Проблема: неспособность предвидеть последствия своих поступков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема: неспособность предвидеть последствия своих поступков



Установлено, что воспитанники детских домов не умеют правильно анализировать ситуацию, предугадывать ее последствия, выходить за пределы текущего момента. Непонимание ведет к ошибочному поведению.

Рекомендации

1. Игры, в которых дети должны представлять себе исход той или иной ситуации.

Задания предлагаются с учетом возраста и интеллектуального развития детей. Главным участником всех моделируемых обстоятельств должен быть ровесник детей, так как именно это позволит поставить себя на его место. Игра проходит в дискуссионной форме, каждый участник обдумывает и описывает последствия отдельной ситуации, но может высказываться и по поводу других заданий.

Например, можно попросить ребят предположить, к каким последствиям приведут следующие ситуации:

1) обещал своему приятелю помочь приготовиться к выступлению, но не сделал этого;

2) не сдал вовремя книги в библиотеку;

3) поехал в автобусе без билета;

4) дразнил незнакомую собаку;

5) несправедливо обозвал товарища (здесь важно подтолкнуть ребят к пониманию того, что получить по шее не самое страшное, хуже, что это может обидеть и расстроить человека) и т.п.

Можно разыграть эти и другие сюжеты по типу театральных этюдов, предложить ребятам придумать несколько вариантов течения событий. Главное – научить ребенка эмоционально представлять будущее, осознавать последствия своих поступков для себя и окружающих.

2. Графическое моделирование ситуации и ее последствий

(автор идеи А.М. Щербакова).


Для развития аналитических способностей детей можно использовать графическое изображение всех элементов ситуации и возможных последствий. Этим приемом часто пользуются следователи в детективах: рисуют на бумажке силуэты всех подозреваемых, проводят стрелочки, связующие людей, и т.д. и т.п.

В работе с детьми и подростками лучше брать либо реальные случаи, в которых они участвовали, либо ситуации, близкие их личному опыту и знаниям. Схематичное изображение на бумаге помогает развить восприятие и интеллект учащихся, дает возможность выделить существенные элементы ситуации, а также увидеть ее полностью, всю сразу. Благодаря этому дети научаются анализировать жизненно важные ситуации.

А.М. Щербакова приводит следующий пример графического моделирования ситуации. Воспитанники интерната для детей-сирот, оказавшись на железнодорожных путях, разрушили автоматический переключатель путей, про который ранее слышали, что его невозможно сломать. Их заметили, но они сбежали от преследователей и вернулись в интернат, очень возбужденные своим

«подвигом». Пришедшие вслед за ними милиционеры еще больше взбудоражили подростков, так как стали доказательством их

«героического» поступка. Психологическое обследование показало, что у детей отсутствует чувство вины, нет переживаний по поводу возможной разрушительной аварии на железной дороге. В процессе бесед у психолога сложилось представление, что дети не понимают реального смысла произошедшего. Схематическое изображение пересечения железнодорожных путей, цели и способа переключения стрелок помогло подросткам представить ситуацию полностью. Были привлечены воспоминания подростков о последствиях пожаров, взрывов и обговорены масштабы возможной катастрофы (через некоторое время по путям должен был проходить состав с нефтью). Схематическое изображение помогло детям осознать содеянное и ужаснуться ему.

Проблема: низкая самооценка и плохое знание себя

Исследователи отмечают, что у воспитанников детских домов формируются устойчиво низкая самооценка, неуверенность в себе и неверные знания о себе.

Рекомендации

Необходимо разными способами побуждать детей к самопознанию. Для этого нужно:

1. Проводить индивидуальные и групповые беседы на темы:


«Какой я человек?», «Что я люблю», «Что я не люблю», «Мой кумир» и т.п. Можно предложить ребятам письменно ответить на эти и другие вопросы, не оценивая их работы и не зачитывая их вслух. Иногда такое сочинение становится поводом для беседы с воспитанником;

2. Заполнять и обсуждать с учащимися любительские психологические тесты, такие как «Ваша самооценка», «Какой у вас характер?», «Склонны ли вы к риску» и др. Лучше всего проводить такую работу на индивидуальных занятиях;

3. Использовать специальные упражнения и игры на развитие самооценки и самопознания. Естественно, они проводятся не хаотично, а в рамках соответствующих занятий.

- «Футболка с надписью». Ведущий объясняет, что иногда на футболках бывают говорящие надписи, характеризующие их владельцев, например: «Я не сплю, я медленно думаю», «Люблю аплодисменты», «Я сбежал из зоопарка» и т.п. Участникам предлагается 5-7 минут подумать и записать свой девиз для воображаемой футболки. Важно, чтобы надпись говорила что-то о школьнике сейчас – о его любимых занятиях, об отношении к другим, о его желаниях. Каждый зачитывает свою надпись, ведущий во всех случаях дает эмоциональную поддержку.

Упражнение может проводиться несколько раз, например, через 3-4 занятия можно предложить детям сменить девиз на футболке или оставить его таким же.

- «Мой портрет в лучах солнца». Задание: нарисовать солнце, в его центре написать свое имя, а вдоль лучей написать все свои достоинства. Желательно, чтобы лучей было как можно больше. Работы сдаются психологу, группового обсуждения не происходит, возможна индивидуальная беседа.

- «Приятное впечатление». Участники сидят в кругу. Задача каждого – вспомнить и рассказать по очереди о каком-то случае, когда сосед слева произвел на них приятное впечатление.

- «Незаконченные предложения». Учащимся предлагается список предложений без завершения. Они должны их закончить. Во время группового занятия упражнение выполняется письменно, во время индивидуального – устно.

Мне хорошо, когда… Мне грустно, когда…

Я чувствую себя глупо, когда… Я сержусь, когда…

Я чувствую себя неуверенно, когда…


Я чувствую себя смело, когда… Я горжусь собой, когда…

- «Обратная связь». Упражнение может проводиться только с детьми, подготовленными к серьезной работе, когда нет опасений, что они будут оскорблять и высмеивать товарищей. Доброволец садится в центр полукруга, образованного остальными участниками. Он пишет на бумаге список черт своего характера и внешности, заметных окружающим. Одновременно каждый из сидящих в полукруге пишет список черт, прежде всего заметных ему у добровольца. Все списки отдаются добровольцу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.025 с.)