Тематика рефератов, курсовых и дипломных работ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематика рефератов, курсовых и дипломных работ



1. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений.

2. Роль и место социального педагога в сопровождении профессиональной замещающей семьи.

3. Альтернативные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Семейное устройство и социализация ребенка-сироты.

5. Особенности становления «Я-концепции» детей-сирот в условиях дома ребенка и замещающей семьи.

6. Проблемы гендерной идентичности в воспитании детей-сирот.

7. Преодоление проблем в общении со взрослыми как ведущего фактора дезадаптации детей-сирот.

8. Изучение мотивационных предпочтений детей-сирот.

9. Формирование социальной компетентности детей-сирот в условиях детского дома и замещающей семьи.

10. Материнская депривация в историко-культурном аспекте.

11. Учет психологических особенностей детей, оставшихся без попечения родителей в деятельности социального педагога.

12. Создание системы психолого-педагогического сопровождения родителей усыновителей.

13. История преодоления беспризорности и сиротства в России.

14. Профилактическая деятельность социального педагога по предупреждению социального сиротства.


15. Психолого-педагогическая компетентность педагога детского дома: условия формирования и развития.

16. Психолого-педагогическая компетентность родителей в профессиональных замещающих семьях.

17. Профессиональная деформация личности специалистов, работающих с детьми-сиротами.

18. Коррекция негативной психологической напряженности детей в условиях детского дома.

19. Технология составления индивидуальной программы воспитанника детского дома (патронатной семьи, семейного детского дома).

20. Развитие коммуникативных навыков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

21. Развитие социальных навыков у детей-сирот.

22. Обучение жизненному полаганию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Контролирующие материалы

2.9.1. Тестовые задания для контроля и самоконтроля знаний

I. Выберите правильный ответ:

1. Форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в «семью» при полном их государственном обеспечении – это

А) усыновление

Б) детский дом семейного типа В) приемная семья.

2. Детский дом, рассчитанный на 20-30 детей. А) малокомплектный детский дом

Б) школа-интернат В) патронат.

3. Поселки, деревни из малокомплектных детских домов, где в одном доме проживают и воспитываются постоянно воспитательницей-«мамой» 6-7 детей-сирот разного возраста и пола.

А) специальный детский дом Б) Киндердорф деревни

В) малокомплектный детский дом.


4. Форма семейного воспитания детей, нуждающихся в защите государства, где воспитатели и приемные родители не являются биологическими родителями ребенка

А) замещающая семья

Б) коррекционная школа-интернат В) санаторный детский дом.

5. Комплекс мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию социальных связей детей, поиск самого ценного для ребенка – семьи.

А) социальная реабилитация

Б) психологическая реабилитация В) социальная депривация.

II. Вставьте пропущенные слова и словосочетания:

Депривация –человека, которое происходит в

результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения; состояние, возникшее в результате определенных жизненных ситуаций.

Дом ребенка – учреждение для воспитания и оказания помощи детям долет, оставшимся без попечения родителей, детям одиноких матерей, а также детям с дефектами физического или психического развития.

Приемная семья – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) ов семью.

Социальные сироты – дети в возрасте от рождения до лет, лишившиеся родителей попричинам.

Специальный (коррекционный) детский дом – вид образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,в развитии;

III. Соотнесите понятия и определения:

1) отсутствие связи ребенка с биологической матерью;

2) форма правовой защиты личных и имущественных прав и интересов недееспособных граждан в возрасте до 18 лет.

3) лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав


4) социальное учреждение, в котором ребенок (подросток) может находиться круглосуточно, где он обеспечивается питанием и необходимой помощью.

5) вид образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов.

а) приют

б) детский дом

в) опека, попечительство

г) материнская депривация

д) дети, оставшиеся без попечения родителей

IV. Восстановите понятия:

1. Дети-сироты – у которых / в возрасте / умерли / до 18 лет / /

дети / оба / родитель./ или единственный

2. Патронат – воспитания / у патронатного /детей-сирот / родителей, /оставшихся без попечения /на дому/ и детей, / форма / воспитателя.

3. Приемные дети – заменяющих родителей, / оставшиеся без родительского/ усыновления, опеки (попечительства)/воспитываемые с участием /других лиц, / дети,/в условиях отношений/ попечения и

4. Усыновление (удочерение) – это юридический акт/, таких же

/между лицами, / существуют / происхождением /друг от друга, / родителями и детьми. /правоотношений, какие / фактически не связанными /между кровными / устанавливающий

5. Медицинская реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заболеваний и /лечебных мер, / их последствий. / осуществляемых в / и предупреждения функциональных расстройств, / это комплекс / целях устранения

 

Задания для итогового контроля

Контроль знаний студентов проводится в виде зачета, который включает в себя инвариативную часть (написание эссе по теме

«Сиротливое детство России: что делать?», собеседование по вопросам) и вариативную часть (задание выбирается из числа предложенных преподавателем или самим студентом).

Методические рекомендации по организации контроля знаний приведены на с..

Вопросы для собеседования по курсу:


1. Охарактеризуйте основные понятия курса.

2. Что такое «психическая депривация» и почему она опасна для развития ребенка?

3. Как развивалась система попечения детей-сирот в России?

4. Каковы основные виды попечения детей-сирот в России в настоящее время?

5. В чем особенности работы социального педагога с приемной семьей?

6. В чем особенности работы социального педагога в детском доме?

7. Каковы основные проблемы усыновления детей в России?

8. Каковы основные источники социального сиротства в России?

9. Назовите основные пути реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей.

10. Каковы пути преодоления социального сиротства в России?

11. Какой международный опыт поддержки детей-сирот вам известен.

12. Проанализируйте новаторские формы институциональной заботы о реальных и социальных сиротах.

13. Приведите данные о положении детей-сирот в Удмуртии.

14. Какие формы сближения условий жизни и воспитания детей в детском доме с семейными вам известны?

15. Что такое деинституционализация в педагогическом процессе?

16. Охарактеризуйте нормативно-правовую базу деятельности социального педагога с детьми, оставшимися без попечения родителей.

17. Охарактеризуйте профессиональную замещающую семью: виды, этапы создания, особенности и проблемы семейного воспитания.

18. В чем преимущества семейных форм замещающей заботы о детях?

19. В чем заключается системный подход к созданию замещающей семьи?

20. Каким должно быть профессиональное сопровождение замещающей семьи?

21. Что такое социально-педагогический патронаж приемных семей, каковы его формы?

22. Каковы социально-психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?


23. Укажите проблемы социализации детей и подростков, воспитывающихся вне семьи. Какие из них находятся в компетенции социального педагога?

24. Назовите компоненты психолого-педагогической компетентности приемных родителей.

 

Собеседование может быть проведено в виде «круглого стола», коллоквиума, конференции, панельной дискуссии, взаимоопроса, других активных форм обучения.

 

2.10. Учебно-тематический план по заочной форме обучения

Тема Количество часов
Лекции Семинары Сам.раб.
1. Сиротство как социальное явление. Исторические корни и современное состояние системы опеки и попечительства детей в России      
2. Социально-психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей      
3. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях государственного попечения      
4. Социально-педагогическая деятельность с опекунскими семьями и семьями- усыновителями      
5. Альтернативные формы попечения детей-сирот в современных условиях      
6. Профессионально-личностная компетентность оциального педагога, работающего с детьми, оставшимися без попечения родителей      
  Всего:   -  

3. Методические рекомендации студентам Рекомендации по организации работы студентов на лекции

Так как данный курс является лекционным, и его содержание в силу авторского характера курса невозможно найти в сконцентрированном виде ни в одном учебно-методическом пособии для студентов, особое значение приобретает качество работы студента на лекции, качество конспектирования и ведения лекционных записей. Конспектирование - процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации (читаемого или воспринимаемого

на слух текста).

Результат конспектирования - запись, позволяющая конспектирующему немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию.

К сожалению, очень немногие владеют навыками действительно рационального конспектирования. Это приводит к тому, что зачастую вместо конспекта составляется план, или производится попытка вести запись со стенографической точностью, или используется выборочная запись только наиболее важной или трудно запоминаемой информации.

Составление плана вместо записи конспекта не приводит к положительным результатам: чем больше времени проходит со дня такой записи, тем меньше информации восстанавливается.

Стремление к точному воспроизведению лекционного материала приводит к пропускам, и в конечном счете к частичной, но невосполнимой утрате информации.

Запись только самых важных, с точки зрения студентов, и трудно запоминаемых сведений (без фиксации остальной информации) приводит к разрушению логического построения материала. Информация, зафиксированная таким образом, вместе с информацией, которая хранится в памяти автора записи, не воссоздает целостной системы знаний.

Так как конспект - есть краткое, последовательное изложение


содержания, основу его составляют план, тезисы и выписки. В такой записи важно отразить и о чем говорится, и что утверждается, и как доказывается.

Способы конспектирования:

1) линейно-последовательная запись текста. Это самый простой способ, при котором учащиеся стремятся записать максимум информации, точно следуя логике читаемого или воспринимаемого на слух текста. В условиях дефицита времени учащимся далеко не всегда удается продумать сокращения слов, обозначить абзацы, подчеркнуть главное, поэтому после лекции такие конспекты требуют доработки.

При конспектировании линейно-последовательным способом целесообразно использование плакатно-оформительских средств, которые включают в себя следующие:

— сдвиг текста конспекта по горизонтали, по вертикали;

— выделение жирным (или другим) шрифтом особо значимых


слов;


 

— использование различных цветов;

— подчеркивание;

— заключение в рамку главной информации.

2) Следующий способ конспектирования — это способ


«вопросов – ответов». Он заключается а том, что поделив страницу тетради пополам вертикальной чертой, конспектирующий в левой части страницы самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в данном тексте, а в правой части дает ответы на них.

Одна из модификаций способа «вопросов-ответов» - таблица, где место вопроса занимает формулировка проблемы, поднятой автором (лектором), а место ответа - решение данной проблемы. Иногда в таблице могут появиться и дополнительные графы: например, «мое мнение» и т.п.

3) конспект – схема с фрагментами.

Способ конспектирования, позволяющий ярче выявить структуру текста, — схема с фрагментами. При этом фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, пояснения всякого рода) в сочетании с графикой помогают созданию рационально-лаконичного конспекта.

4) конспект – простая схема.

Способ конспектирования, близкий к схеме с фрагментами, простая схема, объяснений к которой конспектирующий не пишет, но должен уметь давать их устно. Этот способ требует высокой квалификации конспектирующего. В противном случае такой конспект нельзя будет использовать.


5) конспект – параллельным способом.

Бывает полезно использовать параллельный способ конспектирования. При этом конспект оформляется на двух листах параллельно или один лист делится вертикальной чертой пополам и записи делаются в правой и в левой части листа. Но используют разные способы конспектирования для записи одного и того же материала. Например, линейный конспект ведется сразу же за лектором, а при появлении в течении лекции дополнительного времени или после лекции фрагменты конспекта превращаются учащимся в простую схему. Это способствует лучшему осмыслению и усвоению материала.

6) комбинированный конспект.

Комбинированный конспект - вершина овладения рациональным конспектированием. При этом учащийся умело использует все перечисленные способы, сочетая их в одном конспекте (один вид конспекта свободно перетекает в другой в зависимости от конспектируемого текста, от желания и умения конспектирующего). Именно при комбинированном конспекте более всего проявляется уровень подготовки и индивидуальность учащегося.

Использование перечисленных способов конспектирования может показаться несколько сложным по сравнению с привычной линейно-последовательной формой записи, но это только на первый взгляд. Немного потренировавшись, вы сумеете это делать легко и свободно. А главное почувствуете, что мысленные усилия, затраченные на составление таблиц и схем, приносят больше пользы, чем бездумное переписывание.

7) творческий конспект

Представьте себе, что содержание параграфа - это военная тайна и надо зашифровать материал так, чтобы было как можно меньше слов. Но этими словами, ключевыми понятиями, вы могли бы передать суть.

В нем вместо многочисленных слов будут рисунки, схемы, символы. Таким образом, мы получим опорные сигналы к данному параграфу, а вместо утомительного переписывания длинного непонятного текста - быстрое оформление краткого и интересного опорного сигнала.

Опорные сигналы (ОС) - это оригинальная обработка текста, при которой содержание материала кодируется с помощью:

- ключевых слов, фраз;

- забавных рисунков;


- символов,

- схем.

Ваша задача на лекции показать преподавателю, что вы его слушаете и понимаете.

1. Если вы не вникли в смысл вопроса или замечания, обратитесь к преподавателю за уточнением.

2. Вы хотите удостовериться в правильности восприятия слов преподавателя, уточните сообщении: если я вас правильно понял, то…; как я понимаю…

3. Вы соглашаетесь или не соглашаетесь с мнением преподавателя или студента, обратитесь к нему со своей аргументацией.

 

3.2. Рекомендации студентам по организации внеаудиторной самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов по курсу «Социально- педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей» является очень важной и неотъемлемой частью их подготовки в данной области деятельности по причине ограниченного количества часов, выделенных планом на аудиторные занятия. Методика проведения лекций предполагает активное участие студентов в изложении и обсуждении учебного материала («лекция вдвоем», «лекция-беседа»), что требует от учащихся глубокой и вдумчивой подготовки.

Основными видами самостоятельной работы студентов являются:

I. Внеаудиторная самостоятельная работа.

1. Изучение литературы по проблеме сиротства и методам социально-педагогической деятельности с детьми, оставшимися без попечения родителей, с подготовкой реферата, аннотации, рецензии на один из источников или подготовкой выступления, доклада на занятии.

2. Изучение нормативно-правовой базы по вопросам социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, и правовым основам развития разных форм попечения в России.

3. Решение педагогических задач-ситуаций по актуальным вопросам деятельности социального педагога с детьми, оставшимися без попечения родителей.


4. Освоение исследовательских и диагностических методик, пополнение диагностического инструментария социального педагога. Проведение самостоятельных исследований. Написание зачетного эссе на тему «Сиротливое детство России. Что делать?»

5. Подготовка реферата по выбранной теме. Критерии оценки реферата приведены в разделе «Методические рекомендации по организации контрольно-оценочной деятельности» данного пособия.

6. Поиск Интернет-ресурсов по тематике курса.

7. Составление фрагмента электронных обучающих средств, программы обучения электронного учебника, т.д. Разработка компьютерной поддержки изучаемого курса.

8. Разработка плана беседы с педагогами учреждений для детей- сирот или с детьми, находящимися в детском доме, интернате, замещающей семье.

 

II. Аудиторная самостоятельная работа

1. Работа на лекции: активное слушание, конспектирование, составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой, составление вопросов по содержанию лекции. Преподаватель может дать вам опережающее задание – самостоятельно изучить фрагменты будущих тем занятий.

2. Подготовка конспектов выступлений, выполнение заданий в ходе лекции («лекция вдвоем»).

Зачетным видом работы является написание эссе. Эссе (англ.

«essay» – опыт, очерк; от латинского «exagium» – взвешивание) – свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной или социальной проблемы.

Свободное эссе – это творческая форма обучения, реализующая идеи гуманизации, ценностного отношения к образованию, индивидуализации. Эссе – это рассуждение, которое содержит авторскую точку зрения о предмете или явлении, высказанную в произвольной форме.

Целесообразно использовать как небольшие письменные задания обычно на стадии рефлексии. Различают 5-минутные (написать, что студенты узнали по новой теме; задать один вопрос, на который они так и не получили ответ), а также более продолжительные и трудоемкие сочинения.

Можно выбрать один из предложенных ниже типов эссе, скорректировав необходимым образом данную преподавателем


общую тему свободного эссе «Сиротливое детство России. Что делать?»

 

Тип эссе Описание Пример
«Описательное» эссе. Указывает направление или инструктирует в том, как закончить задачу или как должно быть выполнено некое действие. Как манипулировать детьми.
«Причинно- следственное» эссе Фокусируется на условиях или ситуации и пытается ответить на следующие вопросы:   Почему? (причина) или Каков результат? (эффект). Сиротство: воспроизводство неибежно
«Определяющее» Определяет тему Сироты (как относиться к ним
эссе как конкретно в обществе).
  (например, дает  
  определение  
  словаря), так и  
  абстрактно  
  (предлагает  
  расширенное  
  толкование).  
  Словарь часто  
  определяет слово  
  тремя способами:  
  1) термин; 2)  
  класс, к которому  
  он принадлежит;  
  3) характеристики,  

  которые его отличают.  
«Сравнивающее» эссе Фиксирует различия и/или сходства между людьми, местами, вещами, идеями, и т.д. Сравните два фильма о сиротстве, которые Вы видели, с похожими характеристиками/ситуациями.
Аргументирующее Фиксируется Должен ли каждый человек
(контр- обоснованное участвовать в решении
аргументирующее мнение проблем сиротства?
эссе относительно  
  предмета:  
  а) Вы  
  представляете  
  возражения и  
  опровергаете их.  
  б) Вы  
  представляете  
  аргументы,  
  поддерживающие  
  ваши  
  предположения.  
Литературный Размышления Отношения ненависти и любви
анализ сосредотачиваются между покинутым ребенком и
  вокруг ваших матерью (по фильму
  впечатлений от «Итальянец»).
  книги, истории,  
  поэмы или пьесы.  

 

Пример студенческого эссе

Устюгова Е.И. (ИППСТ, специальность

«Социальная педагогика»)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 829; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.062 с.)