З. Сиротство: попытка увидеть монстра целиком 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

З. Сиротство: попытка увидеть монстра целиком



Мы работаем в поле проблемы детского социального сиротства как сотни и тысячи наших коллег по всей России. Но постепенно у нас складывается впечатление, что все мы боремся с кончиком хвоста огромного змея - энергично и талантливо, тратя море ресурсов и личных сил, при этом совершенно бестолково, безрезультатно.

Причина в нашем неумении (нежелании? страхе?) увидеть монстра целиком.

Истоки и причины социального сиротства

Основная причина социального сиротства, традиционно рассматриваемая в литературе - это низкий уровень жизни. Понятно, что если ребёнка не на что одеть и накормить, то он часто оказывается беспризорником при живых родителях. И с этим сложно спорить! Однако мы считаем, что низкий уровень жизни - скорее следствие или сопутствующий фактор. Вот несколько контрпримеров:

- в результате акции «На лето в семью» (проводимой нашим детским домом) детей усыновили не наиболее обеспеченные горожане, а «обыкновенные»;

- в детских домах ребёнку иногда живётся материально лучше, чем у родителей, однако процент успешной социализации выпускников остается прежним - менее 30%;

- в конце Великой Отечественной войны и несколько лет после неё (очень тяжёлые годы с точки зрения уровня жизни!) большое число сирот из детских домов было разобрано по семьям, однако уже с конца сороковых брать детей перестали, а некоторых даже вернули. Почему? Ведь самые трудные годы прошли?

Последний пример явился для нас интригующей загадкой. Появившаяся версия не претендует на полноту и научную обоснованность, однако удовлетворяет (для нас) всем требованиям

«рабочей гипотезы».

Итак, с чего начать? Хотя бы вот с чего: психиатр В.И. Брутман исследовал множество матерей-отказниц и установил, что во время беременности в их представлении о будущем нет ребёнка. Он остаётся


как бы «не мыслим» в будущем женщины. Попытки помыслить своё будущее в качестве «матери с ребёнком» приводят к неприятным переживаниям и скоро прекращаются. Конечно, в основе каждой из личных историй лежат веские причины, но сейчас не об этом.

Если в «картине мира» человека, в представлении о будущем нет ребёнка, то его и не будет.

Чуть жёстче: если у человека вообще нет будущего в голове, то он не возится с детьми - и со своими, и уж тем более с чужими. У многих матерей-отказниц в голове вообще не было будущего (это когда человек боится думать о будущем, скорее катится по накатанному, чем строит свою жизнь).

Существуют различные стратегии решения проблемы сиротства: Каждая из стратегий была реализована на определённом этапе человеческой истории и, значит, имеет свои достоинства и ограничения. Каждая стратегия уместна в определённых ситуация и даёт какие-то результаты/последствия (какие?), иногда почему-то

разрушается или мутирует.

ФОРМА 1. Личная ответственность (Я). Конкретных способов реализации такой личной ответственности множество: усыновление или патронирование ребёнка, вовлечение подростков в реальный проект и свою команду, спонсирование определённой развивающей программы для воспитанников детского дома, учреждение стипендии для двоечника, ставшего троечником, приём к себе в фирму на работу

«непутевой мамаши» и её воспитание (вот и дети не брошены!) - и так далее.

ФОРМА 2. Общая ответственность (МЫ) - когда субъектом ответственности является не отдельный человек, а группа людей, община, род. При этом отдельный человек чувствует себя частицей рода, и именно это ощущение причастности позволяет каждому человеку осознать и постоянно удерживать в течение жизни видение своего будущего, своей миссии на земле. Миссия народа/общины зафиксированная в религиозных текстах, устанавливает, как должно поступать и «что хорошо - что плохо».

Нам, воспитанным вне религиозных или национальных общин очень сложно промысливать эту форму ответственности. Мы уверены, что в этом мощный ресурс развития нашей страны и решения проблемы детей-сирот, в частности, однако обсуждать конкретные способы реализации пока не получается.

ФОРМА 3. Государственная ответственность (ОНО) - когда государство отвечает и определяет всё. что происходит в стране. А


отдельный человек является его гражданином, выполняет законы и счастлив своей принадлежностью (пример - Советское государство). Это было совсем недавно, мы все об этом помним, поэтому много говорить ни к чему. Отметим только, что с точки зрения безличной машины государства (оно) организация сирот в детские дома действительно удобнее! Система сиротских учреждений легче управляется. Как говорил Иосиф Бродский: «...бесчеловечность всегда проще организовать... Для этих дел Россия не нуждается в импорте технологий».

Современная ситуация Перенесём понятое на современную ситуацию.

Старый «хозяин» - государство - отступает, перестаёт платить за содержание хозяйства, уже нельзя сказать, что детдомовские дети - государственные дети, они всё очевиднее «ничьи». Старая идеология

«в коллективе лучше» и «государство воспитает моих детей» ещё жива и подкрепляется законодательной базой и общественными мифами, поддерживаемыми СМИ (интересно, они-средства - понимают, что именно делают?).

Новые же хозяева возникают не так быстро, как хотелось бы. Их ещё мало, они часто незрелые, неумелые - тяжело же с непривычки! Люди не видят (не знают, не уверены, не решаются...) на свою жизнь. Очень немногие все-таки строят свое будущее и, как следствие, обращают внимание на проблематику детей-сирот - отдельные граждане и бизнесмены, редкая власть... Единицы имеют «длинные» интересные (крупные) планы.

Специфика современной ситуации состоит в том, что необходимо постепенное формирование «хозяев земли» всех уровней и масштабов - от отдельных граждан до крупных бизнесменов и власти. Уже не удастся сложить всю ответственность на государство. Придётся самим...

Мы видим важнейшую задачу: создание пространства, на котором все субъекты региона смогут оформить и представить своё отношение к проблеме сиротства и выстроить программу совместных действий по её решению8.

Вопросы для обсуждения: Каковы причины социального

 
 

8 Катаргина С., Миркес М. Сиротство: попытка увидеть монстра целиком. /

Касицина Н.М., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М., Миркес М.М. и др. Педагогика поддержки. – СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005. – с. 113-118.


сиротства? Назовите возможные пути решения проблемы социального сиротства? Насколько реалистичны эти пути в современной ситуации развития экономики и общества в России?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.007 с.)