Засыпает и осмеивается своим сыном. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Засыпает и осмеивается своим сыном.



 

20. Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; 21. и выпил он вина, и опьянел, и лежалобнаженным в шатре своем.

Эти стихи раскрывают нам повод, вызвавший последующее важное пророчество Ноя.

насадил виноградник... ”Армения, где, по свидетельству Библии, осел Ноев ковчег, считается родиной винограда.

и выпил вина и опьянел... ”Умеренное употребление винограда и виноградного сока представляет собой прекрасное и здоровое лечебное средство, так что, рассматриваемая с этой точки зрения Ноем культура винограда есть полезное и хорошее дело. Но допотопное человечество совершенно не было знакомо с нею и с употреблением вина; впервые со всем этим пришлось познакомиться только Ною, и легко могло случиться, что он, не зная силы и действия вина, выпил его больше, чем бы это следовало, и впал в то состояние, которое здесь указано. Самое выражение “начат” (LXX, славян.) уже показывает, что он положил начало употреблению вина и подвергся опьянению по совершенному неверию и по не­знанию меры употребления вина. Эти ошибки даже праведников являются луч­шим предостережением для нас против нашей самонадеянности (1 Кор. 10:12[280]) и наиболее действительным лекарством в тех случаях, когда нами овладевает от­чаяние и малодушие ввиду нашей греховности (Иер. 8:4[281]). “Для того и описа­ны, — говорит Иоанн Златоуст, — не только добродетели сынов, но и прегрешения их, чтобы мы последних избегали, а первым подражали” (Бес. 29).

 

22. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим.

И увидел Хам... наготу отца своего... ”Хам увидел ту самую наготу, кото­рую мучительно ощутили и наши прародители тотчас по вкушении запрещенного плода (Быт. 3:7) и которую из чувства стыда прикрыли опоясаниями. Однако со стороны Ноя во всем этом было очень мало вины: во-первых, как видно из контек­ста, он сделал это во сне и следовательно, бессознательно; во-вторых, он допус­тил это дома (в шатре своем), куда не должен проникать чужой нескромный взор и где всякий человек в праве позволить себе большую свободу и непринужден­ность действий.

и вышел, рассказал двум братьям своим... ”Эта последняя прибавка и выда­ет всю вину Хама: если бы Хам был только невольным свидетелем такой несколь­ко соблазнительной картины и не придал всему виденному никакого особенного значения, то он и не совершил бы никакого преступления. Но Священное Писание гово­рит о противоположном: “в этой поспешности рассказать, что он видел, братьям, видна глубоко испорченная натура; в поступке его видна злобная радость в уни­жение отца, чувство гордости и собственного превосходства и отсутствие чувства стыда” (Властов). Вскрывая довольно ясно выраженные здесь мотивы Хама, мы можем сказать, что он издевался перед братьями над своим отцом, изображая в неприглядном свете то, как их отец — этот шестисотлетний старец, такой непоко­лебимый столп благочестия и веры — мог дойти до такого смешного состояния! “Он, может быть, рассказывая о случившемся, еще издевался над посрамлением отца, не внимая премудрому, который говорит: не ищи славы в бесчестии отца твоего ” (Сир. 3:10; у Злат. 29 бес.; Исх. 21:17;[282] Лев. 19:3;[283] Мф. 15:4;[284] Притч. 30:17[285]). Он как бы был рад, что тот, кто служил образцом строгой жизни и обуздывал его злонравие, теперь сам в неприличном положении от опьянения.

 

23. Сим же и Иафeт взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли за­дом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.

Сим же и Иафет взяли одежду... и покрыли наготу отца своего... ”Этимдействием они не только не выразили сочувствия к поступку Хама, но и уничтожили самую его причину. И поскольку Хам обнаружил порочную наклонность и испорченное воображение, отсутствие сыновей почтительности, постольку, наоборот, Сим и Иафет дали нам назидательный пример целомудрия, стыдливости и высокой сыновней любви и почтительности к своему отцу даже и в такой исключительный момент, когда он, по-видимому, меньше всего этого заслуживал.

лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего... ”Мел­кая, но весьма характерная деталь, доказывающая, до какой степени нравственной чуткости доходило моральное чувство двух этих достойных сынов Ноя.

 

24. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его,

Ной проспался от вина своего... ” Отсюда ясно, что все предшествующее случилось с Ноем во время его сна, т.е. помимо участия его сознательной воли.

и узнал, что сделал над ним меньший сын его... ” “Откуда он узнал это? — спрашивает Иоанн Златоуст и отвечает так: может быть рассказали братья, не с тем, чтобы обвинить брата, но чтобы объяснить дело, как оно происходило, дабы Хам получил соответственное своей болезни врачевство” (24 бес.). Не менее мудро разрешает Иоанн Златоуст и другое недоумение — каким образом следует понимать здесь наименование Хама “меньшим” или младшим сыном, когда достоверно известно, что он был средним (Быт. 9:18): “Хам, конечно, не был самым младшим; он был второй и старше Иафета, но если он и был старше его по возрасту, то по душе оказался моложе и дерзость поставила его ниже младшего брата.” В еврейском тексте слово “меньший” выражает собой сравнительную форму, а не превосходную и следова­тельно не указывает на Хама, как на самого меньшого из всех сынов Ноя, а лишь на сравнительно младшего именно по отношению к Симу.

 

Ной проклинает Ханаана.

 

25. и сказал: проклят Ханаан; раб ра­бов будет он у братьев своих.

Три данных стиха заключают в себе вдохновенное пророчество Ноя, который, исходя из фактов, обнаруживших склонности и пове­дение его детей, предрекает будущую судьбу каждого из них, вместе с их потомством.

проклят Ханаан... ”На вопрос, почему вся тяжесть этого проклятия падает не на Хама, главного виновника всего, а на сына его Ханаана, существует несколько более или менее правдоподобных догадок.

Так, Ориген, следуя иудейской традиции объясняет это тем, что отрок Ханаан будто бы первый заметил непристойное положение своего спящего деда и указал на него своему отцу Хаму: но это объяснение, помимо всего прочего, не выдерживает критики уже по одному тому, что никогда нельзя счи­тать в одном и том же проступке более ответственным юного, неразумного отрока, чем зрелого мужа.

Гораздо глубже и основательнее другое объяснение этого, предло­женное Златоустом: “Не без цели и не напрасно упомянуло Писание о сыне (Хама), но по некоторой сокровенной причине. Ной хотел и наказать Хама за его преступление и нанесенное ему оскорбление, и вместе с тем не нарушить благословения, данного уже Богом: “благословил, — сказано, — Бог Ноя и сынов его,” когда они вышли из ковчега (Быт. 9:1); далее Златоуст подробно разъясняет, что Ной, наложив проклятие на Ханаана, больше всех воплотившего в себе типические черты своего отца и потому особенно близкого и дорогого ему, нанес именно этим наиболее чувствительное на­казание и самому Хаму. Наконец, не лишено значения и вышеуказанное нами сообра­жение об исключительно важной роли племен в будущей истории Израиля, в духе пророческого прозрения которой Ной и изрекает проклятие на потомство одного только Ханаана, не касаясь других детей Хама

раб рабов будет он у братьев своих... ”Это обычная в еврейском языке форма усиления мысли (превосходная степень), которая описательно всего лучше может быть переведена так: в полном подчинении и во всесовершенном рабстве будет потомство Ханаана у потомков Сима и Иафета. И история действительно дала полное оправдание этого пророчества. Так, потомки Ханаана были умерщвлены и обращены в рабство евреями при Иисусе Навине, во время завоевания им земли обетованной (Нав. 9:23[286]). Не раз и еще, в особенности при Давиде и Соломоне, хананеи испытали на себе тяжелую руку потомков Сима и послужили им (3 Цар. 9: 20-21[287]). А другие отрасли хамитов — финикияне и в особенности ефиопляне были покорены племенами Иафета — персами, греками и римлянами.

 

Благословляет Сима.

 

26. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему;

благословен Господь Бог Симов... ”Пророчество, данное Симу, составляет полную противоположность предыдущему: то начиналось с проклятия, это начинается с благословения; то предрекало рабство, это возвещает господство. Самая формула — “ благословен Бог,” когда она прилагается к Богу, означает вознесение хвалы и благодарности Богу (Еф. 1:3); но всего замечательнее в ней то, что здесь Бог откровения — Всевышний — впервые называется собственно Богом Сима. Это означает, что потомство Сима будет стоять в особых, исключительно близких отношениях к Творцу, в качестве родоначальников богоизбранного еврейского народа, и что из него произойдут патриархи и пророки — служите­ли Бога на земле и, наконец, из него потом произойдет и сам Христос Спаситель.

Ханаан же будет рабом его... ”Разумеются ближайшим образом те подчи­ненно вассальные отношения, в которых находились хананеи у евреев в эпоху Иисуса Навина и во времена еврейских царей.

 

Молитва Ноя за Иафета.

 

27. да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему.

да распространит Бог Иафета... ”В еврейском тексте здесь дана своеобразная игра слов (japhet e'jephet), или параллелизм понятий, так как имя “Иафет” и обозначает “широкое распространение.” Потомству Иафета, таким образом, предрекалось самое широкое расселение по лицу земли; и действительно, в лице народов кавказа оно заселило большую часть Азии, почти всю Европу и Америку, не говоря уже о том, что оно же составляет привилегированную часть населения и в остальных стра­нах Нового и Старого света.

Количественному распространению иафетитов отвечает и его интеллектуальное превосходство: метафизика Индии, философия Греции, стратегия Рима и вся современная мировая цивилизация обязана своим существованием и процветанием, главным образом, гению иафетитов.

и да вселится он в шатрах Симовых... ” Речь не о Боге, как то ошибочно полагали некоторые (Филон, Феодорит, Онкелос и др.), но об Иафете, которому со временем предрекается и господствующее положение даже над потомством Сима. И, действительно, это пророчество оправдалось в двояком смысле: и в смысле политическом, когда римляне, потомки Иафета, покорили иудеев и разрушили самый Иерусалим, и в религиозном, когда вместе с Израилем в Церковь Христову вступали язычники (Еф. 2:11-15[288]).

“Посредством этих благословений, изречен­ных Симу и Иафету, он (Ной), кажется мне, предвозвестил призвание двух наро­дов, именно: через Сима — иудеев, так как от него произошел патриарх Авраам и народ иудейский, а через Иафета — призвание язычников” (Иоанн Златоуст, 30 бес.}.

Ханаан же да будет ему слугой... ” Оправдание этого пророчества можно, глав­ным образом, видеть в росте невольничества черных рас у белой и во всесторон­нем преобладании последней над первыми.

Заключая детальный комментарий пророчества Ноя, мы должны сказать, что это — одно из самых знаменательных сказаний, обнимающее в общем схематичес­ком очерке главные течения всей последующей истории человечества, олицетво­ренное в судьбе трех сынов Ноя, как родоначальников всего последующего чело­вечества: здесь и возлюбленный первенец Ноя — Сим, которому предрекается осо­бое божественное благоволение, здесь и неблагодарный Хам, которому возвеща­ется отвержение, рабство, здесь и младший сын — Иафет, на судьбе которого име­ло исполниться евангельское пророчество, что “последние да будут первыми,” пер­выми как в культурно-историческом, так и в христианско-религиозном смысле.

 

28. И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет.

И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет... ”по вычислениям неко­торых библеистов триста пятидесятый год послепотопной эпохи падает на пять­десят восьмой год жизни Авраама; следовательно, Ной был свидетелем построй­ки вавилонской башни и последующего за ней рассеяния народов.

 

Смерть Ноя.

 

29. Всех же дней Ноевых было де­вятьсот пятьдесят лет, и он умер.

Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер. ”Обе эти хронологические даты напоминают нам хорошо известные подобные же примеры из генеалогии сифитов (5:31 и др.), Ной был последним из патриархов, доживших до такой глубокой старости и это — не без особенного божественного промышления: деятель последних шести веков допотопного мира, Ной был и свидетелем первых трех с половиною веков истории нового, послепотопного человечества и своей личностью как бы скреплял оба этих мира и служил носителем и храните­лем всех универсальных традиций человечества. Шестьсот лет допотопной жиз­ни Ноя позволяли ему видеть еще Мафусала и слышать из его уст рассказы о первобытных временах, полученных Мафусалом непосредственно от самого Ада­ма, а триста пятьдесят лет послепотопного периода открывали возможность лич­ной беседы и передачи всех священных традиций Аврааму, откуда через две-три посредствующих ступени (Иаков, Левий, Кааф), все это и чисто естественным путем могло дойти до бытописателя Моисея, который помимо этого, был и оза­рен также особым сверхъестественным божественным Откровением. “Так близко передавалось изустное предание, начертанное на страницах Библии, и в то вре­мя, когда Моисей начертывал его, весь народ еврейский мог поверить в истину этих сказаний с преданиями старцев” (Властов).

 

 

Глава 10.

 

Потомство Ноя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.0.157 (0.016 с.)