Системный подход к созданию приемной семьи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системный подход к созданию приемной семьи



Успешная принимающая семья – это семья, которая может удовлетворить потребности ребенка, вплоть до самореализации ребенка. Крайне важным фактором успешности является отношение социума к приемным семьям.

Нужно комплексное (социальное, педагогическое, психологическое, правовое и медицинское) сопровождение приемных семей.

Задачи по оказанию профессиональной педагогической, психологической, социальной помощи решают не только специалисты по охране прав детства, но и специалисты центров «Семья», центров диагностики и коррекции развития детей, центров социальной реабилитации детей, специалисты учреждений здравоохранения и образования. Без этого взаимодействия невозможно было бы осуществлять работу по сопровождению приемных семей.

Действенность системы взаимодействия специалистов различных учреждений обеспечивается через реализацию индивидуальных программ реабилитации детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их замещающих семей. Программа реабилитации приемной семьи составляется с учетом трех этапов: подготовительного, непосредственной реабилитации ребенка в приемной семье, его социальной адаптации после выхода из семьи в самостоятельную жизнь.

На подготовительном этапе проводится работа по изучению факторов, которые влияют на социализацию приемного ребенка в приемной семье, с учетом развития будущей приемной семьи и развития взаимоотношений с биологической семьей приемного ребенка, совместной деятельности приемных родителей и специалистов учреждений системы сопровождения.

Значимая роль в системе сопровождения приемных детей отводится центрам психолого-медико-педагогической диагностики развития ребенка.

Системный подход в области поиска, отбора и подготовки потенциальных принимающих родителей

Под принимающими родителями мы понимаем всю принимающую семью. В нашей стране семья не является субъектом права (договор заключатся с конкретным человеком). К сожалению, поэтому игнорируется роль семьи (роль другого родителя, детей, прародителей).

В соответствии с системным подходом, мы приемную семью


рассматриваем как систему, состоящую в свою очередь из подсистем: супружеской, детской, прародительской, биологической семьи приемного ребенка. Семья как система обладает следующими признаками: целостностью, структурностью, иерархичностью, наличием связей. Изменения в подсистемах семьи вызывают изменения в связях, в самой семейной системе. Кроме того, система имеет свойство сохранять равновесие, поэтому любое изменение в семейной системе вызывает сопротивление изменениям. Все это нужно учитывать.

В своей работе с приемными семьями мы используем системный анализ, изучаем процесс функционирования и развития приемной семьи в условиях неопределенности, при детальном изучении всей семейной системы. У нас приемные семьи достаточно стабильные. Это результат и постоянной работы с семьей, очень серьезного подхода к ее зарождению, созданию под нашим контролем и с нашей помощью. На это мы хотим обратить особое внимание.

Формирование приемной семьи (технологическая схема)

Первый этап. Обучение кандидатов в приемные родители

Наш опыт подтверждает, что начинать обучение приемных родителей целесообразно еще до их знакомства с будущими приемными детьми.

Основная цель данных занятий – помочь будущим родителям сделать серьезный и важный шаг в своей жизни, сделать его не под эмоциональным воздействием от встречи с детьми-сиротами, от посещения детского дома, а на основании твердого решения, осознанного выбора. На первом этапе обучения важно сформировать установку – быть успешными приемными родителями. На этом этапе мы совмещаем отбор и подготовку кандидатов в приемные родители.

Часть занятий проводят сами приемные родители. Психолог на данном этапе выступает как в роли обучающего, так и в роли наблюдателя, исследователя. Он старается установить уровень психологического здоровья семьи и каждого ее члена.

Концептуальные границы в обучении родителей

Приемный родитель один в двух лицах: воспитатель (в привычном понимании) и родитель. Приемные родители обеспечивают реализацию задач социализации детей, организуют их жизнедеятельность, заботятся об удовлетворении всех их жизненных потребностей. Как воспитатели, они дисциплинируют детей, обучают различным социальным навыкам, организуют воспитывающую, обучающую среду.


Родители должны уметь распознавать симптомы нарушения психологического здоровья ребенка, симптомы возникающих изменений, психологического дискомфорта в семье, уметь адекватно и грамотно реагировать на эти изменения.

Труднее всего научить родителей правильному эмоциональному общению, проявлять искренность и отзывчивость на эмоциональном уровне.

Какую главную задачу должны ставить перед собой приемные родители? Какой должна быть основная линия их поведения? Мы решили, что это – обучение и осуществление на практике конкретной роли «родитель как учитель своих детей».

Кандидаты в приемные родители должны принять (с самого начала), что обучение детей всем жизненным навыкам – это их главная задача в работе с приемными (да и с родными) детьми.

Чему надо учить родителей?

Кандидаты в приемные родители обычно считают, что они от природы обладают необходимыми навыками воспитания детей и успешно их могут реализовать. Задача специалиста не только рассказать будущим приемным родителям о реальных трудностях и проблемах, которые их ждут, погрузить в теорию воспитания. Конечно, они должны знать о многих психологических проблемах ребенка, имевшего опыт жизни без попечения родителей, без их заботы и любви, о том, как непросто будет их преодолевать. Они должны иметь представление об основах развития семейной системы, о базовых теориях развития замещающих семей, об основах теории развития ребенка, его личности и о практических шагах по ее реализации, о роли социального окружения в развитии ребенка. Но знаний мало, нужно сформировать у приемных родителей потребность быть субъектом сопровождения своей приемной семьи, на основе полученных знаний и соответствующих умений добиваться поэтапно поставленных целей по обучению и воспитанию.

Особое внимание уделяется правовым вопросам. Кандидаты в приемные родители подробно знакомятся с действующим законодательством в отношении приемных семей и другими правовыми актами. Практика показывает, что целесообразно познакомить будущих приемных родителей с аналогичными правовыми актами других субъектов России, а также с правовыми актами зарубежных государств.

Второй этап. Проверка способности приемной семьи быть успешной

 


Приемная семья будет успешной, если причины, побудившие ее взять ребенка, оставшегося без попечения родителей, основываются на гуманистических идеалах, на нравственных ориентациях семьи. Для этих людей часто смысл жизни состоит в сохранении нравственных принципов, и именно такие люди, как показывает опыт, наиболее успешные приемные родители.

Третий этап. Разработка индивидуальной программы комплексного сопровождения приемной семьи

Итак, приемные родители приняли решение взять приемного ребенка в свою семью, ребенок решил стать приемным (изменить уже ставший привычным образ жизни), органы опеки, специалисты внешней службы сопровождения дали согласие на образование приемной семьи.

Описывая психологические механизмы, можно констатировать – произошла оценка ситуации и оценка собственных возможностей, мотивов. Определена вероятность успеха.

При разработке программ сопровождения приемной семьи особое внимание необходимо обратить:

– на участие приемных родителей в ее разработке;

– на осознание каждым из субъектов сопровождения своей миссии в процессе динамического развития комплекса «приемная семья – приемный ребенок» и комплекса «субъекты сопровождения приемной семьи – приемная семья»;

– на психологическую поддержку приемных родителей (сомневающихся в правильности своего решения, опасающихся из-за отсутствия опыта);

– на характер изменений в семейной системе в процессе адаптации и социализации приемного ребенка;

– на возможность усложнения ситуации из-за неполной передачи информации, ее достоверности; на возможную нехватку времени для отдыха и релаксации;

– на прогноз отношений между приемными и биологическими родителями.

Мы уделяем изменениям в семье самое пристальное внимание. Появление в ней нового человека, даже если это естественная ситуация (рождение родного ребенка, брак), изменяет весь привычных ход жизни, тем более, когда образуется новая семейная система, в которую входит неродной ребенок, имеющий ряд проблем, обусловленных его предыдущей жизнью. Мы исходим из того, что это очень тонкий деликатный момент в жизни семьи и приемного ребенка

 


и он открывает путь к успеху при правильном понимании и организации новой жизни.

Периоды неопределенности

Приемная семья в своем развитии имеет особые периоды, которые мы называем «штилем», «застоем». Для специалистов они являются объектом, самого пристального внимания. После могут последовать взлеты и падения. Неблагоприятное завершение такого этапа приводит приемных родителей к разочарованиям и депрессии. Это трагедия, как для семьи, так и для ребенка. Можно ли предотвратить неблагоприятный исход? Анализируя неуспешные приемные семьи, мы составили перечень нерешенных своевременно вопросов:

– непрофессиональное внешнее сопровождение (неадекватные методики, необъективная и ненадежная информация);

– недостаточная изученность семьи и недостаточное прогнозирование вариантов ее развития;

– не налаженные отношения между приемными и биологическими родителями;

– игнорирование роли приемного отца;

– не сложившиеся взаимоотношения приемного ребенка и родных детей приемных родителей (особенно когда приемный ребенок старше родного);

– кризисные периоды развития приемного ребенка;

– отрицательная роль социального окружения (школа, детский сад, соседи).

Сложным вопросом является подготовка специалистов, осуществляющих сопровождение, которые должны реально помогать семье, на профессиональном уровне, и быть с ней в контакте.

Четвертый этап. Обучение приемных родителей с учетом сформированных установок, реальной ситуации и потребностей ребенка

На этом этапе успешное обучение приемных родителей зависит от правильного выбора формы обучения и дидактического материала. Особое внимание уделяется навыкам терапии супружеских, родительских и детских отношений и отношений между детьми. Обучающая модель строится на этапах: мотивация – целевые установки – инструктивные программы – обучение навыкам. Важно, чтобы родители ощутили помощь в решении их проблем, сами приняли активное участие. То есть родители, как субъекты сопровождения, реализуют идею «от помощи к самопомощи». Цели

 


обучения: возникновение сплоченности, адаптивности и конструктивности в общении всех членов семьи, укрепление и развитие семьи.

Базисные условия для родителей: современные научные знания о семье, интерес к обучению, толерантность, умение вести дискуссию, легко вступать в общение, проявлять сочувствие.

Особое внимание в ходе обучения обращают: на сопротивление изменениям в семейной системе, на стили воспитания или стили общения в семье, на объективные стрессовые факторы, на отношения между приемной и биологической семьей, на коммуникативные умения членов приемной семьи.

На данном этапе также реализуется идея обучения родителей в контексте: «Родитель как учитель своих детей».

Методы

Реализация идеи «родитель как учитель» основана на педагогических методах. Родитель не дает рекомендаций, он обучает всех членов семьи методам самостоятельного исследования (изучения) проблем через организацию совместной деятельности. Тренирует детей в применении специфических методов общения и взаимодействия, которые приводят к выгодным позициям ребенка в результате межличностных, внутригрупповых взаимодействий.

Каким умениям обучают родители детей:

– эмпатическим умениям (способность поставить себя на место другого)

– экспрессивным умениям (осознавать то, что вы понимаете и то, что вы желаете донести до других)

– дискуссионным и переговорным навыкам.

Основы стратегического планирования, как одна из тем

обучения

Родители должны обучиться элементарным схемам реализации своей роли приемного родителя как профессионального родителя. Для этого их учат применять простейшие схемы стратегического планирования: определение (описание) проблемы; формирование видения своих действий и реальных возможностей решения проблемы; формирование команды по её решению (родитель знает, что он не один с проблемой); уметь обсудить и выработать (в группе) цели, задачи по решению проблемы, оценить каждый шаг на пути к достижению цели по критериям (конкретность, срок исполнения, результативность); уметь для решения каждой из задач составить план конкретных мероприятий (действий); знать организацию контроля за

 


реализацией мероприятий.

Такой подход к обучению приемных родителей положительно влияет на формирование опыта сотрудничества приемных родителей и специалистов сопровождения.

Пятый этап. Оценка приемной семьи как субъекта сопровождения

Оценка уровня профессионализма приемных родителей при выполнении ими профессиональной роли – «приемный родитель»

При формировании приемной семьи недостаточно изучается роль отцов как субъектов сопровождения приемных детей. Мы также отмечаем, что в большинстве случаев (367 из 400 изученных семей) оценки потребностей приемного ребенка и способы их удовлетворения (стратегии и тактики) у матерей и у отцов – различны. Важно, чтобы было соответствие оценок: специалистов,

самооценок приемных родителей.

Вопросы оценки динамического процесса – становления и развития приемной семьи

Общая оценка выводится на основе обобщения оценок: приемных родителей, приемного ребенка, специалистов службы сопровождения, органов опеки и попечительства, общественных организаций. В ряде территорий ограничиваются оценкой специалистов службы сопровождения и органов опеки и попечительства, которые приводят к соответствию между собой.

Периодичность наших оценок: через три недели пребывания ребенка в приемной семье, через 6 месяцев пребывания ребенка в приемной семье, далее соответственно – через 9 месяцев, 12 месяцев, 18 месяцев, 24 месяца, и далее через каждые 6 месяцев проживания ребенка в приемной семье.

Роль специалиста состоит в идентификации оценок, а также в организации процесса (а не процедуры) оценивания: совмещение сбора информации с ее анализом и интерпретацией. Такая оценка ситуации и разработка ответных мер с привлечением к участию, как специалистов, так и приемных родителей, приемных детей (других субъектов при необходимости) представляет собой такой исследовательский и коррекционный подход, который нацелен на усовершенствование методов реагирования. Рассматриваемому методу присущ ряд характеристик, которые отличают его от обычных исследовательских и коррекционных методов, а именно: своевременность реагирования на ситуацию, участие в процессе оценивания всех субъектов сопровождения и оценки как действия.

 


Такой подход базируется на идеях активного решения проблемных вопросов непосредственно в реальности. (Вознюк Н.П. Системный подход к созданию приемной семьи // Детский Дом. – 2005. – № 2. – с. 27.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.023 с.)