Психологические проблемы депривированных детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические проблемы депривированных детей



Впервые обратили внимание на то, что дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют различные отклонения в развитии, в Англии, в 1943 году. Шла война, и группа психологов под руководством А. Фрейд исследовала состояние детей в приютах и детских домах. Рене Спитц заснял на пленку детей, которые получали от постоянно обслуживающего их лица достаточно физической заботы, но мало любви. Эмоционально непитаемые, отстающие в развитии малыши, пустым взглядом смотрящие в камеру, драматически иллюстрировали разрушительные последствия лишения ребенка матери. Спитц документально продемонстрировал нарушения у детей из приютов инстинктивной жизни, интеллектуального и моторного развития и показал, что в экстремальных случаях лишение матери приводит к смерти ребенка. Психолог пришел к выводу, что эмоционально насыщенные отношения между матерью и ребенком стимулируют последнего, позволяют ему исследовать окружающий мир, способствуют развитию моторной и социальной активности, мышления и формированию необходимых навыков.

Нарушения развития у ребенка, воспитывающегося в депривационных условиях, происходят на четырех уровнях:

– сенсорном (на уровне ощущений);

– когнитивном (на уровне формирования картины внешнего мира);

– эмоциональном (на уровне установления удовлетворяющих интимных эмоциональных отношений к кому-либо);

– социальном (на уровне отождествления себя с одобряемыми в обществе социальными ролями).

По данным последних исследований, сенсорные нарушения начинаются у ребенка еще в утробе матери, когда она отрицательно относится к своей беременности, не изменяет своих привычек, особенно тех, которые связаны со злоупотреблениями алкоголем или другими психоактивными веществами. Отказ от младенца и помещение его в дом ребенка или психологическое неприятие его после родов катастрофически снижают количество телесных, слуховых, зрительных контактов с матерью или замещающим ее лицом. Это может вызвать у ребенка состояние психологического дискомфорта, способствовать нарушению ритма сна и бодрствования,


сформировать эмоциональную неустойчивость и привести к чрезмерно беспокойному, плохо управляемому поведению.

Проблемы развития на сенсорном уровне могут отрицательно повлиять и на следующий, когнитивный (интеллектуальный) уровень. Ребенок начинает активно развиваться, когда мир представляется ему безопасным, когда, уползая или убегая от матери, он может обернуться и увидеть ее улыбающееся лицо. Всего этого лишен ребенок, воспитывающийся в сиротском учреждении или в условиях пренебрежения его основными нуждами. Поэтому он меньше ползает, а значит, и менее активно по сравнению с детьми из благополучных семей осваивает окружающий мир, меньше совершает проб и ошибок, меньше получает развивающих стимулов от среды. В результате его интеллектуальное развитие задерживается. Он поздно начинает говорить, часто неправильно строит фразы и произносит звуки. А самое главное, он склонен к выстраиванию «катастрофических» моделей мира, где его ожидают сплошные неприятности, а он не в состоянии ничего предпринять, чтобы избежать или справиться с ними. В его восприятии окружающие люди относятся к нему агрессивно, т.е. являются носителями тех его чувств, импульсов, которые он зачастую в себе не осознает. Нередко он просто плохо понимает значение мимики окружающих и интерпретирует ее как враждебную. Поэтому в его поведении могут появляться агрессивные реакции, которые ничем внешним, казалось бы, не вызваны.

Социальный уровень является вершиной всей пирамиды развития ребенка. Ребенок из семьи, особенно благополучной, признает свою идентичность или принадлежность к своей семье, роду. По каналам подражания у него формируются одобряемые обществом модели поведения, способность выполнять положительные социальные роли. Например, роль прилежного ученика, сына, профессионала, родителя и т.д. Ребенок, воспитывающийся в условиях, где пренебрегали его основными потребностями, особенно в доме ребенка или детском доме, с трудом осознает свою идентичность, т.е. кто он или чей он. Он не имеет положительной модели выстраивания отношений в семье. Несмотря на то, что жизнь сироты проходит в группе, ему и в коллективе трудно построить удовлетворяющие его отношения. Нередко воспитанник детского дома выполняет роли, которые не позволяют ему успешно социализироваться. Например, «прилипала», «агрессор»,

«отрицательный лидер» и т.д. После выпуска из сиротского учреждения многие продолжают выполнять подобные роли, но уже в

 


криминальных структурах.

Семья является важнейшим условием нормального развития ребенка. Именно семья, где любят детей, заботятся о них, дает ребенку модели надежного и стабильного мира с возможностью постоянной привязанности. По данным всех мировых, отечественных исследований, жизнь ребенка в приемной семье положительно влияет на его развитие по всем направлениям.

(Ребенок в приемной семье. Проблемы воспитания // Детский Дом. – 2004.– № 4. – с. 44.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.005 с.)