Из дневников бывшего патронатного воспитателя детского дома Г. Москвы №19 веры ефремовой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из дневников бывшего патронатного воспитателя детского дома Г. Москвы №19 веры ефремовой



В 1998 году Вера Ефремова, мать двоих детей, став патронатным воспитателем в детском доме № 19, взяла там на воспитание еще троих: Ане было 5 лет, Коле - 9, Кате - 13. Патронат - широко принятая на Западе, а для Москвы экспериментальная система. Воспитатель числится сотрудником детдома, получает пособие на детей и небольшую зарплату, сохраняется стаж. Детдом поддерживает семью медицинской, социальной и психологической помощью. Вера и ее муж Владислав хорошо узнали детей и в 2000 году их усыновили. Живут в трехкомнатной квартире в спальном районе. Основной источник доходов - заработок Владислава, он - инженер в коммерческой фирме. Вера подрабатывает. Помогает старшая дочь, друзья и родные.

Мы печатаем отрывки из дневника матери.

Год

15 апреля. Сказала священнику, что мы решили усыновить детей, что молилась несколько ночей, даже во сне их видела. Он на меня руками замахал: молиться по ночам без благословения нельзя, и детей неизвестно каких тоже брать нельзя, а за свои аборты кайся и проси у Бога прощения. Нет, это не для меня. Один раз поняла, покаялась, а теперь хочу исправить. Ни друзья, ни родственники всерьез наших слов не принимают, говорят что-то про генетику, мой авантюризм или отмахиваются.

Мая.

Должен быть в жизни высший смысл, нечто большее, чем родился - женился - размножился - умер...

Наши будущие дети в детдоме не очень давно. Их мать стала стремительно спиваться, и ее лишили родительских прав. Конечно, такая родительница пугает. С другой стороны... За сколько поколений назад может вообще поручиться человек? Я, например, только за четыре, у других и того нет. Но там о генетике не говорят. Свое не пахнет.

Июля.

Детей берем уже в августе. Ребята мои к пополнению готовы, родителям скажем постфактум. Что сделано, то сделано.


Августа.

Вот мы и многодетные. С первого дня нет ни кровных, ни приемных, иначе ничего не получится. Помню, когда родился Егор, мы со Славой считали поцелуи: если поцеловал Егорку, немедленно целуй Тамару... В первый день Ласточка впала в депрессию, не лаяла, не ела, вся тряслась. А сегодня уже всех облизала. Так и будем облизывать, пока не оттают.

Августа.

Мы словно в вакууме. Куда-то все исчезли, за исключением самой близкой пары, которая примчалась сразу. Телефон молчит. Старики наши в шоке. Поразительное ощущение - мать такого семейства! Но что нас ждет... Катя - дважды второгодница, Коля - один раз. Учиться не желают. Анечка спит тревожно, сегодня пришла ко мне: «Тетя Веа, мне фтрафно».

Сентябрь-октябрь.

Водила детей к логопеду. Коля, по-моему, ни одного звука правильно не выговаривает. Врач: «Что же вы, мамаша?» Старшие вечером шептались с младшими, после чего стали называть нас

«папа», «мама», а Тамара смотрела победно.

Что-то и мне «фтрафно». Катя ссорится с Егором. Когда я к нему подхожу, ее всю передергивает. Коля иногда ведет себя как не вполне нормальный, однако своей выгоды не забывает. Анечка кричит по ночам. Слава не признается, а я устаю так, что заговариваюсь. Всего два месяца прошло, а уже...

Ноябрь.

Сегодня звонила их мать. Я знала, что у Валерии будет наш телефон, сама разрешила дать, потому что убеждена: она должна быть легализована и оправдана. Но состояние у меня такое, словно попала в катастрофу. Пришлось даже посоветоваться с психологом. Мудрая Наташа сказала: «Когда говорите о ней с детьми, не называйте ее мамой, только по имени, вам станет легче». Однако она есть, они ее помнят и любят, если они предадут ее, их ничто не остановит и перед другим предательством. Я должна, но я не могу. То чувство, которое называется ревностью, ничто по сравнению с тем, что чувствую я.

Катя устроила в школе настоящий саботаж, а делала вид, что занимается. После родительского собрания я вернулась домой в отчаянии. Нужно проверять каждый шаг, не расслабляться ни на минуту.

Год Январь.


Самое страшное - их ложь. Не знаю, перестанут ли они когда- нибудь врать.

Валерия попросила о встрече, я привезла детей, она не явилась. Я их утешала, но в глубине души была счастлива, хотя это и недостойно. Когда дети безобразничают, мне хочется голову оторвать ей.

Превзошли сами себя в пакостях. В комнате мальчиков стала находить маленькие шарики... какашек. Коля решил, что в том, что Валерия не пришла на встречу, виновата я и что, если он будет совсем плохим, то, может быть, его отдадут ей обратно. Психологи утверждают, что «игры» с экскрементами говорят о психических нарушениях. Ужас!

Февраля.

Друзья навещают нас с чемоданами «гуманитарной помощи».

Одели, обули, кормят с запасом. Спасибо за то, что верите в нас!

Март.

Снова удар. Анечка в детском саду сделала на 8 Марта подарок для Валерии и спрятала. Свидание состоялось, тогда и стало известно. Я для нее все еще никто, хотя называет мамой. Но какое же верное, преданное сердце!

Зато Коля изменился, в школе пятерки и четверки, старается, помогает. Тихо горжусь похвалой логопеда: «Мама, вы сотворили чудо». Настоящие страдания доставляют ссоры Кати и Егора, оба хотят быть единственными. Я не ханжа, но выражения, которые употребляет Катя... А Егор вместо того, чтобы готовиться в институт... На исповеди незнакомый священник сказал: «О чем же вы думали, когда брали?»

Апрель.

Осенью начнем собирать документы на усыновление. Коля вдруг: «Мам, я хочу другое имя. Пусть меня будут звать как папу». А глаза такие, что можно с ума сойти. Вечером советовались, все согласны. «Окрестили» Владиком. Скоро привыкнем, что в доме два Владислава.

Июня.

Слава уезжал на пару дней. Когда вернулся, дети бросились ему на шею, а кто-то крикнул: «Папочка, родненький!» Я посмотрела на него и подумала: в свои сорок только сейчас понимаю, что такое любовь.

Сентябрь.

Анечка поступила в первый класс. Все лето занималась с ней и


Владиком, писали, считали, читали.

Соседи, домашние и дачные, поделились на три группы: сочувствующие и желающие помочь, откровенно осуждающие и неодобрительно взирающие. Интересуются, дадут ли нам квартиру побольше. «А деньги, Верка, прячь на всякий случай». Про меня говорят: «Что же она такого натворила в жизни, если так замаливает грехи?»

Мусульманская легенда: «Как смердит!» - сказали ученики, проходя мимо собачьей падали. «Как белы зубы!» - сказал Иисус».

Октябрь.

Полная невозможность объяснить Катерине, зачем нужно учиться. На все один ответ: а-а, какая разница! Еще чаще, чем прежде, боюсь, что не сумею, не успею. Она опять, уже в новой школе, все пустила под откос, завралась. Что сделать, чтобы захотела... хоть что- нибудь?

Владик весьма преуспевает в школе. Безобразничает, но сочетает это с благородными поступками. Не блещет, но и не огорчает Аня. Почти все Катино свободное от школы время поделено на занятия, беседы, истории, которые готовлю специально для нее, чтобы развивалась побыстрее.

Ноябрь.

Месяц назад пропала тетрадь, в которую записываются основные расходы и то, что кому планируется купить. Никто не признался. А сегодня вдруг возникла на "своем" месте. Кому понадобилась? Катерина? Должно быть, сравнивала - зачем еще? Заслужим ли мы когда-нибудь у них безусловную веру?

Если я вдруг улягусь в постель раньше трех старших, все равно спать не дадут. Приходят по одному, усаживаются, укладываются вокруг и ведут всякие разговоры до полного моего изнеможения. Запретных тем нет.

Владик отдирает болячку на колене, не дает зажить. Она загноилась, пришлось идти к врачу. Вечером: «Мам, прости меня!» -

«За что?» - «Я не слушаюсь, а ты обо мне думаешь. Мам?» - «Да?» -

«Я ногти тоже грызть не буду. И буду хорошо стирать носки». Никогда не знаешь, в какой момент что прорастет.

Декабрь.

Владик оторвал подметки у новых сапог - как в прошлом году, встает пяткой одной ноги на носок другой и сильно дергает. Тогда был протест против нас, требований, против всего. А что теперь? Катя сказала, что недавно звонила Валерия, была пьяна. И вот двойки и эти

 


подметки. Не отругать не удалось, ведь сейчас совершенно нет денег на новые ботинки. Я сострадала, мы говорили о том, что не вправе ее судить, потому что, когда она была маленькой, ее никто не любил. А его, Владика, любят. Пришлось возобновить занятия и с ним, поскольку «двойкопад» продолжается. Такого еще не было. Аня нахватала воз троек. Оба все время уединяются, явно что-то замышляют... Выяснила, я выяснила! Разыграла с Аней сказку, а когда догадалась, так и спросила: «Лера что - обещала тебя забрать?» По лицу поняла, что да. Полтора года псу под хвост?

Год Февраль.

Решили повременить с усыновлением, хотя для нас все решено. Но имеем ли мы право, пока дети так болезненно реагируют на бредни Валерии?

Май.

Поближе к Тамариной свадьбе из деревни вернемся, а пока нужно обеспечить Ане занятия музыкой летом, поставить Егору аппарат для исправления прикуса и собрать всем троим книги для чтения по программам. Через несколько дней можно двигаться.

Они очень интересно гуляют. Уходят на соседние участки к другим ребятам, но то и дело кто-то прибегает, подходит, тыкается носом - поцелуй, два-три слова и - убегает. Соседи заметили: «Мама вас что, медом мажет?» А сами смотрят и головой качают. Но уже не по-злому.

Июль.

Молодые укатили в круиз. Дети какие-то пристукнутые. В день свадьбы, когда уезжали в загс, Владик расплакался. Легче всех Катерине - печаль совмещает с мечтами о собственной свадьбе и о том, какое у нее будет платье: «Возьму Тамарино?»

Сентябрь.

Прилично начали учебный год, не зря время тратили! Владик поступил в кружок занимательной математики, Аня - в первый класс музыкальной, Катя - в спецшколу, Егор - в институт. Все при деле. По песчинке, по камушку, но строится наша цитадель.

Произошла неприятная история. Владик отправился к однокласснику в соседний подъезд поиграть, но быстро вернулся. В прихожей разрыдался: «Он сказал, что знает, что я неродной, что меня взяли из жалости!» Что я могла сказать ему, кроме того, что он мой самый родной мальчик на свете. Потом долго-долго говорили с детьми о том, что не из жалости, а из любви. Что жалость - совсем неплохое

 


чувство и что я бы хотела, чтобы они нас жалели.

Школа честно хранит нашу тайну, но как защитить малышей от внешкольных «доброжелателей»? Встретили неблизкую знакомую. Громко зашептала: «А это те дети, которых вы...» Я сделала круглые глаза, она замолчала. Когда Слава отвел детей в сторону, говорит: «Ну и что тут такого, они же знают!» Я спросила: «А у тебя нет в жизни ни одной истории, о которой ты предпочла бы не вспоминать, тем более при посторонних?»

Пройдут, видно, еще годы, прежде чем переболит.

Год

Января.

Приходили инспектора для проверки жилищных условий. Одна - молодая, славная. А другая... Я таких называю «из президиума». Все на лице написано: «Доказать не могу, но точно знаю, что все вы здесь

– аферисты». Перетерпела. Когда ходишь по «усыновительным» инстанциям, приходится отвечать на множество вопросов: а почему именно эти дети? А отдаете себе отчет, что это - на всю жизнь? Все правильно. Но вопросы ставятся так, будто мы преступники или не в своем уме.

Января.

«Именем Российской Федерации...» Не реветь невозможно. Это я о себе. Вот и сбылось. Наши. Приходите и посмотрите, что мы

«стяжали». Вот они, эти физиономии, исполненные такого значения, выше которого ничего не знаю. После суда они были такими, будто каждому к темени прикрепили лампочку. Вечером все переругались насмерть.

Февраль.

У Ани ложный круп, полночи просидела с ней в ванной, дыша паром, а когда приступы проходили и она засыпала, я молилась. Она любит болеть, потому что «тогда мама все время со мной». Следом свалились мы со Славой, да так круто, что головы от подушек не поднять. Владик пылесосил, Катя сварила обед и заверила, что мы можем «спокойно болеть дальше». Даже Ласточку выгуляли. Вот так- то.

Март.

Владик лучше бы все на свете за меня переделал, лишь бы не уроки. Когда иду с ним по улице, можно не беспокоиться ни о ступеньках, ни о дверях, ведет себя как джентльмен. Правда, я пока единственная женщина, на которую это распространяется, но главное, что он это уже умеет, уже знает как надо. «Какие воспитанные дети и


как все похожи на папу!» - это мы уже слышим не в первый раз.

Апрель.

После Тамариного замужества Аня переместилась к Кате. Но иногда по вечерам просит: «Можно, я засну у тебя?» Ночью Слава переносит ее в кровать. Очень люблю смотреть на него, когда он ее несет.

Я расстаюсь со своей мечтой - Кате трудно будет поступить в институт, пойдем сначала в колледж. Ну, ничего, она дозреет.

Владик неожиданно начал вспоминать свою прошлую жизнь. Того, что он рассказал, описывать не буду, чтобы он когда-нибудь этих записей не нашел. Когда мы, занимаясь по одной из психологических методик, отрабатывали прощение Валерии, как горько плакала Катя: «Мама, я вот пишу «прощаю», а сама думаю: разве это можно простить!?»

10 сентября. У нас родился внук! Надо было видеть детей, когда они его увидели!

Ноября.

Сегодня у Кати впервые появились на глазах слезы, когда вместе смотрели фильм. Раньше это было невозможно, что бы ни показывали. Дети обожают племянника, девочки тают от нежности.

Декабрь.

Владик рыдает всякий раз, когда обнаруживаю недоученные уроки. Но - доделывает, и если я не ленюсь проверять, то все получается нормально. Потому что он больше всех радуется собственным победам.

Купили собаку. Год прошел после смерти Ласточки, и мы не выдержали. Теперь снова все без исключения на своих местах.

Год

Февраля.

Конечно, мы не живем спокойно. Нас много, поэтому разнообразно. Анечка, к примеру, подделала отметку в классном журнале и рыдала от стыда, когда пришлось признаться.

Марта.

Когда по вечерам все собираемся за столом, я не знаю, чего еще желать. Валерия мне однажды сказала: «Я перед тобой в неоплатном долгу». А я - перед тобой. (Чужая кровь. // Известия. – 2002. – 11 июня.)


Как живут подопечные в детских домах Германии? (на примере детдома г. Бонна)

В Германии мало детских домов, интернатов и приютов. Детский дом города Бонна, основанный в 1960 году,

единственный в этом городе, в настоящее время он финансируется органами местной власти, коммуной. Имеется четкая схема полномочий и компетенции конкретного исполнителя. Вместе с тем поступают финансы субъекта федерации, а также пожертвования частных лиц и организаций в виде денег, билетов (в театр, кино, спортклубы, зоопарк), школьно-письменных принадлежностей и прочее.

Немного об истории этого детского дома. Раньше он был создан богатыми людьми для сирот и детей улиц. В попечительский совет вошли пять человек, которые оставили завещание. В соответствии с ним каждый год с того времени и по настоящий момент определенная сумма переходит на счет каждого подопечного (50 человек). Несмотря на то что сейчас детский дом - муниципальный, завещание имеет свою силу. Кроме того, изменилось само направление помощи. Если раньше ребенка надо было накормить, предоставить теплое помещение и чистую одежду, то сейчас, в современном немецком обществе, требуется индивидуальное воспитание каждого подопечного. Ему нужны поддержка, воспитание в соответствии с требованиями времени, а также объяснение, что не он виноват в разводе своих родителей и других проблемах в семье.

В 80-е годы XX века было построено новое здание детского дома, не в центре города, а на его окраине, рядом с лесом. При этом здесь все деревянное, что особенно ценится в Германии, поскольку соответствует одному из немецких методов воспитания, в соответствии с которым не должно быть ничего металлического. По словам замдиректора, не все детские дома находятся в таком хорошем состоянии.

Детский дом города Бонна имеет несколько отделов и корпусов. Он напоминает мини-отель или студенческий городок. Он состоит из четырех отделов.

Первый - общежитие для воспитанников. Как правило, им до 16- 18 лет. Ведомство по делам детей, семьи и молодежи города выделяет на группу, состоящую из 10 человек и воспитателя, 201 евро в неделю. Группа сама распределяет финансы на покупку продуктов, а то, что остается, можно тратить по своему усмотрению.

Второй корпус, жилищный и воспитательный, предназначен для


тех, кто живет дома с родителями, но в период ссор или кризисов приходит и на какое-то время остается. Может быть и другая ситуация: родители не хотят воспитывать своих детей или им некогда, поэтому они отправляют их сюда добровольно. Сотрудник дома сообщил, что есть дети и обеспеченных, видных людей, включая политиков и бизнесменов. Подтверждением его слов служит тот факт, что если ведомство по делам молодежи признает, что семья в соответствии с ее доходами может позволить выделять средства на ребенка из собственного бюджета, то оно не выделяет средств детдому на этого воспитанника. То есть если пребывание в детдоме ребенка из социально неблагополучной семьи или сироты (1%) может оплачивать на 100% город, то в обратном случае сами родители должна платить 130 евро в день.

Воспитательная работа проводится не только с детьми, но и с их семьями. Родители могут прийти и рассказать о своих проблемах. Они знают, что здесь получат консультацию и помощь компетентных специалистов.

Третий отдел, интенсивный, - для тех, кто испытал кризис и оказался в трудной жизненной ситуации, подвергся изнасилованию, избиению и т.д.; также здесь проживают дети-беженцы и те, кто находится в психологическом кризисе. Здесь больше всего детей и групп, три подгруппы разного возраста. Одна из групп называется

«Бенджамин». Она для детишек с 3 до 8 лет. Это те дети, которые попали в приемную семью, но там их не смогли воспитывать по разным причинам.

Сами воспитанники детдома очень осторожно и внимательно относятся к тем, кто проживает в этой группе. К таким ребятам нужен особый подход, так как дети и подростки очень эмоциональные, гиперактивные, агрессивные, пережитое ими остается надолго в памяти. Ведь именно в этой группе находятся те, кто увидел собственными глазами, как убивали их родителей на войне в Африке, а также в других горячих точках.

Как дети из других стран попадают в Германию? Родственники или друзья семьи, в которой погибли родители, а порой и сами родители на последние деньги покупают билет на самолет в один конец – в ФРГ - и отправляют ребенка. В Германии не могут найти никаких документов, выяснить обратного адреса и прочее, и тогда такие дети попадают в детдом. Для многих родителей это единственный шанс спасти их ребенка и обеспечить лучшее будущее, чем там, откуда он родом. В связи с этим так много информационного

 


материала в журналах, газетах, на телевидении о бедственном положении детей в странах третьего мира и о необходимости оказать им помощь. Эта острая тема активно обсуждается немецкими властями.

Четвертый отдел - для детей и подростков – инвалидов. По оценкам немецких специалистов, принцип работы в Германии с детьми, имеющими умственную отсталость и другие психические отклонения, существенно отличается от американских методов и форм. Немецкий спектр работы более широк и разнообразен. В частности, у каждого ребенка есть специальная мебель, ванна, все необходимые гигиенические средства. Спортивный инвентарь и помещения позволяют непосредственно в детском доме проводить лечебную гимнастику и вести необходимые занятия. Дети-инвалиды наравне со здоровыми детьми посещают школу. Таким образом, здесь смешанные классы. Дети-инвалиды чувствуют себя абсолютно нормальными, так же ходят на все мероприятия, и их никто ни в чем не ущемляет.

Все дети посещают школу. Ежедневно школьный автобус отвозит детей в школу и обратно. Между прочим, водитель этого автобуса – солдат срочной службы.

Всего в этом доме проживает более 220 человек. В каждой группе 12-15 детей, хотя должно быть 8-10. Группы делятся по возрасту: с 6 до 14-15 лет (две группы), с 15 до 18 лет (четыре группы) и три интенсивные группы (с 8 лет). Мальчики и девочки в одной группе. Групп несколько. На каждую группу приходится четыре сотрудника и один практикант. Работают по сменам: с 6 до 14, с 14 до 20, с 20 до 6 часов, включая праздники и выходные дни. Кроме того, могут прийти все желающие и оказать помощь детям.

Известно, что зарождение практики помощи в Европе произошло в глубокой древности. Здесь помощь и взаимопонимание трактуются как особая, специальная форма взаимоотношений между людьми. В Древней Греции в эпоху эллинизма общество обладало высоким духовным, дружественным чувством, моралью. В это время и зародилось такое понятие, как филантропия, то есть благотворительность. В XIX веке этический принцип бескорыстного служения людям французский философ Огюст Конт назвал альтруизмом.

Заметим, что в Германии очень распространено проходить практику в социальной сфере добровольно и без вознаграждения. В немецком обществе это воспринимается как долг перед гражданами

 


своей страны. Кроме того, это престижно. Как говорят сами жители Германии, к таким добрым людям особое отношение. Интересно и то, что число мужчин и женщин - практикантов примерно одинаковое.

Если учесть, что граждане ФРГ чаще, чем россияне, принимают участие в благотворительных акциях, то уровень альтруистического поведения практически одинаков и в России, и в Германии. Кроме того, американские ученые пришли к интересному выводу: альтруизм самым благотворным образом сказывается на здоровье тех, кто ему следует. В течение 30 лет сотрудники Корнельского университета (США) наблюдали за 427 женщинами. Из них примерно половина отличалась альтруистическим поведением: они активно помогали соседям, другим семьям, чужим детям. Результат этих наблюдений: женщины, помогавшие чужим людям, болели в два раза реже, чем те, кто занимался только собственной семьей.

Каждый день воспитанники детского дома вместе с воспитателями расписывают себе распорядок дня по часам. Поэтому в кабинете у воспитателя всегда висит расписание каждого ребенка, независимо от возраста, по часам на неделю. Он знает точно, где подопечный, с кем, что делает.

Отметим, что постоянный персонал детдома г. Бонна имеет дипломы социальных педагогов, воспитателей, медицинских сестер, психологов. Эти люди пользуются большим уважением в обществе, так как заботятся о детях и инвалидах. Ведь, как говорят сами сотрудники, «так много дискриминации по отношению к инвалидам, да и на нашу зарплату семью не прокормишь». Хотя в действительности даже по европейским меркам зарплата очень высокая и много льгот: 30 дней отпускных, 13-я зарплата, выходные на новогодние праздники

Дети в детском доме чувствуют себя свободно и комфортно, у каждого воспитанника детского дома есть своя комната, которую он обставляет и разрисовывает в буквальном смысле по своему усмотрению. Так как каждый воспитанник получает деньги от государства, он может распоряжаться частью этих средств сам. Поэтому у многих есть свой телевизор, магнитофон. Если воспитанник хорошо учится, то, получив стипендию, он может купить не только обои и шторы, но и телевизор. Так же с одеждой и другими вещами. Интересно, что старшие воспитанники могут закупать вместе еду и готовить. На каждом этаже есть кухня со столами, стульями, домашней утварью. Кстати, если дети не хотят обедать на кухне, они могут пройти в гостиную или в комнату отдыха, где стоят телевизор,


уютный диван с креслами. Уборку комнат и кухни осуществляют самостоятельно. В детдоме царят чистота и порядок.

Каждый воспитанник старше 14 лет может выехать в город и ходить по магазинам, в кино, к друзьям и даже на дискотеки. Единственное правило: они должны быть в своей комнате не позже 22 часов вечера. Поражает то обстоятельство, что, несмотря на национальные антитабачные, антиалкогольные и антинаркотические программы и муниципальные кампании в Германии, в детском доме официально разрешается пить пиво и вино с 16 лет в своей комнате, а водку и виски - с 18 лет.

Руководство применяет гуманные меры воспитания: разрешено проводить и весело отмечать с друзьями праздники, приглашать знакомых, только надо ставить персонал в известность. Одним словом, воспитанники чувствуют себя действительно как в нормальных семьях, как дома.

Как долго могут находиться дети и подростки в детском доме? По словам воспитателей, максимум два года. После этого многие подростки переезжают в квартиры. Они их снимают, город продолжает им помогать. Сначала они находятся под наблюдением, а потом по необходимости им предоставляются консультации и пр. Многие возвращаются в семьи, так как не только социальные работники города, но и специалисты детского дома работают с такими семьями. Известно, что эти семьи также находятся под наблюдением и родители испытывают страх: ведь дети могут заявить о своих правах и подать в суд на них. Некоторые остаются в детском доме на продолжительное время, а позже город предоставляет им другие формы и условия проживания. Кроме того, адаптация в обществе проходит легко, многие создают семьи (большинство живет гражданским браком), находят работу, путешествуют.

Таким образом, если в России перед выпускниками детских домов остро стоит проблема включения в социум, они испытывают трудности в профессиональном самоопределении, браке, установлении профессиональных и дружеских отношений, то в Германии организуются новые формы образовательных учреждений, и социальная защита предусматривает организацию помощи детям и подросткам после выхода из детского дома. (Калинкина М.Ю. Как живут подопечные в детских домах Германии? (на примере детдома г. Бонна // Детский Дом. – 2007.– № 1. – с. 22)


Детские деревни SOS

«Будущее человечества зависит не только от завоеваний техники и не только от развития тех или иных политических сил, а прежде всего от того, насколько миру удастся воспитать в подрастающем

поколении собственное достоинство.»

Герман Гмайнер Первая SOS-Киндердорф возникла в Австрии в Имсте в 1949

году. Идея создания детского дома нового типа, по образу семьи, принципиально отличающегося от обычных детских домов, принадлежит австрийцу Герману Гмайнеру, ставшему впоследствии по истине человеком мира, заслуживающему такое звание за развитие и распространение своего опыта во многих странах. Сегодня их количество достигло 120. После смерти Гмайнера в 1986 году он был назван «человеком столетия». Сейчас в Австрии в детских деревнях живет всего лишь шестая часть детей, лишившихся семьи, остальные – в других типах детских домов. Но гмайнеровская модель оказала свое влияние на все другие детские сиротские учреждения. Теперь уже в Европе не увидишь огромных спален, не встретишь залов-столовых. Во всех интернатных австрийских учреждениях дети размещены в подобиях квартир, в комнатах, в которых не только спят — живут.

Появление в России детских деревень SOS, вернее, сначала в СССР, в Армении после землетрясения в Спитаке, связано с именем и деятельностью Елены Сергеевны Брусковой, в прошлом журналиста- международника «Комсомольской Правды», работавшей в 70-е годы в Австрии. Педагог по образованию, она и писала, в основном, на темы педагогики, долгое время работая в школьной отделе газеты. Увиденная в Австрии модель детского дома Гмайнера потрясла ее. В сер. 80-х. в «Известиях» была напечатана ее большая статья

«Профессия мама». Началось с этого времени и тесное сотрудничество Елены Сергеевны с Международной организацией SOS-Киндердорф Интернациональ, которая, как утверждает Е.С. Брускова, никогда не навязывает никакой стране свою инициативу. Должен появиться человек, захваченный идеей детских деревень, чтобы, опираясь на него, организация могла начать создавать в стране негосударственные детские дома по идее их основоположника Гмайнера. Таким человеком стала она, Елена Сергеевна Брускова. И сейчас подобных детских домов в России уже три, строится четвертый под Мурманском. Существуют они и в Армении, в Грузии, в Белоруссии. Но главное, сама модель детских домов семейного типа прижилась у нас. Основываясь на российском опыте Детских деревень


SOS, первого детского дома такого типа в Томилине, стали самостоятельно рождаться подобные негосударственные детские дома, да и государство признало их несомненное преимущество перед обычным типом детских домов, где так сильна была подавляющая индивидуализм власть коллектива — теперь взят курс на разукрупнение государственных детских домов.

Кто же такой был этот австриец Герман Гмайнер, как родилась его идея и в чем она состоит?

После Второй мировой войны бывший солдат Герман Гмайнер вернулся на родину. Он мечтал стать врачом. Но нищим студентом в Инсбруке ему пришлось столкнуться со многими осиротевшими во время войны подростками, которых нужда и беда выкинули на обочину жизни. И ему стало очевидно, что для него важнее учебы в университете заботится об этих детях. Нынешний президент SOS- Киндердорф Интернациональ, бывший воспитанник первой деревни Германа Гмайнера Хельмут Кутин говорит: «Гмайнер опирался на абсолютно естественное стремление доброго и религиозного человека

— защитить детей и присмотреть за ними, выброшенными из семейного лона. Он заменил казенные помещения домом, многочисленную группу — семьей. И она не была только формальной моделью семьи. Я могу это утверждать, ибо сам вырос в такой семье. Она означает для ребенка, который в ней живет, защиту, душевное излечение и возвращение в общество». Первый дом детской деревни Гмайнер на собранные им и его сподвижниками деньги построил в 1949 г., к концу 1950 г. им было построено уже пять домов, и 1 декабря состоялось торжественное открытие первой детской деревни. Но Гмайнер с самого начала строил не просто сообщество домов, а определенную педагогическую систему. И главным в этой системе был отбор матерей-воспитательниц. Сейчас это делается по отработанной, научно обоснованной методике. Тогда, в самом начале Гмайнер доверял своему нравственному чувству выросшего в патриархальной австрийской деревне парня. Он старался найти морально и душевно чистых женщин, ценя эти качества так же, как и физическое здоровье. Примером при отборе матерей была его сестра Эльза. У них в семье росло девять братьев и сестер, и у Эльзы была за плечами школа народной жизни и здоровый крестьянский взгляд на существо вещей. Гмайнер не раз повторял: «Диплому об образовании я предпочел бы свидетельство о сердечных качествах». Но таких свидетельств не было, и он пытался сам понять, что за человек придет в его дом к детям.

 


«У нас педагогический опыт часто держался на нервах, на своей сжигаемой жизни, память о которой потом рассеивалась, как пепел. Словно ничего и не было, — пишет в своей книге «Семья без родителей» Елена Брускова. — А в системе киндердорфа все закономерно. Достойно прожитая жизнь и сохраненная память. Каждый отрезок жизни детских деревень Гмайнер заканчивал образованием научной структуры, которая помогала жить дальше. Этот человек, не уставший до конца своей жизни повторять, что он —

«человек простой», никогда не двигался вслепую. Да, он не верил в педагогические теории, придуманные за письменным столом. Он верил в силу опыта. Но он понимал, что, накопив этот опыт, надо двигаться дальше только при помощи науки. И академия, и Социально-педагогический институт, созданные им, должны были ответить на вопросы, которые Гмайнер не раз задавал себе и своим соратникам: «Оправдались ли их надежды на излечение детских душ? Готовит ли детская деревня своих воспитанников, несмотря на негативный опыт их детства, к нормальной жизни? Смогли ли выросшие дети социально интегрироваться в этом мире?» Вот она —

«педагогика долгого дыхания»: признание себя ответственным не только за то, что происходит с ребенком, подростком в стенах твоего заведения, в рамках твоей модели, но и за его будущее в самостоятельной взрослой жизни. Нет определенного срока выхода из детской деревни. Не надо принимать торопливых решений. На все есть время: на выбор, на ожидание. Не надо, как у нас, загонять вышедших воспитанников в соседнее ремесленное училище только потому, что там есть общежитие».

В наших детских домах часто можно услышать от педагогов, когда речь заходит об их бывших воспитанниках: «мол, ничего не поделаешь, гены, характер, мучаешься с ними, мучаешься, а потом родительское все равно свое берет». Почему же «гмайнеровские дети» в подавляющем большинстве не идут по пути своих родителей, становятся хорошими отцами и матерями своим детям, достойными людьми? Елена Брускова так отвечает на этот вопрос: «Ответ прост — он в самой гмайнеровской модели, в образе жизни матери- воспитательницы, призванной не только создавать уют и семейный настрой в доме, но и быть примером. Созданный матерью образ жизни, в котором лечит детей и учит то, как думает, чувствует, поступает эта женщина, взявшаяся создать дом и заменить родителей осиротевшим детям. Воспитывает сила примера, те нравственные законы, по которым сам воспитатель строит свою жизнь и тем самым влияет на характеры

 


своих воспитанников, на создание в их душе моральных принципов, естественно рожденных нравственных законов, а не вдолбленных частым повторением банальных слов. Педагогика киндердорфа, к которой изначально готова каждая мать, основана не на запретах, не на авторитаризме, это педагогика, считающая главным жизнь маленького человека, а не интересы коллектива. Это педагогика любви, уважения, терпимости и терпения».

В детскую деревню на должность матери женщины идут, как на служение. Нужно всю себя целиком отдать детям. Бесконечные хлопоты, бессонные ночи, огромная ответственность. И все же, когда возникли Детские деревни SOS в России, женщин, откликнувшихся на предложение стать матерями сиротам и вести хозяйство большого дома, было очень много, тогда в бушующей страстями России, когда неясно было будущее, но одно было ясно всем — теперь каждый за себя. Реальность говорила об этом, а душа человека, душа женщины запрограммирована на другое — на помощь, на жертвенность, на заботу.

История детских деревень в России начинается с 1996 года. 20 мая в Томилине, в только что отстроенной на средства Международной организации Киндердорф Интернациональ детской деревне, появился первый ребенок. Домов в деревне одиннадцать. Сейчас в них живут одиннадцать мам и 78 детей. За эти 5 лет выросли еще две российские Детские деревни SOS, в г. Пушкине под Санкт- Петербургом и в селе Лаврово под Орлом. А это значит, что снова предстоит набор «мам», дело непростое, ответственное, кропотливое. От первого знакомства до принятия решения проходит погода. Сначала собеседование, заполнение анкеты, работа с этой анкетой, прохождение кандидаткой специальных тестов, которые впоследствии обрабатываются психологом. Если результат положительный, будущей «маме» предстоит показать себя на практике, но не в качестве мамы, а в качестве ее помощницы, «тети». Если «мама» уходит в отпуск или на выходные, ее заменяет «тетя», должность, входящая в штат детских деревень. Томилинские детские деревни были первыми, поэтому практику «мамам» проходить было негде. Вся ответственность за выбор легла на психолога, в то время этим занималась Наталья Николаевна Толстых. Принимала в этом участие и Елена Сергеевна Брускова. Она вспоминает: «Звонков было от претенденток очень много, больше 400. 200 человек заполнили анкеты, а надо было взять одиннадцать мам. Система детских деревень создана не только для детей, но и для одиноких женщин, не



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.146.114 (0.096 с.)