Б. «Поломатое детство»: плюсы и минусы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б. «Поломатое детство»: плюсы и минусы



Итак, что мы имеем: у наших воспитанников настолько отрицательный жизненный опыт, что иногда кажется, что лучше бы его – этого опыта - не было. Ну, действительно: если на ребёнка всю жизнь кричали, то он и в детском доме продолжает на всех кричать, называть сверстников грубыми словами - он не виноват, он другого не видел.

И мы изо всех сил игнорируем этот негативный опыт, очерняем его - нужно же показать ребёнку, что бить слабых нехорошо, несмотря на то, что его всю жизнь били.

Но ведь (парадокс возникает!) в работе с этими детьми (да и с любыми другими) можно опираться только на цх опыт, больше не на что. Всё остальное для них пока не со стоялось, не существует! На

 
 

1 Миркес М.М. «Рабочие» и «нерабочие» проблемы детского дома / Касицина Н.М., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М., Миркес М.М. и др. Педагогика поддержки. – СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005. – с.

82-93.


свете есть только то, с чем они встречались, поэтому уж какой опыт есть - на такой и придётся опираться!

И если признать весь их опыт негативным, «испортившим» ребёнка, то на что тогда опираться? На то родительское тепло, которого он не видел? На ту доброту, которой не бывало?

Ребёнок - это его опыт, воспоминания, приключения. И если всё это зачеркнуть, то не с чем будет работать2.

Вопросы для обсуждения: Каким образом прошлый опыт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть использован для их развития? Возможна ли коррекция опыта несчастливого прошлого? Какова при этом роль социального педагога? Согласны ли вы с эпитетом «поломатое детство»? Как вы могли бы назвать опыт и жизнь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?

В. Активность мимо учебы

Дети детских домов учатся, как правило, хуже обычных сверстников. и это факт. Но есть в этой фиксации нечто загадочное: некоторые особенно безнадёжные в учёбе дети, оказавшись на улице или спортплощадке, демонстрируют недюжинные умственные способности.

Обычно мы объясняем это тем, что «учёба требует напряжения, учиться - это сложно, а эти дети не привыкли или не хотят напрягаться». Удобное объяснение, но удивляет то, что эти же дети преодолевают невероятные сложности в «уличных» делах или в спорте.

Ведь это всё не простые занятия, теннисная ракетка – штука не менее сложная, чем математическая дробь. Так почему детдомовец может упрямо, часами отрабатывать «резуху слева», а от сложения дробей сбегает при первой возникшей трудности? Попробуем понять, что получает «проблемный» ребёнок в спорте и на улице такое, чего нет в школе. И почему, соответственно, в одном случае он намерен напрягаться, а в другом нет.

Смею предположить, что в первом случае его привлекает возможность что-то сделать самому и получить результат. Научился

 
 

2 Миркес М.М. «Рабочие» и «нерабочие» проблемы детского дома / Касицина Н.М., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М., Миркес М.М. и др. Педагогика поддержки. – СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005. – с. 82-93.


резать слева- выиграл, причём это ЕГО победа, а не чья-то. Своровал удачно или продал двум подвыпившим мужикам сигареты подороже - вот они, деньги, и купленное на них - предположим - мороженое. Плохо вымыл машину - получил по загривку и потерял клиента, и это ЕГО личный прокол.

В противовес удобному мнению, я утверждаю, что их привлекает возможность совершать собственные ответственные действия. А что происходит на уроках? Где и как на уроке можно действовать самому и получить ощутимый результат? Вот когда я всегда пишу «жи-ши» с буквой «и», это что. МОЁ действие? Кто-то придумал правило, я научаюсь его выполнять, и это МОЁ действие?

Как выглядит результат доказанной теоремы, в чём ценность доказательства?

Зачем учить немецкий язык - для того, чтобы встретившись с иностранцем, мочь с ним поговорить? Большинство детдомовцев никогда не встретит иностранца так, чтобы возникла необходимость разговора.

Мы - взрослые - когда-то давно для себя поняли, какие собственные действия можно совершать в культуре и при её освоении. Но мы забыли и давно не говорили об этом. (Попробуйте, объясните и покажите хотя бы себе и друг другу «крутость» человека, владеющего вашим предметом. Мы попробовали - получается с трудом и не всегда убедительно даже для себя и коллег.)

Итак, проблема третья: успешность и активность детей детского дома часто протекает не в учёбе, не в школьных предметах. Чтобы использовать имеющуюся активность ребёнка «в мирных целях», необходимо показать ему возможность успешных (интересных, результативных) собственных (ответственных) действий в учебе, в культуре, в предмете.

А пока мы не научимся делать это достаточно ясно, открыто и убедительно, мы будем работать только с «послушными» и в некотором смысле «слабыми» детьми, не способными отстоять собственное право не делать то, смысл чего непонятен.3

Вопросы для обсуждения: Согласны ли вы с мнением автора о том, куда должна быть направлена активность детей-сирот и

 
 

3 Миркес М.М. «Рабочие» и «нерабочие» проблемы детского дома / Касицина Н.М., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М., Миркес М.М. и др. Педагогика поддержки. – СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005. – с.

82-93.


детей, оставшихся без попечения родителей? Как социальный педагог может использовать интересы и активность детей в одной области и развивать их в другой? Для чего необходимо развивать активность детей в той или иной области?

Г. Кто такой воспитатель?

Вроде бы понятно, что воспитатель - тот, который воспитывает. Изложить в двух словах, что значит «воспитывать», я не берусь, но достаточно интуитивного представления, чтобы понять, что то, чем воспитатель фактически занимается, и то, что с него спрашивает начальство, и то. за что ему платят деньги, значительно отличается от воспитания. А как известно, что контролируют - то и происходит.

Итак, по порядку.

Первое. Воспитатель - это пастух детей. Он следит за тем, чтобы они были одеты, сыты и умыты. Именно это прежде всего спрашивают со взрослого, работающего с детьми.

Второе. Воспитатель - это охранник. Он следит за тем, чтобы дети были вовремя в нужном месте. За побег кого-нибудь из воспитанников... думаю, понятно.

Третье. Воспитатель - это слуга детей. Воспитанники отлично понимают, что взрослым, работающим в детском доме, платят именно за то, что они возятся с детьми и решают различные детские проблемы. А посему ими - взрослыми - нужно пользоваться, и дети делают это с невероятной ловкостью и изобретательностью.

Четвёртое. Воспитатель - это государственный служащий, получающий маленькую зарплату.

Пятое. Воспитатель - это воспитатель. Очень непонятный тезис.

Поясним.

Например, для того, чтобы ребёнок начал читать книги, необходимо, чтобы он хотя бы иногда видел читающего взрослого. А откуда он иначе догадается, что существует увлекательное занятие? Тут можно много говорить об образе будущего (см. первый параграф), но сейчас речь не об этом. Представьте себя директором детского дома. Вы заходите в группу, а там посреди комнаты и рабочего дня, на виду у десятка детей сидит воспитатель и упоённо, не замечая ничего вокруг, читает книгу. Что вы скажете такому воспитателю? Где в его функциональных обязанностях записано «иногда на глазах детей читать книги»?

Таких примеров можно привести множество. То, что необходимо делать для взросления ребёнка и становления


полноценного человека, противоречит тому, что приходится делать

«как бы воспитателю» для выполнения своих функциональных обязанностей.

Именно поэтому послушный ребёнок значительно удобнее самостоятельного, и воспитатель просто вынужден формировать послушного. а не самостоятельного, думающего и дерзающего.

И поэтому одна из важнейших задач - оформление позиции и статуса воспитателя детского дома. Восхищаюсь теми воспитателями, которые вопреки требованиям системы, совершенно невероятным образом все-таки умудряются воспитывать.4

Вопросы для обсуждения: Назовите роли социального педагога в детском доме, социальном приюте, реабилитационном центре, органах опеки и попечительства. В чем различия функций социального педагога и воспитателя? В чем вы видите возможность их взаимодействия?

Д. «Сиротка»

Проблема состоит в том, что дети детского дома считают, что они сиротки, и весь мир должен им помогать. А мир так не думает.

Хотелось бы различить две ситуации. Одно дело, когда воспитанник или выпускник детского дома выбивает те льготы, которые ему по закону положены - стипендия, жильё и так далее. Совсем другое дело - это быль - когда выпускник детского дома сдаёт экзамены в престижный вуз (сдает трудно, старается, ему помогают, дают льготы), проходит конкурс, а потом не привозит в срок документы - и всё насмарку. Почему не привёз? А просто так! Ведь все времена, любому чиновнику можно поплакаться, сказать, что сирота, из детдома - и он сделает поблажку, примет документы не в срок - сиротам нужно помогать!

В описанной ситуации стратегия «я сиротка» не сработала. Но ведь она не с неба берётся, ребёнок ей обучен. Эта стратегия выработана!

Зачем? Кому это нужно?

Сиротство - это не судьба конкретного ребёнка, а социальный институт, которому до конкретного ребёнка дела нет. Сиротство - это


рабочие места и заработная плата для взрослых, это возможность проявить милосердие (лучше массово и при видеокамерах), это способ отмывания денег, это повод, под который можно получить от общества, и не только от российского, деньги, льготы и другие блага... Сам по себе этот институт не имеет отношения к детям и может быть использован в разных целях.

Если педагог ставит целью взросление и социализацию своего воспитанника, то он должен, во-первых, обладать невероятной цепкостью, чтобы заставить институт сиротства работать на своего воспитанника, и во-вторых, как это ни странно, вывести ребёнка за рамки сиротства. Вывести прежде всего самого ребёнка, научить его разным стратегиям жизни. Для этого от ребёнка требуется рефлексивное, аналитическое отношение к своему сиротству, то есть его преодоление.5

Вопросы: Каким образом, вырабатывается стратегия «я сиротка»? Согласны ли вы с мнением автора, что педагог детского дома должен ставить личные задачи по отношению к воспитанникам? Может ли педагог развернуть «машину» в нужном направлении? Что может ей противопоставить воспитатель? Социальный педагог?

Е. Призрение и социализация

Нынешняя популяция беспризорных принципиально отличается от тех, что была в 20-х и 40-х годах прошлого века по следующим параметрам:

1) Более длинный (качественно) срок сиротства или жизни в асоциальной семье. Условным началом можно считать отмену в 1988 году законов, считающих наркоманов преступниками.

2) Более раннее сиротство или жизнь в асоциальной семье - с

пренатального периода и грудного возраста.

3) Востребованность многомиллионного параллельного социума беспризорных международным криминальным рынком торговли детьми - на внутренние органы, для секс-бизнеса, порнобизнеса и т.п.

Ни педагогическое сообщество, ни всё общество в целом, включая и государство, не в состоянии предотвратить появление


новых беспризорных, рождающихся и воспитывающихся сейчас в асоциальных семьях и в уличном криминальном социуме.

Призрение - это процесс содержания ребёнка (или старика, или инвалида) в специальном благотворительном учреждении, создание ему достойных условий для физической, культурной и духовной жизни. Именно на это нацелено подавляющее большинство наших интернатных учреждений. А может быть и все.

Социализация - это процесс и результат превращения беспризорного (или сироты, или инвалида) в работоспособного типичного члена общества, имеющего жилье (арендованное, при теще или тесте, рабочее общежитие и т.п.), семью, работу, могущего себя прокормить.

Главная педагогическая сложность социализации беспризорных заключается в одной особенности их поведения, которая внешне и поверхностно выглядит как патологическая безответственность. По научному это называется «недостаточность регуляторного блока мозга», «неразвитость суперэго». Это не вина, а беда миллионов этих детей. У них искажено пространственно-временное восприятие, они понимают только два измерения времени: «сейчас» или «всегда».

На пути превращения хотя бы части беспризорных в работоспобных граждан, живущих самостоятельной жизнью, прежде финансовых стоят нравственные, идеологические проблемы педагогического сообщества.

«Выпускать» из учреждения ребёнка, не имеющего места в жизни - некуда. Это всё равно, что выгнать его на улицу, это безнравственно. Даже сам по себе этот постулат, в отрыве от других, представляет собой тупик, замкнутый круг.

Есть ли где-то в России интернат, приют или детдом, который может предъявить приемлемый процент выпускников последних лет, бывших беспризорных, живущих самостоятельной жизнью? Сколько это «приемлемый» - я пока не знаю...6

Вопросы для обсуждения: Что значит призрение сирот? А социализация? Какое из этих двух понятий ближе социальному педагогу? В чем их сходства и различия? Какие еще проблемы поднимает автор в статье? Каковы возможные пути их решения?

 
 

6 Кордонский М. Вопросы для конференции по проблемам сиротства /

Касицина Н.М., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М., Миркес М.М. и др. Педагогика поддержки. – СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005. – с. 104 – 108.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.35.75 (0.017 с.)