Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Запрещение вкушения крови и человекоубийства.

Поиск

 

4. только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте;

только плоти с душею ее, с кровью ее не ешьте... ”Давая новый закон о пище, Бог вводит в него существенное ограничение — запрещает употреблять в пищу кровь животных. Причина этого запрещения указывается здесь же, именно в том, что кровь животного как бы отождествляется с его душой. Подобная идея встречается и во многих других местах Священного Писания (Лев. 17:11,14;[260] Втор. 12:16;[261]). Любопытно, что кроме Священного Писания, она находится в сочинениях многих древних писателей, и по преимуществу у классиков (Вергилия, Емпедокла, Пифагора и др.). Таким образом, общенародная психология древности основ­ной принцип животной жизни, т.е. то, что называется душою, полагала скрытым в крови его. Становясь на точку зрения этой наивной психологии и желая на почве ее внушить человеку возможно больше уважения ко всякой чужой (в том числе и животной) жизни, Бог и дает запрещение употреблять в пищу кровь. Это — пер­вая Ноева заповедь; впоследствии, при Моисее, она получила более подробное изложение и более обширную аргументацию физическую, моральную (обрядо­вую; Притч. 28:17[262]) и преобразовательную (Лев. 17:11; ср. Евр. 10:4[263] и Ин. 1:17[264]).

 

5. Я взыщу и вашу кровь, вкоторойжизнь ваша, взыщу ее от всякого зве­ря, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его,

Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша... от всякого зверя... ”Эти слова дают прекрасное подтверждение только что приведенного нами взгляда на кровь, как седалище души. Даже и к крови животного Господь внушает дол­жное уважение строгим взысканием; и чтобы еще рельефнее оттенить мысль о преступности убийств, Бог и говорит, что за кровь человека Он взыщет не толь­ко с сознательного убийцы, но даже и с неразумного животного и дикого зверя, что впоследствии получило даже и определенную законодательную санкцию (Исх. 21: 28[265]).

Взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его... ”Если убийство человека неразумным животным подвергалось суровой каре, то, разумеет­ся, гораздо преступнее и посему во много раз сильнее преследовалось убийство человека человеком же... В самих словах данного текста некоторые не без осно­вания видят осуждение двух родов убийства — самоубийства (человека от руки человека, т.е. себя) и убийства других.

 

6. кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию; 7. вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней.

кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека... ”Закон, запрещающий человекоубийство, получает свое изъятие, но такое, которое еще более укрепляет силу этого закона, сдерживая нарушение его стра­хом соответствующей (подобной же) расправы. Это позволение прекрасно выражает собой дух и сущность всей ветхозаветной морали, требовавшей ока за око, зуба за зуб, жизни за жизнь (Исх. 21:24;[266] Лев. 24:20;[267] 2 Цар. 1:16;[268]). Здесь же лежит основание древнему обычаю кровной мести, культурным пережитком которого, до известной степени, являются и наши современные дуэли. Но христианство, привнесшее в мир новые гуманные начала, давно уже осудило эту практику: как невольного, так даже и вольного убийцу он заповедует не умерщвлять, а всячески исправлять его и возвращать к истинно человеческой жизни.

ибо человек создан по образу Божию... ”Вот внутреннее, глубочайшее осно­вание того, почему убийство человека особенно преступно. Создание человека по образу Божию, ставя его как бы в отношение некоторого духовного родства с са­мим Богом, делает его личность священной и неприкосновенной, так что решительно никто, не исключая и самого человека, не имеет права посягать на его жизнь, единственным распорядителем которой является лишь сам даровавший ее Бог. В этих словах важно отметить, во-первых, то, что здесь implicite подтверждается отличие образа от подобия, а во-вторых, и то, что наличность образа Божия не отрицается и в нашем человеке.

 

Заключение завета Бога с Ноем.

 

8. И сказал Бог Ною и сынам его с ним:

В рассматриваемом разделе говорится о возобновлении того завета, который Господь благословил заключить с Ноем еще пред потопом (6:18). Но теперь этот завет провозглашается еще торжественней и в более широком объе­ме: раньше он был только личный союз Бога с праведным Ноем (“с тобою”); те­перь в него входят и все семейство Ноя (с вами) и все их будущее потомство и даже мир животных.

 

9. вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас,

вот, Я поставляю завет Мой с вами... ”Это был завет спасения от разруше­ния и смерти, и в этом смысле он может служить прообразом евангельского обе­тования, проповедующего благую весть об избавлении от вечной, греховной смерти (Иез. 34:25;[269] 37:26;[270] Иер. 32:40[271]).

 

10. и со всякою душею живою, ко­торая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковче­га, со всеми животными земными; 11. поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли.

и со всякою душею живою... ”Вот еще доказательство того, насколько тесна связь человека со всей природой: падает человек, падает и вся природа; гибнет человек, погибает и все живущее, наконец, восстает человек и с ним восстает и вся тварь (Рим. 8:20).

 

Дарование знамения радуги.

 

12. И сказал (Господь) Бог: вот зна­мение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: 13. Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением (вечного) завета между Мною и между землею.

В качестве внешнего, видимого знака, удостоверяющего неповторяемость мирового потопа, Бог указал человеку на радугу, известное атмосфери­ческое явление, состоящее в преломлении и разложении светового солнечного луча в прозрачной среде (массе) воды. Что касается того, как понимать самое значение этого знамения, то мнения экзегетов здесь расходятся: одни думают, что радуга с этого момента появляется только впервые и что раньше ее не суще­ствовало совершенно потому, что не было вовсе дождя, а земля орошалась толь­ко туманом и росою, как это можно предполагать на основании 6 ст. 2 гл. Другие более основательно допускают, что радуга существовала и раньше; но прежде она была совершенно безразличным небесным феноменом, — теперь же ей ус­ваивается особенное символизирующее действие. И то обстоятельство, что для данной цели избрана именно радуга, а не что-либо иное, имеет свое полное оправдание: дело в том, что радуга, т.е. видимое нами преломление солнечных лучей, возможно лишь при том условии, чтобы тучи не сплошь покрывали собой небо, а оставляли просвет и для солнца, и дождь не представлял собой сплошной водяной массы, могущей угрожать потопом. Естествоиспытатели и теперь наблюдают, что радуги не бывает при тропических ливнях. Отсюда, появление радуги есть естественное доказательство того, что дождь не имеет угрожающего харак­тера и непохож на наводнение пред потопом (7:11). Этому-то естественному натуральному явлению Бог и благоволил усвоить особое символическое значе­ние, избрав его знамением Своего завета с Ноем. Аналогичные с данным приме­ры представляет, напр., ползание змия на чреве, ставшее символом унижения, или погружение в воду при таинстве крещения, сделавшееся символом очище­ния от первородного греха.

В Священном Писании мы встречаемся и с другими выражениями символического значения радуги: она служит одним из атрибутов божественно­го суда над миром вместе с молнией (Пс. 17:14[272]) или же является знамением божественного величия и славы (Иез. 1:27-28;[273] Сир. 43:12-13;[274] Откр. 4:3;[275] 10:1[276]). Идея об особом таинственном знаменовании радуги, по-видимому, нашла себе отклик и в универсальных мифах языческой древности, где радуга чаще все­го изображалась в виде кроткой посланницы небес, несущей на землю радость, мир и благоволение богов.

 

14. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга (Моя) в облаке;

И будет, когда Я наведу облако на землю... ”Глагол “наводить” в священ­но-библейском языке употребляется главным образом для выражения понятия какой-либо надвигающейся опасности или грозы (Быт. 6:17 и мн. др.). Таким образом, в момент наибольшего ожидания опасности, Господь и обещает посы­лать радугу, как символ помилования и избавления от небесной кары.

 

15. и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой пло­ти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. 16. И будет радуга (Моя) в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом (и между землею) и меж­ду всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле.

Я вспомню завет Мой... ”Это не более, как антропоморфическое изображение идеи божественного промышления о людях, которое, по аналогии с че­ловеком, представляется вспоминающим о них всякий раз, когда им грозит какая-либо скрытая опасность. Это общее промыслительное отношение Бога к людям не исключает и частных специальных действий божественного промышления, вытекающего из факта заключенного между Богом и Ноем завета.

 

17. И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле.

вот знамение завета... ”Это — заключительные слова ко всей довольно пространной речи о завете и его значении.

 

Ной насаждает виноградник.

 

18. Сыновья Ноя, вышедшие из ков­чега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана.

Отсюда начинается новый библейский раздел — история детей и дальнейшего потомства Ноя (toldoth Noach). Что касается значения самих имен его непосредственных детей, то, согласно наиболее принятому толкованию, сло­во “Сим” значит “знак, помета,” отсюда — вообще “имя;” слово “Хам,” вероятно, значит “жгучий, черный, темный, смуглый” и слово “Иафет” означает “распространение.”

Хам же был отец Ханаана... ”По объяснению Иоанна Златоуста, “Писание хочет этим указать нам на крайнее невоздержание Хама, на то, что ни столь великое бедствие (потоп), и такая тесная жизнь в ковчеге, не могли обуздать его, но между тем, как старший его брат доселе еще не имеет детей, он во время такого гнева Божия, когда погибала вся вселенная, предался невоздержанию и не удержал необуздан­ной своей похоти” (Бес. 28). Это не исключает собой и другого объяснения, по которому Ханаан указан здесь как представитель того племени хамитов, которые, получили имя хананеев и живя впоследствии по соседству с евреями, всего более приходили в соприкосновение с историей богоизбранного народа (Быт. 12:6).

 

19. Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля.

и от них населилась вся земля... ”Далее, в 10 гл., 11:1;[277] 19:31,[278] мы увидим более подробное раскрытие этой мысли. Здесь же можем лишь отме­тить, что потомство Сима (семиты) населило Армению, Месопотамию, Сирию и Аравию; потомство Хама эмигрировало главным образом в Африку, и, наконец, потомки Иафета распространились по северной части Азии, в Индии, проникли в Европу и даже, вероятно, в Америку (Деян. 17:26[279]).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.198 (0.008 с.)