;

· перекрестное рецензирование;

· дискуссия;

· подведение итогов и т.д.

 

Виды и формы организации самостоятельной работы студентов

Виды С.Р.С. Руководство преподавателя
1. Конспектирование 2. Реферирование литературы Выборочная проверка Разработка тем и проверка

3. Аннотирование книг, статей Образцы аннотаций и проверка
4. Выполнение заданий  
поискового исследовательского Разработка заданий, создание
характера поисковых ситуаций;
5. Углубленный анализ научно- методической литературы, проведение эксперимента Собеседование по проработанной литературе, составление плана дальнейшей работы, разработка методики получения информации
6. Работа на лекции: составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции. Предложение готового плана лекции или предложение составить свой план по ходу или в заключение лекции
Дополнение конспекта  
рекомендованной литературой  
7. УИРС и НИРС при выполнении самостоятельной, курсовой и дипломной работ Разработка тематики курсовых и дипломных работ, консультации, руководство ими

Приложения

Словарь терминов и понятий

Депривация – (в пер с лат. - лишение) неудовлетворение потребностей человека, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения; состояние, возникшее в результате определенных жизненных ситуаций, когда субъект лишен возможности удовлетворить свои человеческие психические потребности в достаточной мере и достаточно долгое время; состояние, связанное с биологически полноценной, но психологически недостаточной средой.

Виды депривации:

материнская депривация – отсутствие связи ребенка с биологической матерью;

сенсорная депривация – резкое снижение у ребенка яркости восприятия и разнообразия впечатлений;


социальная депривация – сокращение общения ребенка с другими людьми;

эмоциональная депривация – слабая выраженность эмоциональности в общении с окружающим миром, вялое реагирование на окружение [21;26].

Дети, оставшиеся без попечения родителей –лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной зашиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Дети-сироты – дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Детский дом – вид образовательного учреждения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный.

Детский дом семейного типа - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью при полном их государственном обеспечении. Условия пребывания детей в этих домах и отношения между детьми и воспитателями максимально приближены к семейным. Это позволяет сохранять и поддерживать у детей эмоциональные отношения и связи, существующие между членами обычной семьи, способствует процессу естественного и благотворного индивидуально-личностного общения между детьми и взрослыми.

Детский дом-школа, школа-интернат – вид образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, старше 3-4 лет.

Дом ребенка – учреждение для воспитания и оказания помощи детям до трехлетнего возраста, оставшимся без попечения родителей,

 


детям одиноких матерей, а также детям с дефектами физического или психического развития.

Замещающая семья – любая форма жизнеустройства или форма семейного воспитания (реабилитации) детей, нуждающихся в защите государства, где воспитатели и приемные родители не являются биологическими родителями ребенка (семья усыновителей, приемная, патронатная, опекунская семья, семейно-воспитательная группа, семейный детский дом и др.).

Киндердорф деревни (детские деревни SOS) – поселки, деревни из малокомплектных детских домов, где в одном доме проживают и воспитываются постоянно воспитательницей-«мамой» 6-7 детей-сирот разного возраста и пола.

Малокомплектный детский дом – детский дом, рассчитанный на 20-30 детей.

Медицинская реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – это комплекс лечебных мер, осуществляемых в целях устранения и предупреждения функциональных расстройств, заболеваний и их последствий.

Опека – форма правовой защиты личных и имущественных прав и интересов недееспособных граждан. По ГК Российской Федерации опека устанавливается над малолетними детьми (не достигшими 14 лет), лишившимися родительского попечения, над лицами, которых суд признал недееспособными вследствие психического расстройства. Опека и попечительство – форма семейного устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на правах

воспитуемых.

Патронат – форма воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на дому у патронатного воспитателя. Договор о патронатном воспитании заключается между учреждением, передающим ребенка на патронат, патронатным воспитателем, органом опеки и попечительства. Патронатный воспитатель является сотрудником учреждения, передающего ребенка на воспитание в семью.

Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости; обучающихся в учреждениях


среднего и высшего профессионального образования из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте восемнадцати лет и старше, но не более чем до двадцати трех лет имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях.

Попечительство – правовая форма защиты личных и имущественных прав и интересов недееспособных (полностью или частично) граждан. По российскому праву попечительство устанавливается над несовершеннолетними от 14 до 18 лет, не имеющими родителей (усыновителей) или по иным причинам лишенными родительского попечения. Попечительство устанавливается также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотиками.

Приемная семья – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью.

Приемные дети – дети, оставшиеся без родительского попечения (в случае смерти родителей, лишения родительских прав, болезни и т.д.) и принятые в новый семейный коллектив или воспитываемые с участием нового члена семьи - отчима (мачехи), а также других лиц, заменяющих родителей, в условиях отношений усыновления, опеки (попечительства).

Приют – социальное учреждение, в котором ребенок (подросток) может находиться круглосуточно, где он обеспечивается питанием и необходимой помощью.

Психологическая реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - комплекс мер, позволяющих решать вопросы воспитания, обучения и всестороннего развития, а также обеспечивающих наиболее легкую адаптацию детей, вначале к условиям жизни в реабилитационном учреждении, а затем и в новой семье.

Санаторный детский дом – вид образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в длительном лечении;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.23.50 (0.115 с.)