Помощь и поддержка замещающих семей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Помощь и поддержка замещающих семей



Проблемой замещающих семей я стала заниматься не случайно, так как сама воспитывалась в семье усыновителей. Желание отдать долг приемной матери и Богу подвигло на принятие решения усыновить детей, оставшихся без материнского тела и заботы. Так в 1990 году в моей семье появился сын, а еще через восемь месяцев - дочка, оба усыновленные из Костромского дома ребенка.

На первой встрече нам был представлен русоволосый мальчик, с большими голубыми глазами, широким курносым носом. Лобная часть его лица сильно выступала. Зубы гнилые. Ребенок заметно отличался от других детей походкой, сильной сутулостью, широко расставленными ногами, размашистыми движениями рук. В момент знакомства будущему сыну было четыре года и девять месяцев, но речь практически отсутствовала. Он боялся животных (кот, хомяк, щенок). Его желудок не воспринимал домашнюю еду. В его поведении заторможенность сменялась резкой двигательной активностью. Витя постоянно прятал свои игрушки, еду. На прогулках он не мог долго ходить. К другим детям интереса не проявлял, предпочитал одиночество. Любые игровые действия ему быстро надоедали. Витя раздевался и одевался самостоятельно. К правилам личной гигиены

 


относился крайне отрицательно (умываться или мыться категорически отказывался). И много еще чего было, что повергало в отчаяние.

Через три месяца проживания ребенка в нашей семье было установлено, что мальчик страдает олигофренией в стадии дебильности. Для нас это известие было шоком, но предложение органов опеки и попечительства аннулировать акт усыновления было нами отклонено, как неприемлемое.

Понимая, что многое в жизни для сына и, соответственно, для нас будет недоступным (образование, полноценная семья сына, радость появления внуков и т.д.), мы решили удочерить второго ребенка. Нашей дочерью стала девятимесячная девочка казахской национальности. Сейчас дочке 17 лет.

Столкнувшись с рядом проблем, которые самостоятельно решить в семье мы не могли, а обращения к специалистам положительных результатов тоже не принесли, я нашла единомышленников среди таких же усыновителей. Мы встречались практически каждую неделю, делились проблемами, опытом выхода из сложных ситуаций, формами и методами развития своих детей и т.д. Через три месяца образовался коллектив активистов- усыновителей, состоящий из педагогов, психологов, дефектолога, психиатра, педиатра, юриста. Так образовался наш клуб усыновителей

«Нуклеус» (в него вошла 41 семья), деятельность которого строилась исключительно на общественных началах. Мы стали активно подбирать литературу, в которой можно было найти ответы на наши вопросы, занялись самообразованием, некоторые поступили в высшие учебные заведения на педагогические специальности. К сожалению, в 90-е годы методической литературы нашлось очень мало. Тогда я занялась собственным исследованием наших проблем, ситуаций, в которых оказывались усыновители.

Со временем накопился опыт взаимодействия с семьями усыновителей, костяк клуба уже стал профессионально работать, но по-прежнему на общественных началах. Мы уже не только совместно проводили посиделки, но консультировали как состоявшихся усыновителей, так и тех, кто только планировал принять малыша, проводили семинары-практикумы, тренинги. Местом для данного рода работы стала квартира одного из усыновителей, в которой никто не проживал. Молва о нашем клубе стала распространяться. Люди нам доверяли и доверяют. Главной причиной такого отношения остается то, что мы, как говорится, все одной крови. Мы знаем все проблемы изнутри, никогда не относимся формально к их решению, с чем

 


большинству из нас пришлось столкнуться в органах опеки и попечительства, понимаем, с какими трудностями встретится усыновитель, учитываем, какие мифы о приемных родителях и их детях будут распространять «доброжелатели», не боимся честно говорить, ведь все испытали сами.

Особенностью данного клуба до последнего времени было то, что он оставался закрытым для другой категории замещающих родителей (патронатных, приемных), которые стали появляться в России в постсоветский период. Это объяснялось тем, что большинство усыновителей являются сторонниками закрытого усыновления. Разглашение тайны акта усыновления многих очень пугает, но, как показывает опыт, избежать этого, особенно в маленьком городе, почти невозможно.

Пережив собственную трагедию разглашения тайны усыновления, я серьезно задумалась, так ли мы, усыновители, правы, цепляясь за сохранение в тайне данного акта. Сколько усилий, тревог бывает потрачено на сохранение секрета, сколько горя приносит семье разоблачение…

Сейчас при работе с потенциальными родителями мы обсуждаем и эту тему, приводя примеры из личного опыта, из опыта других усыновителей, объясняем последствия, проводим специальные тренинги по данной проблеме.

Собственное исследование показало, что неожиданное раскрытие тайны усыновления никогда не проходит без тяжелых последствий, и чем больше лет ребенку в тот момент, когда он узнает об отсутствии биологического родства с родителями, тем сложнее и болезненнее переживается данное событие в семье.

Как показывает опыт работы с усыновителями (с 1993 года - уже как специалиста, а не только как приемного родителя), отсутствие необходимой подготовки, незнание основ возрастных особенностей развития детей в целом и специфики депривации, завышенные ожидания и т.п. толкают приемных родителей на необдуманные действия, которые, как правило, и приводят к конфликтным ситуациям между родителями и детьми.

Социально-педагогический патронаж – квалифицированная и адресная помощь взрослым при реализации ими родительской роли и социализирующей функции в замещающей семье.

Социально-педагогический патронаж имеет несколько важных направлений:

а) психолого-педагогическое просвещение как совокупность

 


практико-ориентированных знаний, комплекс умений и навыков обеспечения выживания ребенка в новых условиях, его общего развития, защиты его интересов;

б) гармонизация детско-родительских отношений; в) гармонизация супружеских отношений;

г) гармонизация внутреннего мира замещающих родителей, обеспечивающая им возможность выполнять свою родительскую роль, воспитательную функцию.

По первому направлению (психолого-педагогическое просвещение) акцент делается на ознакомление замещающих родителей с процессом социализации ребенка, на формировании у них представлений о потенциальных возможностях неродных детей, о том, что направленность личности и «Я-концепция», а также первоначальная образовательная среда создаются семьей.

Наиболее удачными формами реализации данного направления, как показывает наш опыт, являются: организация родительского обучения, индивидуальных встреч и групповых занятий, работа телефона доверия, создание родительского клуба, проведение в его рамках неформальных встреч родителей, детей и консультантов, издание памяток. Хорошо зарекомендовали себя также групповые дискуссии.

Для родительского всеобуча наиболее подходят темы: «Методы и приемы семейного воспитания»; «Поощрение и наказание в семье»;

«Ребенок и семейный конфликт»; «Как предупредить отклонения в развитии ребенка?», «За годом год», «Как любить своего ребенка?» и т.д.

Для консультаций родителей больше подходит следующая тематика: «Закономерности семейной гармонии», «Что такое родительская роль?», «Типичные ситуации риска», «Спасательный круг», «Трудный ребенок в семье», «Как научить ребенка …?»,

«Условия успешности воспитания» и ряд других.

Для групповых дискуссий возможны такие проблемы, как:

«Рассказать ли всю правду?», «Уезжать или оставаться?», «Свой и чужой ребенок: как строить отношения», и некоторые другие.

Второе направление – гармонизация детско-родительских отношений – ориентировано на установление положительных контактов, их своевременное корректирование, предупреждение и преодоление непродуктивных конфликтов, развитие взаимодействия взрослых и детей по мере взросления последних.

Главными аспектами содержания гармонизации детско-

 


родительских отношений должно стать:

- познание своего приемного ребенка, происходящих в нем изменений и на их основе формирование четких представлений у приемных родителей о стратегии своей воспитательной деятельности;

- укрепление веры в свои возможности как воспитателя, формирование родительской позиции;

- понимание сущности конфликтов между взрослыми и детьми, освоение способов их разрешения и правил бесконфликтного поведения.

Хорошие результаты в ходе нашего исследования дали групповые тренинги, обучающие игры, обмен опытом, выработка правил поведения в конкретных ситуациях, составление собственной программы действий, составление портрета ребенка.

Третье направление - гармонизация супружеских отношений - призвано обеспечить благоприятный социально-психологический климат семьи, так как с принятием в нее ребенка не только супруги вынуждены изменять свой образ жизни, но и в развитии семьи наблюдаются перемены. Особенностью семьи теперь следует считать переплетение разных этапов ее жизнедеятельности в одном, так как появление ребенка переводит ее в разряд молодых семей, а сформированный стереотип межличностных отношений задерживает ее в фазе бездетности. В этой ситуации каждый член семьи стремится к утверждению по-разному. В результате этого наблюдается нарушение устойчивости, возникают противоречия, неудовлетворенность друг другом. Следовательно, необходимо включение взрослых членов семьи в деятельность по осмыслению происходящих изменений и осознанию путей, приемов, обеспечивающих подчинение жизнедеятельности семьи особым требованиям новой ситуации.

Решить названные выше задачи позволяют, прежде всего, консультирование, диагностика, обучение приемам согласования, использование психотерапевтических методик, тренингов типа «Шаг навстречу».

Четвертое направление – гармонизация внутреннего состояния родителей – стремится помочь замещающим папам и мамам снять напряжение, определить пути самосовершенствования, формировать адекватные представления о проявлениях негативных последствий принятия ребенка в семью, возможных вариантах правильного поведения, порядке своих действий, предостерегает их от ошибок, объясняет им необходимость соблюдения ряда условий. Здесь также


эффективны индивидуальное консультирование, семейные тренинги, формы групповой работы по показаниям.

Социально-педагогическую помощь замещающей семье могут оказывать специализированные службы опеки, попечительства, получающие сейчас распространение институты уполномоченных по правам ребенка, а также доверенное лицо из числа усыновителей на данной территории, которое по своему образовательному уровню, времени воспитания приемного ребенка, положительному опыту имеет моральное право давать советы. Последний вариант, как показывает наше исследование, наиболее эффективен. (Захарова Ж.А. Помощь и поддержка замещающих семей // Детский Дом. – 2007. –

№1. – с. 3.)

 

Мышка и Мышутка

Бежала мышка Варвара по лесу, с пути сбилась, и забрела в лесную чащу. Остановилась, огляделась – видит, прямо перед ней в густом ельнике – дом. Большой, мрачный. На окнах – закрытые ставни.

«Видно, давно в этом доме никто не живет», — подумала Варвара. Подошла поближе, приложила ухо к щелочке в дверях, прислушалась…

— У-у-у-у…У-у-у-у…

«Наверное, ветер в трубе воет или сквозняк по дому гуляет», — решила мышка. Но на всякий случай взяла камушек, чтоб погромче было, и постучала в дверь:

— Хозяин! Хозяйка! Есть кто в доме? Отворите, меня в дом впустите. Я не со злом, с добром к вам пришла.

Прислушалась… За дверью кто-то засопел, запыхтел, затопал. Звякнула щеколда, дверь приоткрылась. Смотрит мышка Варвара – глазам не верит. Стоит на пороге медвежонок. По сравнению с ней – великан великаном. А сам по себе махонький, косолапенький, словно игрушечный, плюшевый. Стоит, испуганно озирается – никого не видит.

— Да здесь я! Здесь! – крикнула мышка Варвара. – Подойди поближе, наклонись пониже – меня и увидишь.

Наклонился медвежонок пониже, ткнулся носом в порог и увидел мышку. Увидел, обрадовался и спрашивает:

— Ты моя мама?!

Мышка пискнула, хотела рассмеяться, но сдержалась.

— Ты считаешь, я на нее похожа?


— Похожа-а! — плаксиво заурчал медвежонок.

— Ну ладно, ладно! Об этом потом. Скажи лучше, как тебя зовут? – спросила мышка Варвара.

— Не зна-а-аю…

«Вот бедняга! — подумала она. — Совсем маленький и один- одинешенек. Куда это годится?» И успокоила медвежонка:

Не знаешь – не надо. Зато я знаю – я твоя мама.

— Мама! Моя мама пришла! – медвежонок сгреб Варвару в лапы и – ну плясать. А потом посадил ее на лавочку и, забыв про все свои недавние горести, спросил:

— А чего ты мне вкусненького принесла?

— Ох! – только и смогла вымолвить мышка Варвара. А медвежонок не унимается, пристает:

— Меду принесла? Ягод принесла? А грибов?

— Вот что, сынок, — сказала мышка-мама, — будут тебе и мед, и грибы, и ягоды. А как же? Что, ты хуже других медвежат?! Вот, у меня в сумочке сухарик есть. Сладкий! Сахарный! Поешь – и в кровать! Спать пора. Поздно уже! А я тебе песенку спою.

Послушался медвежонок, улегся. Лапу сосет, посапывает, сладко зевает:

— Ма-а-ма-а…

Мышка ставни растворила, окошко приоткрыла, душистый лесной воздух в дом впустила, села рядом с медвежонком и тихо запела:

Есть у мышки мишка, Есть у мишки мышка. Мышке мишку не поднять, Мышке мишку не обнять.

Спи, мишутка, спи, малыш, Очень любит мишку мышь.

Песенка была нежная, ласковая, и медвежонок тут же уснул… Осталась мышка Варвара у медвежонка жить. И была ему

доброй и заботливой мамой, а в доме примерной хлопотливой хозяйкой. Рано вставала, поздно ложилась, чистоту наводила, шила- вышивала, еду добывала, готовила, медвежонка уму-разуму учила. И звала его Мышутка. Раз он мышкин сын, значит не Мишутка, а Мышутка.

— Ты, Мышутка, трудись – не ленись. Играть – играй, да про ученье не забывай. Разговаривай вежливо, не рычи – ненароком кого обидишь. Всегда говори тихо: громко только лягушки на пруду


квакают. Ты ведь не лягушка?

— Ква-ква-ква! — смеется медвежонок, с мышкой-мамой соглашается, добрые советы запоминает.

Обедом мышка Варвара сыночка угощает, спрашивает:

— Вкусна ли похлебка? Хороша ли сдобная лепешка? Сладок ли малиновый кисель?

Мышутка мышкину стряпню нахваливает, за обе щеки уплетает, норовит не одну, а сразу две лепешки в рот запихнуть. Крошки по всему столу рассыпаются.

А Варвара ему салфеточку в лапу и так тихо, не обидно, по- матерински замечает:

— Ты, Мышутка, не торопись. Крошки не разбрасывай. Каждая малая крошка в поле зернышком в колоске была, на мельнице – мукой, на кухне – тестом, у тебя на столе лепешкой. Вон какой у нее долгий путь! Спасибо всем, кто помог ей к тебе добраться!

Медвежонок кивает, с мышкой соглашается. Потом выйдет из-за стола, три раза поклонится:

— Спасибо! Спасибо! Спасибо! — сгребет все крошки – и в рот!

Очень забавный был у мышки сынок. И послушный. А почему бы ему свою маленькую маму не слушаться? Она его любит, добра желает, веселые игры придумывает, волшебные сказки рассказывает. Очень довольны мышка Варвара мишкой, мишка Мышутка мышкой.

Ты самая замечательная мама на свете! – урчит от счастья медвежонок.

Приятно это мышке. Такие добрые слова дети редко говорят мамам. А зря! Они для мам послаще всяких сладостей, дороже всех самых дорогих подарков!

Прослышали в лесу, что у маленького одинокого медвежонка мама объявилась. И какая! Полевая мышка Варвара!

Один день удивлялись, два дня судачили, а на третий согласились: какая бы ни была мама – зайчиха, медведица, мышка – главное, чтобы она была!

Прошло ещё немного времени, и в лесу на все голоса стали нахваливать Варвару и восхищаться Мышуткой:

Какой пригожий, умытый, причесанный!

Здоровается – кланяется, пожилых уважает, дорогу уступает! Сильный, а маленьких не обижает!

Ах, какой молодец растёт! Позавидуешь!

И все было бы хорошо, да приключилось неладное. Стали малыши лесные, бедовые да озорные, над Мышуткой потешаться,

 


донимать насмешками, дразнить:

Эй, мишка-мышка, где твой мышиный хвостик?!

Где ты прячешь свою маму – в ухе или под мышкой?! Да и не мама она твоя вовсе, глупый медвежонок!

Долго терпел Мышутка насмешки. Терпел-терпел, да не вытерпел! Рассердился, зарычал на весь лес. Примчался домой, дверью хлопнул, лапой по столу стукнул – до смерти мышку Варвару напугал!

— Мышутка, сыночек! Кто тебя обидел? Уж не заболел ли ты? А медвежонок как зарычит:

— Не смей меня сыночком называть! Не хочу, чтоб ты была моей мамой! Уходи! Обманщица! Без тебя проживу! Надоела!

Ничего не ответила мышка. Ни слова не проронила. Ушла – не обернулась...

Остался медвежонок, как прежде, один-одинёшенек.

Сколько дней и ночей он в доме немытым, нечёсаным, голодным бирюком просидел – неизвестно. Только однажды вылез он из своей неприбранной берлоги, в которую превратил чистый, уютный дом, переступил через порог, глядит, а на лавочке под окном – лукошко с грибами, бочоночек с мёдом рядком разложены. А неподалёку стоят соседи, знакомые – лесные жители и зайчиха Аннушка с зайчонком Кузей, и ёж Тимофей с сыном Егоркой, и добрый волк Гаврила – богатырская сила, и сова Гликерья с филином Порфирием, и белочка Луша, и лягушонок Тимка и даже проказница лиса Алиса.

Стоят, на медвежонка смотрят. А он увидел сладости, обрадовался, да как набросится на них! Ест, урчит, ни на кого внимания не обращает.

Покачала головой зайчиха Аннушка, вздохнула:

— Бедненький! Немытый, нечёсаный, голодный.

— Да уж! — согласилась белочка Луша. – Набросился, ни с кем не поздоровался. Такого раньше не бывало.

— Совсем одичал! — буркнула сова Гликерья.

Да если бы он свою мать – Варвару из дома не выгнал, разве такое могло бы случиться? Ух, неблагодарный! – возмутилась лиса Алиса.

Наслушался глупостей от дружков-озорников, которым каждому по подзатыльнику полагается, и пошёл всё крушить. Крушить-то ума большого не надо, – укорял медвежонка волк Гаврюша.

Доброе дело делать – вот где уму раздолье. Обидел ты свою


маленькую маму. Ох, как обидел! Я бы тебя ни за что не простил! —

сказал ёж Тимофей.

А Варвара-то? А Варвара, тин-тин-тин, — защебетала синичка Валентине, — ещё грибов, ягод насобирала, медку приготовила!

Медвежонок перестал есть, быстро- быстро заморгал глазами, да вдруг как заревёт!

— Поплачь, поплачь – есть от чего. И подумай, что делать буддешь. Может, и додумаешься! — фыркнул ёж Тимофей.

Все ушли. Очень обиделись они на медвежонка за добрую мышку Варвару.

А медвежонок сел на лавочку и заплакал пуще прежнего.

Всхлипывает и причитает:

— Кто мне песенку споёт? Кто сказку расскажет? Кто сдобную лепёшку испечет? Кто малиновое варенье сварит? Кто уму-разуму учить будет? Кого я любить буду?! Ма-а-ма!

И вдруг слышит тоненький ласковый голосок:

— Здесь я! Здесь, маленький! Не плачь мишенька-медвежонок.

Всё будет хорошо!

Вскочил мишка, плюхнулся на колени перед лавкой, на которой мышка Варвара сидела, запричитал, взмолился:

— Прости! Прости меня, матушка! Возьми меня к себе сыночком. Зови меня по-прежнему Мышуткой. Ты меня простишь?!

— испуганно посмотрел он на мышку.

Конечно мышка Варвара простила неразумного медвежонка. Потому что нет такой мамы, которая не простила бы своего любимого сыночка. Даже если эта мама–мышка, а любимый сыночек- медвежонок. (Карганова Е.Г. Мышка и Мышутка // www.innewfamily.ru)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.221.43.155 (0.057 с.)