Тема 1. Сиротство как социальное явление. Основные направления государственной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (3 Ч. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Сиротство как социальное явление. Основные направления государственной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (3 Ч. )



Задания студентам:

1. На основе анализа важнейших государственных документов, таких как Семейный кодекс РФ, федеральные законы «Об опеке и попечительстве» (2008), «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996), «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (1998), выделите основные направления государственной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, категории детей, подлежащих семейному устройству, формы семейного устройства, институт предварительной опеки, подготовка замещающих родителей и т.д.

2. Подготовьте выступление по материалам федеральных и региональных целевых программ «Дети-сироты», выскажите свое мнение о программе. Что особенно понравилось? Что, на ваш взгляд, следовало добавить, изменить?

3. Подготовьте реферативное сообщение о выдающихся деятелях системы общественного призрения детей-сирот (М. Монтессори, Ф.Э. Дзержинский, А.С. Макаренко, А.А. Католиков), проведите его обсуждение в группе.

Форма контроля – выступления студентов на лекции.

Рекомендуемая литература:

1. Рыбинский Е.М. Детство как социальный феномен. – М., 1998.

2. Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. / Под ред. Г.И. Климантовой. – М.: Изд-во РГСУ, 2008.

– 192 с.

3. ФЗ «Об опеке и попечительстве» № 48 от 11.04.2008 г.

 

Тема 2. Социально-психологические особенности детей, оставшихся без попечения родителей (5 ч.)

Задания студентам:

1. Выберите один из предложенных в списке литературы источников и сделайте по нему письменную аннотацию (1-2 с.) Требования к


составлению аннотации приведены в методических рекомендациях для студентов.

2. Изучите вопрос «Личность в условиях материнской депривации» по книге Прихожан А.М., Толстых Н.Н. «Психология сиротства» (с. 16-42, 62-109, 245-250). Составьте тезисы выступления перед педагогами у образовательного учреждения на тему «Почему он такой?»

3. Познакомьтесь с книгой Л. Ярроу «Материнская депривация», составьте по ней план семинарского занятия.

Форма контроля – проверка письменных работ студентов.

Рекомендуемая литература:

1. Касицина Н.М., Михайлова Н.Н. и др. Педагогика поддержки. – СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005. – 160 с. (с. 82-119).

2. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. – 3-е изд. –

СПб.: Питер, 2007. – 416 с. (одна из глав на выбор).

3. Галагузова В.В., Мещерякова С.Ю., Царегородцева Л.М. Об особенностях психического развития воспитанников домов ребенка и детских домов // Семейный детский дом: проблемы, теория и практика: Сб. – Вып. 2. – М., 1992.

4. Егорова М.А. Особенности представлений воспитанников детского дома о социальных отношениях // Дефектология. – 1997. -

№5.

5. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / ред.-сост. В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.

6. Петрановская Л. К вам в класс пришел приемный ребенок. Книга для учителя. – БО «Адреса милосердия», 2008, – 167 с.

7. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 1990. – 264 с.

8. Смирнова Е.О., Лагутина А.Е. Осознание своего опыта детьми в семье и в детском доме // Вопросы психологии. – 1991. - №6.

9. Ридеры по теме.


Тема 3. Основные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Специфика социально- педагогической деятельности в различных формах устройства детей, оставшихся без попечения (7 ч.)

Задания студентам:

1. Сравните современные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека, детский дом, приемная семья, патронатная семья, детская деревня, православный детский дом. Критерии для сравнения выработайте самостоятельно. Какая из форм кажется вам наиболее перспективной?

2. Познакомьтесь с содержанием памяток приемным родителям (с.) и смоделируйте ход беседы социального педагога:

а) с семьей потенциальных усыновителей, которые пока затрудняются принять окончательное решение о приеме ребенка в свою семью;

б) с семейной парой, желающей создать приемную семью, уже имеющей кровных детей: сына 8 лет и дочь 12 лет;

в) с женщиной, которая планирует стать патронатным воспитателем.

Разыграйте беседу по ролям;

3. Разработайте проект создания клуба приемных родителей, как начинающих, так и опытных (можно группой). Найдите социальных партнеров для его реализации, для этого обратитесь в отделы опеки и попечительства, городскую администрацию, министерство социальной защиты населения, руководителям детских домов и др. Придумайте тематику занятий с усыновителями, опекунами, профессио-альными замещающими семьями.

Формы контроля – взаимопроверка, проверка сравнительной таблицы (задание 1), проигрывание диалогов в ролях (задание 2) на лекционном занятии, презентация проектов (задание 3) на зачете.

Рекомендуемая литература:

1. Ридеры по теме;

2. Дементьева И.Ф. Приемная семья – институт защиты детства: метод. рекомендации. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. – 56 с.

3. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – с. 76-91.

4. Иовчук Н.М. Школа родителей // Детский Дом. – 2004. – № 3. – с. 6.


5. Замещающая семья. Метод. пособие /Ж.А. Захарова, И.И. Осипова; под ред. Э.А. Манукян, - М.: Полиграф сарвис, 2005. – 112 с.

6. Захарова Ж.А. Семьеведение. – Кострома: Авантитул, 2009. – 133 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.005 с.)