Школа родителей. Об одной из моделей службы психолого- медико-педагогической поддержки детей-сирот, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Школа родителей. Об одной из моделей службы психолого- медико-педагогической поддержки детей-сирот,



Воспитывающихся в семьях

Первым направлением Школы является предварительная работа с людьми, планирующими взять в свою семью приемного ребенка. Специалисты проводят курс занятий (семинаров и лекций), в ходе которых раскрываются особенности ребенка-сироты, возможные трудности в его развитии и во взаимодействии приемных родителей с ним, а также информируют об адекватном содержании и приемах педагогического воздействия.

Второе направлениеконсультирование семей, уже усыновивших или опекающих ребенка. Это направление работы предполагает оказание оперативной психолого-медико- педагогической помощи, составление индивидуальных планов разрешения и нормализации кризисных ситуаций. Необходимость такой работы стала очевидной уже в ходе реализации первого (пилотного) этапа проекта. Содержание лекционных и семинарских занятий, намеченное планом работы, пришлось частично корректировать вследствие того, что неподдельный и активный интерес слушателей побуждал их вступать в беседы, делиться своими насущными проблемами, искать ответы на волнующие вопросы. Стало очевидно, что необходимо непосредственное консультирование детей. Слушатели предложили консультировать не только детей, но и всю

 


семью на дому. Такая форма представляется оптимальной, поскольку проблем ребенка не существует отдельно от его окружения.

Уникальной особенностью таких консультаций является осмотр ребенка одновременно психиатром, психологом и дефектологом — специалистами — единомышленниками. Посещения специалистов организуются так, что время их работы с детьми и родителями не ограничивается какими-либо внешними рамками. В комфортной домашней обстановке дети не устают, доверительны, открыты. Как правило, за один консультационный день обследуются 4 ребенка. Специалисты работают в системе «ротори», т. е. каждый из них одновременно смотрит по одному ребенку, последовательно

«обмениваясь» пациентами. После осмотра всех детей происходит детальное обсуждение полученных сведений и, вслед за этим, подробная и длительная беседа с родителем или опекуном. В ходе этой беседы рассматриваются не только и не столько нарушения развития ребенка, а выявляется его положительный потенциал, опираясь на который возможно проведение эффективной коррекционной и реабилитационной работы. Даются конкретные рекомендации по лечению, организации взаимодействия взрослых с ребенком, намечаются пути и способы педагогической коррекции; родители получают полные и всесторонние ответы на волнующие их вопросы. Для психологического и дефектологического обследования детей и подростков в домашних условиях разработаны адекватные диагностические наборы, способствующие всестороннему анализу психических свойств ребенка.

Знания, полученные в ходе занятий в Школе опекунов, помогают родителям по иному взглянуть на состояние своего ребенка. Имея возможность проконсультировать ребенка, родители получают своевременную конструктивную помощь, помогающую избежать негативных последствий проблемного развития ребенка.

Третье направление обеспечивает методическое консультирование и методическую учебу родителей. Предложение такой формы работы связано с тем, что, как правило, главными учителями для проблемного ребенка являются его родители, не имеющие, в то же время, знаний основ специальной методики. После психолого-медико-педагогической консультации, основываясь на ее выводах, дефектолог-практик знакомит родителей с коррекционными подходами и приемами педагогической работы, необходимыми в каждом конкретном случае, и проводит установочные занятия с детьми (периодичность методической учебы — 1 раз в неделю).

 


Четвертое направление определяется необходимостью оказания помощи органам опеки в определении тех лиц, кому может быть предоставлено право стать опекуном. С этой целью рекомендуется организовать психологическую (а в случае необходимости и психиатрическую) проверку предполагаемых родителей. Разработан комплекс методик обследования для выявления реальной мотивации усыновления ребенка; степени психологической устойчивости и психического здоровья предполагаемых родителей; готовности и способности к решению проблем, возникающих в ходе воспитания усыновленного ребенка. Работа по определению личностной готовности и психической состоятельности будущих приемных родителей позволит избежать многих сложных, а порой и трагических ситуаций, в которых может оказаться и так обездоленный ребенок- сирота. В перспективе желательно сделать обязательной процедуру психологического тестирования претендентов на готовность стать приемными родителями.

Показательно, что после заключительной лекции к психологу подошли несколько людей, готовящихся к усыновлению детей, с просьбой «протестировать их на годность к роли приемных родителей». Это означает, что слушатели осознали всю ответственность и сложность планируемого шага.

В течение 1,5 лет проведено четыре 4-месячных курса лекционно- семинарских занятий для приемных родителей детей-сирот и родителей детей-инвалидов (всего 120 человек). За время работы «Школы опекунов-родителей» специалистами проконсультированы 110 детей и подростков в возрасте от 2 до 17 лет. Родителям предоставлена постоянная возможность консультаций со специалистами по телефону и очно. При необходимости дети направляются на электроэнцефалографическое исследование, РЭГ и ЭХО-ЭГ, консультации педиатров, генетиков и т. д. Оценка ситуации развития каждого обследованного ребенка позволяет обозначить прогноз, дать конкретные рекомендации по лечению и коррекции нарушений развития детей. Детям, остро нуждающимся в средовой терапии, оказана реальная помощь по вхождению в реабилитационную среду (иппотерапия, социально-творческая реабилитация).

При обследовании детей-сирот психологом выявлен ряд проблем: высокая распространенность эмоциональных нарушений (острые или затяжные посттравматические состояния, повышенная тревожность, импульсивность, агрессивность, боязливость, страх социальных контактов); психический и психофизический

 


инфантилизм; нарушение половой идентификации; психологическая несовместимость между приемными детьми в семье; психологическая несовместимость детей с усыновителями; трудности в обучении (снижение мотивации к учебе, низкие способности к обучению, несформированность или низкий уровень познавательных интересов).

При сопоставлении детей-сирот из сиротских учреждений и детей-сирот из приемных и опекунских семей при одинаковых, по существу, стартовых показателях обнаружены следующие различия: дети из семей оказались более живыми эмоционально, с яркими и тонкими эмоциональными реакциями, способными к сопереживанию. В отличие от воспитанников интерната, часто обнаруживающих несвойственные получерты — мускулистость у девочек, женственность у мальчиков, у них в преобладающем большинстве случаев была адекватной половая идентификация; девочки выглядели женственными, стремились к женским видам спорта, рукоделию, искренне говорили о стремлении иметь в будущем любимого мужа, детей. Кроме того, дети из семей, в отличие от пассивных интернатских детей, ярко проявляли собственную инициативу в выборе кружков, секций, направления обучения профессии, были в состоянии планировать будущую жизнь. В то же время у детей из семей значительно чаще, чем в интернате, проявлялись психосоматические расстройства и невротические реакции, что, возможно, обусловлено более тонкой и яркой эмоциональной структурой личности.

В ходе консультативной работы была выявлена необходимость психолого-психиатрического консультирования самих родителей. Наиболее распространенными оказались проблемы родителей- усыновителей, а также родителей «проблемных» детей, связанные с их личностными особенностями, педагогическими установками и социальной ситуацией:

• эмоциональные проблемы (повышенный уровень тревоги, депрессивность, астеничность, выраженная эмоциональная перегрузка, состояние растерянности);

• физическая перегрузка, усталость; социальное одиночество родителей (отсутствие родственников, эмоциональной и материальной поддержки);

• отсутствие взаимопонимания с детьми;

• недостаточный уровень педагогической компетентности;

• неадекватные требования к ребенку, завышенные ожидания, не соответствующие индивидуальным психическим особенностям

 


ребенка и его способности к обучению;

• психическое нездоровье родителей (как пограничные психические расстройства, так и серьезные психические заболевания, нуждающиеся в применении психотропного лечения).

В ходе консультативной работы была выявлена еще одна серьезная проблема — необходимость организации адекватной потребностям детей социальной среды развития, общения, личностного становления, приобретающая особую остроту в условиях мегаполиса. Многие семьи закрыты, инкапсулированы; оставаясь один на один со всеми своими бедами и запросами, члены таких семей с течением времени все больше и больше дезадаптируются, по существу превращаясь в социальных инвалидов. Для преодоления такой изолированности во избежание деформированного развития детей и искажения их взаимоотношения с родителями начата разработка системы помощи в обозначенном аспекте в рамках деятельности Школы. (Иовчук Н.М., Морозова Е.И., Щербакова А.М. Школа родителей. Об одной из моделей службы психолого-медико- педагогической поддержки детей-сирот, воспитывающихся в семьях // Детский Дом. – 2004. – № 3. – с. 6.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.138.170 (0.007 с.)