Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей



03.13.00 «Социальная педагогика», Очная и заочная формы обучения

 


Курс Семестр

Всего аудиторных часов Лекции, час.

Практические (семинарские) занятия, час. Самостоятельная работа, час.

Зачет

Экзамен (семестр)


12 / 8

12 / 8

-- 18 /22

-- 8


 

Ижевск, 2009


Принципы построения курса

Курс входит в число дисциплин специализации ФТД.Р

«Социально-педагогическая деятельность с детьми и молодежью».

Курс адресован студентам Института педагогики, психологии и социальных технологий, специализирующимся в области социальной педагогики.

Актуальность курса. Одной из наболевших проблем современного российского общества является проблема растущего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Идет спор о формах устройства российских сирот. Остро стоит вопрос о социальной адаптации этой категории детей.

Отсутствие квалифицированных кадров для работы с детьми, лишенными родительского попечения, – одна из важнейших проблем детских домов. К сожалению, в настоящее время ни в одном вузе или педагогическом колледже России учебный процесс не ориентирован на подготовку специалистов для работы с детьми-сиротами. Восполнить, хотя бы частично, этот недостаток призван данный специальный курс для социальных педагогов. Актуальность курса возрастает в связи с тем, что бурно развиваются семейные формы устройства детей-сирот (патронат, приемная семья, семейный детский дом и др.), а это требует грамотного, комплексного социально- педагогического сопровождения процесса воспитания детей в замещающих семьях.

Предполагаемый курс – это попытка дать преподавателям и студентам материал, который позволит задуматься над серьезностью проблемы и будет способствовать активизации профессионального интереса к детям, воспитывающимся в условиях детского дома, приемной семьи.

Диагностические и хрестоматийные материалы могут быть использованы в работе с приемными родителями и воспитателями детских домов.

Курс готовит студентов к профессионально-педагогической деятельности в воспитательных учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, к социально-педагогическому сопровождению профессиональных замещающих семей (патронат, приемная семья, др.), к осуществлению консультационно- диагностической работы с приемными родителями, опекунами и попечителями.


Основная цель курса для студентов - профессиональная подготовка к социально-педагогической деятельности, связанной с разными формами современного попечения детей-сирот.

Ядро курса представляет собой ознакомление с современными проблемами социального сиротства, путями их решения в профессиональной деятельности социального педагога, разными формами государственного и семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для успешного изучения курса студенту необходимо знать аксиологические основы социально-педагогической деятельности, ориентироваться на гуманизацию процессов воспитания, владеть методами психолого-педагогического исследования, технологиями педагогического проектирования, владеть приемами рефлексивного и критического мышления, уметь работать с разными источниками информации.

Программа курса построена на основе гуманистического, аксиологического, системного, личностного, деятельностного и диалогического подходов в педагогической науке.

Курс является лекционным по форме занятий, включает теоретическую часть в виде лекций, однако выполнение самостоятельных и зачетных работ предполагает выполнение практических заданий на развитие исследовательских, творческих и общеучебных умений студентов.

Задания для самостоятельной работы предусматривают возможность изучения материала на научно-теоретическом и практическом уровнях.

Технология обучения ориентирована на диалогическое взаимодействие преподавателя и студентов на основе принципов личностно-ориентированной педагогики. Организация учебного процесса предполагает активизацию познавательной деятельности учащихся, использование методов преподавания, способствующих развитию критического мышления студентов. В организационно- методическом плане технология представляет собой систему методов и приемов развития критического мышления, некоторые из которых используются на занятиях данного курса: групповая дискуссия, взаимоопрос, ключевые термины, интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления (инсерт) и др. Технология обучения предусматривает широкое использование методов развития рефлексивных и творческих способностей через написание эссе,


составление задачи-ситуации по проблемам сиротства, проведение диагностических процедур, т.д.

Оценка знаний и умений студентов проводится в виде зачета, который включает в себя инвариативную часть (написание эссе по теме «Сиротливое детство России. Что делать?», собеседование по вопросам) и вариативную часть (задание выбирается из числа предложенных преподавателем или самим студентом).

В процессе работы студенты осваивают навыки контрольно- оценочной и рефлексивной деятельности.

Методическое оснащение курса представлено списками учебно-методической и научной литературы, тематикой рефератов, курсовых и дипломных работ, методическими рекомендациями для преподавателей и студентов, диагностическими материалами и ридерами.

 

Цели и задачи курса

1. Выявление специфики социально-педагогической деятельности с детьми, оставшимися без попечения родителей, и ознакомление с основными методиками и технологиями этой деятельности в различных формах устройства детей, оставшихся без попечения.

2. Формирование эмоционально-положительного отношения студентов к их дальнейшей профессиональной деятельности с детьми- сиротами и замещающими семьями.

3. Овладение навыками самостоятельной работы, опытом написания эссе.

После изучения теоретических разделов курса и выполнения итоговых и самостоятельных работ по курсу студент должен:

 

Иметь представление:

· о сиротстве как социальном явлении, характеризующем образ жизни детей, оставшихся без попечения родителей;

· о специфике профессиональной деятельности социального педагога в разных формах попечения детей-сирот;

· о системе социально-педагогического сопровождения замещающих семей.

 

Знать:

· сущность понятий «сиротство», «социальное сиротство»,


«опека», «попечительство», «усыновление», «патронат», «приемная семья», «замещающая семья», «депривация»;

· характеристику основных видов попечения в современных условиях;

· этапы, функции и методы деятельности социального педагога с замещающей семьей, в учреждениях государственного попечения.

 

Уметь:

· формулировать, обосновывать свою точку зрения по вопросам социальной адаптации и реабилитации детей-сирот, профилактики социального сиротства;

· составлять и анализировать педагогические задачи-ситуации по проблемам социального сиротства и компетентности замещающих родителей;

· планировать и информационно-методически обеспечивать деятельность социального педагога с замещающей семьей и в учреждениях социального попечения;

· составлять аннотацию на прочитанную литературу по изучаемым проблемам.

 

Владеть опытом:

· анализа и решения педагогических задач по проблемам социального сиротства;

· использования диагностических и исследовательских методик в работе с детьми, оставшимися без попечения и замещающими семьями.

К концу изучения курса у студентов должна возрасти готовность и желание участвовать в решении проблем социального сиротства в будущей профессиональной деятельности социального педагога.


2.3. Структура курса

Сиротство как социальное явление. Исторические корни и современное состояние системы опеки и попечительства детей в России
   
Социально-психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
   
Основные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современных условиях. Специфика и технологии социально- педагогической деятельности в различных формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей
       
Социально- педагогическая деятельность в учреждениях государственно го попечения   Социально- педагогическая деятельность с непрофессиона льными семьями (опека, усыновление)   Альтернатив ные формы попечения детей-сирот в современны х условиях
   
Профессионально-личностная компетентность социального педагога, работающего с детьми, оставшимися без попечения родителей
                 

2.4. Учебно-тематический план курса

Тема Количество часов
Лекции Семинары Сам.раб.
1. Сиротство как социальное явление. Исторические корни и современное состояние системы опеки и попечительства детей в России      
2. Социально-психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей      
3. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях государственного попечения      
4. Социально-педагогическая деятельность с непрофессиональными семьями (опека, усыновление)      
5. Альтернативные формы попечения детей-сирот в современных условиях      
6. Профессионально-личностная компетентность социального педагога, работающего с детьми, оставшимися без попечения родителей      
  Всего:   -  

Содержание курса лекционных занятий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.191 (0.009 с.)