Перечень документов, входящих в УМКД 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень документов, входящих в УМКД



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

 

ИЖЕВСК, 2009


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

«Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей»

Учебно-методический комплекс по дисциплине

 

Для специальности

031300 – «Социальная педагогика» (дневная и заочная форма обучения)

 

 

Автор-составитель:

к.п.н., доцент кафедры педагогики и педагогической психологии ИППСТ

Савельева М.Г.

 

 

УМКД утвержден на заседании кафедры педагогики и педагогической психологии «5» ноября 2009 г.

Заведующей кафедройТ.Ф. Вострокнутова

Одобрено методической комиссией ИППСТ «12» ноября 2009 г. Председатель методической комиссииГ.Н. Казанцева

 

Директор ИППСТА.А. Баранов

 

ИЖЕВСК 2009


УДК 37.013.42

ББК 74.66

С 692

 

Печатается по решению учебно-методической комиссии Института педагогики, психологии и социальных технологий ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

 

Составитель:

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии ИППСТ

Савельева М.Г.

С 692 Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставши- мися без попечения родителей: Учебно-методический комплекс по дисциплине / Авт.-сост. Савельева М.Г. – Ижевск: УдГУ, 2009. – 190 с.

 

В комплексе представлены содержание и учебно-методическое обеспечение курса «Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей». Особое внимание уделено формам семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приведенные в пособии учебные тексты, задачи-ситуации, проблемные и творческие задания помогут преподавателям реализовать активные методы обучения и сформировать эмоционально-положительное отношение студентов к профессиональной деятельности с детьми-сиротами и замещающими семьями.

Пособие адресовано, в первую очередь, студентам очного и заочного отделений, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». Богатый практический материал делает пособие полезным для специалистов органов опеки и попечительства, а так же воспитателей и родителей, воспитывающих приемных детей.

 

Автор выражает благодарность за помощь в подготовке комплекса выпускнице специальности «Социальная педагогика» Микрюковой Марине Витальевне.

 

УДК 37.013.42

ББК 74.66

 

© М.Г. Савельева, 2009

© Удмуртский государственный университет, 2009


Перечень документов, входящих в УМКД

Требования ГОС ВПО по специальности 031300

«Социальная педагогика» 6

Общие требования к образованности специалиста 6

2. Рабочая программа 7

2.1. Принципы построения курса 8

2.2. Цели и задачи курса: 9

2.3. Структура курса 11

2.4. Учебно-тематический план 12

2.5. Содержание курса лекционных занятий 12

2.6. Программа самостоятельной работы студентов 17

2.7. Учебно-методические материалы 21

2.7.1. Основная литература 21

2.7.2. Дополнительная литература 22

2.7.3. Статьи 22

2.7.4. Законодательные и нормативно-правовые акты 23

2.7.5. Периодические издания 24

2.7.6. Интернет–ресурсы 24

2.7.7. Кинофильмы 25

2.8. Тематика рефератов, курсовых и дипломных работ 26

2.9. Контролирующие материалы 27

2.9.1. Тестовые задания для контроля и самоконтроля 27

2.9.2. Задания для итогового контроля 29

2.10. Тематический план по заочной форме обучения 31

3. Методические рекомендации студентам 32

3.1. Рекомендации по организации работы студентов

на лекции 32

3.2. Рекомендации по организации самостоятельной

работы студентов 35

4. Методические рекомендации преподавателям 44

4.1. Методические рекомендации по общей организации учебного процесса 44

4.2. Методические рекомендации по организации

контрольно-оценочной деятельности 48

4.3. Методические рекомендации по организации

рефлексии на занятиях 51


4.4. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов 54

Приложения 56

Словарь терминов и понятий 56

Ридеры 60

1. Педагогические задачи-ситуации 60

2. Задачи-ситуации на оценку компетентности приемных родителей 74

3. Учебные тексты 78

К теме 1 «Сиротство как социальное явление. Исторические корни и современное состояние системы опеки и попечительства детей в России» 79

К теме 2 «Социально-психологические особенности детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 92

К теме 3 «Социально-педагогическая деятельность в учреждениях государственного попечения» 100

К теме 4 «Социально-педагогическая деятельность с непрофессиональными семьями (опека и усыновление)» 109

К теме 5 «Альтернативные формы попечения детей-сирот в современных условиях» 150

К теме 6 «Профессионально-личностная компетентность социального педагога, работающего с детьми, оставшимися без попечения родителей» 180


Требования ГОС ВПО по специальности

Социальная педагогика»

Общие требования к образованности дипломированного специалиста с квалификацией «Социальный педагог»:

– осуществляет профессиональную деятельность, направленную на личностное и социальное развитие обучающихся;

– способствует социализации, формированию общей культуры личности;

– использует разнообразные приемы и методы социального воспитания;

– способствует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения;

– систематически повышает свою профессиональную квалификацию;

– участвует в деятельности методических объединений и в других формах методической работы;

– осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).


Рабочая программа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ

И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

Принципы построения курса

Курс входит в число дисциплин специализации ФТД.Р

«Социально-педагогическая деятельность с детьми и молодежью».

Курс адресован студентам Института педагогики, психологии и социальных технологий, специализирующимся в области социальной педагогики.

Актуальность курса. Одной из наболевших проблем современного российского общества является проблема растущего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Идет спор о формах устройства российских сирот. Остро стоит вопрос о социальной адаптации этой категории детей.

Отсутствие квалифицированных кадров для работы с детьми, лишенными родительского попечения, – одна из важнейших проблем детских домов. К сожалению, в настоящее время ни в одном вузе или педагогическом колледже России учебный процесс не ориентирован на подготовку специалистов для работы с детьми-сиротами. Восполнить, хотя бы частично, этот недостаток призван данный специальный курс для социальных педагогов. Актуальность курса возрастает в связи с тем, что бурно развиваются семейные формы устройства детей-сирот (патронат, приемная семья, семейный детский дом и др.), а это требует грамотного, комплексного социально- педагогического сопровождения процесса воспитания детей в замещающих семьях.

Предполагаемый курс – это попытка дать преподавателям и студентам материал, который позволит задуматься над серьезностью проблемы и будет способствовать активизации профессионального интереса к детям, воспитывающимся в условиях детского дома, приемной семьи.

Диагностические и хрестоматийные материалы могут быть использованы в работе с приемными родителями и воспитателями детских домов.

Курс готовит студентов к профессионально-педагогической деятельности в воспитательных учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, к социально-педагогическому сопровождению профессиональных замещающих семей (патронат, приемная семья, др.), к осуществлению консультационно- диагностической работы с приемными родителями, опекунами и попечителями.


Основная цель курса для студентов - профессиональная подготовка к социально-педагогической деятельности, связанной с разными формами современного попечения детей-сирот.

Ядро курса представляет собой ознакомление с современными проблемами социального сиротства, путями их решения в профессиональной деятельности социального педагога, разными формами государственного и семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для успешного изучения курса студенту необходимо знать аксиологические основы социально-педагогической деятельности, ориентироваться на гуманизацию процессов воспитания, владеть методами психолого-педагогического исследования, технологиями педагогического проектирования, владеть приемами рефлексивного и критического мышления, уметь работать с разными источниками информации.

Программа курса построена на основе гуманистического, аксиологического, системного, личностного, деятельностного и диалогического подходов в педагогической науке.

Курс является лекционным по форме занятий, включает теоретическую часть в виде лекций, однако выполнение самостоятельных и зачетных работ предполагает выполнение практических заданий на развитие исследовательских, творческих и общеучебных умений студентов.

Задания для самостоятельной работы предусматривают возможность изучения материала на научно-теоретическом и практическом уровнях.

Технология обучения ориентирована на диалогическое взаимодействие преподавателя и студентов на основе принципов личностно-ориентированной педагогики. Организация учебного процесса предполагает активизацию познавательной деятельности учащихся, использование методов преподавания, способствующих развитию критического мышления студентов. В организационно- методическом плане технология представляет собой систему методов и приемов развития критического мышления, некоторые из которых используются на занятиях данного курса: групповая дискуссия, взаимоопрос, ключевые термины, интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления (инсерт) и др. Технология обучения предусматривает широкое использование методов развития рефлексивных и творческих способностей через написание эссе,


составление задачи-ситуации по проблемам сиротства, проведение диагностических процедур, т.д.

Оценка знаний и умений студентов проводится в виде зачета, который включает в себя инвариативную часть (написание эссе по теме «Сиротливое детство России. Что делать?», собеседование по вопросам) и вариативную часть (задание выбирается из числа предложенных преподавателем или самим студентом).

В процессе работы студенты осваивают навыки контрольно- оценочной и рефлексивной деятельности.

Методическое оснащение курса представлено списками учебно-методической и научной литературы, тематикой рефератов, курсовых и дипломных работ, методическими рекомендациями для преподавателей и студентов, диагностическими материалами и ридерами.

 

Цели и задачи курса

1. Выявление специфики социально-педагогической деятельности с детьми, оставшимися без попечения родителей, и ознакомление с основными методиками и технологиями этой деятельности в различных формах устройства детей, оставшихся без попечения.

2. Формирование эмоционально-положительного отношения студентов к их дальнейшей профессиональной деятельности с детьми- сиротами и замещающими семьями.

3. Овладение навыками самостоятельной работы, опытом написания эссе.

После изучения теоретических разделов курса и выполнения итоговых и самостоятельных работ по курсу студент должен:

 

Иметь представление:

· о сиротстве как социальном явлении, характеризующем образ жизни детей, оставшихся без попечения родителей;

· о специфике профессиональной деятельности социального педагога в разных формах попечения детей-сирот;

· о системе социально-педагогического сопровождения замещающих семей.

 

Знать:

· сущность понятий «сиротство», «социальное сиротство»,


«опека», «попечительство», «усыновление», «патронат», «приемная семья», «замещающая семья», «депривация»;

· характеристику основных видов попечения в современных условиях;

· этапы, функции и методы деятельности социального педагога с замещающей семьей, в учреждениях государственного попечения.

 

Уметь:

· формулировать, обосновывать свою точку зрения по вопросам социальной адаптации и реабилитации детей-сирот, профилактики социального сиротства;

· составлять и анализировать педагогические задачи-ситуации по проблемам социального сиротства и компетентности замещающих родителей;

· планировать и информационно-методически обеспечивать деятельность социального педагога с замещающей семьей и в учреждениях социального попечения;

· составлять аннотацию на прочитанную литературу по изучаемым проблемам.

 

Владеть опытом:

· анализа и решения педагогических задач по проблемам социального сиротства;

· использования диагностических и исследовательских методик в работе с детьми, оставшимися без попечения и замещающими семьями.

К концу изучения курса у студентов должна возрасти готовность и желание участвовать в решении проблем социального сиротства в будущей профессиональной деятельности социального педагога.


2.3. Структура курса

Сиротство как социальное явление. Исторические корни и современное состояние системы опеки и попечительства детей в России
   
Социально-психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
   
Основные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современных условиях. Специфика и технологии социально- педагогической деятельности в различных формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей
       
Социально- педагогическая деятельность в учреждениях государственно го попечения   Социально- педагогическая деятельность с непрофессиона льными семьями (опека, усыновление)   Альтернатив ные формы попечения детей-сирот в современны х условиях
   
Профессионально-личностная компетентность социального педагога, работающего с детьми, оставшимися без попечения родителей
                 

2.4. Учебно-тематический план курса

Тема Количество часов
Лекции Семинары Сам.раб.
1. Сиротство как социальное явление. Исторические корни и современное состояние системы опеки и попечительства детей в России      
2. Социально-психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей      
3. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях государственного попечения      
4. Социально-педагогическая деятельность с непрофессиональными семьями (опека, усыновление)      
5. Альтернативные формы попечения детей-сирот в современных условиях      
6. Профессионально-личностная компетентность социального педагога, работающего с детьми, оставшимися без попечения родителей      
  Всего:   -  

Содержание курса лекционных занятий

Тема 3. Основные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Специфика социально- педагогической деятельности в различных формах устройства детей, оставшихся без попечения (7 ч.)

Задания студентам:

1. Сравните современные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека, детский дом, приемная семья, патронатная семья, детская деревня, православный детский дом. Критерии для сравнения выработайте самостоятельно. Какая из форм кажется вам наиболее перспективной?

2. Познакомьтесь с содержанием памяток приемным родителям (с.) и смоделируйте ход беседы социального педагога:

а) с семьей потенциальных усыновителей, которые пока затрудняются принять окончательное решение о приеме ребенка в свою семью;

б) с семейной парой, желающей создать приемную семью, уже имеющей кровных детей: сына 8 лет и дочь 12 лет;

в) с женщиной, которая планирует стать патронатным воспитателем.

Разыграйте беседу по ролям;

3. Разработайте проект создания клуба приемных родителей, как начинающих, так и опытных (можно группой). Найдите социальных партнеров для его реализации, для этого обратитесь в отделы опеки и попечительства, городскую администрацию, министерство социальной защиты населения, руководителям детских домов и др. Придумайте тематику занятий с усыновителями, опекунами, профессио-альными замещающими семьями.

Формы контроля – взаимопроверка, проверка сравнительной таблицы (задание 1), проигрывание диалогов в ролях (задание 2) на лекционном занятии, презентация проектов (задание 3) на зачете.

Рекомендуемая литература:

1. Ридеры по теме;

2. Дементьева И.Ф. Приемная семья – институт защиты детства: метод. рекомендации. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. – 56 с.

3. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – с. 76-91.

4. Иовчук Н.М. Школа родителей // Детский Дом. – 2004. – № 3. – с. 6.


5. Замещающая семья. Метод. пособие /Ж.А. Захарова, И.И. Осипова; под ред. Э.А. Манукян, - М.: Полиграф сарвис, 2005. – 112 с.

6. Захарова Ж.А. Семьеведение. – Кострома: Авантитул, 2009. – 133 с.

 

Статьи

1. Вознюк Н.П. Системный подход к созданию приемной семьи //

Детский Дом. – 2005. – № 2. – с. 27-30.

2. Детский дом, сохраняющий семьи // Детский Дом. – 2005. – № 2. –

с. 32.

3. Дзугаева А.З. Усыновление: Подробности от юриста // Детский Дом. – 2001. – № 1. – с. 12.

4. Евдокименко Т.Г. Тетя, ты моя мама? // Детский Дом – 2002. – № 4.

– с. 22.


5. Залысина И.А., Смирнова Е.О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии, 1985. – № 4.

6. Захарова Ж.А. Помощь и поддержка замещающих семей // Журнал Детский Дом. – 2007. – №1. – с. 3.

7. Иовчук Н.М. Школа родителей // Детский Дом. – 2004. – № 3. – с. 6.

8. Красницкая Г.С. Три круга ада усыновителей // Детский Дом. – 2005 – № 2. – с. 13.

9. Кривенко Е.И. Лечим и отдаем в семьи // Детский Дом. – 2004. – №

4. – с. 30.

10. Лахова Е.Ф. У ребенка должна быть семья // Детский Дом.– 2005. –

№ 2. – с. 25.

11. Многовековой опыт призрения сирот // Детский Дом. – 2005. – №

2. – с. 35.

12. Назукина Л.И. Комплексная реабилитация детей и подростков – социальных сирот // Работник социальной службы. – 2002. – № 3.– с. 39-44.

13. Осипова И.М. Замещающая семья в России // Психологическая наука и образование. – 2006. – №2. – с.70-81.

14. Панина Н.А. Профилактика сиротства: социальная работа с несовершеннолетними матерями // Дефектология. – 2006. – № 1. – с.58-62.

15. Ребенок в приемной семье // Детский Дом. – 2004. – № 4. – с. 44.

16. Семья Г.В. Профессиональная деформация личности специалистов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей // Детский дом на рубеже веков: Сб. – М., 2001.

17. Сергиенко Е. А, Пугачева А. Н. Представление о гендерной роли у девушек, выросших в семье и в детском доме // Мир детства, 2002.

– №3. – С. 40-47.

18. Шохина Л.Н. Правовые основы государственной поддержки детей- сирот // Гражданин и право. 2002. – № 1.

19. Шустер Л.А. Из детского дома – в семью. // Детский Дом. – 2004. –

№ 4. –с. 39.

 

Интернет–ресурсы

http://www.detskidom.info/magazine/ http://mynewfamily.websib.ru http://www.sirotinka.ru/ http://u–control.avo.ru/ www.innewfamily.ru

www.7ya.ru http://www.opeca.ru http://detskiedomiki.ru/ http://www.sirotstvo.ru/ http://www.fostercare.ru/

http://www.pravorebenka.narod.ru/ http://www.severnayakorona.ru/about_fond.shtml http://www.hopeww.ru/children.php http://www.milosserd.narod.ru


http://www.cherry–design.spb.ru/museum/child/ http://www.fireflykids.org http://www.pokolenie.org/ http://www.tpprf.ru/ru/main/helpcenter/1/

 

Кинофильмы

1. «Сын полка», 1946 г.

2. «Педагогическая поэма», 1955 г.

3. «Флаги на башнях», 1958 г.

4. «Два Фёдора», 1958 г.

5. «Чужие дети», 1958 г.

6. «Судьба человека», 1959 г.

7. «Отчий дом», 1959 г.

8. «Серёжа, 1960 г.

9. «Евдокия», 1961 г.

10. «Когда деревья были большими», 1961 г.

11. «Среди добрых людей», 1962 г.

12. «Родная кровь», 1963 г.

13. «Мать и мачеха», 1964 г.

14. «Дети Дон Кихота», 1965 г.

15. «Республика ШКИД», 1966 г.

16. «Золотые Часы», 1968 г.

17. «Вчера, сегодня и всегда», 1971 г.

18. «Мачеха», 1973 г.

19. «Странные взрослые», 1974г.

20. «Ищу мою судьбу», 1974 г.

21. «Подранки», 1977 г.

22. «Предательница», 1977 г.

23. «Черная береза», 1977 г.

24. «Расмус-бродяга», 1978 г.

25. «Мужики», 1981 г.

26. «Хозяйка детского дома», 1983 г.

27. «Идущий следом», 1984 г.

28. «Без семьи», 1984 г.

29. «Девочка из города», 1984г.

30. «Благие намерения», 1984 г.

31. «Петроградские гавроши», 1987 г.

32. «Украденное свидание», 1989 г.

33. «Казённый дом», 1989 г.


34. «Сэр», 1989 г.

35. «Распятые», 1990 г.

36. «На тебя уповаю», 1992 г.

37. «Маленькая принцесса», 1995 г.

38. «Доброе утро», 1995 г.

39. «Дети на другом берегу», 1996 г.

40. «Литургия», 1996 г.

41. «Джейн Эйр», 1996 г.

42. «Спартак и Калашников», 2002 г.

43. «История Энтони Фишера», 2002 г.

44. «Итальянец», 2005 г. 45. «Инди», 2007 г.

46. «Ванечка», 2007 г.

47. «Свои дети», 2007 г.

48. «Моя мама – снегурочка», 2007 г.

 

Контролирующие материалы

2.9.1. Тестовые задания для контроля и самоконтроля знаний

I. Выберите правильный ответ:

1. Форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в «семью» при полном их государственном обеспечении – это

А) усыновление

Б) детский дом семейного типа В) приемная семья.

2. Детский дом, рассчитанный на 20-30 детей. А) малокомплектный детский дом

Б) школа-интернат В) патронат.

3. Поселки, деревни из малокомплектных детских домов, где в одном доме проживают и воспитываются постоянно воспитательницей-«мамой» 6-7 детей-сирот разного возраста и пола.

А) специальный детский дом Б) Киндердорф деревни

В) малокомплектный детский дом.


4. Форма семейного воспитания детей, нуждающихся в защите государства, где воспитатели и приемные родители не являются биологическими родителями ребенка

А) замещающая семья

Б) коррекционная школа-интернат В) санаторный детский дом.

5. Комплекс мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию социальных связей детей, поиск самого ценного для ребенка – семьи.

А) социальная реабилитация

Б) психологическая реабилитация В) социальная депривация.

II. Вставьте пропущенные слова и словосочетания:

Депривация –человека, которое происходит в

результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения; состояние, возникшее в результате определенных жизненных ситуаций.

Дом ребенка – учреждение для воспитания и оказания помощи детям долет, оставшимся без попечения родителей, детям одиноких матерей, а также детям с дефектами физического или психического развития.

Приемная семья – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) ов семью.

Социальные сироты – дети в возрасте от рождения до лет, лишившиеся родителей попричинам.

Специальный (коррекционный) детский дом – вид образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,в развитии;

III. Соотнесите понятия и определения:

1) отсутствие связи ребенка с биологической матерью;

2) форма правовой защиты личных и имущественных прав и интересов недееспособных граждан в возрасте до 18 лет.

3) лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав


4) социальное учреждение, в котором ребенок (подросток) может находиться круглосуточно, где он обеспечивается питанием и необходимой помощью.

5) вид образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов.

а) приют

б) детский дом

в) опека, попечительство

г) материнская депривация

д) дети, оставшиеся без попечения родителей

IV. Восстановите понятия:

1. Дети-сироты – у которых / в возрасте / умерли / до 18 лет / /

дети / оба / родитель./ или единственный

2. Патронат – воспитания / у патронатного /детей-сирот / родителей, /оставшихся без попечения /на дому/ и детей, / форма / воспитателя.

3. Приемные дети – заменяющих родителей, / оставшиеся без родительского/ усыновления, опеки (попечительства)/воспитываемые с участием /других лиц, / дети,/в условиях отношений/ попечения и

4. Усыновление (удочерение) – это юридический акт/, таких же

/между лицами, / существуют / происхождением /друг от друга, / родителями и детьми. /правоотношений, какие / фактически не связанными /между кровными / устанавливающий

5. Медицинская реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заболеваний и /лечебных мер, / их последствий. / осуществляемых в / и предупреждения функциональных расстройств, / это комплекс / целях устранения

 

Задания для итогового контроля

Контроль знаний студентов проводится в виде зачета, который включает в себя инвариативную часть (написание эссе по теме

«Сиротливое детство России: что делать?», собеседование по вопросам) и вариативную часть (задание выбирается из числа предложенных преподавателем или самим студентом).

Методические рекомендации по организации контроля знаний приведены на с..

Вопросы для собеседования по курсу:


1. Охарактеризуйте основные понятия курса.

2. Что такое «психическая депривация» и почему она опасна для развития ребенка?

3. Как развивалась система попечения детей-сирот в России?

4. Каковы основные виды попечения детей-сирот в России в настоящее время?

5. В чем особенности работы социального педагога с приемной семьей?

6. В чем особенности работы социального педагога в детском доме?

7. Каковы основные проблемы усыновления детей в России?

8. Каковы основные источники социального сиротства в России?

9. Назовите основные пути реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей.

10. Каковы пути преодоления социального сиротства в России?

11. Какой международный опыт поддержки детей-сирот вам известен.

12. Проанализируйте новаторские формы институциональной заботы о реальных и социальных сиротах.

13. Приведите данные о положении детей-сирот в Удмуртии.

14. Какие формы сближения условий жизни и воспитания детей в детском доме с семейными вам известны?

15. Что такое деинституционализация в педагогическом процессе?

16. Охарактеризуйте нормативно-правовую базу деятельности социального педагога с детьми, оставшимися без попечения родителей.

17. Охарактеризуйте профессиональную замещающую семью: виды, этапы создания, особенности и проблемы семейного воспитания.

18. В чем преимущества семейных форм замещающей заботы о детях?

19. В чем заключается системный подход к созданию замещающей семьи?

20. Каким должно быть профессиональное сопровождение замещающей семьи?

21. Что такое социально-педагогический патронаж приемных семей, каковы его формы?

22. Каковы социально-психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?


23. Укажите проблемы социализации детей и подростков, воспитывающихся вне семьи. Какие из них находятся в компетенции социального педагога?

24. Назовите компоненты психолого-педагогической компетентности приемных родителей.

 

Собеседование может быть проведено в виде «круглого стола», коллоквиума, конференции, панельной дискуссии, взаимоопроса, других активных форм обучения.

 

2.10. Учебно-тематический план по заочной форме обучения

Тема Количество часов
Лекции Семинары Сам.раб.
1. Сиротство как социальное явление. Исторические корни и современное состояние системы опеки и попечительства детей в России      
2. Социально-психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей      
3. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях государственного попечения      
4. Социально-педагогическая деятельность с опекунскими семьями и семьями- усыновителями      
5. Альтернативные формы попечения детей-сирот в современных условиях      
6. Профессионально-личностная компетентность оциального педагога, работающего с детьми, оставшимися без попечения родителей      
  Всего:   -  

3. Методические рекомендации студентам Рекомендации по организации работы студентов на лекции

Так как данный курс является лекционным, и его содержание в силу авторского характера курса невозможно найти в сконцентрированном виде ни в одном учебно-методическом пособии для студентов, особое значение приобретает качество работы студента на лекции, качество конспектирования и ведения лекционных записей. Конспектирование - процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации (читаемого или воспринимаемого

на слух текста).

Результат конспектирования - запись, позволяющая конспектирующему немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию.

К сожалению, очень немногие владеют навыками действительно рационального конспектирования. Это приводит к тому, что зачастую вместо конспекта составляется план, или производится попытка вести запись со стенографической точностью, или используется выборочная запись только наиболее важной или трудно запоминаемой информации.

Составление плана вместо записи конспекта не приводит к положительным результатам: чем больше времени проходит со дня такой записи, тем меньше информации восстанавливается.

Стремление к точному воспроизведению лекционного материала приводит к пропускам, и в конечном счете к частичной, но невосполнимой утрате информации.

Запись только самых важных, с точки зрения студентов, и трудно запоминаемых сведений (без фиксации остальной информации) приводит к разрушению логического построения материала. Информация, зафиксированная таким образом, вместе с информацией, которая хранится в памяти автора записи, не воссоздает целостной системы знаний.

Так как конспект - есть краткое, последовательное изложение


содержания, основу его составляют план, тезисы и выписки. В такой записи важно отразить и о чем говорится, и что утверждается, и как доказывается.

Способы конспектирования:

1) линейно-последовательная запись текста. Это самый простой способ, при котором учащиеся стремятся записать максимум информации, точно следуя логике читаемого или воспринимаемого на слух текста. В условиях дефицита времени учащимся далеко не всегда удается продумать сокращения слов, обозначить абзацы, подчеркнуть главное, поэтому после лекции такие конспекты требуют доработки.

При конспектировании линейно-последовательным способом целесообразно использование плакатно-оформительских средств, которые включают в себя следующие:

— сдвиг текста конспекта по горизонтали, по вертикали;

— выделение жирным (или другим) шрифтом особо значимых


слов;


 

— использование различных цветов;

— подчеркивание;

— заключение в рамку главной информации.

2) Следующий способ конспектирования — это способ


«вопросов – ответов». Он заключается а том, что поделив страницу тетради пополам вертикальной чертой, конспектирующий в левой части страницы самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в данном тексте, а в правой части дает ответы на них.

Одна из модификаций способа «вопросов-ответов» - таблица, где место вопроса занимает формулировка проблемы, поднятой автором (лектором), а место ответа - решение данной проблемы. Иногда в таблице могут появиться и дополнительные графы: например, «мое мнение» и т.п.

3) конспект – схема с фрагментами.

Способ конспектирования, позволяющий ярче выявить структуру текста, — схема с фрагментами. При этом фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, пояснения всякого рода) в сочетании с графикой помогают созданию рационально-лаконичного конспекта.

4) конспект – простая схема.

Способ конспектирования, близкий к схеме с фрагментами, простая схема, объяснений к которой конспектирующий не пишет, но должен уметь давать их устно. Этот способ требует высокой квалификации конспектирующего. В противном случае такой конспект нельзя будет использовать.


5) конспект – параллельным способом.

Бывает полезно использовать параллельный способ конспектирования. При этом конспект оформляется на двух листах параллельно или один лист делится вертикальной чертой пополам и записи делаются в правой и в левой части листа. Но используют разные способы конспектирования для записи одного и того же материала. Например, линейный конспект ведется сразу же за лектором, а при появлении в течении лекции дополнительного времени или после лекции фрагменты конспекта превращаются учащимся в простую схему. Это способствует лучшему осмыслению и усвоению материала.

6) комбинированный конспект.

Комбинированный конспект - вершина овладения рациональным конспектированием. При этом учащийся умело использует все перечисленные способы, сочетая их в одном конспекте (один вид конспекта свободно перетекает в другой в зависимости от конспектируемого текста, от желания и умения конспектирующего). Именно при комбинированном конспекте более всего проявляется уровень подготовки и индивидуальность учащегося.

Использование перечисленных способов конспектирования может показаться несколько сложным по сравнению с привычной линейно-последовательной формой записи, но это только на первый взгляд. Немного потренировавшись, вы сумеете это делать легко и свободно. А главное почувствуете, что мысленные усилия, затраченные на составление таблиц и с



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (1.051 с.)