Детский дом, сохраняющий семьи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детский дом, сохраняющий семьи



Семейно-родственные группы – эффективная среда в подготовке детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома – так считает Галина Андреевна Сатаева, кандидат педагогических наук, директор детского дома № 74 г. Набережные Челны.

Может ли семейный детский дом, в том или ином варианте, быть альтернативой приемной семье? Конечно, каждый ребенок хочет быть самым любимым, единственным, родным. Но, глядя реально на

 


ситуацию, когда кровные семьи распадаются, замещающие возникают не для каждого ребенка, понимаешь, как важны самые разные попытки и в условиях детского дома эффективно решать вопросы воспитания детей таким образом, чтобы их самостоятельная взрослая жизнь состоялась. Детский дом № 74 г. Набережные Челны создает не

«искусственные» семьи из детей, не являющихся родственниками, разными путями попавших в учреждение, а сохраняет в одном пространстве группы братьев и сестер, взятых из одной, распавшейся по вине кровных родителей семьи. Так поступают во многих детских домах семейного типа, но мало кто именно на родственных отношениях строит всю систему воспитания, приучая детей к особому вниманию, к взаимопомощи и ответственности по отношению к братьям и сестрам. Об этом опыте рассказ директора детского дома Г.А. Сатаевой.

Контингент детского дома, это, как правило, дети, выросшие без любви, потому что нежеланны, ненавистны от рождения, потому что ими никогда не интересовались и не занимались. Все это оборачивается тяжелыми последствиями для психического и физического развития ребенка.

Для тех, кто провел свое детство в стенах детского дома, создание своей собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой. В тоже время бывшие воспитанники детских домов чаще, чем их домашние сверстники, терпят неудачи. Отсутствие позитивного образца отношений «родитель-родитель», «ребенок-родитель» приводит к смещению ценностных ориентацией детей-сирот, осложняет строительство собственной семьи или приводит к копированию негативных родительских образцов. Выпускники детских домов и школ-интернатов нередко оказываются неспособными не только создать благополучную семью, но и сохранить ее.

Последствия отсутствия системной работы в этой сфере демонстрирует статистика: чаще распадаются браки, заключенные выпускниками интернатных учреждений; среди тех, кто отказывается от своих детей в роддоме, на первом месте – матери из числа детей- сирот. В связи с этим подготовка к самостоятельной жизни детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является серьезной и очень сложной проблемой, актуальность которой не снижается.

Существующая система воспитательного процесса в сиротских учреждениях имеет определенные недостатки. Учреждение,

 


призванное выполнять функцию замены семьи для несовершеннолетнего ребенка, не всегда в полном объеме с нею справляется. Прежде всего, это сводится к гиперопеке ребенка в стенах учреждения. За него многое решается и делается взрослыми. Строгий режим дня, постоянный контроль за поведением ребенка, готовая пища, выдача вещей – все это делает его пассивным потребителем, не формирует социальную готовность ребенка к самостоятельной жизни.

Отличительной особенностью детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Мэрхэмэт» г. Набережные Челны является контингент детей, представляющий собой группы, состоящие только из братьев и сестер.

Дети-родственники поступают в детский дом из разных мест:

– из городского психоневрологического диспансера (где находятся дети-сироты от 0 до 4-х лет);

– из неблагополучных семей, выявляемых городским отделом опеки и попечительства Управления образования (дети от 4-х до 16 лет);

– из городского реабилитационного центра для несовершеннолетних детей.

Поступление детей осуществляется «семьями» по направлению отдела опеки и попечительства Управления образования г. Набережные Челны. Несомненно, что сохранение общности братьев и сестер в трудный момент их жизни является для детей спасательным кругом, позволяет им пережить новые перемены с меньшими потерями для их здоровья.

Проживание братьев и сестер ставит перед коллективом детского дома непростую задачу – сохранение и формирование в лучших традициях родственных чувств между детьми, что будет основой в их подготовке к самостоятельной семейной жизни. Вся воспитательная работа в детском доме строится на этом фундаменте.

Специалисты детского дома убедились, что жизнь в небольшом по количеству детей детском доме положительно сказывается на развитии ребенка, улучшает его психический тонус, позволяет педагогам лучше его понять, приблизиться к его проблемам, своевременно помочь, поддержать его.

В детском доме сложилась особая структура детского коллектива – семейно-родственная группа. Такая группа не является

«закрытой», изолированной, дети в свободное время, в период занятий по интересам бывают в других семьях.

 


С помощью условий, созданных в детском доме, задача педагогов – воспитать хорошего человека, семьянина, умеющего в дальнейшем создать свою нормальную семью, способную воспитать своих детей, умеющую ориентироваться в различных жизненных ситуациях, научить ребенка практическим навыкам ведения домашнего хозяйства.

Таких семейно-родственных групп в детском доме несколько. Дети ходят в гости друг к друг. Таким образом, они имеют возможность бывать в других семьях, видеть иные традиции, иной уклад. Это расширяет их представление о быте семьи, воспитывает в уважении к чужим особенностям, расширяет круг общения детей, позволяет пройти своеобразную школу социализации.

Важнейшая задача коллектива детского дома не только дать кров ребенку, одеть, обуть и накормить его, а попытаться, прежде всего, восстановить, либо компенсировать утраченные им семейные связи.

Дезадаптированные дети особенно устают от непрерывного пребывания на людях, уединение для них чрезвычайно важно – они сбрасывают психологическую нагрузку, осмысливают новое течение своей жизни, фантазируют. Поэтому важно создать уютные уголки, где можно побыть одному.

В каждой квартире у детей имеются уютные спальни, большая гостиная, ванные комнаты. Поражает активность детей в планировании работ по обустройству их дома, заинтересованность в быстром выполнении задуманного. В этой совместной работе по благоустройству своих квартир закалялись отношения между взрослыми и детьми, строились более тесные взаимоотношения. Взрослые и дети раскрывались друг другу с ранее неизвестных сторон. С какой любовью и фантазией дети и взрослые оформляют спальни, гостиные, придавая им домашний уют и тепло! Старшие ребята проявляют себя, как хозяева, объясняя малышам правила бережного отношения к имуществу, окружающему их. Но самое главное то, что дети полностью изменили взаимоотношения в группах: между девочками и мальчиками, юношами и девушками культивируются чистые отношения братьев и сестер, заботы, взаимопомощи, внимания и понимания, чуткости и поддержки. Малыши играют в уютных гостиных, подростки собираются на чаепития, смотрят телевизор, проводят вечерний досуг.

Обязательными для детского дома являются следующие условия:

 


– совместное проживание братьев и сестер;

– постоянство состава воспитателей, его ограниченность;

– наличие психологической службы;

– развивающая предметно-игровая и природная среда.

(Детский дом, сохраняющий семьи // Детский Дом. – 2005. – №

2. – с. 32.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.008 с.)