А. Восприятие эмоций и чувств ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. Восприятие эмоций и чувств ребенка



Эмоциональная сторона взаимодействия в семье включает три блока: родительская чувствительность, эмоциональное принятие, особенности поведения родителей, определяемые эмоциональным отношением.

Родительская чувствительность характеризует особенности чувствования родителем эмоционального состояния своего ребенка. Его составляют такие характеристики как распознавание состояния ребенка, понимание причин этого состояния и способность к сопереживанию. Неумение распознавать состояния ребенка, понимать причины этого состояния и неспособность к сопереживанию (эмпатии) являются серьезной преградой к построению гармоничного взаимодействия.

Безусловное принятие является признанием неповторимой индивидуальности ребенка, признание его права быть таким, каков он есть, – быть самим собой. Степень эмоционального принятия матерью ребенка проявляется в чувствах, возникающих у нее во взаимодействии. Это любовь, нежность, симпатия, гордость. Можно сказать, что общение с ребенком доставляет родителям удовольствие. В противном случае оно несет негативные переживания – злость, раздражение, досаду. По словам родителей, итогом такого взаимодействия становится усталость, опустошенность.

Особенности поведения родителя определяются его эмоциональным отношением. Стремление родителей к телесному контакту с ребенком является важным показателем эмоционального отношения. Уровень эмоционального принятия во многом определяет реагирование на ошибки и неудачи ребенка. Любящий родитель ощущает сопричастность к делам, проблемам своего ребенка. Его неудачи рождают желание помочь, поддержать, вселить уверенность в своих силах. Главное – показать ребенку, что он не одинок в его решении, что ошибочное решение не лишит его родительской любви.

Задания:

1. Назовите компоненты детско-родительских взаимоотношений,


которые характеризуют эмоциональную сторону взаимодействия.

2. Прокомментируйте положение о том, что «уровень эмоционального принятия во многом определяет реагирование на ошибки и неудачи ребенка». Приведите пример «помогающего» и

«осуждающего» поведения родителей в ответ на допущенные ребенком неудачи и ошибки. Постройте прогноз развития детско- родительских отношений в обоих случаях.

3. Составьте портрет описание родителя, эмоционально чувствительного к своему ребенку. Включите в описание такие характеристики, как интонации, формы обращения к ребенку, мимика, поведенческие реакции на успех и неуспех и т.д.

4. Составьте перечень основных характеристик родителя, характеризующих один из типов взаимодействия родителя и ребенка: конфликтный, гармоничный, дистантный,

«доминирующий ребенок – потворствующий родитель».

5. Представьте себя приемным ребенком. Составьте рассказ от имени ребенка о трудностях и радостях его общения с родителями (т.е. с Вами).

6. Проведите самооценку родительской чувствительности. Придумайте способ (прием) как её можно развивать у себя.

 

Б. Трудная …школа

Размышляет школьный психолог: «Вот часто говорят, что у трудных детей трудные семьи. Им самим неблагополучно; трудно и с ними. А почему мы совсем не обеспокоены другим явлением, распространенным, быть может, не меньше: трудная…школа. Для ребенка. Есть естественные трудности в учении, в привыкании к режиму, к требованиям, к педагогам. Но у приемного ребенка этих трудностей еще больше. Эти дети испытывают часто психологический дискомфорт от открытости их судеб для окружающих (например, возникают естественные вопросы от сверстников о разнице в фамилиях родителей и ребенка), от того, что их не понимают товарищи и учителя («учительница меня не любит», «она ко мне придирается».

Задания:

1. Составьте список школьных трудностей, с которыми сталкиваются многие дети; а также трудностей, характерных только для приемных детей.

2. Объясните причины того, что приемные дети часто испытывают большие трудности в школе.


3. Какие действия Вы, как родитель, предпримите, если из школы систематически будут поступать жалобы на плохое поведение и слабую успеваемость Вашего ребенка.

4. Постройте классификацию школьных затруднений приемного ребенка, выделив среди них те, преодоление которых зависит в большей степени от самого ребенка, от помощи родителей, от участия педагогов.

5. Разработайте памятку для педагогов «Если к Вам в класс пришел приемный ребенок». Выступайте не в роли критикующей стороны, а в роли советчика, который проникся трудностями пребывания в школе своего ребенка и хочет обрести в педагоге своего союзника.

6. Согласны ли Вы с тем, что приемных детей сложно и следует отнести к категории «особые дети»? Ответ обоснуйте.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 845; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.006 с.)