Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема: неспособность предвидеть последствия своих поступков
Установлено, что воспитанники детских домов не умеют правильно анализировать ситуацию, предугадывать ее последствия, выходить за пределы текущего момента. Непонимание ведет к ошибочному поведению. Рекомендации 1. Игры, в которых дети должны представлять себе исход той или иной ситуации. Задания предлагаются с учетом возраста и интеллектуального развития детей. Главным участником всех моделируемых обстоятельств должен быть ровесник детей, так как именно это позволит поставить себя на его место. Игра проходит в дискуссионной форме, каждый участник обдумывает и описывает последствия отдельной ситуации, но может высказываться и по поводу других заданий. Например, можно попросить ребят предположить, к каким последствиям приведут следующие ситуации: 1) обещал своему приятелю помочь приготовиться к выступлению, но не сделал этого; 2) не сдал вовремя книги в библиотеку; 3) поехал в автобусе без билета; 4) дразнил незнакомую собаку; 5) несправедливо обозвал товарища (здесь важно подтолкнуть ребят к пониманию того, что получить по шее не самое страшное, хуже, что это может обидеть и расстроить человека) и т.п. Можно разыграть эти и другие сюжеты по типу театральных этюдов, предложить ребятам придумать несколько вариантов течения событий. Главное – научить ребенка эмоционально представлять будущее, осознавать последствия своих поступков для себя и окружающих. 2. Графическое моделирование ситуации и ее последствий (автор идеи А.М. Щербакова). Для развития аналитических способностей детей можно использовать графическое изображение всех элементов ситуации и возможных последствий. Этим приемом часто пользуются следователи в детективах: рисуют на бумажке силуэты всех подозреваемых, проводят стрелочки, связующие людей, и т.д. и т.п. В работе с детьми и подростками лучше брать либо реальные случаи, в которых они участвовали, либо ситуации, близкие их личному опыту и знаниям. Схематичное изображение на бумаге помогает развить восприятие и интеллект учащихся, дает возможность выделить существенные элементы ситуации, а также увидеть ее полностью, всю сразу. Благодаря этому дети научаются анализировать жизненно важные ситуации. А.М. Щербакова приводит следующий пример графического моделирования ситуации. Воспитанники интерната для детей-сирот, оказавшись на железнодорожных путях, разрушили автоматический переключатель путей, про который ранее слышали, что его невозможно сломать. Их заметили, но они сбежали от преследователей и вернулись в интернат, очень возбужденные своим
«подвигом». Пришедшие вслед за ними милиционеры еще больше взбудоражили подростков, так как стали доказательством их «героического» поступка. Психологическое обследование показало, что у детей отсутствует чувство вины, нет переживаний по поводу возможной разрушительной аварии на железной дороге. В процессе бесед у психолога сложилось представление, что дети не понимают реального смысла произошедшего. Схематическое изображение пересечения железнодорожных путей, цели и способа переключения стрелок помогло подросткам представить ситуацию полностью. Были привлечены воспоминания подростков о последствиях пожаров, взрывов и обговорены масштабы возможной катастрофы (через некоторое время по путям должен был проходить состав с нефтью). Схематическое изображение помогло детям осознать содеянное и ужаснуться ему. Проблема: низкая самооценка и плохое знание себя Исследователи отмечают, что у воспитанников детских домов формируются устойчиво низкая самооценка, неуверенность в себе и неверные знания о себе. Рекомендации Необходимо разными способами побуждать детей к самопознанию. Для этого нужно: 1. Проводить индивидуальные и групповые беседы на темы: «Какой я человек?», «Что я люблю», «Что я не люблю», «Мой кумир» и т.п. Можно предложить ребятам письменно ответить на эти и другие вопросы, не оценивая их работы и не зачитывая их вслух. Иногда такое сочинение становится поводом для беседы с воспитанником; 2. Заполнять и обсуждать с учащимися любительские психологические тесты, такие как «Ваша самооценка», «Какой у вас характер?», «Склонны ли вы к риску» и др. Лучше всего проводить такую работу на индивидуальных занятиях; 3. Использовать специальные упражнения и игры на развитие самооценки и самопознания. Естественно, они проводятся не хаотично, а в рамках соответствующих занятий.
- «Футболка с надписью». Ведущий объясняет, что иногда на футболках бывают говорящие надписи, характеризующие их владельцев, например: «Я не сплю, я медленно думаю», «Люблю аплодисменты», «Я сбежал из зоопарка» и т.п. Участникам предлагается 5-7 минут подумать и записать свой девиз для воображаемой футболки. Важно, чтобы надпись говорила что-то о школьнике сейчас – о его любимых занятиях, об отношении к другим, о его желаниях. Каждый зачитывает свою надпись, ведущий во всех случаях дает эмоциональную поддержку. Упражнение может проводиться несколько раз, например, через 3-4 занятия можно предложить детям сменить девиз на футболке или оставить его таким же. - «Мой портрет в лучах солнца». Задание: нарисовать солнце, в его центре написать свое имя, а вдоль лучей написать все свои достоинства. Желательно, чтобы лучей было как можно больше. Работы сдаются психологу, группового обсуждения не происходит, возможна индивидуальная беседа. - «Приятное впечатление». Участники сидят в кругу. Задача каждого – вспомнить и рассказать по очереди о каком-то случае, когда сосед слева произвел на них приятное впечатление. - «Незаконченные предложения». Учащимся предлагается список предложений без завершения. Они должны их закончить. Во время группового занятия упражнение выполняется письменно, во время индивидуального – устно. Мне хорошо, когда… Мне грустно, когда… Я чувствую себя глупо, когда… Я сержусь, когда… Я чувствую себя неуверенно, когда… Я чувствую себя смело, когда… Я горжусь собой, когда… - «Обратная связь». Упражнение может проводиться только с детьми, подготовленными к серьезной работе, когда нет опасений, что они будут оскорблять и высмеивать товарищей. Доброволец садится в центр полукруга, образованного остальными участниками. Он пишет на бумаге список черт своего характера и внешности, заметных окружающим. Одновременно каждый из сидящих в полукруге пишет список черт, прежде всего заметных ему у добровольца. Все списки отдаются добровольцу.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.025 с.) |