Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей
03.13.00 «Социальная педагогика», Очная и заочная формы обучения
Курс Семестр Всего аудиторных часов Лекции, час. Практические (семинарские) занятия, час. Самостоятельная работа, час. Зачет Экзамен (семестр) 12 / 8 12 / 8 -- 18 /22 -- 8
Ижевск, 2009 Принципы построения курса Курс входит в число дисциплин специализации ФТД.Р «Социально-педагогическая деятельность с детьми и молодежью». Курс адресован студентам Института педагогики, психологии и социальных технологий, специализирующимся в области социальной педагогики. Актуальность курса. Одной из наболевших проблем современного российского общества является проблема растущего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Идет спор о формах устройства российских сирот. Остро стоит вопрос о социальной адаптации этой категории детей. Отсутствие квалифицированных кадров для работы с детьми, лишенными родительского попечения, – одна из важнейших проблем детских домов. К сожалению, в настоящее время ни в одном вузе или педагогическом колледже России учебный процесс не ориентирован на подготовку специалистов для работы с детьми-сиротами. Восполнить, хотя бы частично, этот недостаток призван данный специальный курс для социальных педагогов. Актуальность курса возрастает в связи с тем, что бурно развиваются семейные формы устройства детей-сирот (патронат, приемная семья, семейный детский дом и др.), а это требует грамотного, комплексного социально- педагогического сопровождения процесса воспитания детей в замещающих семьях. Предполагаемый курс – это попытка дать преподавателям и студентам материал, который позволит задуматься над серьезностью проблемы и будет способствовать активизации профессионального интереса к детям, воспитывающимся в условиях детского дома, приемной семьи. Диагностические и хрестоматийные материалы могут быть использованы в работе с приемными родителями и воспитателями детских домов. Курс готовит студентов к профессионально-педагогической деятельности в воспитательных учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, к социально-педагогическому сопровождению профессиональных замещающих семей (патронат, приемная семья, др.), к осуществлению консультационно- диагностической работы с приемными родителями, опекунами и попечителями.
Основная цель курса для студентов - профессиональная подготовка к социально-педагогической деятельности, связанной с разными формами современного попечения детей-сирот. Ядро курса представляет собой ознакомление с современными проблемами социального сиротства, путями их решения в профессиональной деятельности социального педагога, разными формами государственного и семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для успешного изучения курса студенту необходимо знать аксиологические основы социально-педагогической деятельности, ориентироваться на гуманизацию процессов воспитания, владеть методами психолого-педагогического исследования, технологиями педагогического проектирования, владеть приемами рефлексивного и критического мышления, уметь работать с разными источниками информации. Программа курса построена на основе гуманистического, аксиологического, системного, личностного, деятельностного и диалогического подходов в педагогической науке. Курс является лекционным по форме занятий, включает теоретическую часть в виде лекций, однако выполнение самостоятельных и зачетных работ предполагает выполнение практических заданий на развитие исследовательских, творческих и общеучебных умений студентов. Задания для самостоятельной работы предусматривают возможность изучения материала на научно-теоретическом и практическом уровнях. Технология обучения ориентирована на диалогическое взаимодействие преподавателя и студентов на основе принципов личностно-ориентированной педагогики. Организация учебного процесса предполагает активизацию познавательной деятельности учащихся, использование методов преподавания, способствующих развитию критического мышления студентов. В организационно- методическом плане технология представляет собой систему методов и приемов развития критического мышления, некоторые из которых используются на занятиях данного курса: групповая дискуссия, взаимоопрос, ключевые термины, интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления (инсерт) и др. Технология обучения предусматривает широкое использование методов развития рефлексивных и творческих способностей через написание эссе,
составление задачи-ситуации по проблемам сиротства, проведение диагностических процедур, т.д. Оценка знаний и умений студентов проводится в виде зачета, который включает в себя инвариативную часть (написание эссе по теме «Сиротливое детство России. Что делать?», собеседование по вопросам) и вариативную часть (задание выбирается из числа предложенных преподавателем или самим студентом). В процессе работы студенты осваивают навыки контрольно- оценочной и рефлексивной деятельности. Методическое оснащение курса представлено списками учебно-методической и научной литературы, тематикой рефератов, курсовых и дипломных работ, методическими рекомендациями для преподавателей и студентов, диагностическими материалами и ридерами.
Цели и задачи курса 1. Выявление специфики социально-педагогической деятельности с детьми, оставшимися без попечения родителей, и ознакомление с основными методиками и технологиями этой деятельности в различных формах устройства детей, оставшихся без попечения. 2. Формирование эмоционально-положительного отношения студентов к их дальнейшей профессиональной деятельности с детьми- сиротами и замещающими семьями. 3. Овладение навыками самостоятельной работы, опытом написания эссе. После изучения теоретических разделов курса и выполнения итоговых и самостоятельных работ по курсу студент должен:
Иметь представление: · о сиротстве как социальном явлении, характеризующем образ жизни детей, оставшихся без попечения родителей; · о специфике профессиональной деятельности социального педагога в разных формах попечения детей-сирот; · о системе социально-педагогического сопровождения замещающих семей.
Знать: · сущность понятий «сиротство», «социальное сиротство», «опека», «попечительство», «усыновление», «патронат», «приемная семья», «замещающая семья», «депривация»; · характеристику основных видов попечения в современных условиях; · этапы, функции и методы деятельности социального педагога с замещающей семьей, в учреждениях государственного попечения.
Уметь: · формулировать, обосновывать свою точку зрения по вопросам социальной адаптации и реабилитации детей-сирот, профилактики социального сиротства; · составлять и анализировать педагогические задачи-ситуации по проблемам социального сиротства и компетентности замещающих родителей; · планировать и информационно-методически обеспечивать деятельность социального педагога с замещающей семьей и в учреждениях социального попечения; · составлять аннотацию на прочитанную литературу по изучаемым проблемам.
Владеть опытом: · анализа и решения педагогических задач по проблемам социального сиротства; · использования диагностических и исследовательских методик в работе с детьми, оставшимися без попечения и замещающими семьями. К концу изучения курса у студентов должна возрасти готовность и желание участвовать в решении проблем социального сиротства в будущей профессиональной деятельности социального педагога.
2.3. Структура курса
2.4. Учебно-тематический план курса
Содержание курса лекционных занятий
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.191 (0.009 с.) |